Бастракова Татьяна Алексеевна
План-конспект занятия в подготовительной группе «История развития письма»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект занятия
ФИО воспитателя Бастракова Татьяна Алексеевна
Учреждение МБДОУ Детский сад №1 «Аленушка»
Дата проведения 06.02.2024
Возрастная группа Подготовительная к школе группа
Форма организации подгрупповая (6 человек)
Тема занятия «История развития письма»
Культурно-смысловой контекст Узнать историю развития письменности.
Методы и приемы Словесные, наглядные, практические.
Публикация «План-конспект занятия в подготовительной группе „История развития письма“» размещена в разделах
Цель занятия Познакомить детей с историей развития письменности.
Задачи Образовательная Развивающая Воспитательная
Дать начальные представления об истории письменности.
Создать условия для экспериментальной деятельности, чтобы убедиться в несовершенстве и трудности использования старинных предметов для письма. Способствовать обогащению словарного запаса.
Развивать интерес к истории.
Развивать умение анализировать, выстраивать алгоритм. Развивать графические навыки. Воспитывать любознательность. Поддерживать самостоятельность, инициативность.
Оборудование Ноутбук, смарт доска, гусиное перо, перьевая ручка, печатная машинка СССР, листы белые, уголь, влажные салфетки, контейнер под мусор, раздаточный материал, чернила.
Интеграция областей Речевое развитие, познавательное развитие, коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.
Вид деятельности Двигательная, коммуникативная.
Этап деятельности Деятельность педагога Деятельность воспитанников Планируемый результат
1. Вводный
(организационный этап)
5 мин. Приветствие гостей, создание эмоционального настроя на работу.
Ребята, посмотрите, к нам пришли гости, давайте поприветствуем их, что бы они чувствовали себя как дома.
Давайте мы с вами познакомимся, меня зовут Татьяна Алексеевна, а тебя?.
-Ребята, вы такие большие, вы в старшей группе?
-А после подготовительно группы вы куда пойдете?
- А какие принадлежности вам нужны в школе?
-А без чего ученик не запишет задание в тетрадь?
-Правильно ребята, мы сегодня с вами поговорим о истории развития письма, и узнаем, когда человек изобрел первую ручку, для этого нам нужно отправиться в виртуальный музей, а кто знает, что такое музей? Музей – это такое здание, где хранятся исторические вещи, например, картины, скульптуры, и кости динозавров.
А что такое виртуальный? Как вы думаете? Виртуальный музей означает, что его можно посетить через экран, и не обязательно куда-то ехать.
Готовы?
-Закрываем глаза, раз, два, три, в музей попади.
Дети проявляют интерес.
Слушают педагога. Создание позитивного эмоционального настроя.
Дети заинтересованы.
2. Основной этап
10 мин. Воспитатель -Добро пожаловать в виртуальный музей, меня зовут Мария, сегодня нас ждет увлекательная экскурсия, где мы познакомимся с историей развития письма…
Мария - Теперь прошу подойти к первому столу. Если будете затрудняться в ответе, я оставляю вам подсказки. (ребята подходят к столу)
Воспитатель - Ребята, как вы думаете до появления ручки, чем писали и рисовали наши предки? (ответы детей) *
- Посмотрите на экран.
- Древний человек писать не умел, поэтому он много рисовал. Как вы думаете, чем рисовали древние люди?
-А вы бы хотели попробовать порисовать углем, как настоящие древние люди? (ответы)
- Присаживайтесь за стол, посмотрите, кто изображен? (Мамонт)
А почему мы будем рисовать мамонта? (Потому что как я уже говорила люди не умели писать, и что бы идти на охоту рисовали на скале послание в виде животного)
-Молодцы! Удобно было рисовать углем?
-Прошло время, человек придумал буквы и понял, что углём писать буквы не так уж удобно и придумал? (внимание на экран)
-Гусиное перо, великий поэт А. С. Пушкин писал свои стихотворения гусиным пером.
Для письма подходили только перышки из хвоста лебедей, гусей, бекасов - водоплавающих птиц. Много лет перо служило человеку, что бы им писать нужно было кончик пера обмокнуть в чернила, а кто знает из чего состоят чернила? (сажу или охру смешивали со смолой и получались чернила)
- Предлагаю вам с помощью пера и чернил написать старославянскую букву «ЯТЪ», раньше эта буква обозначала звук «Е», но вскоре она ушла из алфавита.
Удобно было писать пером?
Проходило время, человек подумал, а как усовершенствовать перо? Что бы не щекотало нос и клякс не оставлял, и изобрел первую перьевую ручку, с появлением перьевой ручки появился стиль писания «Каллиграфия, что означало- искусство красивого писания»
-Предлагаю вам написать красивую букву «А», принцип пользования такой же, что и гусиное перо, нужно было металлический наконечник обмакнуть в чернила и можно писать.
-Понравилось?
- После появления перьевой ручки, человек вновь её усовершенствовал и придумал всеми известную? Правильно «Шариковую ручку».
-А почему ручка называется «шариковая»?
- Из чего она состоит?
-Верно, а скажите, для чего человеку нужно было писать?
- Человек записывал информацию с помощью ручек, перьев и угольков. Давайте подойдем к доске и повторим с чего начал человек до появления ручки? (смарт доска)
-Ребята, в далекие времена все записывали только рукой, человек подумал, а как ему облегчить свой труд? Как бы он мог быстрее писать книги и стихи и изобрел?
-Верно, печатную машинку, а вы когда-нибудь печатали на ней?
-Предлагаю включить ее и просто нажимать на разные буквы, чтобы посмотреть на ее работу.
-Отлично молодцы, а кто скажет, на что похожа машинка?
-Да, на компьютер, это уже совершенно новая технология, ну что дети, вам понравилось?
-Ой, ребята, время совсем много, музей закрывается и нам нужно отправляться обратно.
-Раз, два, три, обратно нас верни!
-Здорово, ну что ребята, вам понравилось наше путешествие?
-А что бы поделиться своими впечатлениями предлагаю вам без помощи рук, записать их в мой телефон, с помощью новой технологии голосового ввода.
-Вы будете говорить, а телефон будет записывать ваши слова сам!
-Готовы?
Вопросы- Что ты сегодня узнал?
Что тебе больше всего понравилось?
Как вы думаете человек и дальше будет изобретать?
Дети слушают рассказ педагога.
Дети заинтересованы, учувствуют в беседе с воспитателем.
3. Заключительный этап.
Рефлексия.
5 мин. Педагог спрашивает о впечатлении от занятия и все записывается в документ. Спасибо ребята, я сохраню все то, что вы мне сказали, надеюсь, что вы еще пригласите меня в гости.
давайте скажем всего хорошего гостям, и досвидания. Дети делятся своими впечатлениями.