Елена Гусева
План по самообразованию «Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
Публикация «План по самообразованию „Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пальчиковые игры. Самообразование
- Планирование. Планы работ
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают
умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Задачи:
1. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;
2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
3. Улучшить общую двигательную активность;
4. Содействовать нормализации речевой функции;
5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;
6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
Перспективный план по развитию мелкой моторики.
1. Работа с воспитателями
Консультация: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» (октябрь)
Консультация: «Играем пальчиками» (ноябрь)
Доклад : «Ловкие пальчики» (декабрь)
Консультация: «Роль пальчиковых игр» (январь)
Помощь воспитателям в составлении картотеки пальчиковых игр (февраль)
Презентация «Наши руки не для скуки» (март)
Памятка «Развитие у ребенка мелкой моторики рук» (апрель)
Мастер-класс «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр» (май)
2. Работа с родителями
Консультация: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» (октябрь)
Консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?», «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры» (ноябрь)
Мастер-класс для родителей: «Волшебные пальчики» (декабрь)
Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей (январь)
Совместное творчество детей и родителей (проект «Книжка своими руками») (февраль)
Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок (март)
Папка-передвижка «Игра с пальчиками» (апрель)
Памятки для родителей «Способы развития мелкой моторики» (май)
Работа с детьми (в течении года)
1. Пальчиковые упражнения
Зайка», «Машинка», «Игрушки», «Семья», «Кошки-мышки», «Капустка», «Сорока»
2. Упражнения с крупой
«Пересыпаем крупу», «Сортируем крупу», «Ищем клад», «Рисуем на манке», «Бусы для куклы», «Картинки из макарон»
3. Упражнения с водой и шариками, спринцовками
«Из ведра в ведро», «Вылавливаем шарик», «Переливание через воронку», «Ветерок», «Пузыри под водой»
4. Игры с прищепками, скрепками, пуговицами
«Ёжик», «Солнышко», «Бусы для матрёшки», «Вот так улов», «Покорми меня», «Дорожка из пуговиц», «Сортируем пуговицы»
5. Игры со шнурками, лентами
«Весёлый шнурок», «Разноцветные клубочки», «Коврик», «Развяжи бантик»
6. Игры с крышками от бутылок
«Пирамидка из крышек», «Разноцветная дорожка», «Цветок для бабочки», «Копилка для крышек»
7. Игры с пирамидками, вкладышами, пазлами, конструктором
«Собери пирамидку», «Машинки», «Поезд с фруктами», «Построим башенку»
Список использованной литературы:
1. Е. А. Янушко. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей. - М. : Мозайка-Синтез, 2007. – 56 с.
2. О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. Пальчиковая гимнастика. – М. : ООО «Издательство Астель» : ООО «Издательство АСТ», 2001. – 121 с. ,ил.
3. М. С. Рузина, С. Ю. Афонькин. Страна пальчиковых игр : Развивающие игры и оригами для детей и взрослых. – СПб. : КРИСТАЛЛ. – 336 с. ,ил.