Валентина Куимова
План-конспект урока по ОПК «Милосердие и сострадание»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект урока по ОПК
Тема урока : «Милосердие и сострадание».
Цель: Формирование представлений школьников о существовании в жизни милосердия и сострадания, нравственной ответственности человека за поступки.
Задачи:
• 1. Дать понятия «милосердие и сострадание»
• 2. Формировать представление о том, как православие учит милосердию, состраданию и помощи людям.
• 3. Формировать умение грамотно, культурно излагать своё мнение, работать в группах, выслушивать и принимать точки зрения одноклассников.
Публикация «План-конспект урока по ОПК „Милосердие и сострадание“» размещена в разделах
• 4. Воспитывать потребность делать добро, сострадать.
Ход урока:
1. Выявление восприятия, мотивация. Определение темы и задач.
И начать этот урок я хотела бы со стихотворения
Мостовая З. В.
За боль умей благодарить,
Умей понять других тревогу.
Умей скорбящим скорбь дарить,
Заблудшим - указать дорогу.
Умей упавшего поднять
И с нищим поделиться хлебом,
Убогого умей понять,
Он как и ты,дарован небом.
Обиды все забыть сумей,
Хотя бывает очень сложно.
Умей ценить,любить умей,
Жить по -другому невозможно!
- Скажите, пожалуйста, к чему призывает поэтесса в этих строках? (Милосердие)
Учитель: Ребята, сегодня у нас с вами очень интересный урок, и тот материал, который вы услышите сегодня, вам пригодится в жизни.
Тема сегодняшнего урока…а впрочем я думаю вы назовёте её сами через несколько минут.
Некоторые из вас помогут мне начать.
Дети: 1. Одно из самых красивых слов на свете- слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.
2. Любовь бывает разной. Она бывает радостной. При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем.
3. Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать, любовь подсказывает тебе: чужой беды не бывает!
4. Ещё минуту назад этот человек был тебе не знаком. Но ты узнал о его горе- и не смог остаться равнодушным.
5. Если видишь голодного, уже ни к чему оценивать его-«хороший» он или «плохой». Накормить голодного надо просто потому, что он голодный, а не потому, что он твой друг.
У. Что объединяет все эти высказывания?
2. Сообщение темы урока обучающимися : Милосердие и сострадание.
Давайте поразмышляем:
а) Часто ли вы слышали слово, вынесенное в название нашего урока?
Б А как часто видели вы милосердие в реальной жизни?
в) А как называют действие, противоположное милосердию?
А) Коллективная работа над понятиями темы: милосердие, забота, взаимопомощь, страдание, сострадание
В толковом словаре В. И. Даля дано следующее толкование: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость».
Выберите одно из положений, которое вам ближе всего, аргументируйте свою позицию.
– Что такое милосердие? Произнесите слово, вслушайтесь. Из каких двух слов образовано слово «милосердие»? МИЛОСЕРДИЕ – милое сердце. Какие ассоциации возникают со словом милосердие?
Доброта,
Сострадание,
Любовь,
Сочувствие,
Забота
- Обратите внимание на слово «со - страдание». Вспомните, что обозначает приставка со-? (Соединение с чем или кем-либо) Объясните значение слова. (Это совместное страдание, способность переживать боль другого человека, как собственную.)
К кому мы проявляем милосердие?
Кому нужна наша забота?
А вы бываете милосердны? Часто? Объясните свою позицию милосердного или немилосердного поведения.
2. Продолжение обсуждения темы:
Работа с евангельской притчей:
- Однажды Иисуса Христа спросили: какая самая главная среди множества заповедей.
Он сказал: важнее всего любовь к Богу и любовь к человеку. Прочитаем, что ответил Христос.
Слайд. «Люби ближнего как самого себя»
- И тогда Ему задали непростой вопрос: «а кто мой ближний?»
А как бы вы ответили на этот вопрос? (В самом деле, нет человека, который бы никого не любил. Но очень многие говорят: «Я люблю тех, кто любит меня, то есть мою семью и моих друзей. Это и есть мои ближние (близкие)».)
- В ответ на вопрос Христос рассказал притчу о добром самарянине (т. е. человеке неместном, приезжем).
Давайте познакомимся с этой притчей и постараемся понять, о чем хотел сказать Иисус Христос?
Работа с учебником: «Притча о добром самарянине».
- Чему хотел научить Христос, рассказывая эту притчу?
- Подумайте, кого христиане называют ближним?
Исследовательское чтение текста
ПОСЛЕТЕКСТОВАЯ РАБОТА
- Давайте посмотрим, как наш учебник дает ответ на этот вопрос. Открыли учебники (с. 43, 2 абзац)
Исследовательская работа с текстом.
- Кого христиане называют ближним?
- Вы согласны с утверждением: «Как ты ко мне (относишься, так и я к тебе?»
- Иногда мы видим в нашей жизни, что люди поступают по принципу «Как ты ко мне (относишься, так и я к тебе» или «Так тебе и надо! Получай по заслугам!». Это очень трудные вопросы не только для детей, но и для взрослых. Над ними нужно думать может быть в течение всей жизни.
- Найдите вопросы, которые ставит автор. (Ты сможешь не обрадоваться чужой беде? Сможешь подойти помочь тому, кто тебя обидел)
- Давайте попробуем на них ответить.
- Но Христос учил, даже если человек виноват перед тобой, был не прав, все равно в минуту беды надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи.
Это не просто – переступить через свои давние и вроде бы справедливые обиды. Но это один из самых высоких призывов Иисуса Христа. Давайте его прочитаем.
Слайд. «Любите врагов ваших».
- Да, это трудно. Но если человек принимает благодатную силу Христа, то и это ему под силу.
.Ребята, я хотела бы добавить, что милосердный человек относится к каждому человеку как к родному, как к своему ближнему.
.Кто такой ближний?
а)это тот, кто нуждается в твоей помощи.
б)это тот, кто не оставит тебя в беде.
– Что помогает следовать призыву Христа: «Любите врагов ваших»? Почему это бывает полезно не только для того, кому оказывается милость, но, прежде всего, для того, кто эту милость совершает?
Продолжение обсуждения темы
– Вспомните сказку «Царевна-лягушка», когда Иван царевич в поисках стрелы оказывается на болоте перед своей невестой – лягушкой. Как вы думаете, стал ли бы он подлинным героем сказки и счастливым человеком, если бы в этот момент не пожалел, не проявил милостивые чувства?
– Вспомните свои чувства, когда вы совершали даже самые малые добрые дела?
– Как можно учиться совершать дела милосердия дома, на улице, в школе, в транспорте? Насколько это важно для смягчения ситуации в школе, в обществе в целом?
– Хорошо жить, если тебя окружают милосердные люди? А если каждый будет считать, что милосердно должен вести себя не он, а другие, что будет?
Продолжение обсуждения темы:
- Одно из дел милосердия – милостыня. А как вы себе представляете, что такое милостыня.
- Давайте посмотрим, как наш учебник дает ответ на этот вопрос. (С. 44-45, статья «Милостыня».)
- Что же такое «милостыня»?
- Как учил Христос? ( Христос учил: «Всякому просящему у тебя – дай». Но это должно быть волей сердца. Если у тебя нет денег, то молитва за этого человека – это тоже милостыня.)
– Неужели правда, что девять десятых милосердного поступка остается с оказавшим милость? Докажите или опровергните это положение. Вспомните свои чувства при совершении добрых поступков.
1. Можно ли за милосердную помощь брать плату?
2. Что нужно делать, чтобы стать милосердным?
3. Создайте собственное определение: «Ближний для меня – это…
5. У. А теперь задание. На экране вы видите слова. Их необходимо сгруппировать.
Выберете слова, относящиеся к милосердию и слова, относящиеся к жестокосердию
(Бескорыстный, добрый, равнодушный. расчётливый, бесчувственный, делающий добро за добро, сострадательный, справедливый, безжалостный, отзывчивый)
У. Вы видите, что слова: расчётливый, делающий добро за добро, справедливый нельзя отнести ни к первой, ни ко второй группе. Но это тоже имеет место быть в нашей жизни. Эти слова будут темой для размышлений наших следующих уроков.
У. В столбике слов, относящимся к милосердию, какое слово на ваш взгляд наиболее значимое…– Бескорыстие
7. В Библии есть притчи о милосердии
Но и в мировой художественной литературе есть много замечательных произведений, посвящённой теме милосердия. Это стихи Есенина, Пушкина, Бальмонта, Бурчака, проза Паустовского и др.
8. А у Юлии Друниной есть стихотворение «Бинты»
БИНТЫ
Глаза бойца слезами налиты,
Лежит он, напружиненный и белый,
А я должна приросшие бинты
С него сорвать одним движеньем смелым.
Одним движеньем — так учили нас.
Одним движеньем — только в этом жалость.
Но встретившись со взглядом страшных глаз,
Я на движенье это не решалась.
На бинт я щедро перекись лила,
Стараясь отмочить его без боли.
А фельдшерица становилась зла
И повторяла: "Горе мне с тобою!
Так с каждым церемониться — беда.
Да и ему лишь прибавляешь муки".
Но раненые метили всегда
Попасть в мои медлительные руки.
Не надо рвать приросшие бинты,
Когда их можно снять почти без боли.
Я это поняла, поймешь и ты.
Как жалко, что науке доброты
Нельзя по книжкам научиться в школе
У. Что хотел автор сказать последними строками?
Ю. Друнина хотела подчеркнуть, что милосердию и состраданию человек может научиться только реально делая добрые дела.
Христианство
(комментированное чтение)
Что такое милосердие в христианстве?
Можно ли научиться милосердию?
А надо ли учиться милосердию? Зачем?
Как стать милосердным?
Профессии милосердия
Какую профессию ты считаешь милосердной, почему? Хотел бы ты иметь такую профессию?
Л) Самостоятельная работа с учебником
«Это интересно»
В чём проявилось сострадание прохожего к юноше?
(Помог понять смысл жизни, радость от доброго поступка)
Обобщение по теме «Милосердие в христианстве»
6. Продолжение обсуждения темы:
- Посмотрите на фотографии на полях (на с. 43). Прочитайте подписи. Найдите слово «милосердие» в другом значении.
- Кто такая сестра милосердия? (Так называют людей, которые оказывают ближним бескорыстную помощь.)
– Среди сестер милосердия мы видим великую княгиню Елизавету Федоровну, которая после гибели мужа целиком посвятила себя делам милосердия и основала Марфо-Мариинскую обитель.
- Что такое дом милосердия? (Приют для одиноких пожилых людей.)
9. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Слайд. - Людей, которые совершают милосердные дела, очень много. Я вам предлагаю дома познакомиться еще с одним примером человеческого милосердия, посвященным жизни святой Ульяны Муромской. (С. 45)
10. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
- О чем же мы с вами говорили на уроке? Слайд.
- Кого называют ближним? (Ближний тот – кто не оставит тебя в беде; кто нуждается в твоей помощи.)
- Как христианин должен относиться к людям?
«Люби ближнего как самого себя»
«Любите врагов ваших».
«Всякому просящему у тебя – дай»
Я надеюсь, что сегодняшний урок что-то изменит в душах каждого из вас.
Я хочу пожелать всем вам, ребята, и вам, уважаемые гости, встретить пасхальные дни в мире, в радости, в согласии с совестью. И пусть вас окружает доброта!