Лариса Маланина
«Целеполагание». План-конспект урока в X классе
▼ Скачать + Заказать документы
Тип урока : урок овладения учащимися новыми знаниями с элементами тренинга.
Цель: сформировать у учащихся представление о цели, потренировать ставить перед собой наиболее важные и достижимые цели.
Задачи:
1. Знакомство учащихся с понятием «цель», «целеполагание».
2. Формирование навыка построения жизненных целей и путей их достижения.
3. Развить у ребят умение делать правильный выбор между важными и срочными целями и всегда доводить до конца задуманное.
4. Воспитать атмосферу открытости и доверия в ученическом коллективе.
Публикация «„Целеполагание“, План-конспект урока в X классе» размещена в разделах
Средства обучения: по 10 маленьких листочков для каждого ученика для проведения элементов тренинга.
Форма работы на уроке : групповая
Содержание урока :
Первый этап – теоретическая часть (первичное ознакомление с материалом)
Второй этап – практическая часть (обобщение и систематизация знаний, упражнение по ранжированию жизненных целей, потренировать учащихся из множества целей выбирать наиболее важные и видеть пути их достижения).
План лекции :
1. Определение «цели» и близких к нему понятий
2. Виды целей
3. Процесс постановки целей – целеполагание
4. Изучение навыка целеполагания у учащихся
Ход урока:
Теоретическая часть:
1. Организационный этап (отметить в журнале отсутствующих, узнать причину их отсутствия). Привлечь внимание учащихся к предстоящей теме. Сообщить тему и цель занятия. – 5 минут
2. Вводное слово – 5минут.
У многих ли людей есть цель в жизни? - Нет, у единиц. Почему? Потому что, в отличие от мечтаний, цель в жизни предполагает большой труд, ежедневную работу для движения к твоей цели. Если ты каждый день думаешь о том, что тебе важно, и делаешь для этого что-то - у тебя цель в жизни есть. Если ты не знаешь, что тебе на самом деле важно, или в разные дни ты думаешь об этом по-разному, либо много думаешь, но мало что делаешь - у тебя цели в жизни пока нет. Так что же такое цель?
Цель — желаемый результат (предмет стремления). То, что человек намерен осуществить. Цель - то, к чему стремится человек, начиная что-либо. Для развитого человека цель - чёткий конечный ориентир, для достижения которого осуществляется ряд действий. Наличие цели помогает человеку не сбиться с намеченного пути.
3. Основная часть – 30 минут
Цель можно связать с такими понятиями как :
• Мотивы - внутреннее побуждение к действию на основе личного интереса. Мотив - это всегда внутреннее. Внешние побудители поведения называются стимулами или мотиваторами.
• Интересы - это избирательное отношение личности к объекту, в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Интересы возникают на основе потребностей, но не сводятся к ним.
• Мечта - Мысленный образ чего-нибудь сильно желаемого, манящего, предмет желаний, стремлений. (Толковый словарь Ушакова. Д. Н. Ушаков. 1935-1940.) В США популярно клише «американская мечта». Иногда мечте приписывают цвет — «голубая мечта», «розовая мечта».
• Желанье - Внутреннее стремление к осуществлению чего-либо, к обладанию чем-либо.
• Стремленье – настойчивое желание чего-нибудь добиться, что-нибудь осуществить; решительная устремленность к чему-нибудь. Желание, укрепленное волей.
• Намеренье - мотивационная - основа деятельности -, связанная с сознательным выбором определенной цели. Формирование намерения происходит на основе использования уже приобретенного опыта непосредственного удовлетворения потребностей - и при наличии достаточного личностного контроля.
Какие бывают цели. Несколько видов целей :
1. Долгосрочные цели;
2. Краткосрочные цели;
3. Усложненные цели;
4. Облегченные цели;
5. Заведомо невыполнимые цели;
6. Цели, которые не зависят от нас.
Долгосрочные цели
Цели, на выполнение которых должно уйти большое количество времени. Как правило, цели считаются долгосрочными, если срок их выполнения превышает 6 месяцев. ( пример: стать дипломированным специалистом, выучить английский язык, выйти замуж и т. д.)
Краткосрочные цели – это цели, на выполнение которых требуется меньше 6 месяцев. Их, как правило, используют для того, чтобы разбить крупный план на более мелкие составляющие. ( пример: стать дипломированным специалистом, но сначала – поступить в институт, пройти успешно обучение, написать диплом, защитить диплом – цель достигнута.)
Усложненные цели
Данный вид целей чаще всего ставят люди, которые любят преодолевать какие-либо препятствия или хотят добиться значительного результата за малый срок. От исполнителя требуется максимум его духовных и физических ресурсов. ( пример: поступить в институт, усложнив цель выбирая более престижный, куда поступить сложнее, чем в остальные.)
Облегченные цели используют или ленивцы, или люди, у которых нет времени заниматься этой целью. Облегченные цели не бывают важными. Как правило, это задачи, которые могут улучшить что-то второстепенное. ( пример: прочитаю до конца книгу «Война и мир» - это входит в обязательную программу по литературе, такая цель стоит у каждого ученика 10 – 11 класса.)
Заведомо невыполнимые цели
«Достану звезду с неба». Это чисто физически невозможно, так как звезда находиться за много миллионов световых лет, весит неимоверно много и имеет собственную орбиту.
Цели, которые не зависят от нас
Выводы:
Итак, Цели связаны с желаниями, стремлениями.
Цели связаны с намереньем.
Цели связаны с образами и представлениями, «конструкциями» будущего.
Цели связаны с волей и сознанием.
Процесс постановки целей – целеполагание.
Целеполагание процесс творческий, и тем более творческий, чем выше уровень целей. Целеполагание — процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для управления процессом осуществления идеи. Часто понимается как практическое осмысление своей деятельности человеком с точки зрения формирования (постановки) целей и их реализации (достижения) наиболее экономичными (рентабельными) средствами, как эффективное управление временным ресурсом, обусловленным деятельностью человека. (википедия)
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ- это определение, построение цели, обдумывание образа желаемого будущего. Собственные цели не всегда понятны человеку.
Чем лучше мы осознаем и понимаем себя, тем лучше мы понимаем свои цели. В то же время хорошее знание себя связано с эффективным целеполаганием и позволяет снизить вероятность постановки так называемой «плохой цели».
Плохие цели — это те, которые отнимая много времени и усилий, остаются не достигнутыми (в глубине души человек ощущает дискомфорт и неприятие этих целей).
Целями могут быть также сохранение или приобретение определенного состояния или качества (цель стать – свободным, быть уверенным, спокойным).
4. Заключительная часть – 15 минут
Необходимые качества и способности для «хорошего» целеполагания это : хорошее знание себя, своих ведущих мотивов и ценностей, воля, креативность и воображение.
Смысл целеполагания :
1. Целеполагание снимает степень неопределенности и снижает тревожность;
2. Сама постановка цели изменяет вероятность достижения и меняет сценарий других событий.
Методы постановки целей и принципы целеполагания :
1. целеполагание должно начинаться с изучения и исследования себя, своих ценностей взаимосвязи и взаимовлияний имеющихся целей (с помощью свободных дискуссий в группе);
2. ключевые сферы жизни человека: Семья, Учеба, Я сам, Друзья и т. д. ;
Подобный анализ предоставляет возможности для коррекции и изменения.
На этапе анализа ценностей и базовых сфер жизни можно использовать создания текстовых описаний, что поможет четче зафиксировать и осознать свои ценности и основные направления жизни.
Практическая часть. -30 минут
Применение методики и упражнения с элементами тренинга на постановку жизненных целей.
Методика ранжирования ценностей разработанная М. Рокичем.
Цель исследования: получить информацию о системе целей жизни человека.
Упражнение с элементом тренинга «Построение жизненных целей»
Направлена на развитие навыка целеполагания.
Оборудование: Карандаш или ручка, 10 полосок бумаги на каждого учащегося.
Обсуждение: Какие обычно цели ставят перед собой люди? Связанные с деньгами, успехом, славой, семьёй…Для постановки целей хорошо помогает следующее упражнение.
Инструкция: Возьмите 10 полосок бумаги и на каждом напишите цели, которых хотели бы достичь в ближайшие пять лет. Затем перетасуйте бумажки, и разложите на столе надписями вверх. Возьмите первую в руки и расскажите как у вас получилось добиться выполнения этой цели. Перейдите на второй лист – и объясните выполнение следующей цели, причём, свяжите это с предыдущим рассказом, и так далее.
Итоги по проведё нному упражнению:
В ходе упражнения девушки проявляли себя более активно, охотно рассказывали о своих целях и свободно находили пути их достижения. У 2х участниц были цели направленные не только на успехи в учёбе и карьере, но и на семейное благополучие. Также ученицам присуще самосознание, которое предполагает знание своих желаний и возможностей, умение их соотносить и согласовывать между собой для построения планов адекватных поставленным целям, то есть рациональность этих планов и их реалистичность. Что же касается мужской половины, то у них наблюдается большая закрытость, порою с применением защитных механизмов. Цели в основном относятся к ближайшему будущему: месяц, год. У юношей также хорошо развито определение ресурсов, которые есть для достижения цели и которые необходимо приобрести. В итоге можно предположить, что данное упражнение помогает проанализировать возможные пути достижения своих целей, но проводить его лучше с малознакомыми людьми (учащимися из разных школ, чтобы избежать смущения детей перед одноклассниками.
Рекомендации по построению жизненных целей :
1. Правило первое: цель должна быть сформулирована позитивно. Пишите о том, чего хочется, что должно присутствовать в вашей жизни, а не наоборот;
2. Правило второе: цель должна быть конкретной. Представьте себе, что вы уже достигли желаемого, почувствуйте свои эмоции представьте себя в том времени, когда вы уже достигли своей цели. Здесь же определите для себя критерии, по которым вы сможете понять, что цель достигнута;
3. Правило третье: цель должна касаться вас, а не кого-то другого. Вы не можете управлять другими людьми, желая, чтобы они изменились или предприняли какие-либо действия. Объект вашего внимания – вы сами, поэтому все цели должны касаться вас и ваших действий;
4. Правило четвертое: цель должна быть экологична. Если вы хотите купить автомобиль и ездить за рулем, но боитесь сложных ситуаций на дороге, то велика вероятность, что автомобиль вы купите еще очень нескоро;
5. Правило пятое: вы должны верить в достижимость своей цели. От вас требуется немного – уверенность в успехе. Просто поверьте! И не забудьте воспользоваться теми возможностями, которые вскоре откроются перед вами, тем самым вы покажете, что цель важна для вас, и вы готовы предпринимать шаги к ее осуществлению.