Приложение МААМ

План-проспект ВКР на тему «Формирование у детей средней группы представлений о семье в сюжетно-ролевой игре»

настя фадеева
План-проспект ВКР на тему «Формирование у детей средней группы представлений о семье в сюжетно-ролевой игре»
▼ Скачать + Заказать документы

Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»

Студентка 4 курса,

специальность 44.02.01

Дошкольное образование,

группа ДО-4А

ФАДЕЕВА

Анастасия Станиславовна

Формирование у детей средней группы представлений о семье в сюжетно-ролевой игре

План-проспект

Руководитель: Т. Ю. Журавлева,

преподаватель высшей категории

Консультант: О. А. Костенко,

методист

Дзержинск–2022

Публикация «План-проспект ВКР на тему „Формирование у детей средней группы представлений о семье в сюжетно-ролевой игре“» размещена в разделах

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ….

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВУЮ ИГРУ….

1.1 Содержание представлений о семье у детей средней группы

1.2 Значение сюжетно-ролевых игр в развитии ребенка средней группы, особенности руководства….

1.3 Опыт практикующих воспитателей по ознакомлению детей с семьей в сюжетно-ролевой игре…

Выводы по главе 1…

ГЛАВА 2. ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ С ПОНЯТИЕМ «СЕМЬЯ» ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВУЮ ИГРУ

2.1 Уровень представлений о семье у детей средней группы МДОУ «Детский сад №105»

2.2 Педагогические мероприятия по ознакомлению детей средней группы с семьей посредством сюжетно-ролевой игры….

2.3 Итоги работы и разработка методических рекомендаций для воспитателей по организации сюжетно-ролевых игр на бытовые темы.

Выводы по главе 2….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….

ПРИЛОЖЕНИЯ….

Семья для ребенка – это место рождения и основная среда обитания, это общность близких людей, которые понимают его и принимают таким, какой он есть. Кроме того, семья-первая социальная школа отношений с людьми и персональная микросреда развития личности.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) игра является сквозным механизмом развития ребёнка, посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей. В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» предполагается формирование у дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.

В работах О. В. Дыбиной и С. А. Козловой определены характеристики образца-ориентира, способствующего формированию у дошкольников представлений семье :

Во-первых, его действенность, которая обеспечивается соблюдением требований и стимулирует у детей желание повторять деятельность в своем поведении;

Во-вторых, его содержательная полнота, что предполагает соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей, их субъектному опыту в восприятии своей семьи и реализации положительной направленности на мир семейных отношений (приобщение ребенка к культурным, нравственным и социальным традициям и устоям, сложившимся в этой конкретной семье; освоение способов познания и образцов деятельности);

В-третьих, личностный смысл его деятельности, за которым стоят личностные качества, значимые для ребенка: заботливость, доброта, приветливость, преданность, ответственность, справедливость и подобное. Личностный, жизненно важный смысл и побудительная сила приобретаются ребенком только в жизненной практике.

Игра – одна из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном детстве. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет, в игре происходит непосредственное общение со сверстниками, развиваются нравственные качества.

Сюжетно-ролевая игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Как сложное и интересное явление, она привлекает внимание многих людей.

Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.

С. Я. Рубинштейн, характеризуя сюжетно-ролевую игру, подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

Д. Б. Эльконин называл сюжетно-ролевой игрой деятельность творческого характера, в которой дети берут на себя роли и в обобщенной форме воспроизводят деятельность и отношения взрослых, используя предметы-заместители. Осваивая сначала действия с предметами, затем с заместителями, ребенок в игре постепенно начинает мыслить во внутреннем плане.

В настоящее время в теории и практике складываются следующие противоречия: ребята любят играть в сюжетно-ролевые игры на бытовые темы, но при этом практикующие воспитатели редко акцентируют внимание детей на домашних обязанностях и роли каждого члена семьи. Исходя из противоречий, можно сформулировать проблему исследования: при создании каких условий в сюжетно-ролевой игре у детей средней группы будут формироваться знания о семье?

Объект исследования: процесс формирования представлений о семье у детей средней группы.

Предмет исследования : организация сюжетно-ролевых игр детей средней игры на бытовые темы с целью формирования представлений о семье.

Цель исследования: теоретическое обоснование и практическая проверка эффективности условий, необходимых для организации сюжетно-ролевых игр на тему «семья».

Гипотеза: формирование представлений о семье у детей средней группы в сюжетно-ролевых играх будет проходить эффективно при соблюдении следующих условий:

- воспитатель и дети будут придумывать и проигрывать поучительные истории, связанные с семьей;

- предметно-развивающая среда пополниться игровыми макетами и атрибутами для сюжетно-ролевой игры на тему «семья»;

- родители воспитанников будут вовлечены в процесс ознакомления детей с семьей (консультации, мастер-класс по изготовлению атрибутов).

Задачи исследования:

1. Раскрыть содержание представлений о семье у детей средней группы.

2. Описать значение сюжетно-ролевых игр в развитии ребенка средней группы.

3. Проанализировать опыт практикующих воспитателей по ознакомлению детей с семьей в сюжетно-ролевой игре.

4. Выявить уровень представлений о семье у детей средней группы МДОУ Детский сад №105 «Ласточка».

5. Провести педагогические мероприятия по ознакомлению детей средней группы с семьей посредством сюжетно-ролевой игры.

6. Подвести итоги работы и разработать методические рекомендации для воспитателя по организации сюжетно-ролевых игр на бытовые темы

Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, анализ методический и психолого-педагогической литературы, интернет ресурсов, индукция и дедукция, моделирование, наблюдение, диагностическая беседа, изучение и обобщение массового или индивидуального опыта, констатирующий эксперимент, опытная работа, математическая и графическая обработка информации.

Ожидаемый результат:

- уровень представлений о семье у детей средней группы повысился;

- организованы совместные игры с воспитателем на бытовые темы;

- предметно-развивающая среда пополнилась игровыми макетами и атрибутами для сюжетно-ролевой игры на тему «семья»;

- с родителями воспитанников проведены консультации на темы ознакомления детей с семьей, семейных ролях, а также мастер-класс по изготовлению атрибутов для сюжетно-ролевых игр на бытовые темы.

Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты ознакомления детей средней группы с понятием «семья» через сюжетно-ролевую игру. Во второй главе проанализирована опытная работа по ознакомлению детей средней группы с понятием «семья» через сюжетно-ролевую игру.

Тип работы: опытно - практический.

База практики: МБОУ «Детский сад №105» города Дзержинска.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 окт. 2013г. №1155. – Москва : Центр педагогического образования, 2014. - 32с. - ISBN 978-5-91382-111-9. – Текст : непосредственный.

2. Алипова, Л. В. Воспитание доброжелательности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх / Л. В. Алипова. / Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — 53-57 с. – Текст : непосредственный.

3. Веракса, Н. Е. Программа дошкольного образования «От рождения до школы» : инновационная программа дошкольного образования / под редакцией Н. Е. Вераксы [ и др. ] – Москва : Мозаика-Синтез, 2019. – 336 с. – ISBN 978-5-4315-0745-8. - Текст : непосредственный.

4. Воронкова, Л. В. Сюжетно – ролевые игры, программы, беседы в кругу детей / Л. В. Воронкова. – Москва : Педагогическое общество России, 2016. – 96 с. - ISBN 5-93134-242-7. - Текст : непосредственный.

5. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка. / Л. С. Выготский. – Москва : Эксмо, 2015. – 508 с. - ISBN 5-699-03524-9. - Текст : непосредственный.

6. Гудар ва, О. В. Психологические особенности сюжетно-ролевой игры современных дошкольников : дис. … канд. Психол. Наук / О. В. Гудар ва – Москва, 2017. – 155 c. - Текст : непосредственный.

7. Дыбина, О. В. Приобщение детей к истокам семьи / О. В. Дыбина, Р. Е. Шнайдер // Детский сад от А до Я. - 2007. – № 6. – 124-129 с. - Текст : непосредственный.

8. Егорова, А. П. Формирование образа семьи у детей дошкольного возраста / А. П Егорова, М. И Андросова // Концепт. - 2017. – 32–37 с. – Текст : непосредственный.

9. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 4-е изд., стер. - Москва : Академия, 2017.- 416 с. - ISBN 5-7695-0816-7. – Текст : непосредственный.

10. Козлова, С. А. Образовательные программы для детей дошкольного возраста : учебник и практикум для вузов / С. А. Козлова, Н. П. Флегонтова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 202 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02559-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL : https://urait.ru/bcode/490841 ( дата обращения: 17.10.2022).

11. Красова, Т. Д. Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста / Т. Д. Красова // Психология и педагогика : Методика и проблемы практического применения. – Новосибирск : ООО «Центр развития научного сотрудничества», 2019. - № 26. - Текст : непосредственный.

12. Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание : учебник для студентов средних педагогических учебных заведений / Т. А. Куликова. - 2-е изд. - Москва : Издат. центр «Академия», 2017.- 232с. - ISBN 5-7695-0338-6. - Текст : непосредственный.

13. Миллер, С. Психология игры / С. Милер. – Санкт-Петербург : Университетская книга, 2008. – 320 с. - ISBN 5-7914-0025-X. - Текст : непосредственный.

14. Михайленко, Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – Москва : Линка-Пресс, 2009. – 96 с. - ISBN 978-5-8252-0064-4. - Текст : непосредственный.

15. Оверчук, Т. И. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада / Т. И. Оверчук. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2014. - Текст : непосредственный.

16. Пухова, Т. И. Развитие представлений о семейных отношениях у детей / Т. И. Пухова // Психолог в дет. саду. – 2018. - № 3. - Текст : непосредственный.

17. Рубинштейн, Л. С. Речь и мышление / Л. С Рубинштейн. – Москва : Просвещение, 2001. - 432 с. – Текст : непосредственный.

18. Саморукова, П. Г. Развитие самостоятельности детей в творческой ролевой игре / П. Г. Саморукова. - Москва, 1966. – 164-172 с. - Текст : непосредственный.

19. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей / А. П. Усова / под ред. А. В. Запорожца. – Москва : Просвещение, 1976. – 96 с. - Текст : непосредственный.

20. Эльконин, Д. Б. Игра и психическое развитие ребенка-дошкольника / Д. Б. Эльконин. - Москва : Просвещение, 2001. - 112 с. – Текст : непосредственный.

21. Эльконин, Д. Б. Психологические вопросы дошкольной игры / Д. Б. Эльконин. – Москва : Просвещение,2004. - 367 с. -Текст: непосредственный.

22. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - Москва : Владос, 2003. - 368 с. – Текст : непосредственный.

Публикации по теме:

Атрибуты из фетра к сюжетно-ролевой игре «Кафе» в средней группеАтрибуты из фетра к сюжетно-ролевой игре «Кафе» в средней группе Доброго времени суток,уважаемые коллеги. Все мы знаем,что ведущая роль в детском саду -это игра. А игра для ребенка не игра.

Фотоотчет о сюжетно-ролевой игре «Дом моды»Фотоотчет о сюжетно-ролевой игре «Дом моды» Программное содержание: - Закрепить знания о профессиях: модельер, стилист, визажист, портной, модель. - Развивать у детей творческие.

Фотоотчёт о сюжетно-ролевой игре «Мы — пешеходы»Фотоотчёт о сюжетно-ролевой игре «Мы — пешеходы» Фотоотчёт по сюжетно - ролевой игре «Мы - пешеходы» Цель: - Расширять знания детей о правилах дорожного движения. Закрепить знания детей.

Фотоотчёт о сюжетно-ролевой игре «Кафе»Фотоотчёт о сюжетно-ролевой игре «Кафе» За столик любой можно смело присесть, Хотите отдельно? VIP зал тоже есть! Развитие детей любого возраста должно быть гармоничным и затрагивать.

Использование мягких модулей в сюжетно-ролевой игре детьми старшей группыИспользование мягких модулей в сюжетно-ролевой игре детьми старшей группы Одно из важных условий образовательной работы в детском саду – правильная организация развивающей предметной среды. Под развивающей средой.

Конспект занятия по сюжетно-ролевой игре и драматизация сказки «Репка на мордовском языке» с детьми старшей группыКонспект занятия по сюжетно-ролевой игре и драматизация сказки «Репка на мордовском языке» с детьми старшей группы Программное содержание: -формировать умение детей играть в игру-драматизацию; -учить брать на себя роль, действовать в соответствии с ролью.

НОД по музыкальному развитию с применением сюжетно-ролевой игры для детей средней группыНОД по музыкальному развитию с применением сюжетно-ролевой игры для детей средней группы Цель – развивать музыкальный слух детей; Задачи – развивать умение детей: узнавать знакомую песенку; петь всей группой; повторить с детьми.

Опросник для детей по сюжетно-ролевой игреОпросник для детей по сюжетно-ролевой игре Опросник для детей по сюжетно-ролевой игре Информационная грамотность современных детей растет, с одной стороны это хорошо, но с другой.

План-сценарий сюжетно-ролевой игры «Выходной день в семье» с детьми ОВЗ в старшей группе Цели: побуждать отражать в игре быт семьи; развивать умения создавать изображаемую ситуацию и воспроизводить в игре цепочку игровых действий.

Дидактическое пособие к сюжетно — ролевой игре «Пожарные» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие к сюжетно — ролевой игре «Пожарные» для детей старшего дошкольного возраста Цель: развитие у воспитанников способности согласовывать свой замысел с замыслом сверстников. Образовательные задачи: дать детям понятие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План-проспект ВКР на тему «Формирование у детей средней группы представлений о семье в сюжетно-ролевой игре»
Опубликовано: 11 апреля 2023 в 12:26
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План-проспект ВКР на тему «Формирование у детей средней группы представлений о семье в сюжетно-ролевой игре»» (включая файлы) размещена пользователем настя фадеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД