Светлана Ивкова
План-конспект итогового занятия для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста «Три кита в музыке»
▼ Скачать
План-конспект итогового занятия
объединения «Музыкальный театр»
музыкальной студии «Тоника»
"Три кита в музыке"
(для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста)
Цель: повторение и закрепление полученных ранее знаний по теме «Три кита в музыке».
Задачи образовательные:
Публикация «План-конспект итогового занятия для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста „Три кита в музыке“» размещена в разделах
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2024
- познакомить с основными жанрами музыки: песней, маршем, танцем, с их особенностями и отличительными признаками ;
- побуждать самостоятельно искать выразительные средства (жесты, движения, мимику) для создания художественного образа;
- познакомить на практике с музыкальной и театральной культурой.
Задачи воспитательные:
- способствовать воспитанию у детей художественно-эстетического вкуса;
- развивать умение работать в коллективе;
-способствовать развитию у детей эмпатии, взаимопомощи и взаимовыручки;
- способствовать повышению общей культуры у детей;
Задачи развивающие:
- развивать у детей чувство ритма и ритмо-пластические навыки;
- способствовать развитию интереса ребенка к музыке и театральному искусству;
- развивать у детей исполнительские вокальные и танцевальные навыки;
- развить способность активного восприятия искусства;
- способствовать развитию психических процессов: внимания, памяти, восприятия, воображения и различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного;
- создать условия реализации творческих способностей;
Оборудование и реквизит: проигрыватель, компьютер или телефон с колонкой (устройство для воспроизведения музыки, большой конверт с письмом, картинка с изображением трёх китов (формат не менее А4, статуэтка «Ноты», маленькие карточки с различными словами, в том числе и названиями основных музыкальных жанров (песня, танец, марш); карточки «Песня», «Танец», «Марш» (размером 1/3 листа А4).
Ход занятия
(Дети в группе сидят на стульчиках, приготовившись к занятию. Входит взволнованный педагог.)
Педагог: Здравствуйте, ребята.
(Дети здороваются.)
Педагог: Вы даже не можете себе представить, что сегодня приключилось со мной. Когда я собиралась к вам на занятие, почтальон принёс мне вот этот конверт (показывает большой конверт, украшенный изображением музыкальной символики). Здесь письмо. Сейчас я его вам прочту.
(Педагог зачитывает письмо из конверта.)
Письмо:
Здравствуйте, любители музыки. Мы – жители волшебной страны Му-зы-ка очень обеспокоены. Дело в том, что по соседству с нами – владения колдуньи, которую зовут Ти-ши-на, и этой даме надоела наша музыка. Колдунья требует, чтобы у нас всё время было тихо. Но, ведь, мы живём в музыкальной стране! У нас постоянно кто-то играет на музыкальных инструментах, кто-то поёт, а кто-то танцует под музыку. Без музыки мы не можем!
За это она заколдовала нас – устроила неразбериху. Мы теперь ничего не можем понять, всё путаем, но самое главное и самое плохое: у нас перестала звучать музыка. Многие жители нашей страны грустят, а некоторые даже заболели. Мы обращаемся ко всем музыкантам и любителям музыки: «Пожалуйста, помогите нам вернуть наши знания, чтобы в нашей стране вновь зазвучала музыка!»
Апрель 2024 г. Жители страны Му-зы-ка.
Педагог: Вот такое письмо я получила. И я подумала, что мы с вами тоже любим музыку. Правда, ведь?
Дети: Да, любим.
Педагог: Значит, это письмо обращено и к нам с вами, и мы можем помочь несчастным жителям страны Му-зы-ка. Ну что, поможем?
Дети: Да, поможем.
Педагог: Мы с вами поделимся нашими знаниями, тем более, тема наших последних занятий – «Три кита в музыке» имеет самое непосредственное отношение к музыкальным знаниям.
На самом деле я знала, что вы – добрые дети и не откажете в помощи несчастным жителям страны Му-зы-ка, поэтому я послала им письмо с ответом ещё утром, написав, что вы занимаетесь в объединении «Музыкальный театр», и как раз сейчас мы изучаем тему, имеющую отношение к музыке. А через час мне по почте пришла бандероль.
- Знаете, что это такое? Это маленькая и лёгкая посылочка.
Так вот, оказалось, что жители страны Му-зы-ка выслали мне волшебную камеру, с помощью которой они будут следить за нашим занятием и восполнять свои утраченные знания. Эта камера – не простая, а музыкальная: видите, она в виде двух ноток. Эти нотки, как глазки будут за нами наблюдать. (Дети рассматривают статуэтку с нотами.)
Педагог: Сейчас мы поставим эти нотки-глазки, чтобы они передавали наши знания, а сами вспомним и подытожим, что же мы знаем о трёх китах в музыке. Итак, давайте начнём с самого начала.
Ребята, вы, конечно же, помните, что в старину, когда было очень мало образованных людей, и не было научных открытий и знаний, которые имеются теперь, многие люди думали, что наша Земля – плоская, как большущая тарелка, а лежит она на трёх слонах, или на огромной черепахе, или на трёх китах. Так вот, один композитор – Дмитрий Кабалевский, который очень любил детей и писал для них много музыки, в теперь уже прошлом 20-м веке придумал, что всю-всю музыку можно разделить на три основных жанра. Именно он впервые в своей книге для детей описал их: «Как всякий дом стоит на фундаменте, так и эти «три кита» держат на своих плечах весь огромный мир музыки».
А какие это жанры, вы мне сейчас поможете назвать.
Задание 1. «Находим, как называются три кита в музыке».
Педагог: Ребята, посмотрите: на каждом столе - картинка с тремя китами, а рядом – много карточек с разными словами. Сейчас вы разделитесь на команды по 3 человека, подойдёте каждый к своему столу и попытаетесь отыскать среди этих маленьких карточек нужные названия трёх основных музыкальных жанров.
(Дети выполняют задание.)
Педагог: Все нашли нужные названия? Сейчас я пройду, посмотрю, что у вас получилось, и с помощью ноток передадим знания жителям музыкальной страны.
(Педагог проходит со статуэткой «Нотки», проверяет правильность выполнения задания.)
-Молодцы, вы все справились – все нашли названия 3-х китов музыки. Это песня, танец и марш.
Педагог: Ребята, а теперь давайте вспомним особенности этих музыкальных жанров, а волшебные нотки послушают и передадут наши знания, поэтому, ребятки, думайте, хорошенько вспоминайте то, о чём мы говорили с вами на прошлых занятиях.
(Дети вместе с педагогом проговаривают характерные особенности трёх основных музыкальных жанра.)
Задание 2. «Вспоминаем особенности трёх музыкальных жанров».
Песня.
Песня – это музыка, которую поют. В песнях обычно ярко выражена мелодия и обязательно есть слова. Песни выражают мысли и чувства людей, в них поётся о том, что нас интересует или волнует, поэтому существуют песни самой разнообразной тематики: и про любовь, и про мир, и о школе, и о членах семьи, о домашних питомцах, о природе и временах года, также есть песни к каждому празднику и важному событию – в общем, на все случаи жизни.
Педагог: Ребята, коли речь у нас зашла о песнях, давайте же и мы с вами споём и порадуем жителей страны Му-зы-ка.
(Дети вместе с педагогом поют песню «Солнечная капель» -муз. С. Соснина, сл. И. Вахрушва)
Марш.
Марш – музыка для ходьбы. Она обязательно 2-х дольного размера, то есть можно посчитать: раз - два. Первоначально марши придумали в армии для того, чтобы при длительных переходах пеших войск люди двигались в одном темпе и одном ритме, поэтому больше всего военных маршей. Позже стали появляться и другие виды этого жанра: торжественные марши, спортивные, детские, сказочные и другие. Марши ритмичны, но могут иметь различные характеры и быть в разных темпах. Большинство маршей при прослушивании дают заряд бодрости и помогают идти.
Педагог: И сейчас мы с вами будем маршировать. А в качестве музыкального сопровождения выберем «Спортивный марш» И. Дунаевского.
(Дети становятся в круг и маршируют под музыку.)
Танец.
Танец — одно из древнейших проявлений народного творчества. В ритмическом или плавном движении люди стремились передать свои чувства, настроения и мысли. Так появились ритуальные танцы, которые стали непременным атрибутом каждого праздника. У многих народов они сохранились и до нашего времени.
Люди танцуют, иногда превращая свой танец в искусство — балет. Танцуют, участвуя в торжественных церемониях или веселясь в свободные вечера и на праздниках. У каждого народа сложились свои национальные традиции танца с характерной, присущей ему музыкой.
Педагог: А мы с вами, ребята, станцуем наш любимый танец «Колёсики».
(Дети с педагогом танцуют танец под песню «Колёсики, колёсики и красивый руль».)
-Молодцы, ребята, очень хорошо вы пели, маршировали и танцевали. А теперь вас ждёт следующее задание.
Задание 3. «Музыкальная угадайка».
(Дети садятся на свои места.)
Педагог: Ребята, сейчас я раздам каждому из вас по три карточки с названиями трёх основных музыкальных жанров, и буду включать музыку. Вы должны внимательно послушать и определить, к какому из 3-х китов относится эта музыка: к песне, танцу или маршу, а затем поднять нужную карточку. А мы с нотками будем внимательно за вами наблюдать.
(Педагог включает музыку, дети выполняют задание.)
Педагог: Молодцы, ребята, хорошо вы умеете определять музыкальные жанры – вы меня порадовали. Надеюсь, что и жители музыкальной страны, глядя на вас с помощью волшебных ноток-глазков, тоже порадовались и получили порцию знаний о музыке.
Задание 4. «Ритмо - пластическая угадайка».
Педагог: А сейчас у нас свами ритмо - пластическая угадайка: мы будем не только слушать музыку и определять жанры, но и двигаться в соответствии с выбранным жанром. Так, если вы услышите песню, то берётесь за руки и водите хоровод. Если звучит танцевальная музыка, под которую можно просчитать: раз-два-три, то вы знаете, что это танец вальс, и танцуете знакомые вам вальсовые движения. Если вы слышите озорную, весёлую подвижную музыку, то это танец полька – вы двигаетесь по кругу подскоками. Когда играет марш – вы маршируете по кругу, не забывая высоко поднимать колени и чётко двигать руками. А волшебные нотки будут на вас глядеть и передавать в музыкальную страну всё, что вы делаете. Может быть, жители этой страны потанцуют и помаршируют вместе с вами, поэтому старайтесь делать движения хорошо и двигайтесь в ритм.
(Дети становятся в круг. Педагог поочерёдно включает музыкальные произведения оговоренных выше жанров, дети двигаются под музыку в соответствии с выбранным жанром музыки.)
Педагог: Ребята, хочу похвалить вас: вы отлично справились с заданием. Да, мы с вами сделали нужное и полезное дело: и сами повторили о трёх китах в музыке – о трёх основных музыкальных жанрах, да ещё и помогли жителям музыкальной страны вспомнить о песне, танце и марше. Наше занятие подошло к концу, а я скорее побегу домой – вдруг, там меня уже ждёт какое-нибудь новое послание из страны Му-зы-ка. До свидания. До новых встреч.
(Дети прощаются с педагогом. Занятие окончено.)
Музыкальный материал, используемый для прослушивания в заданиях № 3 и № 4.
• «Выпадала мать пороха» - русская хороводная песня;
• И. Штраус. Карнавальная полька»;
• «Во поле берёза стояла» - русская народная песня;
• Финская полька
• Г. Свиридов. Вальс к повети А. С. Пушкина «Метель»;
• М. Блантер. Футбольный марш;
• Полька «Галинка»;
• И. Дунаевский. Спортивный марш;
• Ф. Мендельсон. «Свадебный марш»;
• Ф. Шопен. Марш из третьей части сонаты для фортепиано № 2;
• И. Штраус. Марш Радецкого;
• С. Прокофьев. Марш из оперы «Любовь к трём апельсинам»;
• Д. Верди. Марш из оперы «Аида»;
• П. Чайковский. Коронационный марш;
• В. Агапкин. «Прощание славянки»;
• И. Штраус-сын. "Сказки Венского леса";
• Ф. Шопен. Вальс №7, до-диез минор;
• П. Чайковский. "Вальс цветов" из балета "Щелкунчик".