Татьяна Зайцева-Крылова
План работы по здоровьесберегающим технологиям в средней группе
▼ Скачать
План работы по здоровьесберегающим технологиям в средней группе
Актуальность:
Сохранение и укрепление здоровья воспитанников – одна из основных задач дошкольного учреждения. Одним из средств решения данной задачи становится применение здоровьесберегающих технологий.
Публикация «План работы по здоровьесберегающим технологиям в средней группе» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Планы
- Планирование. Планы работ
- Средняя группа
- Темочки
В нашей группе мы проводим ряд здоровьесберегающих технологий, на наш взгляд, наиболее эффективных для улучшения показателей физического развития, эмоционального состояния, а также благоприятной динамики в состоянии здоровья воспитанников:
Динамические паузы – во время занятий, 2–5 мин., по мере утомляемости детей. Ежедневно, в качестве профилактики утомления. (Включают в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.)
Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности. Проводятся ежедневно.
Релаксация – 3–5 мин., в группе. Используется спокойная классическая музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы. Проводится в понедельник перед ОД (для активизации внимания после выходных) и в пятницу после ОД (в качестве расслабления в конце учебной недели).
Гимнастика пальчиковая – 2–3 мин., индивидуально либо с подгруппой. Проводится ежедневно, в любой удобный отрезок времени.
Гимнастика для глаз – по 2–3 мин., после ОД. Ежедневно, с использованием наглядного материала, показа педагога.
Гимнастика динамическая – ежедневно после дневного сна, 5–10 мин.
Гимнастика дыхательная – в хорошо проветренном помещении. Проводится по 1–2 мин. ежедневно, как элемент динамической гимнастики после сна, а также в середине недели 2–3 мин., перед сном.
Гимнастика ортопедическая – хождение по массажным дорожкам. Ежедневно, перед и после сна.
Данные технологии проводятся в комплексе с основными оздоровительными, физкультурными программами детского сада, а также взаимодействия с родителями.
Комплексы гимнастик.
Картотека здоровьесберегающих педагогических технологий по лексической теме "Осень" в соответствии с ФГОС
ДОО[/b]
1. Физкультминутки:
«Листья осенью»
Осенью листья летали, Дети бегают по помещению, машут листьями.
Кружились, Кружатся.
Вверх поднимались, Поднимают руки вверх.
Вниз опустились, Присаживаются, опускают листья на пол.
Потом полетели опять над дорожкой Встают на ноги, бегают по помещению.
И сели на головы Кате с Антошкой.
Кладут листочки себе на голову.
«Прогулка в лес»
Мы по лесу погуляем шагают друг за другом
Много нового узнаем
Листья осенние тихо кружатся дети кружатся руки на поясе
Прямо нам под ноги листья ложатся приседают
И под ногами шуршат, шелестят движения руками в стороны
Будто опять закружиться хотят плавно кружатся
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. присесть
Дунул ветер - полетели, легкий бег по кругу
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. присесть
Ветер снова набежал легкий бег по кругу
И листочки все поднял.
Закружились, полетели -
И на землю тихо сели
присесть
«Осень»
Осень, осень, листопад,
Листья жёлтые летят. (плавным движением перед собой поднять руки вверх, а затем как бы дирижируя ими, постепенно опустить вниз)
Ветер дует, задувает, (руки от груди не спеша развести в стороны и одновременно дуть перед собой, не надувая щёк)
Туча солнце закрывает. (закрыть глаза руками)
Дождик капает с утра -
(сжать кулаки, выставить из каждого только указательные палец. Совершать поочерёдные движения кулачками вверх-вниз, показывая, как капают капли дождя)
Очень - грустная пора.
(развести руки в стороны и изобразить на лице грусть)
2. Пальчиковая гимнастика
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, загибают пальчики на обеих руках, начиная с больших.
Будем листья собирать. ритмично сжимают и разжимают кулачки.
Листья березы,
Листья рябины,
Листья тополя,
Листья осины, вновь загибают пальчики, начиная с больших.
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
шагают средним и указательным пальцами обеих рук.
«Осень листья золотит»
Осень листья золотит
Ветер ими шелестит:
Шур-шур-шур ритмично потирать ладонью о ладонь
И с деревьев он разносит ритмично скрещивают
Поиграет, снова бросит поднятые вверх пальцы
Вверх поднимет, закружит круговые движения
И на месте завертит указательными пальцами
То к земле прижмет, погладит
Вдруг на веточку посадит ритмично сжимать и разжимать кулачки
Соберет большую кучу
Убежит и сядет в тучу хлопают в ладоши
«Ветер северный подул»
Ветер северный подул:
«С-с-сс», все листья
С липы сдул. пошевелить пальцами и подуть на них
Полетели, закружились
И на землю опустились.
Дождик стал по ним стучать:
«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!» постучать пальцами по столу
Град по ним заколотил,
Листья все насквозь пробил. постучать кулаками по столу
Снег потом припорошил, плавные движения кистями вперед - назад
Одеялом их накрыл. ладони крепко прижать к столу
3. Пластические этюды
«Могучие дубы»
Показать: вы пришли в лес, увидели могущественные, величественные дубы.
«В лесу»
Показать: вы заблудились в лесу, огорчились.
Изобразить осинку, дрожащую на ветру; могучий дуб, который не
боится дождя и ветра; плакучую иву, который жалко расставаться со
своей листвой.
В лесу осиновом
Дрожат осинки.
Срывает ветер
С осин косынки.
С осинок ветер
Косынки сбросит —
В лесу осиновом
Наступит осень.
В. Степанов
Действия с воображаемыми предметами
Вспомнить и показать действия, которые можно наблюдать в осеннюю
пору: вы собираете клюкву на болоте, срываете фрукты с деревьев,
сгребаете граблями опавшую листву, убираете картофель.
4. Мимическая гимнастика
«Осень»
Показать: раннюю осень (у ранней осени легкая поступь, веселое лицо, она радостная, щедрая, красивая). Позднюю осень (поздняя осень грустная, печальная, зимой гонимая). Плачущую осень.
«Осень бывает разная»
Осень бывает разная – грустная и веселая.
Показать: удивление (днем на дереве были листья, а наутро дерево стоит голое). Печаль (пошел дождь, нельзя гулять). Радость (выглянуло солнышко, дети ловят лучики солнышка над головой, спереди, сбоку, сзади – хлопают в ладоши).
5. Зрительная гимнастика
«В лесу»
Мы пришли в лес моргать глазами
Сколько здесь вокруг чудес широко открыть глаза
Справа – березка стоит взор вправо
Слева – елка на нас глядит взор влево
Вот зайка прискакал, от лисы убежал взор вверх-вниз
6. Игровой массаж
Массаж спины «Дождик»
дети встают «паровозиком»
Слова Действия
Дождик бегает по крыше –
Бом, бом, бом!
По весёлой звонкой крыше –
Бом, бом, бом! Похлопывание ладонями по спине
Дома, дома посидите –
Бом, бом, бом!
Никуда не выходите –
Бом, бом, бом! Постукивание пальцами
Почитайте, поиграйте –
Бом, бом, бом!
А уйду – тогда гуляйте.
Бом, бом, бом! Поколачивание кулачками
Дождик бегает по крыше –
Бом, бом, бом!
По весёлой звонкой крыше –
Бом, бом, бом! Поглаживание ладонями
7. Дыхательная гимнастика
«Сосна»
И. п. : о. с. 1 – вдох, руки вытянуть в стороны; 2 – наклон туловища вправо (выдох); 3 – и. п. (вдох); 4 – наклон туловища влево (выдох). Повторить 2 – 3 раза.
«Береза»
И. п. : ноги врозь, руки опущены. 1 – поднять руку через стороны вверх, подняться на носки (вдох); 2 – руки вперед вниз, опуститься на всю стопу (выдох). Повторить 2 – 3 раза.
«Вдыхаем запах леса»
И. п. : о. с. 1 – руки поднять вверх (вдох); 2 – руки опустить вниз (выдох). Повторить 2 – 3 раза.
«Дождик»
И. п. : о. с. 1 – попеременно выставлять прямые руки вперед – «ловить капли» (вдох); 2 – на выдохе произносить: «Кап-кап-кап!» 3 – попеременно выставлять прямые руки вперед – «ловят капли» (вдох); 4 – на выдохе произносить: «Так-так-так!». Повторить 3 – 4 раза.
«Идем по лужам»
И. п. : о. с. 1 – ходьба на месте (вдох); 2 – на выдохе произносить: «Хлюп-хлюп-хлюп!»; 3 – ходьба на месте (вдох носом); 4 – на выдохе произносить: «Шлеп-шлеп-шлеп!». Повторить 3 – 4 раза.
Дует осенний легкий ветерок: «У-у-у-у-у-у у», (Тихо.)
Листочки (пальчики) едва шевелятся.
Подул сильным потер: «У-у-у-у-у-у!» (Громко.)
Заблудились мы в лесу, закричали мы: «Ау!» (Сначала громко, потом тихо.)
Осенние листочки на ветках висят, с нами говорят: «А-о-у-и».
8. Артикуляционная гимнастика
«За грибами»
Вот и осень пришла,
Нам подарки принесла.
Мы в лес пойдем,
Там грибочки найдем.
Возьмем корзинки побольше.
Вот такие…
Упражнение «Корзинка»: высунуть изо рта широкий язык и придать ему форму ковша, чашечки.
По дорожке в лес идем,
Вместе песенки поем.
А дорожка непростая,
А дорожка звуковая.
Соединить собранные в щепоть пальцы рук перед грудью, а затем разводить руки в стороны, одновременно пропевая любой из гласных звуков: [А], [О], [И], [У], [Э].
Шли, шли, до ручейка дошли.
Бежит в нем водичка, песенку поет.
Упражнение «Улыбка»: длительно произносить звук [C]. При этом губы сложить в улыбку, а языком упереться в нижние зубы.
А вот и мостик.
Упражнение «Мостик»: кончиком языка упереться в нижние зубы и выгнуть язык горкой так, чтобы он средней частью «выкатился» изо рта наружу.
Перешли ручеек по мостику и попали в лес.
А в лесу, под кустом, на каждой кочке
Манят нас к себе грибочки.
Вот береза, а под нею гриб подберезовик.
Он стоит среди дорожки.
Голова на тонкой ножке.
Упражнение «Грибок»: широкий кончик языка «приклеить» (присосать) к небу, рот приоткрыть так, чтобы была видна натянутая сверху вниз подъязычная связка (уздечка языка). При этом сам язык изображает шляпку, а уздечка – тонкую ножку гриба.
А вот осина, а под нею гриб подосиновик.
Показать упражнение «Грибок».
А на пенек забрались опята,
Грибные ребята. Показать упражнение «Грибок».
А вот и сестрички –
Рыжие лисички. Показать упражнение «Грибок».
А на кочке –
Белые грибочки. Показать упражнение «Грибок».
По лесочку мы гуляли
И друг друга потеряли.
Покричу в лесу:
«Ау-у-у!»
И друзей своих найду.
Сначала громко и длительно произнести: «Ау-у-у!», а затем, изображая эхо, тихо откликнуться: «Ау-у-у!»
«Лесные ягоды»
На полянку мы пришли
Много ягодок нашли:
Это – ягода черника,
Рядом – ягода брусника.
На кустах растет малина,
Соберем ее в корзину.
Ягоды бывают сладкие.
А бывают и кислые…
Попробуем сладкую ягодку малинку – улыбнемся!
Показать артикуляционное упражнение «Улыбка».
А теперь – кислую ягоду клюкву – поморщимся!
Нахмурить брови, наморщить нос, чуть приподнять верхнюю губу.
Попросите ребенка показать, с каким выражением лица едят сладкие, а затем и кислые ягоды. Произносите словосочетания: «Сладкая малина, кислая брусника, сладкая земляника, сладкая черника, кислая клюква».