Татьяна Ляшенко
План работы по ознакомлению детей младшей группы с познавательно-исследовательской деятельностью в природе
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ №14 Детский сад общеразвивающегося вида «Аленушка»
План работы по ознакомлению детей с познавательно
исследовательской деятельностью в природе.
(в младшей группе)
Разработчик : воспитатель 5 группы
Ляшенко Татьяна Викторовна
Сентябрь.
Образовательная деятельность.
1. Тема: Осень.
Цель: Дать представление детям о первых осенних изменениях в природе. Познакомить с основными видами овощей и фруктов.
2. Тематическая беседа.
Публикация «План работы по ознакомлению детей младшей группы с познавательно-исследовательской деятельностью в природе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Планирование. Планы работ
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Тема: Комнатные растения. (Бальзамин)
Цель: Учить и называть части растения, используя модели (корень, стебель, лист, цветок) воспитывать способность переживания радости от рассматривания растения.
3. Опыт: Солнечные лучи.
Цель: Познакомить детей со свойствами солнечных лучей. (Мокрые резиновые мячи выносятся на участок, дети наблюдают, как мячи постепенно высыхают.)
4. Изобразительная деятельность. Тема: Осенние изменения.
Цель: Показать на примере картин об «Осени» красоту природных изменений. Научить отображать это в рисунках и аппликациях.
Октябрь.
Образовательная деятельность.
1. Тема: Листопад.
Цель: Продолжать формировать представления детей об осенних изменениях в природе. Изменения в живой природе - листья на деревьях и кустарниках опадают.
2. Тема: Деревья и их строение.
Цель: Уточнить представление о деревьях как о растениях, о составных частях дерева (корень, ствол, ветви, листья) воспитывать интерес к рассматриванию деревьев.
3. Опыт: Наблюдение за ветром.
Цель: Понаблюдать за вертушками на участке, и обсудить,почему они вертятся, почему качаются деревья.
4. Поручения.
Тема: Опавшие листья.
Цель: Дать детям поручения найти опавшие листья на участке, На прогулке сплести из сухих листьев венок, сделать кукол из сухой травы, каштанов, желудей.
Ноябрь.
1. Тема: Поздняя осень.
Цель: Формировать представление об изменениях в неживой и живой природе поздней осенью (стало еще холоднее, все листья с деревьев опали, звери в лесу готовятся к зиме).
2. Тематическая беседа.
Тема: «Как звери готовятся к зиме»
Цель: Формировать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведении зверей.
3. Опыт. Снежинка (рассмотреть под увеличительным стеклом)
Цель: Начать знакомить детей со свойствами снега (снег подбросить и понаблюдать что снег пушистый и легкий)
4. Тема: Словесные экологические игры.
Цель: Развивать мыслительные процессы: анализ, сравнение; учить использовать знания о сезонных изменениях, полученные в процессе наблюдения и бесед. «Найди растение, похожее на травку», «Угадай, чей хвост» (с элементами моделирования)
Декабрь.
Образовательная деятельность : Познание
1. Тема: Зима пришла.
Цель: Формировать представления детей о зимних изменениях в природе : все покрыто снегом, вода в лужах замерзла, часто идет снег (снегопад, солнце светит. но не греет.
2. Тематическая беседа
Тема: «На полянку, на лужок, тихо падает снежок…»
Цель: Закрепить с детьми знания о снеге, полученные на прогулке о свойствах, о возможности его использования для поделок и игр, развивать способность детей делать выводы по ходу беседы, анализировать полученную информацию, развивать активный словарь, воспитывать валеологические навыки.
3. Опыты с таянием снега.
Цель: познакомить детей со свойствами снега – таяние, развивать познавательные способности детей, умение совершать простейшие мыслительные операции, любознательность, активность детей при проведении опыта, интерес к деятельности,воспитывать осторожное обращение при работе со снегом.
4. Игра в снежинки.
Цель: в ходе игры познакомить детей с такими свойствами снега, как липкость, учить самостоятельно лепить снежинки, развивать мыслительные процессы: анализ, сравнение; учить использовать знания о снеге, полученные в процессе наблюдения и бесед.
Январь.
Образовательная деятельность :
1. Тема: Наблюдение за зимующими птицами.
Цель: Развивать умение анализировать структуру объекта,вычленение яркие признаки внешнего вида птиц (крылья, тело, покрытие перьями, две ноги) эти признаки с помощью.
2. Тема: Тематическая беседа. Фольклор
Цель: Разучивание Песенки - потешки о морозе, загадки о снеге, льде, о рыбке, о луке.
3. Тема: Опыт «Разноцветный лед»
Цель: развивать интерес детей к экспериментальной деятельности, активность при участии в эксперименте, развивать мыслительные процессы (сравнение, развивать описательную речь детей, продолжить учить, составлять небольшие сравнительные рассказы по вопросам воспитывать аккуратное обращение при работе со льдом)
4. Тема: Изобразительная деятельность. Зимний лес
Цель: Поощрять детей отражать в рисунках зимние изменения в природе.
Февраль.
Образовательная деятельность.
1. Тема: Земля
Цель: Формировать представление детей о потребностях растений в земле. Воспитывать интерес к посадке растений.
2. Тема: Тематическая беседа.
Наблюдение за погодными явлением - мороз
Цель: закрепить знания детей о том, что лед можно разбивать; развивать мыслительные процессы6 память, мышление, внимание, воображение, активизировать словарь детей, вспомнить, какие зимние игры знают дети.
3. Опыт с таянием льда и снега
Цель: определить с детьми, что тает быстрее снег или лед, почему?
Развивать умение сравнивать, анализировать, воспитывать осторожное обращение со снегом и льдом.
4. Игра «Заморожу»
Цель: закрепление знаний о частях тела человека, правил поведения на морозе, развивать чувство юмора, воспитывать умение действовать по правилам.
Ход игры: воспитатель выполняет роль Мороза. Дети становятся в круг, а воспитатель ходит по кругу и говорит слова «Заморожу, заморожу… носик, щечки, ручки, ножки, ушки» а дети прячут и растирают те части тела, которые называют.
Март.
Образовательная деятельность
1. Тема: Весне дорогу.
Цель: Формировать представления о первых весенних изменениях в природе (солнечных дней все больше, стало немного теплее, снег начинает постепенно таять, гололед)
Тематическая беседа.
2. Тема: Птицы прилетели
Цель: Дать детям представление о птицах, об их внешнем виде, повадках, об особенностях их жизни весной; познакомить детей с понятием «прилет птиц» как одним из природных явлений весны.
3. Опыт. Тема: «Кораблики»
Цель: Сравнить температуру предметов на солнце и в тени. В ходе опыта выяснить, куда бегут ручьи. Закрепить знания о свойствах бумаги и воды, развивать воображение, чувства юмора, желание экспериментировать, учить устанавливать причинно следственные отношения.
4. Тема: Труд в природе.
Цель: Уборка с площадки кусочков льда. Уборка участка от веточек и камешков. Продолжать подкармливать птиц. совместно с воспитателем посыпать песком ледяные дорожки.
Апрель.
1. Тема: Деревья и кустарники в природе.
Цель: Учить находить общие признаки у деревьев в и кустарников. Закреплять знания детей о строении растений, их основных частях.
Тематическая беседа.
2. Тема: Путешествие в весенний лес.
Цель: показать связь изменений в неживой природе с изменением жизни растений и животных. Активировать мыслительную деятельность за счет решения логических задач.
3. Опыт с почками. (растереть и понюхать почки)
Цель: Обратить внимание детей на набухшие почки.
4. Книжный уголок.
Цель: Показать на примере обводок разнообразие птиц. Предложить детям цветные мелки для рисунков на асфальте.
Май.
Образовательная деятельность.
1. Тема: Растения и животные весной.
Цель: Показать детям связь, как изменения в неживой природе влияют на жизнь растений и животных: в жизни растений происходит бурный рост травка подросла, раскрылись почки; появились первые цветочки оживились воробьи, проснулись насекомые.
2. Тема: Первоцветы.
Цель: Учить детей различать и называть первоцветы. Развивать умение сравнивать, находить признаки сходства и различия у одуванчика и тюльпана. Вызвать радость от красоты растений, воспитывать бережное отношение к растениям.
3. Тема: Солнечные лучики
Опыт: Намочить и понаблюдать с детьми, как он сохнет. Повесить на солнце выстиранное кукольное бельё, понаблюдать как оно сохнет.
4. Тема: Труд в природе.
Цель: Полив посеянных цветов, наблюдение за прополкой и разрыхлением растений. Поощрять желание детей отражать в рисунках свои впечатление о весне.