Юлия Буслаева
План-конспект открытого заняти по ознакомлению с основами православной культуры «Наши небесные покровители»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект открытого мероприятия
Занятие по ознакомлению с основами православной культуры
«Наши небесные покровители»
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Задачи:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Покров день. 14 октября
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Содействовать становлению духовно-нравственной личности дошкольников. Развивать понимание детьми нравственных образцов, духовных значений и смыслов, подлинного назначения человека. Уточнить представления детей о мире видимом и невидимом, духовном, ангельском, земном. Расширять представления детей о мире природы как творении Божьем.
Воспитывать у детей чувства защищённости и любви, уважительного отношения к Ангелу Хранителю.
Воспитывать у детей нравственные чувства: милосердия, сострадания, сопереживания, доброго гуманного отношения к окружающему миру.
Способствовать развитию у детей образного восприятия, чувство красивого, возвышенного через знакомство с миром иконографии.
Формировать осознание необходимости доброго, заботливого отношения друг к другу, добрых мыслей и слов. Развивать речь как средство общения. Побуждать детей размышлять и высказывать свои суждения о содержании иллюстраций, смысле стихотворений, песен. Расширять и обогащать словарный запас детей.
Способствовать воспитанию усидчивости, терпения, старательности в результате художественно-продуктивной деятельности. Развивать задатки, таланты детей как дар, требующий совершенствования в меру, каждому определенную.
Развивать интерес к музыкальному искусству как отражению красоты творений окружающего мира.
Материалы и оборудование: макет «Сотворение мира Богом», макет «Ангельский мир», фигурки животных, птиц, рыб, насекомых, человека, растений. Репродукции икон, иллюстрации с изображениями Ангелов. Заготовки для изготовления фигурок Ангелов, клей, салфетки.
Логика образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята, сегодня мы продолжаем наши увлекательные путешествия. Но для начала, давайте подарим свои улыбки друг другу и скажем «Здравствуйте!». И от наших улыбок стало тепло и светло, словно лучик солнца спустился к нам с небес.
В наших необыкновенных путешествиях мы увидели, что наш мир очень красивый, радостный. Он разукрашен разноцветными красками, в нём поют голосистые птицы. Представьте: вам подарили подарок. Вы радуетесь? Наш красивый добрый мир, в котором мы с вами живём, это дар (подарок) человеку. Но кто принёс людям такой подарок?
Все, что есть на белом свете,
На твоей родной планете,
Под землей, на небесах,
Море, ветер в парусах,
Человека, стрекозу,
Волка, зайца и козу,
Кошку, мышку и слона,
Тлю, что даже не видна…
Нет — всего не перечесть!
Все-все-все, что только есть -
Даже камни вдоль дорог -
Все дети: Сотворил Господь наш Бог!
Воспитатель: Да, всё это подарил нам Бог. А вы помните, как Бог сотворил всё это?
Дети выстраиваются за макетом сотворения мира.
Воспитатель: Послушайте, ребята,
История проста:
Была земля когда-то
Безвидна и пуста. (обращает внимание на макет, покрытый чёрной тканью)
1 ребё нок: Бог в первый день творения сказал:
«Да будет свет!»
И по Его велению тьмы беспросветной нет! (снимает чёрную ткань, под ней светлое поле)
2 ребё нок: Он твердию небесной
Все воды разделил.
И стало так чудесно.
Второй день наступил. (опускает вертикальную стенку – появляется «небо»)
3 ребё нок: А в третий день явились
И суша, и моря,
И зеленью покрылась
Красавица земля. (выставляет фигурки деревьев, цветов)
4 ребё нок: И творческою силой
Наш Милосердный Бог
Небесные светила
В четвёртый день зажёг. (опускает «крышу», появляются звёзды, луна, солнце)
5 ребё нок: И рыбы заблестели
Во глубине морской,
И птицы полетели
В день пятый над землёй. (выставляет фигурки рыб, птиц, насекомых)
6 ребё нок: Чтоб веселее стало,
С великой добротой
Зверей больших и малых
Бог создал в день шестой. (выставляет фигурки животных)
7 ребё нок: Исполненный желанья,
Он создал, наконец,
Любимое созданье - Творения венец. (выставляет фигурки людей)
8 ребё нок: Бог создал человека,
И всё, что сотворил,
Он до скончанья века
Ему лишь подарил.
Воспитатель: В седьмой день отдыхал Он
От всех своих трудов.
Все вместе: Все пели Богу славу,
Был чудный мир готов!
Воспитатель: А сейчас мы поиграем, кто что помнит, разузнаем.
Игра «Горячий стул». Дети встают вокруг стульчика. Идут хороводом, произнося слова: «Раз, два, три, не зевай, на вопросы отвечай!» Любой ребёнок по желанию садится на стульчик, воспитатель задаёт ему вопрос из пройденного материала, на который необходимо быстро ответить. Примерные вопросы:
Сколько дней создавал Господь Бог мир?
Как звали первых людей?
Какие слова Бог произнёс в первый день творения?
Как звали Мать Господа нашего Иисуса?
Что появилось на небе с рождением Иисуса? И т. п.
Воспитатель: Как вы думаете, есть ли в нашем мире что-нибудь, чего мы невидим? Видим ли мы тепло, которое идет от батарей, видим ли мы любовь мамы, которая находится дома, видим ли мы мысли других людей?
Значит, в нашем мире есть предметы, которые мы невидим. Прежде мира видимого, Бог сотворил Небо – духовный, невидимый мир. (обращает внимание на макет ангельского мира). Этот духовный мир ещё называют Ангельским, так как Небо – это место, где живут ангелы. Небо – их дом. Ангелы - это невидимые существа, потому что они не имеют тела. Они бессмертны. Слово «Ангел» означает «вестник, посланник». И если Бог посылает Ангела на землю, чтобы исполнить волю Божью, его ничем нельзя остановить, ни замками, ни стенами, ни дверями. Посмотрите, как Ангелов рисуют на картинках и иконах (показ икон и рисунков).
Дети рассматривают рисунки, репродукции икон.
Ангелы изображаются на иконах в виде красивых юношей, в знак их духовной красоты. Их крылья означают, что они быстро исполняют волю Божью. Одеяние Ангела называется хитон. Что ещё вы видите необычного? Да, это нимб, который означает чистоту и святость. Ангелы появляются около нас, когда мы молим Господа о помощи.
Я предлагаю вам, ребята, обратиться с просьбой к Богу через песню. Согласны?
Дети исполняют песню Ю. Пастернак «Песенка об ангелах».
Воспитатель обращает внимание на иллюстрацию с изображением Ангела Хранителя.
Этого Ангела мы видим с мечём в левой руке и с крестом в правой. Меч – это символ духовного оружия и защиты, а крест говорит о том, что это не просто Ангел, но Ангел Хранитель. Кто же это – Ангел Хранитель? Давайте спросим у нашего батюшки, отца Андрея.
Видеоролик.
Каждому человеку при крещении Бог даёт Ангела Хранителя, который невидимо охраняет человека всю его земную жизнь от бед, предостерегает от грехов, оберегает. Этот Ангел так любит вас, как никто на земле любить не может. Когда на душе у вас светло, на сердце легко, тихо, мирно, тогда Ангел Хранитель близко. Но если вы станете делать злые дела и не будете за них просить прощения, ваш Ангел отойдёт от вас… Помните, ребята, прежде чем сделать какое-либо дело, подумайте, доброе оно или нет. Будет ли Ангел радоваться, стоя возле вас, или плакать вдалеке.
Воспитатель: Как вы считаете, хорошо ли быть всегда с Ангелом? (ответы детей)
Как вы думаете, когда Ангел Хранитель отходит от человека? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, ребята. Ангел Хранитель всю жизнь будет помогать человеку и молить о нём Бога, но надо постараться и ни чем плохим, недобрым не огорчить своего Ангела Хранителя, ведь когда мы перестаём слушать своего Ангела Хранителя, он отходит от нас, плачет, смотрит со стороны, просит Бога, чтобы он помедлил с наказанием. И Господь милосердный никогда не отказывает ему в просьбах.
Песня «Ангел мой со мной».
Воспитатель: Ребята, подумайте, о чём бы вам хотелось попросить Ангела Хранителя? Мы сейчас обратимся к нему с чем-то очень хорошим и добрым. Я раздам вам «свечи», которые вы каждый по очереди поднесёте к иконе Ангела Хранителя и загадаете желание. Хочу напомнить вам, что свечи ставят перед иконою, когда просят о помощи. (Дети по очереди подходят к мольберту и, произнеся желание, оставляют свечу).
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам «заселить» ангельский мир.
Воспитатель показывает образец – объёмного ангела из бумаги. Рассказывает об этапах изготовления.
Дети изготавливают поделки «Ангел». Выставляют их на макет «Ангельский мир».
Ребята, помните всегда, что вы не одиноки. Рядом с вами всегда находится ваш добрый Ангел Хранитель, который оберегает вас и защищает.
Хотите рассказать вашим Ангелам, какие вы добрые, внимательные и заботливые?
Давайте встанем в круг.
Игра с «сердечком»
(участники по очереди передают «сердечко» и заканчивают предложение - Я стараюсь быть добрым и т. д.)
Помните, что только добрыми делами и светлыми мыслями можно приблизить к себе Ангелов-Хранителей.
Воспитатель: Ребята, мне сегодня очень понравилось наше путешествие. Вы были внимательны, трудолюбивы и очень хорошо отвечали на вопросы. А вам понравилось? Скажите, пожалуйста, с чем мы сегодня познакомились? (дети отвечают)
Рефлексия.
Далее слово предоставляется священнику Храма Архангела Михаила – отцу Андрею Федосову. Идёт совместное рассматривание макета – выставки.