наталья тарлыкова
Перспективный план работы «Экология» в подготовительной гр. сентябрь-февраль
▼ Скачать + Заказать документы
Сентябрь
• НОД «Беседа о лете»
Цель: Углубить и обобщить представления детей о лете, его типичных признаках. Закрепить представление о жизнедеятельности растений и животных, играх детей летом, труде и отдыхе взрослых. Учить устанавливать простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектах.
• НОД «Какие бывают насекомые»
Публикация «Перспективный план работы „Экология“ в подготовительной гр, сентябрь-февраль» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Планирование на зимний период
- Планирование на сентябрь
- Планирование на сентябрь. Перспективное
- Планирование на февраль
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель: Систематизировать представления детей о многообразии насекомых, учить составлять группы по разным основаниям: особенностям внешнего строения, местам обитания, способу передвижения. Закрепить знания об общих признаках насекомых, учить устанавливать связи между особенностями внешнего строения и способом передвижения, между внешним видом и способом защиты от врагов, между способами передвижения и средой обитания. Воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним.
• Сезонные наблюдения на прогулке.
• Дидактические игры: «Где что зреет», «Кто где живет», «Хорошо-плохо», «Времена года», «Ботаническое лото».
• Чтение художественной литературы: «Паук» К. Ушинский, «В живой комнатке» Н. Павлова, «Ягоды» Н. Павлова, «Маленькие путешественницы» Т. А. Шорыгина, «Осенью»(отрывки) Н. Павлова, «Катя и божья коровка» Т. А. Шорыгина, стихи и загадки о насекомых, про лето и летних явлениях природы.
Октябрь
• НОД «Что такое природа? Живая и неживая природа»
Цель: Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы – от объектов неживой природы. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы). Познакомить с основными природными компонентами и их связями.
• НОД «Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека»
Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения. Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.
• НОД «Экскурсия в осенний парк. Как растения готовятся к зиме»
• Сезонные наблюдения на прогулке.
• Дидактические игры: «Живая и неживая природа», «Узнай целебную траву», «Чей домик?», «Живое - неживое», «Вершки-корешки».
• Чтение художественной литературы: стихи и загадки про лекарственные растения, «Великан и Голубое озеро» Т. А. Шорыгина.
Ноябрь
• НОД «Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения»
Цель: Сформировать у детей представление о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге: одним растениям с мягкими, тонкими листьями требуется много влаги, они родом из влажных мест, их надо часто поливать, а некоторые – еще и опрыскивать; другие – с плотными, толстыми стеблями, листьями – засухоустойчивые, они родом из засушливых мест, поэтому их следует поливать реже, чем остальные растения. Толстые листья, стебли, иногда колючки вместо листьев – это результат приспособленности засухоустойчивых растений к запасанию воды и малому ее расходованию, поливать комнатные растения надо по-разному – в соответствии с их потребностями во влаге.
• НОД «Беседа об осени»
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осени. (Постепенно дни становятся короче, холоднее, часто идут дожди, трава увядает, листья расцвечиваются и опадают. В полях, на огородах, в садах убирают урожай. Исчезают насекомые, перелетные птицы. Многие зимующие птицы приблизились к жилью человека. Некоторые звери залегли в спячку, другие сделали запасы пищи.) Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.
• Сезонные наблюдения на прогулке.
• Дидактические игры: «Времена года», «Вершки-корешки», «Когда это бывает?»,
• Чтение художественной литературы: «Готовятся к зиме» «Белкина сушильня» «Прячутся» В. Бианки, стихи и загадки про осень и осенние явления природы.
Декабрь
• НОД «Беседа о лесе»
Цель: Уточнить и расширить представления детей о лесе. Дать детям представление о леснике – человеке, который заботится о лесе.
Игра «Как вести себя в лесу». Способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу.
• НОД «Дуб и сосна»
Цель: Дать детям представление о взаимосвязях живых организмов. Рассказать, что жизнь одних из них связана с дубом. Жизнь других – с сосной. Обратить внимание детей на то, что с каждым из деревьев связаны разные организмы: растения, животные (разные птицы, насекомые, звери, грибы. Рассказать о возможных последствиях рубки отдельных деревьев и лесов в целом.
• Сезонные наблюдения на прогулке.
• Дидактические игры: «Береги живое», «Лес», «Зоологическое лото», «Лес», «Кто где живет?», «С какой ветки детки?», «Где снежинки?».
• Чтение художественной литературы: «Теремок» В. Бианки, «Кто что успел» Н. Павлова, «Самая зимостойкая ягода» Н. Павлова, «Зимой под водой» А. Клыков.
Январь
• НОД «Сравнение диких и домашних животных»
Цель: Уточнить с детьми признаки домашних животных. Показать, что они отличаются от диких. Упражнять умственные способности детей.
• НОД «Птицы»
Цель: Уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц.
Игра «Отгадай какая птица». Учить узнавать птицу по повадкам, внешнему виду, песням.
Игра «Птичья столовая». Дать детям элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой.
• Сезонные наблюдения на прогулке.
• Дидактические игры: «Чем похожи? Чем отличаются?», «Узнай, какой зверь», «Четвертый лишний», «Рассели животных по домам».
• Чтение художественной литературы: стихи и загадки о дивотных и птицах, «Сорока» А. Толстой, «Воробей» И. Тургенев, «Чужое яичко» К. Ушинский, «Лиса» А. Толстой, «Кролик и зайчиха» Т. А. Шорыгина.
Февраль
• НОД «Птичье озеро»
Цель: Учить детей конструировать птиц из бумаги, воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.
• НОД Обобщающая беседа «Как узнать зиму?»
Цель: Обобщить представление детей о типичных зимних явлениях в неживой природе. Закрепить знания об образе жизни и поведении животных зимой. Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям.
• Сезонные наблюдения на прогулке.
• Дидактические игры: «Что сначала, что потом», «Пищевые цепочки», «Времена года».
• Чтение художественной литературы: «В зимнюю стужу» Г. Скребицкий, «Маленький лесовод» Г. Скребицкий, «Синичкин календарь» В. Бианки, «Сосулька» О. Иваненко, «Родник» Т. А. Шорыгина, «Рябина» Т. А. Шорыгина.
Март
• НОД «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе»
Цель: Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Рассказать, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу. Познакомить детей с явлением «кислого» дождя.
Игра «Ходят капельки по кругу». Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе.
• НОД «Кто живет в воде»
Цель: Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде; разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания.
Игра «Мы – водные животные». Закрепить знания детей о водных животных, учить изображать животных, имитировать их движения.
• Сезонные наблюдения на прогулке.
• Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Чей домик?», «Зоологическое лото», «Летает, бегает, плавает».
• Чтение художественной литературы: «Прощай, зима!» Г. Скребицкий; Т. А. Шорыгина: «Ключевая вода», «Снежинка-балеринка», «Иней», «Росинка», «Весенний дождик», «Родник».
Апрель
• НОД «Декоративный букет»
Цель: Расширить представление детей об окружающем мире, учить детей внимательно вглядываться в различные природные формы, развивать наблюдательность.
НОД «Беседа о дождевых червях»
Цель: Продолжить знакомить с особенностями строения и поведения подземных обитателей, показать их приспособленность (на примере дождевого червя) к почвенной среде. Расширять представления детей о животном мире.
• Сезонные наблюдения на прогулке.
• Дидактические игры: «Воздух, вода, земля», «Кто где живет», «Ботаническое лото», «Зоологическое лото».
• Чтение художественной литературы: «Под водой» А. Клыков, «Дождевой червяк» Т. А. Шорыгина, «Как скворец себе дом выбирал» Т. А. Шорыгина.
Май
• НОД «Стрекоза»
• Цель: Учить делать аппликацию из природного материала, пробуждать в детях интерес и любовь к природе.
• НОД «Обобщающая беседа о весне»
Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, освобождаются ото льда водоемы; растет трава, зеленеют кустарники, зацветают цветы; появляются насекомые, возвращаются перелетные птицы). Учить понимать связь между явлениями неживой природы и жизнью растений, животных, между явлениями неживой природы и сезонными видами труда. Вызвать эстетические переживания от весеннего пробуждения природы.
• Сезонные наблюдения на прогулке.
• Дидактические игры: «Береги живое», «Времена года», «С чем нельзя в лес ходить», «Зоологическое лото», «Ботаническое лото».
• Чтение художественной литературы: «Ласточка» К. Ушинский, «Лесной хор» В. Бианки, «Подкидыш» В. Бианки, «Поганки» В. Бианки, «Травка-пупавка» Н. Павлова, «Зеленый друг» Н. Павлова, «От кого польза, от кого и вред» А. Клыков.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
в средней группе
Сентябрь
• НОД «Овощи и фрукты»
Цели: Формировать обобщенные представления детей об овощах и фруктах, отличающихся друг от друга по внешнему виду, способу произрастания; уточнить представления об их многообразии. Закрепить умение описывать фрукт и овощ по характерным признакам. Воспитывать благодарное чувство к природе и людям, которые благодаря своему труду получают урожай; воспитывать бережное отношение к растениям.
• НОД «Веселая путаница»
Цели: Закрепить знания детей о рыбках, птицах, о диких и домашних животных, развивать логическое мышление.
Сезонные наблюдения на прогулке.
• Дидактические игры: Лото «Овощи и фрукты», «Вершки и корешки», «Что где растёт», «Найди листок как на дереве».
• Чтение худ. литературы: В. Бианки «Паучок-пилот», Э. Успенский «Как растили капусту», «Сказка о том, как овощи воевали» Н. Толоконников, стихи и загадки о насекомых, овощах и фруктах.
Октябрь
• НОД ««Путешествие кленового листочка».
Цели: Учить детей различать листья деревьев (кленовый, березовый и дубовый) называть деревья по листьям (клен, береза и дуб). Расширять знания об осенних изменениях в природе; о подготовке диких животных (белки) к зиме. Закреплять знания детей о деревьях. Воспитывать любовь к природе, бережное к ней отношение.
• НОД «Как узнать растение (траву, дерево, куст)
Цель: Обобщить представления о типичной морфологии растений. Формировать представления о жизненно важных потребностях растений. Учить выделять существенные признаки растений, сравнивать объекты растительного мира по существенным признакам. Вызывать интерес к растениям.
• Сезонные наблюдения на прогулке.
• Дидактические игры: «С какой ветки детки?», «Какого растения не стало?», «Где что зреет?», «Кто быстрее соберет».
• Чтение худ. литературы: Э. Машковская «Осень», О. Иваненко «Спокойной ночи», стихи и загадки об осени и растениях.
Ноябрь
• НОД «Птицы»
Цель: Дать детям общее представление о многообразии птиц. Учить выделить существенные признаки птиц. Познакомить с внешним видом птиц, их образом жизни. Закрепить представление о частях тела птиц. Вызвать у детей позитивное настроение от прослушивания записи пения птиц. Воспитывать доброе, заботливое, бережное отношение ко всему живому.
• НОД «Зимовье зверей»
Цель: Дать детям представления о жизни диких животных зимой. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Учить устанавливать причинно-следственные связи между изменениями в природе и особенностями жизни диких зверей. Развивать любознательность, творческие способности. Воспитывать бережное отношение к животным; аккуратность и усидчивость.
• Сезонные наблюдения на прогулке.
• Дидактические игры: «Времена года», «Чей домик?», «Летает, плавает, бегает», «Раньше – позже».
• Чтение худ. литературы: Э. Машковская «Дело к зиме», В. Бианки «Готовятся к зиме», «Белкина сушильня», «Прячутся», В. Зотов «Лесная мозаика», стихи и загадки про осень, птиц, зверей.
Декабрь
• НОД «Зимние развлечения» Обучение детей рассказыванию по картине.
Цели: Учить детей четко отвечать на вопросы, учить подбирать определения к словам : снег, зима, снежинки.
НОД «Зимующие птицы»
Цели: Закреплять знания детей о зимующих птицах; упражнять в различении их по внешнему виду; закреплять знание о том, что человек должен помогать птицам зимой. Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам.
• Сезонные наблюдения на прогулке.
• Опыты: Превращение воды в лед и обратный процесс.
• Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Где снежинки?», «Воздух, земля, вода».
• Чтение худ. литературы: Э. Успенский «Проказы старухи зимы», В. Калинина «Про снежный колобок», В. Архангельский «Летят снежные пушинки», стихи и загадки про зиму.
Январь
• НОД «Как живут растения зимой»
Цели: Обобщить и систематизировать представления детей о приспособлении растений к сезонным явлениям (зимой мало света, холодно, снег, растения прекращают свой рост, отдыхают). Учить детей устанавливать зависимость состояния растений от условий среды и степени удовлетворения потребностей. Воспитывать интерес к растениям как живым существам.
• НОД «Прогулка в зимний лес»
Цели: Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе; обобщить знания детей о том, как зимуют дикие животные (звери и птицы). Воспитывать интерес к изучению повадок зверей.
• Сезонные наблюдения на прогулке.
• Опыты со снегом.
• Дидактические игры: «Кто где живет», «Времена года», «Лото-растения».
• Чтение худ. литературы: Н. Павлова «Деревья зимой», Г. Скребицкий «На лесной полянке. Зима», стихи и загадки про зиму.
Февраль
• НОД «Комнатные растения»
Цели: Закреплять и расширять знания детей о комнатных растениях, об уходе за ними. Обучать детей практическим навыкам поливки растений и уборки пыли с растений. Воспитывать желание заботиться о комнатных растениях.
• НОД «Посадка лука»
Цели: Систематизировать знания детей о процессе посадки, учить определять последовательность трудовых действий. Формировать практические навыки посадки растений. Вызвать интерес к посадке лука, с последующим наблюдением за его ростом.
• Сезонные наблюдения на прогулке.
• Дидактические игры: «Посади и убери урожай», «Съедобное – несъедобное», «Ботаническое лото».
• Опыты: Выявление потребности растений во влаге.
• Чтение худ. литературы: Н. Павлова «Белые шубки», В. Бианки «Дотерпят ли?», стихи и загадки о зиме.
Март
• НОД «Домашние животные»
Цели: Закрепить и расширить представления детей о домашних животных, об особенностях их внешнего вида, питания, поведения, их детенышах. Воспитывать бережное отношение к животным.
• НОД «Птичий двор»
Цели: Уточнить и расширить представления детей о домашних птицах. Познакомить с моделями признаков домашних птиц. Учить выделять существенные признаки домашних птиц. Формировать интерес к домашним птицам.
• Сезонные наблюдения на прогулке.
• Опыты: Подвести детей к выводу о необходимости тепла для роста растений.
• Дидактические игры: «Чей домик?», «Лото – животные», «Четвертый лишний».
• Чтение худ. литературы: Е. Чарушин «На нашем дворе», Н. Пожарицкая «Путешествие к домашним животным», «Курица и утята» К. Ушинский, стихи и загадки про животных, Л. Толстой «Пришла весна», стихи о весне.
Апрель
• НОД «Все рады весне»
Цели: Закрепить знания детей о весенних изменениях в живой природе, воспитывать заботливое отношение к пробуждающейся природе.
НОД «Волшебница вода»
Цели: Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Рассказать о значении ее для всего живого, показать, где, в каком виде существует вода, рассказать о разнообразии состояний воды. Развивать любознательность, мышление, внимательность.
• Сезонные наблюдения на прогулке.
• Опыт «Какой бывает вода?». Познакомить детей с некоторыми свойствами воды (вода не имеет вкуса, запаха).
• Опыт «Вода жидкая, может течь, вода не имеет формы». Познакомить детей с некоторыми свойствами воды.
• Дидактические игры: «Ходят капельки по кругу», «Выбери нужное», «Когда это бывает?», «Ботаническое лото».
• Чтение худ. литературы: В. Бианки «Последняя льдинка», И. Беляков «Подснежник проснулся», Г. Скребицкий «На лесной полянке. Весна», стихи и загадки о весне, про лес.
Май
• НОД «Путешествие в весенний лес»
Цель: Продолжать знакомить детей с характерными признаками весны: увеличение светового дня, повышение температуры воздуха, таяние снега, набухание почек, появление цветов, появление насекомых, возвращение перелетных птиц, изменениями в жизни диких животных с приходом весны. Развивать умение сравнивать различные периоды весны. Воспитывать у детей интерес, радостное и заботливое отношение к пробуждающейся природе.
• НОД «Грибы (белый гриб, подберезовик, мухомор)»
Цели: Закреплять и расширять знания детей о грибах; познакомить с подберезовиком; учить различать их по внешнему виду. Развивать любознательность, мышление, внимательность.
• Сезонные наблюдения на прогулке.
• Дидактические игры: «Лес», «Собери грибы в лукошко», «Времена года», «Зоологическое лото».
• Чтение художественной литературы: Н. Павлова «Съедобные грибы», «Поганки», Н. Павлова «Находка», «Под кустом», Г. Серебрицкий «Счастливый жучок», Е. Чарушин «Воробей», М. Пришвин «Золотой луг», стихи и загадки про лес, грибы, насекомые, цветы.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
в старшей группе
Сентябрь
• НОД «Беседа о лете»
Цель: Обобщить и систематизировать представление детей о лете по основным, существенным признакам: продолжительность дня и ночи, температурные условия, явления природы, (гроза, радуга, молния, солнцепек, состояние растений (рост и цветение, созревание ягод и плодов, особенности жизнедеятельности животных в лесу. Уточнить представление о некоторых видах сельскохозяйственного труда летом. Учить устанавливать связь между комплексом условий (тепло, свет, влага) и состоянием растений и животных. Воспитывать желание делиться своими знаниями и воспоминаниями со сверстниками.
• НОД «Услышанные в лесу разговоры»
• Цель: Дать детям понятие о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу.
• Сезонные наблюдения на прогулке.
• Дидактические игры: «Чей домик?», «Когда это бывает», «Посади и собери урожай», «Лес».
• Чтение художественной литературы: стихи и загадки про лето, летние явления природы; «История одной яблоньки» К. Ушинский, стихи и загадки про лес, лесных птиц и зверей.
Октябрь
• НОД «Знакомство с деревянными игрушками»
Цель: продолжать знакомить детей с предметами сделанными из дерева, разнообразными деревянными игрушками.
НОД «Путешествие в грибное царство»
Цель: Познакомить детей с грибами (как выглядят, где растут, каковы их свойства, чем отличаются ядовитые от съедобных). Уточнить условия, необходимые для роста и развития грибов. Обогатить словарный запас детей (подосиновик, подберезовик, грибница).
• Сезонные наблюдения на прогулке.
• Дидактические игры: «Угадай, что где растет», «Соберем урожай», «Собери грибы в лукошко», «Времена года».
• Чтение художественной литературы: стихи и загадки про осень и грибы, «Последние грибы» М. Пришвин,, «Съедобные грибы» Н. Павлова, «Поганки» Н. Павлова. «Опенки» Н. Павлова.
Ноябрь
• НОД «Растения в нашем уголке природы»
Цель: Уточнить представления детей о 4-5 знакомых растениях, о необходимых для них условиях жизни (вода, почва, свет, тепло); познакомить с новыми растениями; сформировать представления о влаголюбивых и засухоустойчивых растениях; осенью все растения надо поливать меньше – у них заканчивается бурный рост, они готовятся к зиме.
• НОД «Дом под крышей голубой»
Цель: Дать детям понять, что природа – это наш общий дом. Учить различать природу и не природу, называть объекты живой и неживой природы. Составлять небольшие рассказы на тему: «Я путешествую на облаке», воспитывать любовь к природе, умение сопереживать.
• НОД «Обобщающая беседа об осени»
Цель: Формировать обобщенное представление об осени, включающее знания об осенних явлениях в неживой природе (осадки, температура воздуха, состояние почвы, воды, о состоянии растений осенью и его причинах, об особенностях жизнедеятельности животных. Закрепить знания о зависимости существования растений, животных от условий внешней среды (температурных, пищевых).
• Сезонные наблюдения на прогулке.
• Дидактические игры: «Детки на ветке», «Кто где зимует», «Съедобное – несъедобное», «Когда это бывает?».
• Чтение художественной литературы: «Птицы и листья» М. Пришвин, «Луковица с радостью» Н. Павлова, стихи и загадки про осень и осенние явления природы.
Декабрь
• НОД «Кто как зимует»
Цель: Расширять и углублять представление о зимовке зверей, птиц, рыб, насекомых. Учить отыскивать причины изменений в жизни животных в изменении условий их обитания, устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать любовь к животным, стремление помочь в трудных условиях.
• НОД «Обучение новым способам ухода за комнатными растениями»
Цель: Учить удалять пыль с растений при помощи влажной кисточки, опрыскивать из пульверизатора. Учить определять необходимость ухода, ориентируясь на состояние листьев и способами ухода за ними. Воспитывать ответственное отношение к оказанию помощи живому существу.
• Сезонные наблюдения на прогулке.
• Дидактические игры: «Какого растения не стало?», «Где растет?», «Где снежинки?», «Когда это бывает?».
• Чтение художественной литературы: стихи и загадки о зиме, «Шел первый снег» А. чехов, «Летят снежные пушинки» В. Архангельский, «Белые шубки» Н. Павлова, «Зимняя пирушка» Н. Павлова.
Январь
• НОД «Беседа о зимующих и перелетных птицах»
Цель: Формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище. Углублять представления о причинах отлета птиц, классифицировать птиц на зимующих и перелетных на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.
Дидактическая игра «Что за птица». Учить детей описывать птиц, по характерным признакам и по описанию узнавать их.
• НОД «Рассказ о лягушке»
Цель: Изменить у детей традиционно неприязненное отношение к лягушкам. Объяснить, насколько полезны и нужны в природе эти безобидные существа.
Игра «Посели лягушку». Обратить внимание на внешний вид, строение лягушки как на отражение ее приспособления к условиям окружающей среды и образу жизни.
• Сезонные наблюдения на прогулке.
• Дидактические игры: «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Птицы, рыбы, звери», «Воздух, земля, вода», «Кто где живет».
• Чтение художественной литературы: «Зима в лесу» И. Соколов-Микитов, «Лягушка» Ф. Сологуб, «Голубые лягушки» В. Бианки, стихи и загадки про зимующих птиц.
Февраль
• НОД Дидактическая игра «Птичья столовая».
Цель: Учить детей доброте. Приучать их заботиться о птицах, дать детям элементарное знание о том, чем кормят птиц зимой. Испытывать радость от создания того, делясь крохами, можно спасти птиц от гибели.
Письмо снегирю. Уточнить представление детей о птицах, воспитывать сочувствие к живой природе.
• НОД «Беседа о зиме».
Цель: Конкретизировать и углубить представление о зиме: состояние погоды, типичные осадки, явления природы, состояние растений, особенности жизни домашних и диких животных. Учить устанавливать связь между особенностями внешнего вида, поведения животных в условиях зимнего сезона.
• Сезонные наблюдения на прогулке.
• Опыт «Радуга в комнате». Познакомить детей с природным явлением – радугой.
• Дидактические игры: «Природа и человек», «Где снежинки?», «Когда это бывает?», «Четвертый лишний».
• Чтение художественной литературы: «Проказы старухи-зимы» К. Ушинский, «Митины друзья» Г. Скребицкий, стихи и загадки о зиме, про кормушку и птиц.