Татьяна Штурц
План-проспект диагностирования воспитанников по одной из выбранных индивидуальных проблем
▼ Скачать + Заказать документы
План-проспект диагностирования воспитанников по одной из выбранных индивидуальных проблем и проведение психодиагностического обследования с детьми.
«Рисунок семьи» по Т. Д. МАРЦИНКОВСКОЙ.
Данное исследование проводилось в подготовительной группе ДОУ. Средний возраст детей – 6,5 лет, группа из 26 детей.
Цель: выявление социального статуса ребенка в семье, конфликтность, семейные взаимоотношения.
Оборудование: лист бумаги, простой карандаш.
Инструкция: Нарисуй свою семью. Подпиши нарисованные фигуры.
Проведение теста.
Публикация «План-проспект диагностирования воспитанников по одной из выбранных индивидуальных проблем» размещена в разделах
Даем детям лист белой бумаги и простой карандаш. Даем инструкцию. На выполнение задания отводится 10-15 минут. В ходе детской работы, не мешаем им; не смотрим до окончания выполнения задания детьми.
Обработка полученных результатов:
В ходе проведенного исследования были получены следующие результаты:8 из 14 девочек и 7 из 12 мальчиков самой большой фигурой по центру листа нарисовали маму. Это дает понять нам, кто из членов семьи является авторитетом у ребенка. Именно мама в этой семье, по мнению ребенка, главная. Фигурой меньшего размера изображен папа. А также другие члены семьи: младшие и старшие братья и сестры, бабушки дедушки. Такая картина в целом, дает понять, что в этих семьях взаимоотношения «ребенок-семья» стабильные. Ребенок любим родителями, видно доброжелательное отношение ребенка, особенно к младшим братьям и сестрам. Проявление уважения к старшим. Некоторые дети, при создании подписи использовали уменьшительно-ласкательные слова «мамочка», «бабушка», что подтверждает хорошие взаимоотношения в семье.
Абсолютно все дети не забыли нарисовать себя (26 человек). Подписи здесь были в основном «я» или «имя ребенка». Свое изображение они поместили рядом с изображением главного, по их мнению, человека в семье. Что символизирует глубокую привязанность такого ребенка по отношению к родителю.
У 1 девочки и 2 мальчиков на рисунке не изображен папа. После уточнения информации у воспитателя группы, было выявлено, что папы не живут в семье. Поэтому дети их не нарисовали, зато себя изобразили максимально близко к главной фигуре рисунка –маме.
5 девочек и 3 мальчика главной фигурой по центру листа нарисовали папу. Затем фигурой меньше идет мама, фигуры детей расположены по центру. Это также дает нам понять, положительный семейный настрой, взаимопонимание в семье. Из такого рисунка может быть видно, что в данной семье все построено вокруг ребенка, забота о нем.
Также многие дети изобразили своих домашних животных, не забыв написать им их имена.
Двое детей из группы в левом углу листа нарисовали солнце, окружили свой рисунок семьи цветами, нарисовали лужайку. Пожалуй, эти работы наиболее точно передают статус ребенка в семье. Можно сделать вывод, что в этих семьях фундаментальным является взаимопонимание и доброжелательное отношение всех членов по отношению друг к другу.
Выводы:
Детей с нарушением взаимопонимания в семье в ходе проведения исследования не выявлено. По данным рисункам можно сделать вывод, что дети в семье любимы. Многие из детей добавили в свой рисунок домашних животных (хотя это не было дано в инструкции, что также положительно характеризует взаимопонимание и положительный эмоциональный настрой в таких семьях. Никто из детей не забыл про данную в начале инструкцию и подписал имена.
Заключение:
Рисуночные тесты рекомендуется повторять для получения более достоверных данных. Эмоциональное отношение ребенка к кому—то из членов семьи в данный момент (например, ссора с папой или мамой перед тестированием) может наложить отпечаток на рисунок. Повторяющиеся сюжеты и стабильное расположение персонажей говорят об устойчивом отношении к данному члену семьи или к семье в целом.
Проведение таких тестов дает большое количество информации, однако пользоваться ею надо с осторожностью — не делать окончательных выводов о семейных отношениях. Тесты рекомендуется всегда дублировать, что на первых порах делать просто необходимо, так как при их проведении и интерпретации можно допустить неточности и ошибки. Только совпадение результатов, полученных с помощью разных тестов дает основание говорить о достоверности выводов.