Наталья Карпова
Пионер — герой Мусей Пинкензон
▼ Скачать + Заказать документы
Организованная образовательная деятельность в старшей группе
по патриотическому воспитанию с использованием ИКТ по теме:
«Пионер – герой Мусей Пинкензон»
Задачи приоритетной образовательной области:
«Развитие речи»: Приучать детей проявлять интерес с целью получения новых знаний, развивать умение слушать, высказывать предложения, делать простейшие выводы. Воспитывать культуру речевого общения, расширять словарный запас детей: священная война, захватчики, пионер – герой, обелиск, памятник.
«Познавательное развитие»:
Публикация «Пионер — герой Мусей Пинкензон» размещена в разделах
Расширять и углублять знания детей об истории нашего города, нашей страны. Воспитывать уважительно отношение к защитникам Отечества, к памяти павших солдат в сражениях. На примерах подвигов пионеров - школьников расширять знания детей о войне с фашизмом.
«Социально – коммуникативное развитие»: формировать у детей умение решать поставленные задачи самостоятельно, закреплять сенсорные способности.
Задачи ОО в интеграции:
Воспитывать чувство патриотизма. Воспитывать аккуратность в работе с красками, угольками.
Целевой ориентир образовательной деятельности: накопление у детей знаний о прошедших событиях нашей страны, о её исторических временах.
Оборудование: подбор иллюстраций (портрет М. Пинкензона, памятник пионеру герою, плакаты о ВОВ; мультфильм; бумага А-4, краски, цв. карандаши, угольки, восковые мелки, стаканчики с водой, салфетки, кисти, книги о пионерах – героя.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
- Дети, более 70 лет тому назад, 22 июня 1941г. Германия напала на нашу Родину. Началась страшная долгая война. Скажите пожалуйста, как называют народ, который живёт в этой стране? Если мы живём где? (В России, то мы (россияне, русские). В Германии живут - немцы.
«Социально – коммуникативное развитие» беседа. Слово.
В те годы во главе страны стоял Гитлер, который хотел подчинить Германии весь мир. Послушайте, какое стихотворение в первые дни войны написал поэт В. Лебедев – Кумач. Называется оно «Священная Война». Священная означает: справедливая, святая.
Вставай страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашисткой силой тёмною
С проклятою ордой.
-И встала вся страна, весь народ на борьбу с фашисткой Германией. Все, даже дети. Кто – то из них воевал, мы вам о них читали - это Зина Портнова, Боря Голиков, Нина Куковерова. (Показ книг).
Кто – то стоял у станка на заводах, изготавливал снаряды, оружие, детали к самолётам и танкам. Это тоже были пионеры – герои.
Кто – то работал в поле: пахал, сеял и убирал урожай. Многие дети помогали взрослым в госпиталях: ухаживали за ранеными, помогали писать письма, организовывали концерты. Многие из этих героев прошли всю войну. Но многие погибли героями. Их посмертно награждали орденами, звёздами Героев Советского Союза, воздвигали на их Родине обелиски и памятники (показ иллюстраций).
Основная часть (содержательный этап):
- Ребята, сегодня я вам расскажу об одном мальчике пионере – герое нашего города.
-Мы с вами часто путешествуем по улицам нашего города, знакомимся с интересными местами. Однажды мы с вами посетили высокий берег реки Кубани. На поляне мы увидели памятник. Мы подошли, рассмотрели, прочитали надпись и возложили цветы. Вы были помладше и не очень поняли, кому люди поставили этот памятник (показ иллюстрации). Хотите, я вам расскажу историю этого памятника?
- Летом 22 июня началась страшная для нашего народа Война. В те годы наш город ещё был маленькой станицей Усть – Лабинской. Солдаты защищали селение и отступали, бои были жестокими, много было раненых. У нас в станице, в школе №1 был открыт очередной госпиталь. Дети как вы понимаете слово госпиталь? (3-4 ответа). Правильно это помещение, где лечат раненых. С поля боя привозили туда раненых и тяжелораненых. Главврачом этого госпиталя был Владимир Борисович Пинкензон. Он был очень хорошим хирургом. И с группой врачей они старались облегчить страдания раненых. При госпитале были открыты курсы Красного креста. И школьники старались познать санитарное дело, учились оказывать первую медицинскую помощь. Многие дети выступали с концертными номерами. Девочки пели и танцевали в самодельных костюмах, а подыгрывал им на скрипке мальчик – скрипач Мусей Пинкензон. Он каждый день приходил в госпиталь со своей скрипкой. Дети выступали с концертом для вновь поступающих раненых. Муся выходил на сцену в белоснежной рубашке с красным галстуком, слегка волнуясь, играл раненым бойцам нежные мелодии, любимые пьесы Моцарта, Баха.
Враги подходили всё ближе к Кубани. В госпитале оставались только тяжелораненые бойцы и лежачие. Врачи работали без отдыха, хирург Пинкензон круглосуточно находился в госпитале. Дети почти каждый день прибегали туда. Муся играл для раненых все мелодии, какие знал, подбирал на скрипке любимые песни солдат. Вдруг донеслась весть: фашисты окружили станицу Усть – Лабинскую. Население спасало раненых, тех, кто мог двигаться, кто в своих домах, кто на хуторах. Дети, как вы понимаете слово: хутор? (3-4 ответа) Правильно это небольшое селение.
Гитлеровцы, разбомбив вокзал, вошли в станицу. На тяжёлых мотоциклах они подъехали к госпиталю. Врачи как могли, убеждали офицера не трогать раненых. Офицер уехал, оставив на крыльце часовых, а через полчаса приехали два грузовика. Гитлеровцы грузили раненых безжалостно, бросая их в кузов. Русские солдаты вели себя мужественно. Дальнейшая судьба их предрешена. Их расстреляли в овраге у р. Кубань.
Гитлеровский офицер уговаривал отца М. Пинкензона работать хирургом в немецком госпитале. Но он отказался. Гитлеровец безжалостно избил врача. Экзекуция проводилась ежедневно. Но хирург был непоколебим. Тогда гитлеровцы арестовали всю его семью и бросили их в контрационный лагерь. Врачи находились вместе с пленными, раненными и семьями евреев.
И в один из непогожих январский день пленных привели на высокий берег Кубани. Их выстроили у рва колонной. Белобрысый офицер увидел в строю мальчика в красном галстуке со скрипкой. Он подозвал Мусю к себе и приказал ему играть реквием Моцарта. Но Муся упрямо сжимал скрипку в руке. Офицер, ударив ребёнка, приказал играть. Тогда Муся, прижав скрипку к подбородку, поднял смычок, и полилась мелодия, но не та, которую хотел гитлеровец. Мусей играл Интернационал – гимн рабочих и крестьян. Униженные пленные подняли головы, расправили плечи, а пионер играл. Разъярённый гитлеровец ударил скрипача и столкнул его в яму, автоматные очереди прошлись по телам пленных. Люди и дети падали, скошенные автоматным огнём. Кубань оглашали крики детей, женщин, стоны, автоматный треск. Всё смолкло. Гитлеровцы уехали, закопав траншею. Местные жители долго помнили весь ужас январского утра. А после освобождения станицы казаки сначала сделали братскую могилу. А потом воздвигли памятник всем расстрелянным на высоком берегу. Очевидцы рассказали о смелости 12-летнего еврейского мальчика, о его маленьком подвиге, храбром сердечке всей станице. И люди воздвигли памятник посвящённый погибшим, а на обелиске изобразили рельеф лица Муси Пинкензона. Все школьники и взрослые ежегодно в праздничные дни: День Победы, День освобождения Кубани, несут сюда цветы, благодарят погибших за то, что у нас мир, за жизнь на Земле. Вот такой пионер – герой жил у нас в Усть – Лабинске.
3. Дети, почему люди называют М. Пинкензона героем? (ответы детей).
-Какие события происходили у нас 70лет назад? (ответы детей 4-5).
-А вы бы сумели в момент опасности не струсить, показать себя как этот мальчик? (Рассуждения детей).
4. Ребята, а сейчас мы с вами перейдём в видеозал и просмотрим мультфильм о пионере – герое (просмотр видео 3 мин.).
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Беседа.
-Скажите ребята, что вы видели?
-Какие события произошли?
-Какое лицо было у мальчика?
-Какие лица были у врагов?
-Что вы почувствовали, посмотрев этот мультфильм?
5. Сейчас мы с вами пройдём к своим столам. Ребята, у нас на столах приготовлены материалы для рисования. Вы сегодня узнали много интересного, увидели кадры прошедшей войны. Я бы очень хотела, чтобы вы изобразили свои впечатления в рисунках. Выбирайте любой удобный для вас материал.
Включаю аудиозапись Моцарта «Лунная соната». Дети приступают к работе.