ЮЛИЯ ЗОЛОТУХИНА
План работы с детьми, страдающими ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
План работы с детьми, страдающими ЗПР
Пояснительная записка.
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Данные игры используются в индивидуальной работе с детьми, страдающими ЗПР. Они направлены на:
- развитие мелкой моторики пальцев рук.
- снятие утомление у ребенка, обеспечение активного отдыха и повышение умственной работоспособности.
Публикация «План работы с детьми, страдающими ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Проекты, планирование, тематические недели
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Планирование. Планы работ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- развитие мышления,
- активизацию словарного запаса,
- расширение представлений об окружающем мире.
- развитие речи.
Январь.
Пальчиковая гимнастика «Снежок»
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Мы с тобой снежок слепили. («Лепят» меня положение ладоней.)
Круглый крепкий, очень гладкий (Показывают круг, сжимают ладони.)
И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальчиком)
Раз подбросим. (Смотрят вверх подбрасывая воображаемый снежок)
Два поймаем. (ловят)
Три уроним (Роняют воображаемый снежок.)
И сломаем. (Топают ногой.)
«Выбери картинки с изображением зимы и докажи свой выбор».
Цель: Упражнять в нахождении примет зимы в погоде, в неживой и живой природе
Игра «Образуй признак».
Цель: Упражнять в согласовании прилагательных в роде, числе и падеже.
снег блестит на солнце (значит он какой) блестящий на солнце снег,
снег сверкает на солнце — сверкающий на солнце снег,
снег искрится под лучами солнца — искрящийся под лучами солнца снег,
снег хрустит под ногами — хрустящий под ногами снег,
снег скрипит под ногами — скрипящий под ногами снег,
снег падает на землю — падающий на землю снег,
снег кружится в воздухе — кружащийся в воздухе снег.
Физкультминутка «Снеговик».
Цель: снять утомление у ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся.
Давай, дружок, смелей, дружок,
Идут по кругу, изображая, будто катят перед собой снежный ком.
Кати по снегу свой снежок. Он превратится в толстый ком, «Рисуют» руками большой круг.
И станет ком снеговиком.
«Рисуют» снеговика из трех комков.
Его улыбка так светла!
Широко улыбаются.
Два глаза, шляпа, нос, метла.
Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа, встают прямо, как бы держат воображаемую метлу.
Но солнце припечет слегка
Медленно приседают.
Увы! — и нет снеговика.
Разводят руками, пожимают плечами.
«Найди ошибки художника».
Цель: учить находить ошибки в картинках
«Найди отличия (что изменилось)».
Цель: развивать мышление, учить находить отличия
Лото «Времена года»
Цель: закреплять и расширять знания о временах года
"Подбери словечко"
Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным.
В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.
Про что можно сказать "свежий"… (воздух, огурец, хлеб, ветер); "старый"… (дом, пень, человек, ботинок); "свежая"… (булочка, новость, газета, скатерть); "старая"(мебель, сказка, книга, бабушка); "свежее"… (молоко, мясо, варенье); "старое"(кресло, сиденье, окно)
ФЕВРАЛЬ
Пальчиковая гимнастика «ПЕКАРЬ»
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Бублик, (большой и указательный пальцы образуют круг,
Баранку, (большой и средний пальцы образуют круг,
Батон (большой и безымянный)
И буханку (большой и мизинец)
Пекарь из теста (имитация лепки хлеба)
Испек спозаранку.
Дидактическая игра «Скажи по- другому»
Цель: учить согласовывать существительные с причастием
Маляр красит- красящий маляр
Аквалангист плывет- плывущий аквалангист
Кузнец кует- кующий кузнец
Аптекарь выдает- выдающий аптекарь
Тракторист пашет- пашущий тракторист
Д. И. «Узнай по картинке»
Цель: учить различать профессии людей по одежде и предметам
Лото «Профессии»
Цель: закрепить знания о профессиях
Д. И «Что кому нужно для работы»
Цель: расширять представления детей о профессиях
"Узнавание"
Цель игры — узнать предмет, объект по группе прилагательных, эпитетов или по группе слов-действий. Предлагаемые в качестве исходной опоры слова должны быть связаны с чувственным и практическим опытом ребенка. Например, "зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная" — береза; "сверкает, землю согревает, тьму разгоняет" — солнце.
Игры со словами нужно постепенно усложнять, не только увеличивая словарный запас ребенка, но и тренируя у него способность легко находить нужное слово. Чтобы ребенок без особых затруднений "вычерпывал" из памяти необходимое слово, надо разнообразить варианты игр ("Какое бывает?", "Что делает?"). В дальнейшем основным правилом таких игр становится отсутствие повторов.
"Кто что делает"
Эта игра обогащает лексический запас детей словами-действиями (глаголами) и позволяет не только активизировать монологическую речь, но и выразительность неречевых средств воздействия на слушателей. В рамках этого варианта существует несколько способов организации игрового действия.
Для игры необходим набор предметных картинок (картина, молоток, зонт, часы, кошка, собака, клубок ниток, газета и пр.). Детям показывают картинки (по одной) и задают вопросы: "Что с этим можно делать? Для чего это нужно?" Можно поступить и следующим образом: задать вопросы, отражающие конкретное использование предмета, а дети указывают на ту или иную картинку. Например: "Что можно повесить на стену? Из чего можно связать шарф? Где можно спрятаться от дождя? Кто дом сторожит? Что можно читать? Кто мышей ловит? Как узнать, сколько времени? Чем гвозди забивать?"
Март
Пальчиковая игра "Весна"
Цель: развивать мелкую моторику рук
(Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими).
Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь.
(Ладони сомкнуты "ковшом", поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены).
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
(Движения повторяются).
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок,
(Выполняем руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).
А из под старой травки
(Ладони сомкнуты "ковшом").
Уже глядит цветок.
(Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка).
А из под старой травки
Уже глядит цветок
(Движения повторяются).
Раскрылся колокольчик
(Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак).
В тени там, где сосна,
(Пальцы постепенно разжимаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика).
Динь-динь, звенит тихонько,
(Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая "динь-динь").
Динь-динь, пришла весна.
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна.
«Весенняя поляна»
Цель: Упражнять детей в согласовании существительных с прилагательными.
Н – р: день-весенний день.
(солнце, погода, лес, трава, небо, цветы, месяцы, гроза)
«Назови ласково»
Цель: продолжать учить детей образовывать существительные с уменьшительно ласкательным значением.
Ход: лист-листик, птица-птичка, дерево-деревце и т. д.
«Подбери действие»
Цель: Продолжать активизировать в словаре детей глаголы.
Ход: Птицы весной что делают? (прилетают, готовятся к гнездованию и т. д.)
Лото «Времена года»
Цель: закреплять знания о временах года
Апрель
Пальчиковая гимнастика «Паучок»
Цель: развитие мелкой моторики рук
(1)Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(2)Дождик с неба вдруг полил,
(3)Паучков на землю смыл.
(4)Солнце стало пригревать,
(5)Паучок ползёт опять,
(6)А за ним ползут все детки,
(7)Чтобы погулять на ветке.
Одна из ручек (или рука взрослого) - веточка. Её вытягиваем вперёд, пальцы растопырены.
Вторая ручка - паучок, который гуляет «по ветке».
1 - «Паучок» бегает по предплечью, а затем по плечу.
2 - Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).
3 - Хлопаем ладонями по коленям.
4 - Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
5 - Действия как в первом куплете
6 – «Паучки» ползают по голове.
Что за предмет?
Цель: учить называть предмет и его описывать.
Ход.
Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т. д.»
Угадай игрушку
Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.
Ход.
На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.
«Послушай и скажи»
Цель. Накопление словаря и развитие фразовой речи. Развитие слухового внимания.
Описание игры. Взрослый предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (шорох листьев, лай собаки, мяуканье кошки, стук дверью, свист в свисток, щебет птиц, сигнал машины, разговор прохожих и т. д.). Дети должны ответить целым предложением. Игру хорошо проводить на прогулке.
«Угадай игрушку»
Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.
Взрослый показывает ребенку 3—4 игрушки, он называет их. Надо сразу научить правильно называть предмет: «Это. (заяц, лиса, утенок)». Взрослый рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично описываются другие игрушки, ребенок называет их.
«Скажи какой»
Цель: учить выделять и называть признаки предмета.
Взрослый достает из коробки предметы, называет их («Это груша», а ребенок называет признаки («Она желтая, мягкая, вкусная». «Это помидор». — «Он красный, круглый, спелый, сочный». «Это огурец». — «Он. продолговатый, зеленый, хрустящий»).
Май
«Исправь ошибку»
Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их.
Взрослый рисует сам или показывает картинку и предлагает ребенку найти неточности: цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок с ушами зайца; лиса синяя без хвоста и т. п. Ребенок исправляет: цыпленок желтый, клюет зернышки; у медвежонка круглые маленькие ушки; у лисы длинный хвост и рыжая шубка.
«Какая кукла»
Цель: учить называть разнообразные признаки внешнего вида игрушки или объекта.
Взрослый говорит, что куклу назвали некрасивой, и она огорчилась. Надо ей помочь и все рассказать о ней, какая она красивая.
— Кто это? (Кукла.) Какая она? (Нарядная, красивая.) Что Таня умеет делать? (Играть, рисовать, петь, танцевать.) Давай вместе расскажем про Таню. Взрослый начинает: «Наша Таня. (самая красивая). У нее. (нарядное платьице красного цвета, белый бантик, коричневые туфельки, белые носочки)».
От называния видимых и ярких признаков (цвет, форма, величина) нужно переходить к перечислению свойств, внутренних качеств предмета, его характеристике, сравнению (например, в игре «Кто больше скажет слов о яблоке, какое оно, а какой апельсин?»; «Сравните апельсин и яблоко. Чем они похожи и чем отличаются?»).
«Сравни разных зверят»
Цель: учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.
Педагог предлагает рассмотреть мишку и мышку.
— Мишка большой, а мышка. (маленькая). Еще какой Мишка… (толстый, толстопятый, косолапый? А мышка какая… (маленькая, серенькая, быстрая, ловкая? Что любит Мишка… (мед, малину, а мышка любит. (сыр, сухарики).
— Лапы у Мишки толстые, а у мышки. (тоненькие). Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка. (тоненьким). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки. (короткий).
Аналогично можно сравнить и других животных — лису и зайца, волка и медведя.
На основе наглядности дети учатся называть слова с противоположным значением: кукла Катя большая, а Таня. (маленькая); красный карандаш длинный, а синий. (короткий, зеленая лента узкая, а белая. (широкая); одно дерево высокое, а другое. (низкое); волосы у куклы Кати светлые, а у Тани. (темные).
У детей формируется понимание и употребление обобщающих понятий (платье, рубашка — это. одежда; кукла, мяч — это игрушки; чашка, тарелка — это посуда, развивается умение сравнивать предметы (игрушки, картинки, соотносить целое и его части (паровоз, трубы, окна, вагоны, колеса — поезд).
Детей учат понимать семантические отношения слов разных частей речи в едином тематическом пространстве : птица летит, рыба. (плывет); дом строят, суп. (варят); мяч сделан из резины, карандаш. (из дерева). Они могут продолжить начатый ряд слов: тарелки, чашки. (ложки, вилки); кофта, платье. (рубашка, юбка, брюки).
На основе наглядности проводится работа и с ознакомлением с многозначными словами (ножка стула — ножка стола — ножка у гриба; ручка у сумки — ручка у зонтика — ручка у чашки; иголка швейная — иголка у ежа на спине — иголка у елки).
Пальчиковая гимнастика «Дождик»
Цель: развитие мелкой моторики рук
Раз, два, три, четыре, пять, (ударить пальцами обеих рук по коленям. С мизинца - левой рукой, с большого пальца — правой рукой)
Дождик вышел погулять. (беспорядочные удары)
По привычке шел неспешно, (указательным и средним пальцами шагаем вперед)
Ведь спешить ему куда?
На табличке вдруг читает: (ударяем то кулачками, то ладонями)
"Не ходите по газону!"
Дождь тихонечко вздохнул: "Ох!» (часто и ритмично хлопаем в ладоши)
И ушел. Засох газон. (ритмично хлопаем по коленям)
«Эхо»
Правила игры. Педагог громко произносит любой гласный звук, а ребёнок повторяет его, но тихо.
Ход.
Воспитатель громко говорит: А-А-А. ребё нок-эхо тихо отвечает: а-а-а. И так далее. Можно так же использовать сочетание гласные звуков: ау, уа, эа и т. д.
Д. И. «Что из чего сделано»
Цель: Учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (резина, металл, дерево, стекло, пластмасса); активизировать словарь детей.