Елена Ястребкова
План работы по самообразованию на период с 2016 по 2019 год «Развитие мелкой моторики как средства формирования речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема по самообразованию на период работы с 2016 по 2019 гг.
«Развитие мелкой моторики как средства формирования речи у детей дошкольного возраста посредством игровой, продуктивной, совместной с педагогом деятельности».
Цель: Повышение своего теоретического, практического уровня,
профессионального мастерства и компетентности; систематизировать работу по реализации системы мероприятий направленных на развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством игровой, продуктивной, совместной с педагогом деятельности.
Публикация «План работы по самообразованию на период с 2016 по 2019 год „Развитие мелкой моторики как средства формирования речи“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Задачи самообразования по теме : изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, а также изучить условия, способствующие развитию мелкой моторики как средства формирования речи детей младшего и среднего дошкольного возраста, с целью дальнейшего применения полученных знаний в своей практической деятельности. Повысить собственный уровень знаний путё м изучения статей в журналах: «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Воспитатель в ДОУ», «Обруч»; изучение методик и технологий педагогов в интернете; использование методик и технологий на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.
Подготовить консультацию для педагогов на педсовете.
Формы работы :
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Актуальность выбранной темы.
Одной из важных задач перед дошкольными педагогами является — развитие мелкой моторики кистей рук детей, что непременно будет способствовать их интеллектуальному и речевому развитию. Развитие тонкой моторики является главным условием осуществления познавательной деятельности, обеспечивающим возможность успешного обучения. Решение данной проблемы у детей дошкольного возраста, наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности. И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
План работы по самообразованию
1. Изучение литературы по данной теме.
2. Включение воспитателем пальчиковых игр в конспекты разных видов занятий, в утреннюю гимнастику, физминутки, в свободную деятельность детей.
3. Консультация для педагогов: «Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста»
4. Консультация для воспитателей и родителей: «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?».
5. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.
6. Выступление на методическом объединении на тему «Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. Обобщение опыта работы».
7. Выставка дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.
8. Подготовить презентацию.
Основные теоретические вопросы, намеченные для изучения: «Теоретические основы проблемы взаимосвязи моторики и речи у детей дошкольного возраста», «Анатомо-физиологические подходы к вопросу взаимосвязи моторики и речи», «Особенности развития речи детей младшего и среднего дошкольного возраста», «Проблема взаимосвязи моторики и речи в психолого-педагогической литературе», «Методики работы по развитию мелкой моторики», «Педагогические условия, направленные на развитие мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста», «Вопросы диагностики речевого развития дошкольников», «Содержание педагогической работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста».
Изучаемая литература по теме: Аксенова М. «Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи» Дошкольное воспитание №8, 1990; Большакова С. Е. «Работа логопеда с дошкольниками», 1996; Волкова Г. А. «Логопедическая ритмика», 1985; Выготский Л. С. «Вопросы детской психологии»; Гавришина С. Р. и др. «Развиваем руки - чтоб учиться писать и красиво рисовать», 2000; Галанов А. С. «Развивающие игры для малышей»; Т. Гарибьян Р. Б., Марков Н. Г. «Анатомия и физиология человека»; Данилова Е. А. «Пальчиковые игры» ,2006; Дедюхина Г. В., Янынина Т. А., Могучая Л. Д. «Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми З-х-5-ти лет», 2003; Дубровина И. В. «Психокоррекционная и развивающая работа с детьми»; Жукова А. С., Мастюкова Е. М. «Если ваш ребенок отстает в развитии»; Кольцова М. М. «Ребенок учиться говорить»; Кольцова М. М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка»; Коноваленко В. В., Коваленко С. В. «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения»; Красивникова Н. А. «Пальчиковые игры для развития речи»; Красногорский Н. И. «Высшая деятельность ребенка»; Леонтьев А. А. «Основы теории речевой деятельности»; Лопухина И. «Логопедия. Речь. Ритм. Движение.»; Ляксо Е. Е. п/р Батуева А. С. «Развитие речи малыша»; Михайлова Н. «Организация педагогического процесса в Доме ребенка» Дошкольное воспитание № 9, 1990; Моисеева Р. «Пальчиковые игры – упражнения» Дошкольное воспитание № 10, 2000; «Популярная медицинская энциклопедия» п/р Петровского Б. В. ; Ротенберг Р. «Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья»; Рузина М. С, Афонькин С. Ю. «Страна пальчиковых игр»; Рычкова Н. А. «Логопедическая ритмика»; Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольника»; Ткаченко Т. «Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи» Дошкольное воспитание № 3 1989; Толбанова А. «Пальцы помогают говорить» Дошкольное воспитание №10, 1989, №9 1988; ФиличеваТ. Б., ЧевелеваН. А., Чиркина Г. В. «Основы логопедии»; ФомичеваМ. Ф. «Воспитание у детей правильного звукопроизношения»; Цвынтарный В. В. «Играем пальчиками и развиваем речь»; Янушко Е. А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста».
Творческое сотрудничество с воспитателями группы №2 (Котыш Е. А., Тюринной Т. А., Рязановой Т. А., Пискуновой О. В., с психологами (Краузе Ю. С., Натаровой Н. В., муз. руководителем (Кузнецовой С. В., соц. педагогами (Яковенко Ж. Н., Кудиновой Т. В.).
Изучение опыта других педагогов (посещение занятий, реабилитационных и других мероприятий коллег – воспитателей группы №2, №1).
Обобщение опыта работы : открытые занятия, реабилитационные мероприятия, анализ проделанной работы (самоанализ, рефераты, доклады.
Дата составления плана : январь 2016г.
Педагог: Ястребкова Елена Владимировна.