Ольга Тельнова
План-конспект открытого урока «Работа над двухголосием в среднем хоре»
▼ Скачать + Заказать документы
Работа над двухголосием в среднем хоре
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Винзилинская детская школа искусств «Мечта»
План-конспект открытого урока
Тема: «Работа над двухголосием в среднем хоре»
Преподаватель: Тельнова Ольга Владимировна
Концертмейстер: Кузнецова Светлана Анатольевна
п. Винзили
2022 год
ТЕМА УРОКА : «Работа над двухголосием в среднем хоре»
Публикация «План-конспект открытого урока „Работа над двухголосием в среднем хоре“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
Возраст учащихся: 10 – 14 лет
Класс: 4 – 6
Предмет: хоровой класс
Форма проведения: коллективная
Тип урока : урок – закрепление изученного материала
Цель урока : развитие у учащихся навыков двухголосного пения.
Задачи:
Образовательные:
1. Развитие навыков работы с нотным и литературным текстом.
2. Развитие слуховой координации горизонтально (мелодически) и вертикально (гармонически).
3. Формирование и закрепление четкой понятийной базы по заданной теме.
Развивающие:
1. Развитие музыкально-эстетического восприятия.
2. Развитие интереса и мотивации к коллективному музицированию.
3. Развитие интеллекта и различных видов памяти.
Воспитательные:
1. Воспитание бережного и уважительного отношения ко всем участникам хорового коллектива.
2. Воспитание интереса к музыке современных хоровых композиторов.
3. Воспитание интереса к музыке своей страны.
Необходимые материалы:
1. Фортепиано
2. Пюпитр
3. Нотный материал: канон «Кофе», М. Басок «Берегите красоту»
4. Звуковая аппаратура
5. Компьютер
6. Телевизор
7. Презентация
Этапы работы :
1. Организационный (вступительный)
2. Распевание
3. Работа над формированием чистого интонирования при исполнении двухголосных произведений
4. Закрепление материала
5. Рефлексия
6. Домашнее задание
Методы обучения:
1. Иллюстративный (демонстрация голосом педагога, воспроизведение услышанного учащимися).
2. Наглядный (слуховой, с использованием аудиозаписей, зрительный - презентация).
3. Словесный (оценка исполнения, образные сравнения, беседа, обсуждение).
Ход урока:
Организационный этап:
Слайд 1
Преподаватель: Добрый день, ребята и гости нашего открытого урока. Меня зовут Ольга Владимировна Тельнова и я рада приветствовать Вас на открытом уроке по предмету «Хор» в среднем хоре ДШИ «Мечта».
Прежде, чем я озвучу тему урока, предлагаю вам послушать небольшой музыкальный отрывок, после чего мы с вами обсудим услышанное.
Слайд 2
Звучит отрывок песни «Крылатые качели» муз. Евгения Павловича Крылатова, сл. Юрия Сергеевича Энтина, в исполнении Большого Детского хора Центрального телевидения и Всесоюзного радио.
Слайд 3
П. : Мы с вами прослушали отрывок из известной песни «Крылатые качели», которую исполнил Большой детский хор ЦТ и ВР, музыку и стихи к которой написали Е. П. Крылатов и Ю. С. Энтин
Ребята, вы, наверное, заметили, что хор поет не в унисон. Сколько голосов вы услышали в хоре?
Учащиеся: Да, хор поет на два голоса.
Слайд 4
П. : Да, припев этой песни исполняется на два голоса. Вот и тема нашего урока звучит так : «Работа над двухголосием в среднем хоре». Ранее вы исполняли песни на два голоса и сегодня мы этот навык закрепим.
Какие типы голосов мы с вами знаем и различаем в детском хоре?
У. : Сопрано – высокие голоса, альты – низкие голоса.
Слайд 5
П. : Да, верно, по регистру и окраске голоса подразделяются так. В нашем коллективе происходит как правило divisi (с итал. Разделение одной партии на две) в сопрано, за неимением насыщенных альтовых тембров.
Слайд 6
Итак, свой урок мы всегда начинаем с распевания. В цикл распевок входят: упражнения на выстраивание унисона, поиска вокальной резонации в головном и грудном регистрах, мягкой и твердой атаки гласных, тренировку голосовой опоры, упражнения на дикцию и развитие диапазона, а также упражнения с использованием элементов двухголосия.
Слайд 7
1. Упражнение «Восходящий-нисходящий трихорд на закрытый рот»
2. Упражнение на твердую атаку гласных и поиск резонансного звучания «Восходящий трихорд открыто-закрытый рот, нисходящий на гласные «А Э Ы»
3. Упражнение на выравнивание унисона и поиск резонансного звучания на слоги «Ми-мо-ма»
4. То же упражнение с добавлением второго голоса в терцию
5. Упражнение на staccato и поиск опоры голоса с использованием гласных Ю/У, Ё/О, Я/А
6. Расширение диапазона с помощью подъема до квинты
7. Упражнение на дикцию «Мы перебегали берега»
8. Упражнение на различные штрихи, двухголосие «Гамма»
9. Упражнение на кантиленное звучание, двухголосие на слоги «Ми-я»
10. Упражнение на диапазон, дикцию, объем голоса «Son mi la tromba»
Слайд 8
П. : А теперь, ребята, я хотела бы предложить вам попробовать спеть каноном. Кто-то из вас знает, что такое канон?
Дети приводят варианты понимания термина
П. : Да, всё верно. Каноном обычно называют полифоническое (многоголосное) произведение, в котором основная мелодия сопровождается идентичными ей мелодиями, которые вступают через некоторый промежуток времени после ее начала.
Слайд 9
Возьмите, пожалуйста, партии канона, который называется «Кофе» композитора XVIII века Карла Готлиба Херинга. Обратите внимание на знаки при ключе и тональность, а также найдите место как обозначено место вступления второго голоса.
Работа с каноном : пропевание сольфеджио в унисон от начала до конца, пропевание с литературным текстом, после уверенного исполнения партии в унисон, разделение на два голоса.
П. : А теперь мы поработаем с вами над программным произведением, которое будет исполняться в дальнейшем на конкурсе. Откройте, пожалуйста, партии произведения «Берегите красоту».
Слайд 10
Эту песню написал уральский композитор Максим Андреевич Басок, профессор, заслуженный деятель искусств и кандидат искусствоведения.
Слайд 11
Работа над произведением «Берегите красоту» : проверка чистоты исполнения в отдельных партиях сольфеджио и с текстом, соединение двух партий, остановка на затруднительных участках исполнения.
Закрепление материала
П. : А теперь я приглашаю вас встать на станки и исполнить произведение в концертном варианте.
Рефлексия
П. : Наш урок подходит к концу и мне хотелось бы услышать, что нового вы сегодня узнали? Какие новые термины вам встретились? Что было сложным для вас в работе? Над чем понравилось работать больше всего?
Ответы детей
П. : Домашнее задание для вас сегодня будет следующим:
1) Узнать информацию о поэте Геннадие Георгиеве, который написал стихи «Берегите красоту» и поделиться с нами этой информацией
2) Выучить наизусть свою партию песни.
Спасибо всем большое за урок! До свидания!
Слайд 12