Приложение МААМ

План изучения родного абазинского языка на второе полугодие

ирина дзамыхова
План изучения родного абазинского языка на второе полугодие
▼ Скачать + Заказать документы

январь 1 Беседа. Айчважвара. «Животные в зимнем лесу». «Абна псауышвх / аква агъныла рбзазазра». Просмотр развивающего фильма. НОД (апхьарасах / ат» Познакомить детей с дикими животными, называть их на абазинском языке, отвечать на поставлены вопросы. Учим слова:

Волк – квыдьма

Лиса – бага

Заяц – ажьа

Медведь - амшв

Интернет ресурс. Метод. материал Дзамыхова И. В.

Темочки:

январь 2 Игры зимой. Агъны ахъмарщаква». Рассматривание рисунка. Асурат алыхра. НОД (апхьарасах / ат) Познакомить детей с зимними играми; уметь составить рассказ по картине из 3 4 предложений. Развивать правильно поставленную устную речь, продолжать учить правильно произносить слова на абазинском языке. Учим слова:

Санки – аджьанахква

Кататься – таг / взра.

Разучивание стихотворение «Таг / взра» Журнал «Шыйач / ва» стихотворение Хачуковой Аминат.

январь 3 Составление рассказа по картинке «Птички зимой». Турых алац / ара «Ац / исква агъныла». НОД (апхьарасах / ат) Расширять и активизировать словарный запас детей; учить составлять предложения из 2 3 слов на абазинском языке. Учим слова:

Ц / ис – птичка

Ац / исква – птички

Ац / ла – дерево

Ац / ла акъвадама – ветка дерева.

Алок / «Ац / искви арби».

Худ. литература асовой Фатимат «Адзара маджьанхвыцква»

январь 4 «Я и моя семья». «Сара игьи стг / ачва». Составление рассказа Беседа. Айчважвара Учить правильно определять членов семьи на фото, рассказывать о них, называть характерные черты внешности; направлять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине; развивать мышление; воспитывать уважение к родным. Ознакомление с речевыми образцами: «Ан» - мать, «Аба» - отец, «Анду» - бабушка, «Абаду» - дедушка, «Аща» - брат, «Ахща» - сестра и т. д.

Стихотворение «Нына лцIейква» (дети бабушки) Тлябичева М. «Абаза саби литература»

Баталов К.

январь 5 «Моя Родина». «Сара с-псадгьыл хвыц». Составление рассказа по картине. НОД. (апхьарасх / ат) Воспитать патриотические чувства, любовь к малой родине; познакомить с родным посёлком, селом, а также с символикой малой Родины. Учим слова

Схакв – Родина.

Село – кыт

Разучивание отрывка из стихотворения Мыхце Керима «Схакв» Къараба-хъабаба стр. 209.

январь 6 Рассматривание иллюстрации «Фиалка». Асурат алыхра апещ ах / врапшдза «Ах / врапаса» НОД. (апхьарасах / ат) Познакомить детей с комнатным растением, фиалкой, воспитывать бережное отношение к цветку. Учим слова:

Комнатное растение – апещ х / врапшдза

Фиалка – ах / врапаса

Фиалка полевая – джьалымх / а

февраль 1 Транспорт. Ауандырква.

Знакомство с транспортом.

НОД (апхьарасах / ат) Познакомить детей с транспортом, и его предназначением.

Учим слова:

Транспорт – ауандырква

Наземный транспорт – адгьыл уандырква

Воздушный транспорт – ах / ауа уандырква

Водный транспорт – адзы йыхъву ауандырква

Метод. материал Дзамыхова И.

февраль 2 Рассматривание иллюстрации «Светофор». Асурат алыхра «Светофор»

НОД (апхьарасах / ат) Продолжать знакомить детей с цветами светофора, их значением, учить цвета светофора на абазинском языке, воспитывать бережное отношение к жизни. Учим слова:

Красный – къапщы

Жёлтый – г / важь

Зелёный - удзышва Метод. Материал Разучиваем стихотворение «Светофор»

Дзамыховой И. В.

февраль 3 Рассматривание иллюстрации «Отец с детьми». Асурат алыхра «Аби йсабикви».

НОД (ахьарасах / ат)

Учить составлять рассказ из 3 4 предложений, воспитывать уважение и любовь к отцу.

Учим слова:

Папа –аба

Уважение – квырмыш

Заучивание стихотворения «Саба» метод. материалДзамыхова И. В.

февраль 4 Рассказ про Ходжу Насредина». «Я повторю то, что сделал мой отец» «Саба йчпаз счпушт / НОД (апхьарасах / ат) Продолжать знакомить детей со сказками про Ходжу Насредина, учить отвечать на вопросы, развивать связную речь, воспитывать уважение к старшему поколению. Учить слова:

Лок / сказка

Худ. литература. «Лок / лок / лак / выц / а»

февраль 5 Беседа «Зачем надо знать и говорить на родном». «Уыбызшва рдырра игьи узалачважвара атахъу маг / ныта йаму». НОД (апхьарасах / ат) Воспитывать патриотическое чувство, чувство гордости за свой народ и за свой родной язык» Учим стихотворение на абазинском языке»Сыбызшва хъг / а» материал Дзамыховой И. В. Конкурс чтецов «Язык душа моя» метод. разраб.

Дзамыхова И. В.

февраль 6 День защитника Отечества.

НОД (апхьарасах / ат)

Уточнить представление детей о нашей армии; познакомить с военными профессиями, учить детей самостоятельно рисовать танк.

Ознакомление с речевыми образцами: «АйсыгIвчкIвынчва» - солдаты,

«Ахысгаква» - оружие,

«Ахысбыжь» - звук выстрела,

«А - Псадгьыл ахчачва» - защитники Отечества и т. д.

Стихотворение «АчIвыйа Псадгьыл ззырхIвауа?» (Что такое Родина) Джегутанов К.

Метод материал Дзамыхова И. В.

март 1 «8 марта» «Март аг / ба» Досуг Воспитывать доброе, внимательное отношение к маме, стремление помогать ей, учить составлять рассказ о маме из 4 5 предложений. Учим словосочетания:

Моя мама красивая – сара сан дпшдзап / .

У моей мамы нежные руки- сан лнап / ы пшкаква

Журнал «Марамыз»

март 2 Беседа о профессиях «АъачIвагIаква» НОД (апхьарасах / ат) Познакомить детей с названием профессий на родном языке; развивать мышление; развивать устную речь. Учим слова:

АрыпхьагIв - учитель;

АйъазагIв - врач;

АмацIаугIвы - повар и т. д

Стихотворение «Йапхъахауа сарыпхьагIв» Куджева Т.

«АхIарыфква чважвитI»

Копсергенова В,

Хачукова А.

март 3 Аг / апын. Весна. НОД (апхьарасах / ат) Учить слушать стихи и отвечать на вопросы по ним; развивать инициативу и самостоятельность детей в разыгрывании сценок по знакомым стихотворениям. Ознакомление с речевыми образцами:

«АгIапын» - весна,

«Дзыхь» - ручеек,

«АпссгIачIвква» - птицы и т. д.

Стихотворения о весне на родном языке «СыгIапын» (моя весна) Баталов К., «ГIапны» Шебзухова Л., «АгIапын» Ионов Г. «Скыт апсыхIва» Баталов К

«Абаза саби литература» Баталов К.

Журнал «Марамыз»; книга «Къараба- хъабаба» Копсергенова В., Гукова З

март 4 «Народная культура».

НОД (апхьарасах / ат) Закреплять представление детей о культуре, традициях и обычаях абазинского народа, воспитывать уважение к народной культуре абазин. Показ обрядов и традиций: «Знакомство с невестой», «Укладывание ребёнка в люльку», «Посещение больного», «Куначество», «Аталычество»

Показ интенировки «Почитание старших»

«Посвящение в юноши»

Литература Шебзуховой Ларисы.

Рассказ «Гыларгвыгв» Тхайцухов Бемурза «Къараба- Хъабаба»

Расзраблтка конспекта Дзамыховой И. В.

март 5 Путешествие по сказкам». «Атурыхква х / х / ырдырит /» НОД (апхьарасах / ат» Познакомить детей с абазинскими народными сказками, воспитывать усидчивость и внимание. Театрализованные представления сказок: «Разве котёл может родить», «Рождение Сосруки», «Лиса, волк и заяц», «Три брата». Сборник абазинских сказок.

апрель 1 «Космос»

Беседа Развивать устную и мыслительную речь, воспитывать в детях чувства патриотизма. Ознакомление с речевыми образцами:

«Ауапчахв» - космос;

«АйачIваква» - звезды;

«Амыз» - луна;

«Амара» - солнце;

Стихотворение «Юрий Гагарин» Тхайцухов Б.

«Ауапчахв съалуаштIсра»

Физминутка Дзамыхова И. В. «Абаза саби литература» Баталов К.

апрель 2 «Насекомые»

«Х апшхвыпш» Дидактическая игра. «Найди насекомое»

«Помоги муравью добраться до дома» А дидактика ахъвмарра «АХ апшхвыпш йг ау»

«Ахвымбырц ак ьа апны йырцах» Активировать словарный запас; развивать связную речь. Развивать логическое мышление, воспитывать внимание. Составление загадок на родном языке самим ребенком, используя повседневные наблюдения и экскурсии, а также ранее изученный материал.

учим

муравей – хвымбырц / ак / ьа

пчела – щха

жук – быжбыж

бабочка – лымх арыг в

Марамыз журнал

Ауыса -«Хындырлаз»

Къараба-хъабаба алитература

Адидактика ахъвмарра

Дидактическая игра Дзамыховой И. В

апрель 3 Составление рассказа к иллюстрации «Птицы на дереве»

Асурат алыхра игьи атурых алац / ара «Ац / исква ац / ла йыквч / вап /» НОД

апхьарасах / ат. Учить описывать птиц, составлять рассказ по картинкам, называть на родном языке, правильно выговорить звуки, воспитывать бережное отношение к природе и окружающей среде. Учим слова

Ворона – къанджьа

Ласточка – жвц / ы

Сорока – къанджьыгъра

Соловей – щымта ц / ис

Сова – т / ы

Снегирь –гъынц / ис Иллюстрация с интернет ресурса

Зучивание физминутки «Воробьи»

«Ац / араква»

Дзамыхова И. В.

апрель 4 Пресмыкающиеся

«Йк выруа апсауышвх аква»

НОД

Апхьарасах / ат Знакомить детей с названиями пресмыкающихся, с их местом обитания, активировать словарный запас, учить правильно произносить звуки на родном языке, воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Учим слова

Лягушка – ада

Крокодил – т къва

Черепаха – адабыжьмакъ

Ящерица – арцыш

Змея - ащтанч вы Иллюстрации

Заучивание стишка «Лягушка» «Ада»

Автор Дзамыхова И. В.

апрель 5 Береги землю.

«Адгьыл йг ахча»

Проект НОД

Апхьарасах ат Формировать экологическую культуру у детей, расширить и закрепить знания детей о роли человека в жизни природы, о правилах поведения на природе. Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней, учить правильно произносить слова на абазинском языке. Иллюстрации с интернет ресурса по теме,

Составление рассказа «Земля – наш общий дом»

май 1 «АйгIайра амш» (День Победы) Открытое мероприятие Дать представление о празднике победы; воспитывать уважение к ветеранам и патриотические навыки.

Учим песни и стихи на военную тему.

Постановка «Кусок хлеба» перед на абазинский язык. Интернет ресурс. Учим песню Ачара Меремкулова «ЙгIважьхаз асальамшвъаква»

май 2 Ягоды.

«Ажвумпква.» НОД

Апхьарасах ат Познакомить детей с названиями ягод и цветов. Продолжать развивать правильную Родную речь. Воспитывать любою к природе. Учим слова

Арбуз харбыз

Дыня – хуан

Знмляника – жвумп

Клубника- жвумп ду

Калин – кIарма

Ежевика – мыгърайква

Малина – чархына

Клюква – пIрупI

Пальчикова гимнастика «Ягоды» «Ажвумпква»

Дзамыхова И. В.

май 3 Цветы

«АхIврапшдзаква» НОД

Апхьарасах ат Познакомить детей с названиями цветов. Продолжать развивать правильную Родную речь. Воспитывать любою к природе Учим слова

Цветы - АхIврапшдзаква Стихтворение

«Соберу цветы»

«АхIрапшдзаква йазскIкIитI».

Дзамыхова И. В.

май 4 Встречаем лето

«Апхын хIапылитI» НОД

Апхьарасах ат

Проект Продолжать формировать представления о лете и его признаках, познакомить с народными приметами о лете. Развивать активную родную речь.

Формирование представлений о празднике «День защиты детей». Учим слова

Лето- апхын

Жара – ашуара

Тень – ажьора

Игры - ахъвмарраква Праздничное развлечение «День защиты детей»

Стихотворение Тхайцукова Б

Лето «Апхын Литература Баталова К.

Публикации по теме:

Фотоотчет «День родного языка»Фотоотчет «День родного языка» 21февраля – Международный день родного языка - как напоминание о необходимости содействия развитию многонациональности языковой культуры,.

Дидактическая игра с фонариком для изучения английского языка «Цвета»Дидактическая игра с фонариком для изучения английского языка «Цвета» Цель игры: познакомить детей с названием цветов на английском языке. Данная игра представляет собой набор из 7 карточек. Каждая карточка.

Итоговая НОД в старшей группе за второе полугодие «Звездочёт и звёзды»Итоговая НОД в старшей группе за второе полугодие «Звездочёт и звёзды» Цель: формирование и систематизирование знаний детей за второе полугодие Задачи: 1. Продолжать закреплять устный счет от 1 до 10 в прямом.

Календарно-тематический план кружка по нетрадиционному рисованию для детей младшего дошкольного возраста на второе полугодиеКалендарно-тематический план кружка по нетрадиционному рисованию для детей младшего дошкольного возраста на второе полугодие Февраль 1. «Кляксография». Нетрадиционные техники: Рисование с помощью клякс.   Цели: Познакомить детей с новым видом рисования-кляксографией.

Международный день родного языкаМеждународный день родного языка Недавно, листая этнокалендарь, натолкнулась на дату 21 февраля, оказывается, генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1999 году с целью содействия.

Конспект занятия «Тайны русского языка» в рамках проекта к Международному Дню родного языка, подготовительная группаКонспект занятия «Тайны русского языка» в рамках проекта к Международному Дню родного языка, подготовительная группа Сегодня я предлагаю вам посмотреть конспект занятия «Тайны русского языка». Это занятие мы провели с детьми подготовительной к школе группы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План изучения родного абазинского языка на второе полугодие
Опубликовано: 24 октября 2024 в 15:46
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План изучения родного абазинского языка на второе полугодие» (включая файлы) размещена пользователем ирина дзамыхова (УИ 42839) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 января 2025 суббота
Празднуем Татьянин день!
День наоборот, задом наперед или шиворот-навыворот
Рассматриваем картины И.И. Шишкина
26 января 2025 воскресенье
Путешествуем по карте России!
В гости к кенгуру в Австралию!
Семья — хранитель традиций!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД