Эльвира Аминева
План кружковой работы по нетрадиционным методам рисования «Радуга красок» в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Направленность программы - социально - педагогическая
Программа направлена на развитие художественно – творческих способностей детей через обучения нетрадиционными техниками рисования. Разработанная программа развития творческих способностей через обучения нетрадиционными техниками рисования рассчитана на 1 год обучения и представляет собой обобщённый опыт работы по изобразительной деятельности по нетрадиционным техникам рисования, для детей младшего дошкольного возраста.
Публикация «План кружковой работы по нетрадиционным методам рисования „Радуга красок“ в младшей группе» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Нетрадиционные техники рисования
- Планирование. Планы работ
- Радуга, радужные идеи
- Радуга. Рисование
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Планирование
- Темочки
Новизна программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной).
Актуальность. Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей 3-4 лет способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка. В группу пришли дети, у которых не были сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т. е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.
Цель: создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи
Развивающие. Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности; развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение; формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ; развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Образовательные. Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;
знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательные. Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом; воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: дети 3-4 года
Сроки реализации дополнительной образовательной программы – 9 месяцев: с 2 сентября по 31 мая
Форма работы : очная, подгрупповая
Режим ООД: 1 раз в неделю, среда в 16.00-16.15
Ожидаемые результаты.
1. Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.
2. Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.
3. Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
4. Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
Формой подведения итогов реализации данной программы являются:
Проведение выставок детских работ
Проведение открытого мероприятия
Проведение мастер-класса среди педагогов
Высокий уровень (от 2,4 до 3 баллов) - ребенок выделяет цветовые эталоны, проводит действия идентификации предметов и их изображений по цвету, цветовые сочетания выстраивает по образцу. Умеет в рисовании изображать простые предметы. Группирует предметы по цвету, форме и величине. Ребенок знает названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Обращает внимание на подбор цвета соответствующего изображаемому предмету. Ребенок умеет ритмично наносить линии.
Средний уровень (от 1,7 до 2,3 баллов) - ребенок умеет группировать предметы по цвету, форме и величине, но с небольшой помощью педагога. Умеет в рисовании изображать простые предметы, а также в рисунке передает цвет, но испытывает затруднения в выделении цветовых эталонов. Ребенок путает названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Обращает внимание на подбор цвета соответствующего изображаемому предмету, но с небольшой помощью педагога. Ребенок испытывает затруднения ритмично наносить линии.
Низкий уровень (от 1 до 1,6 баллов) - ребенок не выделяет цветовые эталоны. Не умеет в рисовании изображать простые предметы и соотносить предметы с формой и величиной. Не может группировать предметы по цвету, форме и величине. Ребенок испытывает затруднения в названии цвета (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Не обращает внимание на подбор цвета соответствующего изображаемому предмету. Ребенок не умеет ритмично наносить линии.
Диагностическая карта
по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г. А. Урунтаевой
№п/п Ф. И. ребенка Технические навыки Точность движений Средства выразительности (цвет, форма, композиция и др.) Наличие замысла Проявление самостоятельности Отношение к рисованию Речь в процессе рисования
н к н к н к н к н к н к н к
«н» – начало года; «к» – конец года
Список детей
№ ФИО ребенка
Мальчики- 14
Девочки - 14
Содержание программы
Нетрадиционные художественные техники
-Рисование пальчиками : ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Рисование ладошкой : ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
-Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
-Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
-Рисование манкой : ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку)
Виды нетрадиционных техник рисования достаточно разнообразны, и в каждой технике ребёнок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. Например, если мы возьмём рисование пальчиком или ладошкой - этот метод рисования помогает ребёнку почувствовать свободу творчества, даёт взаимодействие с изобразительным материалом (с краской) без кисточки. Рисуя пальцами или ладошкой, ребёнок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.
Техника «Выдувание» - развивает фантазию детей, тренирует лёгкие, благотворно сказывается на развитии плавности речевого дыхания, развивает нестандартное решение, будит воображение.
Техника «Прижми и отпечатай» - привлекает детей процессом печатания, угадывания того, что получится в результате оттиска разнообразных материалов (пробки, поролон, пуговицы, банки с дном разного размера, крышки и т. д.)
Очень интересны и такие приёмы как рисование «Тычком» (жёсткая кисть, ватная палочка или рисование от пятна и т. д.) Нетрадиционных техник рисования много, ведь рисовать можно чем угодно, лишь бы было воображение.
Календарный план
№ Месяц Дата планирования Дата
проведения Тема ООД Длительность
1 сентябрь 04.09 Мой любимый дождик
Рисование пальчиком 15 минут
2 11.09 Мухомор
Рисование пальчиками 15 минут
3 18.09 Ёжик
Рисование ладошкой 15 минут
4 25.09 Грибок
Рисование манкой 15 минут
5 октябрь 02.10 Золотая осень
Рисование методом тычка 15 минут
6 09.10 Красивый букет
Печатаиие растениями 15 минут
7 16.10 Осенние листочки
Аппликация из крупы 15 минут
8 23.10 Подсолнух
Рисование манкой 15 минут
9 30.10 Мой веселый звонкий мяч
Аппликация из манки 15 минут
10 ноябрь 06.11 Черепашка
Рисование с мятой бумагой 15 минут
11 13.11 По небу тучи бежали…
Оттиск печатками из салфеток 15 минут
12 20.11 Первый снег
Рисование ватными дисками 15 минут
13 27.11 Цыплёнок
Рисование по восковым мелкам 15 минут
14 декабрь 04.12 Снежная семья
Рисование способом тычка. 15 минут
15 11.12 Ёлочка
Пластилинография. 15 минут
16 18.12 Ёлочка (продолжение)
Пластилинография. 15 минут
17 25.12 Ёлочка пушистая, нарядная
Рирсование палочками 15 минут
18 январь 15.01 Снеговичок
Комкание бумаги 15 минут
19 22.01 Дед Мороз
Аппликация из ваты 15 минут
20 29.01 Снегири на ветке
Рисование методом тычка 15 минут
21 Февраль 05.02 Пушистый зайка
Тычок жесткой полусухой кистью 15 минут
22 12.02 Высоко летит ракета
Рисование свечкой 15 минут
23 19.02 Воробушек
Рисование крупой 15 минут
24 26.02 Цыплёнок
Рисование поролоном 15 минут
25 Март 04.03 Плывёт, плывёт кораблик
Рисование парафином 15 минут
26 11.03 Мимоза для бабушки
Рисование поролоном 15 минут
27 18.03 Ранняя весна
Рисование ватной палочкой 15 минут
28 25.03 Ромашка для бабушки
Рисование пшеном 15 минут
29 Апрель 01.04 Кот Матроскин
Рисование ватными палочками 15 минут
30 08.04 Одуванчики
Рисование жесткой полусухой кистью 15 минут
31 15.04 Золотая рыбка
Рисование поролоном 15 минут
32 22.04 Подсолнухи
Рисование ватными палочками 15 минут
33 29.04 Яйцо для курочки Рябы
Рисование крупой 15 минут
34 Май 06.05 Гусеницы в траве
Рисование пальчиками 15 минут
35 13.05 Цветочек тянутся к солнышку
Рисование в технике рисования пробками 15 минут
36 20.05 Букет сирени
Рисование пальчиками 15 минут
Календарный учебный график
Продолжительность учебного года:
начало учебного года: со 01 сентября 2019 года;
окончание учебного года- 31 мая 2020 года.
Количество недель в учебном году: 36
Объё м недельной нагрузки:
общее количество занятий в неделю в группах : от 3 лет до 4 лет - 1 занятие (продолжительность - 15 мин.);
Формы организации образовательной деятельности:
• 0 0 Д (занятия, развлечения, праздники, досуги); совместная деятельность воспитателя и ребенка;
Сроки проведения каникул, их начало и окончание: с 23 декабря 2019 года по 8 января 2020 года; со 2 по 6 марта 2020 года.
Сроки проведения мониторинга достижения детьми планируемых результатов (посредством бесед, наблюдений, индивидуальной работы с детьми) : первичный - со 2 сентября по 13 сентября 2019 года, итоговый - с 18 по 31 мая 2020 года.
Организационно-педагогические условия
Кадровые: Аминева Эльвира Назибовна
Образование - высшее
Специальность - дошкольное воспитание
Материально-технические условия: групповое помещение 1 младшей группа №12
Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей
Методическое обеспечение :
Альбом «Знакомим детей с пейзажной живописью», «Знакомим детей с натюрмортом», «Знакомим детей с портретной живописью» (альбом с репродукциями);
Предметы народно-прикладного искусства (дымковкие, филимоновские, плешковские, полхов - майдановские игрушки);
Народные художественные промыслы (хохлома, городец, гжель, семеновские матрешки);
Деревянные пазлы «Русские узоры»;
Дидактические пособия «Собери узор» (по мотивам декоративных росписей); Трафареты.
Материально – техническое оснащение:
• акварельные краски, гуашь;
• восковые и масляные мелки, свеча;
• ватные палочки;
• поролон;
• трубочки коктейльные;
• палочки или старые стержни для процарапывания;
• матерчатые салфетки;
• стаканы для воды;
• подставки под кисти;
• кисти.
Список использованной литературы:
1. И. А. Лыкова Цветные ладошки - авторская программа М. : «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл.
2. Р. Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2005.-120с.
3С. К. Кожохина Путешествие в мир искусства –программа развития детей дошкольного М. : ТЦ Сфера, 2002.-192с.
4. Е. П. Арнаутова Педагог и семья. – М. : Изд. дом «Карапуз», 2001.-264с
5. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. ,2012 г.
6.«Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева Академия развития 2006
7.«Яркие ладошки» Н. В. Дубровская «детство-пресс» 2004
8.«Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н. В. Дубровская «детство-пресс» 2003
9. Педагогический опыт,опубликованный в журналах дошкольное воспитание
10. Медиоресурсы интернета «МААМ. ru», «Почемучка. ru» и т. д
11. Кихтева Е. Ю. «Рисуют малыши» - М-С 2008 г.
12. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»