Арина Степаненко
План-конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Ледяные узоры на окошках»
▼ Скачать + Заказать документы
Составил: воспитатель первой категории Степаненко А. В. МБДОУ–д/с №24 г. Таганрог
Задачи:
• Развить у ребёнка любовь к красоте окружающей природы.
• Выработать правильное отношение к природным явлениям.
• Совершенствовать умения в свободном экспериментировании с материалами.
• Вызвать у детей интерес к художественной работе различными нетрадиционными техниками.
• Развить творческое воображение, фантазию и мелкую моторику.
Интеграция процессов непосредственно образовательной деятельности через:
- познание (развитие у детей восприятия, логики)
Публикация «План-конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Ледяные узоры на окошках“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лед. Ледяные поделки и фигуры, игры и занятия со льдом и льдинками
- Орнамент и узоры
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
- художественное творчество (нетрадиционная техника)
- коммуникация (развитие у ребёнка описательной функции речи)
Материалы и оборудование:
Цветная бумага, клей, кисточки, мука, крупа манная, поваренная соль (при необходимости эти элементы можно заменить или дополнить другим веществом мелкой помолки,шкатулка, картинки с изображением снежных узоров.
Предварительная работа.
Практическое изучение морозных узоров и снежинок на прогулке. Наблюдение за формой структурой и расположением снежинок с помощью лупы. Сравнение снежных узоров на окнах с узорами и кружевами на бытовых предметах (скатерти, занавески, подушки, одеяла и т. д.)
Ход занятия:
1)Орг. момент.
Психогимнастика «Скучно так сидеть».
Играющие сидят на стульчиках, у противоположной стены – стульев на один меньше.
Ведущий:
Скучно, скучно так сидеть
Друг на друга все глядеть,
Не пора ли пробежаться
И местами поменяться?
Как только ведущий закончит говорить, дети бегут и
садятся на стульчики у противоположной стены,
проигрывает тот, кто остался без стула. [ Картотека: «Этюды и упражнения по психогимнастике» Свергуненко О. В. 2012]
2)Сюрпризный момент.
Воспитатель спрашивает у детей,какое сейчас время года. Зима – замечательное время года!В эту пору происходят разные чудеса! Вот,сегодня утром я получила загадочную посылку,а в ней шкатулка. Хотела открыть ее,и обнаружила что шкатулка непростая. Кажется,я знаю,в чём тут дело!Дверца откроется только тогда,когда вы ребята прочтёте стихотворения о зиме. (дети выборочно читают стихотворения).
- Молодцы,ребята.
Воспитатель открывает шкатулку.
- Ребята смотрите,что я нашла!Здесь лежат снежинки, а на них написаны загадки. Попробуем отгадать их!
Кто поляны белит белым,
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины?
(Мороз)
У избы побывал –
Все окно разрисовал,
У реки погостил –
Во всю реку мост мостил.
(Мороз)
Старик у ворот
Тепло уволок,
Сам не бежит
И стоять не велит.
(Мороз)
Какой это мастер
На стекла нанес
И листья, и травы,
И заросли роз?
(Мороз)
Воспитатель достает из шкатулки картинки с изображением морозных узоров. Дети вместе с воспитателем рассматривают их.
- Ребята, скажите, пожалуйста, как на стеклах получаются такие красивые узоры-кружева? (ответы детей)
Воспитатель подводит детей к выводу, что мороз рисует узоры прозрачным водяным паром, который, всегда есть в воздухе и в комнате. Теплые пары воды оседают на холодных стеклах окон и превращаются в кристаллы льда, так же как снежинки в небесной вышине. Таких ледяных кристалликов много, они соединяются друг с другом. Льдинки группируются на неровностях, и постепенно вырастает ледяной сад на окне с необычайными цветами, сверкающими в лучах зимнего солнца!
- Ребята, к сожалению, мы можем любоваться этими снежными кружевами только зимой. Но чтобы частичка зимы была с нами всегда, мы создадим снежные кружева на бумаге.
3)Основная часть.
Перед началом работы проводится пальчиковая гимнастика "Снеговик".
Давай, дружок, смелей, дружок, "Лепят снежок".
Кати по снегу свой снежок — "Катят".
Он превратится в толстый ком, Показывают шар руками.
И станет ком снеговиком. "Рисуют" руками снеговика.
Его улыбка так светла! Показывают улыбку.
Два глаза, шляпа, нос, метла. Показывают.
Но солнце припечет слегка — Рука у лба, смотрят на солнце.
Увы — и нет снеговика. Пожимают плечами, руки в стороны.
(В. Егоров)
- Ребята, вы видите, что сегодня вместо красок, карандашей и белых листов перед вами лежат необычные материалы. Оказывается, с помощью клея, соли, манной крупы, и муки тоже можно рисовать! И сейчас мы узнаем как.
Воспитатель знакомит детей с техникой «солевого» рисования:
Дети самостоятельно выбирают себе цвет фонового листа, а так же материал, с которым будут работать (соль/мука/манная крупа).Простым карандашом рисуют изображение (ёлочки, деревья, снежинки, паутинки).Затем дети наносят клей поверх рисунка и засыпают основу выбранным материалом.
-Ребята, пока наши рисунки сохнут, давайте отдохнём?
Физминутка "На дворе мороз и ветер".
Ребенок выполняет движения, о которых говориться в тексте:
На дворе мороз и ветер,
На дворе гуляют дети,
Ручки, ручки потирают,
Ручки, ручки согревают.
(Дети потирают одну ладонь о другую)
Не замерзнут ручки-крошки –
Мы похлопаем в ладошки.
Вот как хлопать мы умеем,
Вот как ручки мы согреем!
(Хлопают в ладоши)
Чтоб не зябли наши ножки,
Мы потопаем немножко.
Вот как топать мы умеем,
Вот как ножки мы согреем!
(Топают ногами в такт словам)
[«Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях» И. Е. Аверина. – 4-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2008]
Клей сохнет, излишки материала убираются и получается замечательная композиция «морозных узоров».
4)Подведение итогов.
-Ребята, посмотрите, какие красивые узоры получились у нас на окошках! Вам они нравятся? Что нового мы сегодня узнали?Что изобразили на своих рисунках? Какой материал использовали? После беседы с детьми, педагог составляет из работ детей одну большую общую картину. Это делается на магнитной доске. Работы должны быть расположены вплотную друг к другу, это создаст эффект одного «окна» ,в росписи которого все дети принимали участие.
-Видите дети, у каждого из вас свой рисунок, а все вместе они представляют большое сказочное окно. Ребята, предложите в какой сказке вы могли бы увидеть такое окно? Ответы детей: «Госпожа метелица» братья Г римм, «Снежная королева» Г. Х. Андерсен, «Мороз Иванович» В. Ф. Одоевский, «Новый год старой доброй ели» Н. К. Абрамцева.