ирина дзамыхова
План изучения родного абазинского языка на второе полугодие
▼ Скачать + Заказать документы
январь 1 Беседа. Айчважвара. «Животные в зимнем лесу». «Абна псауышвх / аква агъныла рбзазазра». Просмотр развивающего фильма. НОД (апхьарасах / ат» Познакомить детей с дикими животными, называть их на абазинском языке, отвечать на поставлены вопросы. Учим слова:
Волк – квыдьма
Лиса – бага
Заяц – ажьа
Медведь - амшв
Интернет ресурс. Метод. материал Дзамыхова И. В.
Темочки:
январь 2 Игры зимой. Агъны ахъмарщаква». Рассматривание рисунка. Асурат алыхра. НОД (апхьарасах / ат) Познакомить детей с зимними играми; уметь составить рассказ по картине из 3 4 предложений. Развивать правильно поставленную устную речь, продолжать учить правильно произносить слова на абазинском языке. Учим слова:
Санки – аджьанахква
Кататься – таг / взра.
Разучивание стихотворение «Таг / взра» Журнал «Шыйач / ва» стихотворение Хачуковой Аминат.
январь 3 Составление рассказа по картинке «Птички зимой». Турых алац / ара «Ац / исква агъныла». НОД (апхьарасах / ат) Расширять и активизировать словарный запас детей; учить составлять предложения из 2 3 слов на абазинском языке. Учим слова:
Ц / ис – птичка
Ац / исква – птички
Ац / ла – дерево
Ац / ла акъвадама – ветка дерева.
Алок / «Ац / искви арби».
Худ. литература асовой Фатимат «Адзара маджьанхвыцква»
январь 4 «Я и моя семья». «Сара игьи стг / ачва». Составление рассказа Беседа. Айчважвара Учить правильно определять членов семьи на фото, рассказывать о них, называть характерные черты внешности; направлять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине; развивать мышление; воспитывать уважение к родным. Ознакомление с речевыми образцами: «Ан» - мать, «Аба» - отец, «Анду» - бабушка, «Абаду» - дедушка, «Аща» - брат, «Ахща» - сестра и т. д.
Стихотворение «Нына лцIейква» (дети бабушки) Тлябичева М. «Абаза саби литература»
Баталов К.
январь 5 «Моя Родина». «Сара с-псадгьыл хвыц». Составление рассказа по картине. НОД. (апхьарасх / ат) Воспитать патриотические чувства, любовь к малой родине; познакомить с родным посёлком, селом, а также с символикой малой Родины. Учим слова
Схакв – Родина.
Село – кыт
Разучивание отрывка из стихотворения Мыхце Керима «Схакв» Къараба-хъабаба стр. 209.
январь 6 Рассматривание иллюстрации «Фиалка». Асурат алыхра апещ ах / врапшдза «Ах / врапаса» НОД. (апхьарасах / ат) Познакомить детей с комнатным растением, фиалкой, воспитывать бережное отношение к цветку. Учим слова:
Комнатное растение – апещ х / врапшдза
Фиалка – ах / врапаса
Фиалка полевая – джьалымх / а
февраль 1 Транспорт. Ауандырква.
Знакомство с транспортом.
НОД (апхьарасах / ат) Познакомить детей с транспортом, и его предназначением.
Учим слова:
Транспорт – ауандырква
Наземный транспорт – адгьыл уандырква
Воздушный транспорт – ах / ауа уандырква
Водный транспорт – адзы йыхъву ауандырква
Метод. материал Дзамыхова И.
февраль 2 Рассматривание иллюстрации «Светофор». Асурат алыхра «Светофор»
НОД (апхьарасах / ат) Продолжать знакомить детей с цветами светофора, их значением, учить цвета светофора на абазинском языке, воспитывать бережное отношение к жизни. Учим слова:
Красный – къапщы
Жёлтый – г / важь
Зелёный - удзышва Метод. Материал Разучиваем стихотворение «Светофор»
Дзамыховой И. В.
февраль 3 Рассматривание иллюстрации «Отец с детьми». Асурат алыхра «Аби йсабикви».
НОД (ахьарасах / ат)
Учить составлять рассказ из 3 4 предложений, воспитывать уважение и любовь к отцу.
Учим слова:
Папа –аба
Уважение – квырмыш
Заучивание стихотворения «Саба» метод. материалДзамыхова И. В.
февраль 4 Рассказ про Ходжу Насредина». «Я повторю то, что сделал мой отец» «Саба йчпаз счпушт / НОД (апхьарасах / ат) Продолжать знакомить детей со сказками про Ходжу Насредина, учить отвечать на вопросы, развивать связную речь, воспитывать уважение к старшему поколению. Учить слова:
Лок / сказка
Худ. литература. «Лок / лок / лак / выц / а»
февраль 5 Беседа «Зачем надо знать и говорить на родном». «Уыбызшва рдырра игьи узалачважвара атахъу маг / ныта йаму». НОД (апхьарасах / ат) Воспитывать патриотическое чувство, чувство гордости за свой народ и за свой родной язык» Учим стихотворение на абазинском языке»Сыбызшва хъг / а» материал Дзамыховой И. В. Конкурс чтецов «Язык душа моя» метод. разраб.
Дзамыхова И. В.
февраль 6 День защитника Отечества.
НОД (апхьарасах / ат)
Уточнить представление детей о нашей армии; познакомить с военными профессиями, учить детей самостоятельно рисовать танк.
Ознакомление с речевыми образцами: «АйсыгIвчкIвынчва» - солдаты,
«Ахысгаква» - оружие,
«Ахысбыжь» - звук выстрела,
«А - Псадгьыл ахчачва» - защитники Отечества и т. д.
Стихотворение «АчIвыйа Псадгьыл ззырхIвауа?» (Что такое Родина) Джегутанов К.
Метод материал Дзамыхова И. В.
март 1 «8 марта» «Март аг / ба» Досуг Воспитывать доброе, внимательное отношение к маме, стремление помогать ей, учить составлять рассказ о маме из 4 5 предложений. Учим словосочетания:
Моя мама красивая – сара сан дпшдзап / .
У моей мамы нежные руки- сан лнап / ы пшкаква
Журнал «Марамыз»
март 2 Беседа о профессиях «АъачIвагIаква» НОД (апхьарасах / ат) Познакомить детей с названием профессий на родном языке; развивать мышление; развивать устную речь. Учим слова:
АрыпхьагIв - учитель;
АйъазагIв - врач;
АмацIаугIвы - повар и т. д
Стихотворение «Йапхъахауа сарыпхьагIв» Куджева Т.
«АхIарыфква чважвитI»
Копсергенова В,
Хачукова А.
март 3 Аг / апын. Весна. НОД (апхьарасах / ат) Учить слушать стихи и отвечать на вопросы по ним; развивать инициативу и самостоятельность детей в разыгрывании сценок по знакомым стихотворениям. Ознакомление с речевыми образцами:
«АгIапын» - весна,
«Дзыхь» - ручеек,
«АпссгIачIвква» - птицы и т. д.
Стихотворения о весне на родном языке «СыгIапын» (моя весна) Баталов К., «ГIапны» Шебзухова Л., «АгIапын» Ионов Г. «Скыт апсыхIва» Баталов К
«Абаза саби литература» Баталов К.
Журнал «Марамыз»; книга «Къараба- хъабаба» Копсергенова В., Гукова З
март 4 «Народная культура».
НОД (апхьарасах / ат) Закреплять представление детей о культуре, традициях и обычаях абазинского народа, воспитывать уважение к народной культуре абазин. Показ обрядов и традиций: «Знакомство с невестой», «Укладывание ребёнка в люльку», «Посещение больного», «Куначество», «Аталычество»
Показ интенировки «Почитание старших»
«Посвящение в юноши»
Литература Шебзуховой Ларисы.
Рассказ «Гыларгвыгв» Тхайцухов Бемурза «Къараба- Хъабаба»
Расзраблтка конспекта Дзамыховой И. В.
март 5 Путешествие по сказкам». «Атурыхква х / х / ырдырит /» НОД (апхьарасах / ат» Познакомить детей с абазинскими народными сказками, воспитывать усидчивость и внимание. Театрализованные представления сказок: «Разве котёл может родить», «Рождение Сосруки», «Лиса, волк и заяц», «Три брата». Сборник абазинских сказок.
апрель 1 «Космос»
Беседа Развивать устную и мыслительную речь, воспитывать в детях чувства патриотизма. Ознакомление с речевыми образцами:
«Ауапчахв» - космос;
«АйачIваква» - звезды;
«Амыз» - луна;
«Амара» - солнце;
Стихотворение «Юрий Гагарин» Тхайцухов Б.
«Ауапчахв съалуаштIсра»
Физминутка Дзамыхова И. В. «Абаза саби литература» Баталов К.
апрель 2 «Насекомые»
«Х апшхвыпш» Дидактическая игра. «Найди насекомое»
«Помоги муравью добраться до дома» А дидактика ахъвмарра «АХ апшхвыпш йг ау»
«Ахвымбырц ак ьа апны йырцах» Активировать словарный запас; развивать связную речь. Развивать логическое мышление, воспитывать внимание. Составление загадок на родном языке самим ребенком, используя повседневные наблюдения и экскурсии, а также ранее изученный материал.
учим
муравей – хвымбырц / ак / ьа
пчела – щха
жук – быжбыж
бабочка – лымх арыг в
Марамыз журнал
Ауыса -«Хындырлаз»
Къараба-хъабаба алитература
Адидактика ахъвмарра
Дидактическая игра Дзамыховой И. В
апрель 3 Составление рассказа к иллюстрации «Птицы на дереве»
Асурат алыхра игьи атурых алац / ара «Ац / исква ац / ла йыквч / вап /» НОД
апхьарасах / ат. Учить описывать птиц, составлять рассказ по картинкам, называть на родном языке, правильно выговорить звуки, воспитывать бережное отношение к природе и окружающей среде. Учим слова
Ворона – къанджьа
Ласточка – жвц / ы
Сорока – къанджьыгъра
Соловей – щымта ц / ис
Сова – т / ы
Снегирь –гъынц / ис Иллюстрация с интернет ресурса
Зучивание физминутки «Воробьи»
«Ац / араква»
Дзамыхова И. В.
апрель 4 Пресмыкающиеся
«Йк выруа апсауышвх аква»
НОД
Апхьарасах / ат Знакомить детей с названиями пресмыкающихся, с их местом обитания, активировать словарный запас, учить правильно произносить звуки на родном языке, воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
Учим слова
Лягушка – ада
Крокодил – т къва
Черепаха – адабыжьмакъ
Ящерица – арцыш
Змея - ащтанч вы Иллюстрации
Заучивание стишка «Лягушка» «Ада»
Автор Дзамыхова И. В.
апрель 5 Береги землю.
«Адгьыл йг ахча»
Проект НОД
Апхьарасах ат Формировать экологическую культуру у детей, расширить и закрепить знания детей о роли человека в жизни природы, о правилах поведения на природе. Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней, учить правильно произносить слова на абазинском языке. Иллюстрации с интернет ресурса по теме,
Составление рассказа «Земля – наш общий дом»
май 1 «АйгIайра амш» (День Победы) Открытое мероприятие Дать представление о празднике победы; воспитывать уважение к ветеранам и патриотические навыки.
Учим песни и стихи на военную тему.
Постановка «Кусок хлеба» перед на абазинский язык. Интернет ресурс. Учим песню Ачара Меремкулова «ЙгIважьхаз асальамшвъаква»
май 2 Ягоды.
«Ажвумпква.» НОД
Апхьарасах ат Познакомить детей с названиями ягод и цветов. Продолжать развивать правильную Родную речь. Воспитывать любою к природе. Учим слова
Арбуз харбыз
Дыня – хуан
Знмляника – жвумп
Клубника- жвумп ду
Калин – кIарма
Ежевика – мыгърайква
Малина – чархына
Клюква – пIрупI
Пальчикова гимнастика «Ягоды» «Ажвумпква»
Дзамыхова И. В.
май 3 Цветы
«АхIврапшдзаква» НОД
Апхьарасах ат Познакомить детей с названиями цветов. Продолжать развивать правильную Родную речь. Воспитывать любою к природе Учим слова
Цветы - АхIврапшдзаква Стихтворение
«Соберу цветы»
«АхIрапшдзаква йазскIкIитI».
Дзамыхова И. В.
май 4 Встречаем лето
«Апхын хIапылитI» НОД
Апхьарасах ат
Проект Продолжать формировать представления о лете и его признаках, познакомить с народными приметами о лете. Развивать активную родную речь.
Формирование представлений о празднике «День защиты детей». Учим слова
Лето- апхын
Жара – ашуара
Тень – ажьора
Игры - ахъвмарраква Праздничное развлечение «День защиты детей»
Стихотворение Тхайцукова Б
Лето «Апхын Литература Баталова К.