Галина Котлова
План по самообразованию «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ВОСПИТАТЕЛЯ
на 2013 - 2014год
Котловой Галины Николаевны
ТЕМА: «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»
Цель: Сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения как к собственному здоровью так и здоровью окружающих.
Задачи:
• охрана и укрепление здоровья детей, совершенствование их физического развития, повышение сопротивляемости защитных свойств организма;
Публикация «План по самообразованию „Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Планы
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
• формирование у детей и родителей осознанного отношения к своему здоровью;
• привлечение родителей к организации оздоровительной работы с детьми.
• помочь ребенку создать целостное представление о своем теле,
• научить " слушать" и "слышать" свой организм;
• осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека;
• привить навыки профилактики и гигиены, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников;
• развивать охранительное самосознание, воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли;
• научить ребенка обращаться с опасными для здоровья веществами;
• формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности.
Ожидаемые результаты:
• создание образовательной среды, формирующей здоровую, физически развитую, социально адаптированную, увлечённую спортом личность, сознательно использующую знания о здоровом образе жизни;
• снижение показателя заболеваемости;
• положительная динамика показателей физического развития детей.
Введение
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.
Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.
Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую, то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием.
Даже строго следуя требованиям СанПина о максимальной учебной нагрузке на ребенка, можно сказать, что ритм жизни ребенка в детском саду остается высоким, не всегда удается сохранить оптимальный баланс между учебной и двигательной деятельностью. В этом и есть противоречие: с одной стороны работа детского сада предполагает превышение образовательного стандарта по всем направлениям развития ребенка, что в свою очередь обеспечивается введением парциальных программ, реализацией программ дополнительного образования. С другой стороны для решения основной задачи дошкольного образования : сохранения и укрепления здоровья ребенка необходимо обеспечить оптимальный двигательный режим в детском саду, достаточное время в режиме дня для осуществления оздоровительных мероприятий.
Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.
Теоретические основы формирования навыков здорового образа жизни
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ "Об образовании", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; а также Указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации" и др.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает. В. А. Сухомлинский писал: " Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы".
"Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам" — так гласит восточная мудрость.
Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом.
С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот.
Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии (В. Н. Дубровский, Ю. П. Лисицын, Б. Н. Чумаков, психологии (О. С. Осадчук, экологии (З. И. Тюмасева, А. Ф. Аменд) и педагогики (В. Г. Алямовская, Г. К. Зайцев, Ю. Ф. Змановский, М. Лазарев, О. В. Морозова, Т. В. Поштарева, Л. Г. Татарникова, О. Ю. Толстова, О. С. Шнейдер и др.) .
Выделяется несколько компонентов здоровья :
Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.
Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.
Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
• Занятия физкультурой, прогулки
• Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна
• дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды
• Бережное отношение к окружающей среде, к природе
• Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций
• Формирование понятия "не вреди себе сам"
Биологические потребности (голод, жажда и пр., потребность в безопасности, любви, присущие ребенку, как и взрослому, ни по отдельности, ни вместе не создают фундамента потребности в здоровом образе жизни, которую мы должны отнести к высшей потребности. И ее возникновение прямо связано с социально-гигиенической средой, в которой воспитывается ребенок.
Гигиенически организованная социальная среда обитания ребенка в дошкольном образовательном учреждении является первым и основным условием развития у него потребности в здоровом образе жизни. Учитывая, что значительную часть своей жизни ребенок находится в дошкольном учреждении, оно в силу специфики своей деятельности и возможностей несет большую, чем родители, ответственность за возникновение и развитие этой потребности.
Вторым по важности условием воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни является наличие в дошкольном учреждении специальной обучающей программы, которая была бы нацелена на приобретение детьми комплекса необходимых навыков и привычек ухода за собой, своим телом, бережного отношения к окружающим людям, дело в том, что многие потребности связаны с привычками. Например, человек, привыкший утром и вечером чистить зубы, чувствует себя весьма некомфортно, если по каким-либо причинам лишен этой возможности. У него возникает потребность очистить полость рта. У человека, незнакомого с зубной щеткой, нет потребности не только чистить зубы, но даже полоскать рот. Его это не беспокоит.
Третьим условием формирования у детей потребности в здоровом образе жизни является овладение системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни.
Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой. Эти знания дети приобретают на специальных занятиях. –ОБЖ.
Четвертым условием формирования позиции созидателя своего здоровья является реализация принципа резонанса при организации физического воспитания детей. Сущность его заключается в создании взрослыми бесчисленных ситуаций для бесконечного проявления детьми своих растущих физических возможностей.
На основании вышеизложенного я и выбрала тему самообразования «Формирование основ здорового образа жизни». Над этой темой я работаю первый год, возраст детей : 5-7 лет (старше-подготовительная группа) .
План работы по самообразованию 2012 -2013 год
Содержание деятельности Сроки (начало окончание) Форма представления результатов
Выбор темы и разработка плана Сентябрь «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»
Анализ литературы на тему: «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста» Сентябрь -октябрь
Составить цикл тематических занятий (1 раз в месяц) для старших дошкольников
Сентябрь - октябрь Методическая разработка
Консультация для родителей воспитанников на тему:«Роль родителей в физическом воспитании ребенка».
Цель: Пропагандировать ЗОЖ в среде воспитанников, сотрудников детского сада и родителей. Октябрь
Выступление на родительском собрании
Анкетирование родителей «Здоровый образ жизни»
Цель: Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семьи в вопросах здоровья детей. Октябрь - ноябрь
Методическая разработка анкетной базы, аналитическая справка
Беседа: «На зарядку –становись!» Т. А. Шорыгина «Беседы о здоровье» стр. 15
Цель: формировать представления старших дошкольников о здоровом образе жизни. Октябрь Тематический досуг
Консультация для родителей воспитанников «Красивая осанка».
Цель: Информирование родителей о причинах искривлении позвоночника детей. Ноябрь Информационный лист – ширма - передвижка
Беседа: «Чистота – залог здоровья»
Т. А. Шорыгина «Беседы о здоровье» стр. 24
Цель: закрепление представлений о значении для здоровья санитарно- гигиенических процедур.
Ноябрь Тематический досуг
Игровой массаж «Поиграем с носиком».
Оздоровительная работа в ДОУ по программе «Остров здоровья» стр 42.
Цель: Здоровье и болезнь. Роль закаливающих мероприятий в профилактике простудных заболеваний. Декабрь Интеграционный вариант спецзакаливания детей.
Организация на прогулочном участке снежного городка с постройками.
Цель: активизация самостоятельной двигательной активности детей.
Январь - февраль Предметно – развивающая и игровая среда на участке для прогулок группы
Беседа: «Зимние игры и забавы»
Игра «Снежная крепость»
Т. А. Шорыгина «Беседы о здоровье» стр. 41
Цель: Закреплять представления о значении для здоровья зимних видов спорта, подвижных игр на воздухе.
Январь Тематический досуг
Занятие-панорама на тему: «Мои верные помощники»
Цель: продолжать формировать элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека.
Февраль Тематический досуг
Оформление информационного листа для родителей воспитанников на тему:
«Причины плоскостопия».
Цель: Информирование родителей о причинах плоскостопия. Февраль Информационный лист
Открытый показ занятия для воспитателей старшего дошкольного возраста на тему : «Дорожка здоровья».
Цель: учить детей заботиться о своем здоровье, объяснить необходимость витаминов для человеческого организма. Март Мастер - класс
«День здоровья»
Сценарии спортивных праздников и мероприятий для детей 3-7 лет. Стр104.
Цель: Закрепление представлений о значении для здоровья психологического комфорта, об организации праздника. Март Тематический досуг
Кукольное представление «Где Тимоша здоровье искал»
Цель: закреплять представления о влиянии окружающей среды города на здоровье, правилах безопасного поведения
Апрель Кукольное представление
Физкультурный досуг «Мама, Папа, Я – спортивная семья» Оздоровительная работа в ДОУ по программе «Остров здоровья» стр 139.
Цель: Создание бодрого и веселого настроения, развивать двигательные способности – силу, быстроту; воспитывать дружелюбие, стремление к взаимовыручке. Апрель Физкультурный досуг
Выпуск «Родительской газеты»
Цель: Информирование родителей о знаниях и умениях детей. Май Информационный лист
«Рациональная пища»
Цель: Закреплять представления детей о пользе для здоровья человека овощей и фруктов; познакомить с приготовлением салата. Май Тематический досуг
Список использованной литературы
1. Антропова М. В. Гигиена детей и подростков. М. : Медицина, 1982. – 335с.
2. Белостоцкая Е. М. Гигиенические основы воспитания от 3 до 7 лет. М. : Просвещение, 1987. – 140с.
3. Ветлугина Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. М. : Просвещение, 1989. – 78с.
4. Давиденко Д. Н. Основы здорового образа жизни. Вестник Балтийской Академии, 1996., Выпуск 8.- с. 16-24
5. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. ; Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное. – 244с. – СПб. : Детство-Пресс, 2000.
6. Карпухина Н. А. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Знакомство дошкольников с окружающим миром. Дидактические игры. Утренняя гимнастика. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2009 – 288с.
7. Лукьянов М. О. Моя первая книга о человеке: Науч-поп. изд. для детей. - М. : ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2004. – 95 с.
8. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 128с.
9. Мосалова Л. Л. Я и мир: Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.-80 с.
10. Предшкольное образование и система работы с родителями/С. Ю. Прохорова, Н. В. Нигматуллина, Е. В. Белоногова, Л. А. Белянина – М. : АРКТИ, 2008. – 92с.
11. Стеркина Р. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения// Дошкольное воспитание. 1996, №6, с. 2-14
Работа проводилась в течение года по следующим направлениям:
1. Работа с детьми
2. Взаимодействие со специалистами
3. Работа с родителями
4. Взаимодействие с руководством МДОУ
5. Обмен опытом с воспитателями через проведение открытого занятия
Для реализации поставленных задач были реализованы следующие условия:
• Музыкальный, физкультурный залы
• Физкультурный уголок в группе
• Медицинский кабинет
• Спортивная площадка
• Наличие плакатов, моделей, игрового материала для освоения темы
Использованы методические приемы:
• рассказы и беседы воспитателя;
• заучивание стихотворений;
• моделирование различных ситуаций;
• рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;
• сюжетно-ролевые игры;
• дидактические игры;
• игры-тренинги;
• игры-забавы;
• подвижные игры;
• психогимнастика;
• пальчиковая и дыхательная гимнастика;
• самомассаж;
• физкультминутки.
Формы работы :
• утренняя гимнастика (ежедневно) ;
• физкультурные занятия;
• музыкально – ритмические занятия;
• прогулки с включением подвижных игр;
• пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)
• зрительная, дыхательная гимнастика на соответствующих занятиях
• оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно) ;
• физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно) ;
• эмоциональные разрядки, релаксация;
• ходьба по массажным коврикам
• спортивные досуги, развлечения, праздники
• беседы
• консультации
• родительские собрания
1. Работа с детьми
Проводилась по следующим направлениям:
• Развивающие занятия на темы:
- Полезная и вредная пища
- Дорожка здоровья
- Рациональная пища
- Строение тела, органов
- Какими бывают люди?
- Почему ты растешь?
- Зачем нужна еда?
- Кто охраняет наш глаз?
- Зачем нам нужен нос?
- С утра до вечера
- Мои верные помощники и др. (см. Приложение 1)
• Дидактические игры:
- Что такое дружба?
- Услышь меня
- Покажи части тела
- Разложи по порядку
- Витаминные домики
- Вода- наша помощница
- Вода это хорошо или плохо
- Как надо заботиться о своем младшем друге?
- От грядки до обеденного стола
- Помоги зеленым друзьям и др.
• Индивидуальная работа с детьми по усвоению культурно-гигиенических навыков, строению своего тела, знанию витаминов и др.
• Проведение оздоровительных мероприятий (утренняя гимнастика, зарядка после сна, физкультминутки, прогулка, полоскание рта после каждого приема пищи) ежедневно.
2. Взаимодействие со специалистами
На протяжении всего года медицинские работники совместно с воспитателями следили за состоянием здоровья детей, приглашались на родительские собрания для своевременного информирования родителей о профилактике заболеваний, об охране здорового образа жизни, проводили беседы с детьми на тему здоровья.
Психолог в индивидуальных беседах с детьми также разъясняла важность и пользу здорового образа жизни.
3. Работа с родителями осуществлялась с помощью
• Проведения родительских собраний на заданную тему, приглашение специалистов
• Индивидуальных консультаций на тему здорового образа жизни : гигиена полости рта, профилактика ОРЗ, необходимость зарядки по утрам, дневного сна (так как почти все дети не приучены дома спать днем, необходимость здоровой пищи.
• Вывешивание информации в родительском уголке
4. Взаимодействие с руководством МДОУ осуществлялось с помощью консультаций воспитателя и старшего воспитателя, проведения в начале года анкеты-опросника по данной теме.
5. Обмен опытом с педагогами: Проведение открытого занятия на начале разработки темы формирования навыков здорового образа жизни у детей 4-5 лет. (Приложение 2, в ходе которого ребята 9-ой группы показали свои знания о здоровье человека, а педагоги смогли дать свою оценку знаниям детей и рекомендации, над чем можно еще поработать и какие приемы, средства, формы, методы работы можно использовать.
В целом, по моим наблюдениям и наблюдениям специалистов дети к концу учебного года стали бережнее относиться к своему здоровью, лучше следить за культурно-гигиеническими навыками, стали делать друг другу замечания в неправильном поведении или отношении к чему-либо. Более тщательно стали соблюдать режим дня, некоторые стали дома делать утреннюю гимнастику. Также ребята улучшили показатели в гибкости, быстроте бега, и других параметрах на физкультурных занятиях. Прогулки стали более интересными: ребята стали задавать много вопросов о том, как устроены деревья, цветы, чем питаются насекомые, о погоде, стали проводить больше опытов, чтобы узнать о каком-либо явлении. К концу года ребята лучше изучили строение тела, они без труда могут показать расположение основных органов в теле человека, а также рассказать об их функциях.
Несомненно, только взаимодействие всех субъектов образовательного процесса может принести пользу в освоении навыков формирования здорового образа жизни. Развивающие занятия с детьми по ОБЖ, социальному миру расширили представления детей по данной теме. В дальнейшем я планирую продолжать такие занятия, но больше внимания, на мой взгляд, необходимо уделить работе с родителями, которые очень часто ссылаются на сильную занятость и порой не хотят замечать проблемы в жизни и здоровье своего ребенка. А чтобы работа с родителями проходила более плодотворно, необходимо более тесное взаимодействие со специалистами.
Заключение
Формирование здоровой личности дошкольника возможно при обеспечении действенной взаимосвязи физического воспитания с целенаправленным развитием его личности в специально созданной и гигиенически организованной социальной среде, способствующей развитию самоуправления, автономности, адекватности самооценки.
На протяжении дошкольного возраста при соответствующей воспитательной работе наблюдается позитивная динамика отношения ребенка к своему здоровью.
Возраст с 4 до 7 лет является наиболее благоприятным периодом формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и физическим возможностям.
Важнейшей предпосылкой формирования у ребенка позиции созидателя по отношению к своему здоровью является наличие у него потребности в здоровом образе жизни, которая формируется при соблюдении ряда специфических условий, одним из которых является рефлексия ребенком своих физических возможностей и их взаимосвязи с состоянием здоровья.
Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье, физической культуре безопасности жизнедеятельности позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.
Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.
Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.
Список использованной литературы
1. Антропова М. В. Гигиена детей и подростков. М. : Медицина, 1982. – 335с.
2. Белостоцкая Е. М. Гигиенические основы воспитания от 3 до 7 лет. М. : Просвещение, 1987. – 140с.
3. Ветлугина Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. М. : Просвещение, 1989. – 78с.
4. Давиденко Д. Н. Основы здорового образа жизни. Вестник Балтийской Академии, 1996., Выпуск 8.- с. 16-24
5. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. ; Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное. – 244с. – СПб. : Детство-Пресс, 2000.
6. Карпухина Н. А. Конспекты занятий в средней группе детского сада. Знакомство дошкольников с окружающим миром. Дидактические игры. Утренняя гимнастика. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2009 – 288с.
7. Лукьянов М. О. Моя первая книга о человеке: Науч-поп. изд. для детей. - М. : ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2004. – 95 с.
8. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 128с.
9. Мосалова Л. Л. Я и мир: Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.-80 с.
10. Предшкольное образование и система работы с родителями/С. Ю. Прохорова, Н. В. Нигматуллина, Е. В. Белоногова, Л. А. Белянина – М. : АРКТИ, 2008. – 92с.
11. Стеркина Р. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения// Дошкольное воспитание. 1996, №6, с. 2-14