Олеся Москаленко
Развитие граффомоторных навыков у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Письмо – один из базовых школьных навыков, без эффективного владения которым будущее обучение затруднено или просто невозможно. Это сложный интегративный навык, объединяющий в единую структуру деятельности все высшее психические функции, восприятие, память, мышление.
Л. С. Выгодский отмечал, что овладеть письменной речью можно “… только при условии, если ребенок усвоил и выработал ряд приемов, вплотную подведших его к процессу письма, подготовивших и неимоверно облегчивших для него владение идеей и техникой записи”.
Публикация «Развитие граффомоторных навыков у детей» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Можно выделить основные направления работы по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму:Графомоторный навык — это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные знаки и их соединения.
Графомоторный навык письма относится к сенсомоторным навыкам, поэтому он связан с учебной деятельностью, обслуживает процесс письменной речи. Графомоторный навык письма формируется совместно с чтением и развитием письменной речи. На высшем уровне сформированности процесса письма орфографическая и каллиграфическая стороны его не осознаются или очень мало осознаются. Основное внимание направлено на то, как выразить мысль в словах [6].
Обучение детей письму начинается с формирования у них навыков графомоторной деятельности, обеспечивающей правильность и скорость письма. Психологическими основами формирования навыков графомоторной деятельности являются построение обучения с учетом трех блоков деятельности: мотивационного, операционного и контрольного [6]. Важно: сначала даются упражнения для более крупных мышц; начинают со статических движений (удержание позы); динамические движения (кулак — ребро — ладонь); движения для пальцев. Разучивать упражнения лучше индивидуально: начинать с ведущей руки; затем подключается другая рука; обе руки одновременно; упражнения хорошо сопровождать речью, но если ребенок сбивается, тогда речевое сопровождение убирается.
Мелкая моторика, а точнее графомоторные навыки, являются существенным критерием для определения готовности ребёнка к школе. Её сформированность позволяет ребёнку должным образом овладеть письмом.
Особенно это касается детей с ограниченными возможностями здоровья, у которых возрастные особенности осложняются одной из форм (легкой, средней, тяжелой) нарушения движения. Повышение и понижение мышечного тонуса обуславливают слабость и утомляемость мышц кистей рук, а недостаточность деятельности нервной системы делает движения неловкими, препятствует их согласованности и плавности.
Как помочь ребенку избежать трудности и предупредить целый ряд ошибок письма?
В своей практике мы используем специальные упражнения, позволяющие снять чрезмерное мышечное напряжение руки и туловища. Эти упражнения направлены на развитие двигательного и зрительного анализаторов и осмысление графомоторных действий. А именно:
- массаж и самомассаж;
- усвоение различных способов работы рукой – от крупных движений всей руки до мелких движений пальцами (пальчиковая гимнастика, упражнения);
- прописывание фигур в воздухе;
- игры со счетными палочками, с цветными скрепками, крышками, мягкие конструкторы и шнуровки;
-штриховка, рисование вертикальных, горизонтальных, наклонных, кривых, волнистых линий;
- рисование по клеточкам;
Например:
Улитка Уля ждет гостей, - 4 хлопка (4 пальчиковых "шага" по дорожке)
Уже готов пирог, - 3 хлопка (3 пальчиковых "шага" по дорожке)
Варенье, мёд, конфеты, торт - 4 хлопка (4 пальчиковых "шага" по дорожке)
И йогурт, и творог. - 3 хлопка (3 пальчиковых "шага" по дорожке)
На втором этапе знакомлю учащихся с дорожками, по которым необходимо "шагать" пальчиками. Когда ребенок будет готов "прошагать" дорожку с речевым сопровождением, начинаю работу с самого легкого варианта – "шаги" указательным и средним пальцами. Усложнение состоит в том, что постепенно вводятся остальные пальчики руки в следующей последовательности: указательный и средний; указательный и безымянный; указательный и мизинец; большой и мизинец; большой и указательный; большой и средний; большой и безымянный; средний и безымянный; средний и мизинец; безымянный и мизинец.
Дети с легкой степенью отсталости испытывают трудности, работая с безымянным пальчиком и мизинцем, так как в быту используются движения преимущественно первых трех пальцев (большой, указательный, средний) и смежной с ними частью ладони. Поэтому считаю, что очень важно прорабатывать все предложенные варианты, несмотря на трудность их выполнения. "Шагая" пальчиками, важно подключать к работе кисть руки. Движения кисти руки в запястье помогут выполнять сложные в воспроизведении "шаги". На этом этапе стихотворный текст может произносить как учитель, так и ребенок.
3 этап работы - это содружественные (одновременные) движения одноименными пальчиками обеих рук.
4 этап работы - наиболее сложный этап, когда первоклассник с интеллектуальной недостаточностью учится выполнять одновременные разнотипные движения пальцев рук (пальчики одной рукой "шагают" вверх, другой – "вниз"). Разнотипность движений может заключаться и в использовании разных пальчиков разных рук (на левой руке работают указательный и средний пальчики, на правой – большой палец и мизинец). Эта работа требует более высокого уровня регуляции, в отличие от содружественных движений и воспитывает у ребёнка сосредоточенность, умение сконцентрироваться и удержать внимание.