Светлана Иванова
План работы «Экологическое воспитание как способ самопознания ребенка младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Способствовать формированию основ экологической культуры как способа самопознания у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с объектами природы.
Задачи:
- формирование элементарных представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса у младших дошкольников;
- развитие познавательного интереса к окружающему миру через обогащение и речевое развитие детей;
Публикация «План работы „Экологическое воспитание как способ самопознания ребенка младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Планирование. Планы работ
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- выработка умения правильно взаимодействовать с окружающим миром и эстетического отношения к миру природы;
- воспитание гуманного эмоционально-доброжелательного и бережного отношения к природе;
- изучить познавательно-методическую литературу по проблеме;
- изучить и применить передовой педагогический опыт коллег по аналогичной проблеме;
- обобщить собственный педагогический опыт по проблеме с применением современных образовательных технологий экологического воспитания;
- создать максимальные условия для развития самопознания у детей в процессе формирования экологических основ.
Предполагаемый результат:
- ориентироваться в многообразии растений и животных, замечать их связь со средой обитания;
- знать и называть различных животных и условия их обитания;
- иметь представления о растениях и животных, занесенных в Красную книгу;
- умеют рассуждать, делать элементарные самостоятельные выводы, воспринимать окружающий мир во всем его многообразии, ориентироваться в нем в соответствии с возрастными особенностями;
- развиваются мыслительные способности детей, расширяется круг знаний.
Самореализация.
1. Участие в системе методической работы в ДОУ. Мастер-класс для педагогов с использованием образовательных технологий экологического воспитания. (январь)
2. Прогнозирование интереса детей, их эмоциональное отношение к НОД с применением опытно-экспериментальной деятельности по экологическому направлению.
3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности по теме в педагогическом сообществе. Отчет по проделанной работе по плану самообразования с сентября по май.
Литература.
Автор Наименование Источник (сайт; издательство, год издания)
Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» Москва, 2015 г.
Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания дошкольников», Москва, 2016 г.
Уланова Л. А., Иордан С. О. «Методические рекомендации
по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет» Санкт-Петербург, 2012 г.
Елькина Н. В., Мариничева О. В. «Учим, детей наблюдать и рассказывать» Ярославль, 2011 г.
Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию» Санкт – Петербург, 2013 г.
Прохорова Л. Н. «Экологическое воспитание дошкольников» Москва, 2003
Панфилова А. П Инновационные педагогические технологии: активное обучение Москва, 2009
Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Москва, 2013
«А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями? Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога».
К. Д. Ушинский
Актуальность
Почему я выбрала тему творческого отчета «Экологическое воспитание как способ самопознания ребенка младшего дошкольного возраста», потому что природа - неиссякаемый источник духовного обогащения. Принят закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды…», закон «Об образовании» - создание предпосылок экологического образования населения. Каким будет мир будущего? Во многом это зависит от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание сегодняшних детей. Именно этим будет определяться духовное и материальное благосостояние государства и общества.
Многочисленные экономические, социальные, экологические проблемы, стоящие не только перед нашей страной, но и всем миром, по сути, имеют один общий корень и могут быть сведены к одной общей проблеме – проблеме человечества.
Мы знаем, каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает. Что же определяет, характеризует человека, да и общество в целом, прежде всего? Культура человека и общества. Это понятие вмещает в себя духовность и нравственность, широкий кругозор и сознание, образованность и просвещенность, интеллигентность, цивилизованность, внутреннюю утонченность и творческую активность. Чтобы сохранить себя, человек должен сохранить природу, но, чтобы суметь это сделать, он должен развить и улучшить себя. Именно поэтому в экологическом воспитании и образовании вопросы личностной культуры должны стоять на первом месте.
Актуальность заключается в том, что культурно – экологическое воспитание и образование в целом должны быть ориентированы на созидание более совершенного человека, способного жить в гармонии с окружающим миром. И я думаю, что фундаментом этой базы должен стать детский сад. Ведь воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда ребенок будет располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, обладать несложными способами выращивания растений, научиться наблюдать природу, видеть ее красоту, заботиться и бережно относиться к животным. Именно ребенок дошкольного возраста с его непосредственным взглядом на окружающий мир, с умением видеть и радоваться окружающему – является проводником будущего. И детский сад должен стать основой, на которой будет формироваться любовь детей к природе, родному краю, формироваться мировоззрение, способствующее развитию планетарного мышления человека нового поколения.
Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к ней в окружающей действительности. Наша задача помочь каждому ребенку накопить необходимый «багаж знаний», сформировать экологическую культуру личности, которая предполагает наличие определенных знаний и убеждений, согласующихся с требованиями бережного отношения к окружающей действительности.
План самообразования
Этапы Содержание работы Сроки
1 ЭТАП —
информационно-аналитический 1. Выявление проблемы и планирование путей реализации решения проблемы по теме
2. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта сентябрь
4. Определение целеполагания, подбор эффективных методов работы над темой
5. Изучение современных образовательных технологий для разработки системы мер, направленных на решение проблемы по теме самообразования
6. Первичная диагностика, прогнозирование результатов Октябрь-ноябрь
2 ЭТАП —
внедрение в практику
7. Реализация педагогического опыта; создание условий для решения проблемы
8. Формирование методического банка, сбор познавательного кейса
9. Анализ промежуточных результатов диагностических данных по теме, планирование работы по устранению проблемы Декабрь-февраль
10. Подведение итоговых результатов по теме самообразования
11. Оформление педагогических результатов по теме самообразования, обобщение опыта, оформление папки по самообразованию
12. Представление материалов на разных уровнях педагогического мастерства Март-май
3 ЭТАП — представление опыта работы по теме 13. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы
14. Совершенствование условий распространения педагогического мастерства по теме самообразования для использования его коллегами В ходе дальнейшей педагогической деятельности
Научно-теоретические основы темы
Значение природы в жизни людей очень велико и многообразно. Природа источник материальных и культурных благ человека. Богатые запасы природы – основа развития народного хозяйства.
Природа целебна: она играет большую роль в оздоровлении человека: зеленые растения поглощают углекислый газ из воздуха и выделяют в него кислород. Установлено, что воздух лесов в 200 раз чище воздуха крупных промышленных городов.
Восприятие красоты и гармонии форм, красок и звуков, наблюдение происходящих в природе явлений вызывает чувство радости и дает огромное наслаждение. Природа играет большую роль в создании ценностей искусства. Описанию и воспеванию её посвящают свои произведения поэты, писатели, художники, музыканты.
Природа – могучий источник познания. Изучение совершенной работы её сложных организмов является ключом к технике, к изобретениям и открытиям, созданию приборов.
Ещё Леонардо да Винчи пытался использовать принцип полета птиц для построения летательных аппаратов. Развитие авиационной техники связано с достижениями аэродинамике – науке, изучающей движение воздуха и взаимоотношение между телом и обтекающим его воздухом.
Законы природы выражают связь между отдельными явлениями. Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способствует формированию научного мировоззрения. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким.
Идея приобщения человека к природе, к ее познанию имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого, такие как Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоци, Я. А. Каменский видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. В России прогрессивные педагогические идеи развивали русские революционеры – демократы В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов. Мысль об огромном воспитательном значении знаний о природе особенно четко прослеживается в трудах А. И. Герцена «Нам кажется почти совсем невозможным, - писал он, - без естествознания воспитать… мощное умственное развитие. Никакая отрасль знаний не приучат так ума к твердому положительному шагу, к смирению перед истиной, к добросовестному принятию последствий такими, какими они выйдут, как изучение природы».
О значении природы в воспитании детей много писали педагоги классики. Особенно большую и почетную роль отводил ей К. Д. Ушинский «Природа, есть один из могущественных агентов в воспитании человека, - писал он, - и самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью…». Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно-образовательной работе детского сада нельзя разрешить задач всестороннего – умственного, эстетического, нравственного и физического развития детей.
Формирование экологических основ у дошкольников – это средство образования в их сознании конкретных знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Эти знания необходимы для формирования материалистического мировоззрения. Отсутствие таких знаний, верно отражающих действительность, может привести к развитию у детей неправильных представлений о природе, различных предрассудков, вроде таких: раздавишь лягушку – дождь пойдет, дотронешься до жабы – бородавками кожа покроется и т. п. Исправлять неправильные представления гораздо труднее, чем образовывать новые. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получали верные сведения о природе, основанные на чувственном опыте, самопознании окружающего мира.
Исключительно большое значение имеют ознакомление с природой и постоянные наблюдения в ней для развития логического мышления и речи. Вот так высказывался об этом К. Д. Ушинский: «Основание разумной, чисто человеческой речи, заключается в верном человеческом мышлении, а верное логическое мышление, как это мы показали, возникает не из чего иного, как из верных и точных наблюдений… Логика есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы». Систематическое ознакомление с объектами и явлениями природы развивает у детей наблюдательность и внимание, интерес и любознательность.
Умение наблюдать – очень важное качество. Известный методист – естественник К. П. Ягодовский считал, что навыки правильного письма и устной речи, а также и логических построений самым тесным образом связаны с общим развитием ребенка и, прежде всего с развитием его наблюдательности.
Нужно учить детей умению воспринимать предметы и явления в соответствии с поставленной целью, выделять в них наиболее существенное. В процессе наблюдения дети учатся улавливать связи и причинные зависимости между предметами и явлениями.
Таким образом, накапливая конкретные знания о природе, дошкольники развивают свое мышление, формируется самопознание мировоззрения, основы природопользования.