Ирина Арбузова
План-конспект игры «Почему я люблю ходить в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
Данная разработка апробирована на учениках начальной школы. Я работаю по системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. Ученики работают на уроках в парах и группах. Эта работа им знакома. Перед этим занятием я провела рекомендуемую анкету. Вот ответы обучающихся:
1. Выводить определения на уроке – 20 уч.
2. Самому составлять задания по предмету – 26 уч.
3. Решать задачи (дети добавили проблемы) – 25 уч.
4. Самому придумывать учебные вопросы – 26 уч.
5. Самостоятельно выводить правила поведения в лесу или на улице – 22 уч.
6. Работать в группе – 26 уч.
7. Вести часть урока самому – 21 уч.
Публикация «План-конспект игры „Почему я люблю ходить в школу“» размещена в разделах
- Школа. Скоро в школу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2015
8. Готовить интересные сообщения по теме – 20 уч.
9. Слушать ответы товарищей – 24 уч.
10. Объяснять что – либо товарищу – 18 уч.
Все другое в школе становится реальным и достижимым лишь тогда, когда человеку хочется учиться, когда в учении – в том, что он ходит в школу, читает, пишет, познает, - он чувствует радость и обретает человеческую гордость». В. А. Сухомлинский
План-конспект игры на тему «Почему я люблю ходить в школу». Автор: Арбузова Ирина Юрьевна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ №3 имени А. И. Томилина Советско – Гаванского муниципального района г. Советская Гавань Цель занятия: изучение учебной мотивации детей, их отношения к школе, классу, одноклассникам, сплочение детского коллектива; повышение самооценки детей; отработка навыков эффективного сотрудничества; развитие толерантности. Задачи: в ходе игры выяснить, как обучающиеся относятся к учебному процессу, школе. Описание: данный урок - игра предназначен для учеников 1-4 классов начальной школы. Конспект могут использовать учителя начальных классов как во время уроков, так и для внеурочной деятельности. Я предлагаю в своей разработке разнообразные задания, которые помогут повысить интерес к обучению, активизировать детей и выявить на каком уровне находятся взаимоотношения в классе, отношения к учебному процессу и к школе в целом. Длительность занятия: 40 мин. Ход мероприятия
I. Вводная часть. Цель: подготовка участников к психологической работе, снятие напряжения и раскрепощения, на сокращение эмоциональной дистанции между обучающимися. 1. У: Ребята сегодня наше занятие мы проведем в виде игры. А говорить мы будем о том месте, где вы проводите половину дня, учитесь дружить и учиться, радуетесь и огорчаетесь порой. Кто знает, что это за место?
Дети: Это школа, наш класс. У: Слово «школа» пришло к нам из Греции. В переводе с греческого оно означает «досуг», «праздность», «отдых». Древние греки называли так место, где проводились свободные, на досуге, беседы мудрецов-философов со своими учениками о разных науках. Сначала - только беседы. Позднее появились самые настоящие школы, где детям преподавали чтение, письмо, счет, гимнастику, музыку, поэзию, ораторское искусство. С тех пор прошло много лет, и мы уже не представляем себе жизни без школ. А какое настроение вызывает у вас слово школа? На ваших столах лежат смайлики, на которых изображено разное настроение. Посмотрите внимательно и выберите смайлик, который соответствует вашему настроению.
Участники (дети) садятся на стулья и выбирают смайлики. Далее по очереди каждый показывает смайлик, и дети пытаются определить, какое настроение у одноклассника. Приложение № 2 Настроение У: Итак, ребята, настроение у нас отличное! К игре готовы?
Дети: Готовы…
2. У: Давайте поиграем. Но сначала давайте подумаем и ответим, чтобы школьный день прошел хорошо, что каждый из вас должен сделать?
Дети: (предлагают свои варианты) выполнить домашнюю работу, взять вторую обувь, не забыть дневник, приготовить с вечера портфель, прийти с хорошим настроением, не опоздать в школу, хорошо позавтракать и т. д….
У: Молодцы. Предлагаю игру – соревнование. Разбейтесь на группы, выберите представителя команды, который должен выполнить задание, написанное на листке. (Листы прикреплены к доске. На каждом листке написано расписание уроков на завтра. Оно разное. Надо из предложенных учебников, тетрадей и других школьных принадлежностей выбрать всё, что понадобится завтра на уроках. Каждая группа имеет право сделать одну подсказку своему представителю.) [Дети самостоятельно делятся на группы, выбирают участника игры, дают ему советы. По команде учителя участники выбирают лист с заданием и выполняют его. Команда болеет за своего участника, подбадривает его. После чего идет проверка правильности выполнения задания. ]Если в результате проверки чего – то не оказалось в портфеле, команда делает одну подсказку. Цель этого задания: проверить как осознано, подходит ученик к сборке портфеля. В результате можно увидеть сам ли он собирает свой портфель, или за него это делает кто –то другой. Вывод: почти все справились с заданием. Есть небольшие замечания: кто – то забыл положить дневник, потому что расписание было записано на листке, а не в дневнике; не взяли нотную тетрадь, забыли спортивную обувь, словарь и т. д. У: Давайте оценим работу каждого участника. Почему не у всех получилось выполнить задание полностью? Дети оценивают работу участников. Предлагают свои варианты.
У: Спасибо, друзья, за работу. Все постарались: команды болели за своих представителей. Участники старались выполнить задание без ошибок. Молодцы! Вы все знаете, как нужно собираться в школу. Вами было предложено проверять, все ли на месте в ваших портфелях, нет ли там вещей, которые на уроке вам не понадобятся, в порядке ли ваши школьные принадлежности, не нужна ли кому-либо из них ваша помощь.
II. Основная часть Цель: поставить участников мероприятия в условия, когда работать необходимо честно. При этом ситуация выполнения задания складывается так, что ученики не задумываются об «удобном» для них ответе. 1. У: А сейчас я предлагаю вам игру - рассуждение «Что было бы…»
Прочитайте записи с доски. Рассудите, что было – бы если…
а) Если бы не было ручек и карандашей, то
б) Если бы тетради умели разговаривать, то
в) Если бы сбежали все учебники, то
г) Если бы у шариковых ручек был леденцовый колпачок, то
д) Если бы каникулы длились девять месяцев в году, то е) Если бы в школу можно было ходить, когда хочется, то
Дети читают высказывания и предлагают свои варианты ответов.
У: Рассуждали вы все замечательно. Вы – настоящие школьники, которые любят свою школу, любят общаться с одноклассниками, стараются прийти друг другу на помощь. 2. У: Нам необходим отдых. Я предлагаю вам новую игру, которая называется «Песчинки» Цель игры : повышение позитивного настроя и сплоченности группы, эмоциональное и мышечное расслабление. Инструкция: “Представим себе, что все мы – песчинки. Песчинки выглядят так – согнуть руки в локтях и прижать кисти к плечам. Песчинки очень легкие, и когда дует ветер, постоянно перемещаются и время от времени собираются в разных местах. Число песчинок может быть разнообразное, оно будет определяться тем числом, которое я назову. Когда прозвучит команда – «Ветер дует» - все начинают быстро двигаться по классу. Потом я назову какое - либо число, например, три, два, пять - песчинки должны собраться – по три (два, пять.) в каждой. Песчинки собираются так: лицом друг к другу, касаясь друг друга предплечьями. По команде учителя под легкую музыку участники игры начинают перемещение. Когда звучит команда учителя, «песчинки» собираются в группы. У: Вам понравилась игра? Почему? Вы хорошо отдохнули, и нам предстоит блицтурнир. Ребята, вы должны быстро отвечать и строго по очереди! Сейчас вы будете отвечать на мои вопросы. (далее сначала провожу тренинг) Тренинг «Корзина опасений» помогает снять тревожность учащихся на любом этапе уроке или внеклассного мероприятия. Начинаю с беседы: «У каждого из нас есть свои ожидания от игры и свои опасения. Кто из вас хочет поделиться своими ожиданиями. Дети высказывают свои мысли. Не секрет, что некоторые обучающиеся бояться сделать при рассуждении ошибку. Выслушав все опасения и сомнения детей, я предлагаю им сделать следующее: у вас на столах лежат листочки. Напишите на них свои опасения, скомкайте листки и выбросьте их в корзину опасений. Дети пишут на листочках и выбрасывают их. После проведенного тренинга дети действительно почувствовали легкость, стали спокойнее и увереннее.
Блицтурнир: 1. Белый камешек растаял, на доске следы оставил. (Мел)
2. Буквы, построенные для переклички. (Алфавит)
3. Лучшее, но очень короткое время в жизни учителей и учеников. (Каникулы)
4. Временной промежуток между уроками. (Перемена)
5. Между ля и до. (Си)
6. В каком балете П. И. Чайковского цветы танцуют вальс? (Щелкунчик)
7. Самое желанное, сытное место в школе на большой перемене? (Столовая)
8. Самый главный человек в школе? (директор)
9. Что легче: килограмм ваты или килограмм железа? (одинаково)
10. В каком слове 40 гласных? (сорока)
11. Я в озерах и реках, но в воде меня нет? (буква «Р»)
12. Явление природы, вполне официально избавляющее от принудительного посещения школы. (Мороз, метель, буран, вьюга)
У: Вы просто умники, ребята. Интересно, а почему вы так легко отвечали на вопросы блицтурнира? Что помогло вам в этой работе?
Дети при рассуждении говорят о необходимости учебы; о школе, в которой они получают разные знания; о подготовке к урокам…
III. Заключительная часть урока – игры
У: Ребята, незаметно пролетело время. Наше занятие подходит к концу. Давайте вернемся к нашим смайликам и покажем, какое настроение стало у каждого из вас к концу занятия. (Дети выбирают смайлики и расшифровывают настроения своих одноклассников.)Что вы, ребята, заметили?
Приложение № 3 Настроение Дети: Настроение стало лучше у некоторых детей.
У: А как вы думаете почему? (дети предлагают свои варианты ответов)Я рада, что вам было интересно работать всем вместе. Давайте попробуем показать, что нам вместе интересно и комфортно. У меня есть волшебный клубочек. Что надо с ним сделать, чтобы увидеть какие мы дружные и работоспособные. (Мы с ребятами уже работали с волшебным клубочком. Они должны предложить что- то новое) Они посовещались и вот что у них получилось (фото с мероприятия) Дети желали показать свою связь во время работы на занятиях, умение взаимодействовать и приходить на помощь друг другу.
У: Друзья, я предлагаю завтра провести уроки, которые бы вы хотели. Как нам определиться с расписанием на завтра? (Предложения детей) Итак, я подчиняюсь вашему желанию. Расписание на завтра следующее: математика русский язык окружающий мир литературное чтение физическая культура Наш класс и я с нетерпением будем завтра ждать вас на уроках.
Обзор литературы: 1. Открывшаяся страница (урок толерантности) // “Библиотека в школе” : Приложение к газете “Первое сентября” № 19. - М., 2001.
2. Журнал “Классный руководитель” №4 2006 г/ Большая книга детского психолога от 3до 10 лет.
3. О. Истратова, Г. Широкова, Т. Эксакусто. 4. Материалы интернет. 5. С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина «Воспитательная работа в начальной школе».