настя фадеева
План-проспект ВКР на тему «Формирование у детей средней группы представлений о семье в сюжетно-ролевой игре»
▼ Скачать + Заказать документы
Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области
ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»
Студентка 4 курса,
специальность 44.02.01
Дошкольное образование,
группа ДО-4А
ФАДЕЕВА
Анастасия Станиславовна
Формирование у детей средней группы представлений о семье в сюжетно-ролевой игре
План-проспект
Руководитель: Т. Ю. Журавлева,
преподаватель высшей категории
Консультант: О. А. Костенко,
методист
Дзержинск–2022
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планирование. Планы работ
- Семья. Планы
- Средняя группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Планирование
- Темочки
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ….
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВУЮ ИГРУ….
1.1 Содержание представлений о семье у детей средней группы
1.2 Значение сюжетно-ролевых игр в развитии ребенка средней группы, особенности руководства….
1.3 Опыт практикующих воспитателей по ознакомлению детей с семьей в сюжетно-ролевой игре…
Выводы по главе 1…
ГЛАВА 2. ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ С ПОНЯТИЕМ «СЕМЬЯ» ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВУЮ ИГРУ
2.1 Уровень представлений о семье у детей средней группы МДОУ «Детский сад №105»…
2.2 Педагогические мероприятия по ознакомлению детей средней группы с семьей посредством сюжетно-ролевой игры….
2.3 Итоги работы и разработка методических рекомендаций для воспитателей по организации сюжетно-ролевых игр на бытовые темы.
Выводы по главе 2….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….
ПРИЛОЖЕНИЯ….
Семья для ребенка – это место рождения и основная среда обитания, это общность близких людей, которые понимают его и принимают таким, какой он есть. Кроме того, семья-первая социальная школа отношений с людьми и персональная микросреда развития личности.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) игра является сквозным механизмом развития ребёнка, посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей. В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» предполагается формирование у дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.
В работах О. В. Дыбиной и С. А. Козловой определены характеристики образца-ориентира, способствующего формированию у дошкольников представлений семье :
Во-первых, его действенность, которая обеспечивается соблюдением требований и стимулирует у детей желание повторять деятельность в своем поведении;
Во-вторых, его содержательная полнота, что предполагает соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей, их субъектному опыту в восприятии своей семьи и реализации положительной направленности на мир семейных отношений (приобщение ребенка к культурным, нравственным и социальным традициям и устоям, сложившимся в этой конкретной семье; освоение способов познания и образцов деятельности);
В-третьих, личностный смысл его деятельности, за которым стоят личностные качества, значимые для ребенка: заботливость, доброта, приветливость, преданность, ответственность, справедливость и подобное. Личностный, жизненно важный смысл и побудительная сила приобретаются ребенком только в жизненной практике.
Игра – одна из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном детстве. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет, в игре происходит непосредственное общение со сверстниками, развиваются нравственные качества.
Сюжетно-ролевая игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Как сложное и интересное явление, она привлекает внимание многих людей.
Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
С. Я. Рубинштейн, характеризуя сюжетно-ролевую игру, подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
Д. Б. Эльконин называл сюжетно-ролевой игрой деятельность творческого характера, в которой дети берут на себя роли и в обобщенной форме воспроизводят деятельность и отношения взрослых, используя предметы-заместители. Осваивая сначала действия с предметами, затем с заместителями, ребенок в игре постепенно начинает мыслить во внутреннем плане.
В настоящее время в теории и практике складываются следующие противоречия: ребята любят играть в сюжетно-ролевые игры на бытовые темы, но при этом практикующие воспитатели редко акцентируют внимание детей на домашних обязанностях и роли каждого члена семьи. Исходя из противоречий, можно сформулировать проблему исследования: при создании каких условий в сюжетно-ролевой игре у детей средней группы будут формироваться знания о семье?
Объект исследования: процесс формирования представлений о семье у детей средней группы.
Предмет исследования : организация сюжетно-ролевых игр детей средней игры на бытовые темы с целью формирования представлений о семье.
Цель исследования: теоретическое обоснование и практическая проверка эффективности условий, необходимых для организации сюжетно-ролевых игр на тему «семья».
Гипотеза: формирование представлений о семье у детей средней группы в сюжетно-ролевых играх будет проходить эффективно при соблюдении следующих условий:
- воспитатель и дети будут придумывать и проигрывать поучительные истории, связанные с семьей;
- предметно-развивающая среда пополниться игровыми макетами и атрибутами для сюжетно-ролевой игры на тему «семья»;
- родители воспитанников будут вовлечены в процесс ознакомления детей с семьей (консультации, мастер-класс по изготовлению атрибутов).
Задачи исследования:
1. Раскрыть содержание представлений о семье у детей средней группы.
2. Описать значение сюжетно-ролевых игр в развитии ребенка средней группы.
3. Проанализировать опыт практикующих воспитателей по ознакомлению детей с семьей в сюжетно-ролевой игре.
4. Выявить уровень представлений о семье у детей средней группы МДОУ Детский сад №105 «Ласточка».
5. Провести педагогические мероприятия по ознакомлению детей средней группы с семьей посредством сюжетно-ролевой игры.
6. Подвести итоги работы и разработать методические рекомендации для воспитателя по организации сюжетно-ролевых игр на бытовые темы
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, анализ методический и психолого-педагогической литературы, интернет ресурсов, индукция и дедукция, моделирование, наблюдение, диагностическая беседа, изучение и обобщение массового или индивидуального опыта, констатирующий эксперимент, опытная работа, математическая и графическая обработка информации.
Ожидаемый результат:
- уровень представлений о семье у детей средней группы повысился;
- организованы совместные игры с воспитателем на бытовые темы;
- предметно-развивающая среда пополнилась игровыми макетами и атрибутами для сюжетно-ролевой игры на тему «семья»;
- с родителями воспитанников проведены консультации на темы ознакомления детей с семьей, семейных ролях, а также мастер-класс по изготовлению атрибутов для сюжетно-ролевых игр на бытовые темы.
Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты ознакомления детей средней группы с понятием «семья» через сюжетно-ролевую игру. Во второй главе проанализирована опытная работа по ознакомлению детей средней группы с понятием «семья» через сюжетно-ролевую игру.
Тип работы: опытно - практический.
База практики: МБОУ «Детский сад №105» города Дзержинска.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 окт. 2013г. №1155. – Москва : Центр педагогического образования, 2014. - 32с. - ISBN 978-5-91382-111-9. – Текст : непосредственный.
2. Алипова, Л. В. Воспитание доброжелательности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх / Л. В. Алипова. / Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — 53-57 с. – Текст : непосредственный.
3. Веракса, Н. Е. Программа дошкольного образования «От рождения до школы» : инновационная программа дошкольного образования / под редакцией Н. Е. Вераксы [ и др. ] – Москва : Мозаика-Синтез, 2019. – 336 с. – ISBN 978-5-4315-0745-8. - Текст : непосредственный.
4. Воронкова, Л. В. Сюжетно – ролевые игры, программы, беседы в кругу детей / Л. В. Воронкова. – Москва : Педагогическое общество России, 2016. – 96 с. - ISBN 5-93134-242-7. - Текст : непосредственный.
5. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка. / Л. С. Выготский. – Москва : Эксмо, 2015. – 508 с. - ISBN 5-699-03524-9. - Текст : непосредственный.
6. Гудар ва, О. В. Психологические особенности сюжетно-ролевой игры современных дошкольников : дис. … канд. Психол. Наук / О. В. Гудар ва – Москва, 2017. – 155 c. - Текст : непосредственный.
7. Дыбина, О. В. Приобщение детей к истокам семьи / О. В. Дыбина, Р. Е. Шнайдер // Детский сад от А до Я. - 2007. – № 6. – 124-129 с. - Текст : непосредственный.
8. Егорова, А. П. Формирование образа семьи у детей дошкольного возраста / А. П Егорова, М. И Андросова // Концепт. - 2017. – 32–37 с. – Текст : непосредственный.
9. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 4-е изд., стер. - Москва : Академия, 2017.- 416 с. - ISBN 5-7695-0816-7. – Текст : непосредственный.
10. Козлова, С. А. Образовательные программы для детей дошкольного возраста : учебник и практикум для вузов / С. А. Козлова, Н. П. Флегонтова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 202 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02559-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL : https://urait.ru/bcode/490841 ( дата обращения: 17.10.2022).
11. Красова, Т. Д. Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста / Т. Д. Красова // Психология и педагогика : Методика и проблемы практического применения. – Новосибирск : ООО «Центр развития научного сотрудничества», 2019. - № 26. - Текст : непосредственный.
12. Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание : учебник для студентов средних педагогических учебных заведений / Т. А. Куликова. - 2-е изд. - Москва : Издат. центр «Академия», 2017.- 232с. - ISBN 5-7695-0338-6. - Текст : непосредственный.
13. Миллер, С. Психология игры / С. Милер. – Санкт-Петербург : Университетская книга, 2008. – 320 с. - ISBN 5-7914-0025-X. - Текст : непосредственный.
14. Михайленко, Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – Москва : Линка-Пресс, 2009. – 96 с. - ISBN 978-5-8252-0064-4. - Текст : непосредственный.
15. Оверчук, Т. И. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада / Т. И. Оверчук. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2014. - Текст : непосредственный.
16. Пухова, Т. И. Развитие представлений о семейных отношениях у детей / Т. И. Пухова // Психолог в дет. саду. – 2018. - № 3. - Текст : непосредственный.
17. Рубинштейн, Л. С. Речь и мышление / Л. С Рубинштейн. – Москва : Просвещение, 2001. - 432 с. – Текст : непосредственный.
18. Саморукова, П. Г. Развитие самостоятельности детей в творческой ролевой игре / П. Г. Саморукова. - Москва, 1966. – 164-172 с. - Текст : непосредственный.
19. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей / А. П. Усова / под ред. А. В. Запорожца. – Москва : Просвещение, 1976. – 96 с. - Текст : непосредственный.
20. Эльконин, Д. Б. Игра и психическое развитие ребенка-дошкольника / Д. Б. Эльконин. - Москва : Просвещение, 2001. - 112 с. – Текст : непосредственный.
21. Эльконин, Д. Б. Психологические вопросы дошкольной игры / Д. Б. Эльконин. – Москва : Просвещение,2004. - 367 с. -Текст: непосредственный.
22. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - Москва : Владос, 2003. - 368 с. – Текст : непосредственный.