Марина Николаевна Сариева
Перспективный план работы по экспериментальной деятельности в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективный план работы по экспериментальной деятельности в старшей группе.
месяц неделя 1 половина дня 2 половина дня
Сентябрь 1 «Кто такой лаборант»
Цель: познакомить и закрепить знания детей о профессии лаборант, развивать познавательный интерес к проведению опытов. Рассматривание плодов и семян
Цель: Учить различать плоды и семена различных растений. Дать знания об их значении. Рассмотреть строение.
Темочки:
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Экспериментирование. Планы
- Темочки
2 Знакомство с уголком экспериментирования.
Цель: познакомить детей с оборудованием уголка экспериментирования, правилами работы, развивать интерес к экспериментальной деятельности Эксперимент «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем»
Цель: закрепить знания детей об органах чувств; их назначение и необходимость при проведение опытов, экспериментов.
3 «В маленьком семени прячется растение».
Цель: Учить различать семена различных растений. Рассмотреть их строение. Опыт с овощами
Рассмотреть строение овощей через лупу, в микроскоп – они состоят из мелких частичек.
4 «Для чего растению нужны семена»
Цель: Закрепить знания о строении семени, о том, что оно – конечная стадия роста однолетнего растения. Познакомить со способами распространения семян. «Живая коллекция»
Цель: Познакомить с коллекцией семян и плодов растений. Вызвать желание вырастить необычное растение.
Октябрь 1 «Зачем укрывают опавшей листвой деревья»
Цель: дать представления о том, какие природные остатки являются полезным удобрением в природе; воспитывать любовь и заботу о живых организмах Эксперимент
«Почему опавшие листья шуршат»
Цель: показать на примере опыта почему шуршат сухие листья, формировать умение делать выводы.
2 Продлим жизнь цветов (астры, бархатцы.
Цель: Выяснить влияние тепла на продолжительность жизни растений. Учить подбирать емкости в зависимости от величины растений Пересаживание цветов в горшки для комнатных растений Условия, необходимые для роста растений.
3 Наблюдение за сезонными изменениями в природе
Цель: формировать понятия о смене времени года; уточнять представления об особенностях каждого времени года. Д/и «Неживая природа»
Цель: продолжать закреплять знания детей о неживой природе.
4 Наблюдение
«Солнце – источник тепла и света»
Цель: формировать представления о том, что Солнце является источником тепла и света, развивать умения мыслить, рассуждать. «Далеко - близко» В ходе опыта выявить представление о Солнечной системе, как удаленность от Солнца влияет на температуру воздуха.
Ноябрь 1 Как устроена «волшебная кладовая»
Цель: Дать понятие «почва». Подвести детей к тому, что она имеет неоднородный состав. Рассмотреть различные виды почв в микроскоп (чернозем, песок, глина). Игры с песком
Цель: развивать любознательность, творчество, воображение; конструктивные умения.
2 Опыты с песком «Удивительная страна»
Цель: познакомить детей со свойствами песка: сыпучесть, рыхлость, прочность, проводимость воды. Опыт
«Сравнение сахарного и речного песка»
Цель: закрепить знания детей о речном и сахарном песке путём сравнения.
3 «Удивительная глина»
Цель: Познакомить детей с природным материалом – глиной, её свойствами и применением Опыты с глиной
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами глины на примере опытов.
4 «Животные и песок»
Цель: Познакомить детей с обитателями песчаных пустынь. Путем эксперимента показать приспособляемость животных к жизни в пустыне. Опыты
«Глина и песок»
Цель: закрепить знания детей о свойствах песка и глины путём сравнения; развивать интерес к исследовательской деятельности.
декабрь 1 «Какими бывают камни»
Цель: Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями. Учить классифицировать камни по разным признакам. «Как человек использует камни»
Цель: Показать, какую роль в жизни человека играют камни. Познакомить с камнями, которые человек использует для своих нужд.
2 «Удивительный мир стекла»
Цель: познакомить детей со способом получения стекла;
учить проводить элементарные опыты и эксперименты со стеклом; воспитывать аккуратность при работе со стеклом Д/и «Предметы и вещи»
Цель: познакомить детей с предметами, сделанными из различных материалов, в каких целях используются эти предметы; развивать интерес к изучению окружающего мира.
3 Наблюдение за снегопадом
Цель: закрепить знания детей о сезонном явлении снегопаде; развивать чувство прекрасного; учить замечать изменения в природе. «Замерзшая вода»
Цель: Показать различия между двумя состояниями воды (твердое и жидкое). Выявить свойства льда и снега.
4 Наблюдения за узорами на окнах.
Цель: расширять знания детей об окружающем; дать понятие об образовании узоров, развивать внимание, фантазию, воспитывать эстетическое восприятие зимней природы. Логическая задача
«Кто прав?»
Цель: учить соотносить природные явления между собой, устанавливать между ними зависимость, развивать внимание, мышление.
Январь 1 Логическая задача
«Волшебные льдинки»
Цель: познакомить детей с твёрдым и жидким состоянием воды; учить работать с проблемной ситуацией, уметь анализировать Наблюдение за снегом
Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами снега: каким он бывает в разную погоду; с чем можно сравнить снег.
2 Опыты со льдом
«Почему не тонут айсберги»
Цель: уточнить представления детей о свойствах льда; дать представления об айсбергах, их опасности для судоходства. Опыты со льдом
«Интересные превращения»
Цель: познакомить детей с влиянием температурных изменений на свойствах льда и снега; сравнить лед и снег.
3 Наблюдение за снегом и льдом
Цель: закреплять знания о разнообразных состояниях воды; формировать понимание – неживая природа; сформировать правила
безопасности на льду Словесная игра «Отгадай загадку»
Цель: развивать внимание, знание о природных явлениях, умение находить отгадку на картинке.
4 Д/и «Подбери пару»
Цель: развивать внимание, сообразительность, логическое мышление; умение находить общие признаки. Развивать познавательный интерес. Д/и «Из чего предметы сделаны» -
Цель: познакомить детей с материалами, из которых сделаны окружающие нас предметы.
Февраль 1 Воздух – первое знакомство: вдох – выдох
Цель: дать представление о том, что человек не может жить без воздуха. Понаблюдать за процессом дыхания человека, сформулировать выводы Опыт: «Воздух есть везде»
Цель: учить находить воздух в различных предметах, веществах (почва, вода, губка и т. д
2 Наблюдение за ветром
Цель: углубить знания детей о явлениях природы, упражнять в умение определять силу ветра, воспитывать интерес к явлениям природы. Эксперимент
«Ветер в природе»
Цель: познакомить детей с тем как образуется ветер; уточнить представления детей о свойствах воздуха.
3 «Воздух всегда в движении»
Цель: Продолжать расширять знания о воздухе, показать, что воздух всегда находится в движении. Эксперимент
«Ветер в комнате»
Цель: выявить вместе с детьми появление ветра в комнате, развивать познавательный интерес.
4 «Как выросли облака»
Цель: закрепить знания детей о появлении облаков; развивать интерес к познанию окружающего мира. Опыт «Где теплее»
Цель: Выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается.
Март 1 «Волшебница вода»
Цель: познакомить детей со свойствами воды; развивать навыки проведения лабораторных опытов; закрепить умение работать со стеклянной посудой; прививать бережное отношение к воде Опыты с водой
Цель: подвести детей к пониманию того, что вода может быть в трёх состояниях; развивать умение вести наблюдения и фиксировать результаты в ходе выполнения опытов.
2 «Путешествие капельки»
Цель: продолжать расширять знания детей о значение воды в жизни человека; познакомить детей с круговоротом воды в природе; прививать желание заботиться о природе. «Впитывание воды»
Цель: Показать детям, что некоторые предметы и материалы впитывают воду, а другие ее отталкивают. Показать, как пьют растения.
3 Д/и «Какая бывает вода»
Цель: закрепить знания детей о некоторых видах природных водоёмов; развивать интерес к изучению окружающего мира.
«Вода растворитель»
Опытным путем проверить, как растворяются в воде те или иные вещества и жидкости; что при этом происходит с водой.
4 Рассматривание фотоиллюстраций различных водоёмов.
Цель: расширять знания детей о некоторых водоёмах; уметь работать в группе; активизировать и обогащать словарь детей. Игры с моделями
Цель: путем экспериментирования выяснить, лодки из каких материалов лучше держаться на воде. Подумать, из чего получиться хорошая лодка для перевозки грузов.
Апрель 1 Посадка лука в группе
Цель: формировать представления детей о потребности растений в воде, тепле, свете. Опыт
«Как двигается вода по стебельку»
Цель: показать с помощью опыта движение воды по стеблю.
2 «Свет повсюду»
Дать представление о свете и его свойствах: движение, проходит сквозь предметы. Опыты «Все обо всём»
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме, по заданию на рабочем листе; развивать аккуратность, взаимопомощь
3 «Планета Земля»
Цель: познакомить с нашей планетой. Показать, как происходит смена дня и ночи, времен года. Опыт «Солнце дарит нам тепло и свет»
Цель: познакомить детей с понятием «Световая энергия»; показать степень её поглощения
4 «Далеко - близко»
Цель: познакомить с тем, как удаленность от Солнца влияет на температуру воздуха. «Разноцветные огоньки»
Цель: формировать первичные представления из каких цветов состоит солнечный свет.
май 1 «Загляни в прошлое бумаги»
Цель: познакомить с историей возникновения бумаги; учить сравнивать качества и свойства разных видов бумаги между собой, делать выводы; развивать у детей познавательный интерес «Первые книги»
Цель: познакомить детей с появлением первых книг, показать какими были книги; развивать интерес к изучению профессии писатель, книгопечатник.
2 «История тетрадки»
Цель: познакомить детей с появлением первых тетрадей; развивать внимание, познавательный интерес; желание самим сделать свою тетрадь. Опыт «Свойства бумаги»
Цель: Расширение и закрепление представлений о свойствах бумаги. Научить детей делать опыты с бумагой.
3 Эксперимент
«Радуга в небе»
Цель: познакомить детей со свойствами света, превращением его в радушный спектр; расширять представления детей о смешение цветов; учить изготавливать мыльные пузыри; развивать внимание. Эксперимент
«Передача солнечного зайчика»
Цель: формировать понимание того, как можно многократно отразить свет и изображение предмета т. е увидеть его там, где его не должно быть видно.
4 «Свет путешествует»
Дать представление о движении света. Эксперимент
«Фонтанчики»
Цель: закрепить знание о материале из которого можно самим сделать фонтанчик; развивать интерес к экспериментальной деятельности.
Перспективный план работы по экспериментальной деятельности в старшей группе.
месяц неделя 1 половина дня 2 половина дня
Сентябрь 1 Беседа
Повторение правил безопасности при работе в уголке экспериментирования; развивать интерес к экспериментальной деятельности, любознательность. «Для чего деревьям нужна кора»
Цель: закрепить знания детей о деревьях, на примере опыта показать защитные свойства коры.
2 Сравнение свойств камней.
Цель: познакомить детей с углем, мрамором, мелом. Сравнить их свойства. Рассказать об использовании их человеком. «Что такое горы».
Цель: познакомить с существованием гор, показать, что они состоят из камней. Предложить детям создать модель гор из камней.
3 «Почему разрушаются горы»
Цель: сформировать элементарные представления об изменениях в неживой природе. Экспериментальным путем показать как разрушаются камни и горы «Дымящиеся горы»
Цель: сформировать первоначальные представления о вулканах. На модели показать действующий вулкан.
4 «Простые и ценные камни в природе»
Цель: познакомить детей со свойствами камней; развивать умение обследовать камни; учить проводить анализ, фиксировать результаты исследований. Эксперимент
«Можно ли поцарапать камень»
Цель: показать в результате эксперимента, что камни отличаются по составу, по прочности;
октябрь 1 Опыт «Воздушные шары»
Цель: продолжать расширять знания о воздухе, развивать умения выпускать воздух в одном направлении. Опыт «Реактивный шарик» Цель: Выявить, что воздух обладает упругостью. Дать детям понять, как может использоваться сила воздуха
2 Опыт «Где теплее»
Цель: Выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается. Опыт «Не дышу»
Цель: Доказать, что без воздуха нельзя прожить.
3 «Изменение состава воздуха». «Свеча в банке»
Цель: показать детям изменение состава воздуха. Через опыт дети узнают, что для горения нужен кислород, выявят различные способы тушения пожара. «Изменение объёма воздуха при охлаждении и нагревании».
«Большие – маленькие»
Цель: дети узнают, что воздух при охлаждении сужается, а при нагревании расширяется.
4 «Атмосферное давление». «Сухим из воды»
Цель: дети узнают о существовании атмосферного давления. «Занимает ли воздух место».
Цель: доказать, что воздух, как и любой другой предмет, занимает место в окружающем пространстве
ноябрь 1 «Нормы поведения с огнём». «Горячо, холодно»
Цель: через опыт дети выяснят зависимость температуры огня от его близости, о свойствах огня, правилах поведения с огнём. Д/и «Найди пару»
Цель: развивать умение находить между совершенно неподходящими предметами общий признак; упражнять в умение логически мыслить
2 «Волшебные превращения»
Цель: дети выявят зависимость состояния веществ от изменения температуры. Эксперимент «Три состояния»
Цель: выявить изменения агрегатных состояний веществ под воздействием температуры (твёрдые,жидкие,газообразные)
3 Теплопроводность материалов». «Не обожгись!»
Цель: дети установят, что предметы, сделанные из разных материалов, нагреваются по-разному Теплопроводность». «Как не обжечься»
Цель: в ходе опыта выявить материалы, которые нагреваются быстрее.
4 «Откуда берётся чистый кислород»
Цель: закрепить знания детей о пользе деревьев, цветов в помещении. Наблюдение за воздухом
Цель: закрепить представления о том, что людям необходим чистый, свежий воздух, попробовать ощутить отличия комнатного и свежего воздуха.
декабрь 1 «Разнообразие тканей»
Цель: познакомить детей с качествами и свойствами различных тканей; учить сравнивать качества и свойства разных материалов между собой, делать выводы; воспитывать аккуратность при работе с водой Опыт «Ткань и бумага»
Цель: на примере опыта закрепить свойства тканей в сравнении с бумагой; развивать познавательный интерес; желание к проведению опытов и экспериментов.
2 «Такая разная пластмасса»
Цель: Познакомить детей со свойствами пластмассы; развивать навыки проведения опытов, умение проводить сравнительный анализ. Опыт «Пластмассовые предметы на улице».
Цель: закрепить знания детей о пластмассе; как влияет температура воздуха на свойства пластмассы.
3 «Легкий и прочный алюминий»
Цель: познакомить детей с открытием металла; развивать познавательный интерес к изучению окружающего мира
Опыт «Металлические предметы на улице».
Цель: закрепить знания детей о металлах; как влияет температура воздуха на свойства железа.
4 «Тайна получения железа»
Цель: познакомить детей со способами получения железа; определить свойства металлов; находить в окружение металлические предметы; познакомить со свойствами металлов в сравнении с деревом, пластмассой. Опыт
«Стекло и пластмасса»
Цель: путём сравнения закрепить свойства стекла и пластмассы; выявить общие свойства; умения устанавливать причинно-следственные связи между назначением предмета, его качеством и свойством.
январь 1 «Резина и её свойства»
Цель: познакомить детей со свойствами резины; уточнить представления детей об использовании резины человеком; Учить формулировать выводы и делать маленькие «открытия» при постановке эксперимента. Опыт
«Узнай о себе шарик»
Цель: закрепить свойства резина на примере опыта; научить устанавливать связи между материалом и способом его употребления.
2 Опыты «Тянем - потянем»
Цель: расширять знания детей о свойствах кожи; познакомить с видами кожи; закрепить названия предметов одежды из кожи. Д/и
«Предметы и вещи»
Цель: закрепить знания детей о предметах, сделанных из различных материалов.
3 Откуда же берётся соль, которую покупают в магазине?»
Цель: познакомить детей со способами и местами добычи соли. Опыт с солью
Цель: формировать представления детей о соли и её свойства.
4 «Соль и её свойства»
Цель: Систематизировать представления детей о соли и ее свойствах; развивать интерес к окружающему, открывая новое в знакомом; формировать умения детей наблюдать, комментировать, прогнозировать результаты опытов. «Для чего на дорогах посыпают снег солью»
Цель: объяснить детям и показать на примере опыта действие соли; расширять знания об окружающем мире; развивать мышление; умение делать выводы.
февраль 1 Опыт «Солёный иней»
Цель: показать детям, как можно получить искусственный иней; предложить самим сделать белоснежные веточки; развивать интерес к исследовательской деятельности. «Как получают сахар»
Цель: познакомить детей с процессом получения сахарного песка; развивать интерес к познанию нового; познакомить с необходимостью употребления сахара в пищу.
2 Опыт со снегом
«Чистый ли белый снег?»
Цель: закрепить знания детей о загрязнение снега и воды Опыт с водой
Цель: познакомить детей с процессом очистки воды разными способами.
3 «Как зависит замерзание жидкости от её плотности».
Цель: в ходе опыта дети выявят различия в процессе замерзания различных жидкостей. «Что изменилось?
Цель: дети познакомятся с понятием «объём», выяснят причины изменении объёма жидкости при замерзании.
4 «Защитные свойства снега»
Цель: в ходе опыта дети выявят свойства снега, льда. Определят замерзание воды на разной глубине «Распространение звука»
Цель: дети узнают об особенностях передачи звука через твёрдые и жидкие тела.
март 1 «Магниты».
Цель: Дать детям первоначальное представление о магнитах, о том, что он может делать. «Магнит и его свойства».
Цель: закрепить представление детей о магнитах и его свойствах.
2 «Вокруг твоего магнита».
Цель: познакомить с силами, действующими вокруг магнита. Дать представление о магнитном поле Земли. «Сила притяжения».
Цель: познакомить с силой притяжения магнитов и ее использованием.
3 «Компас»
Цель: познакомить с устройством, работой компаса и его функциями. «Игры с магнитами»
Цель: Научить детей делать игрушку из магнитов.
4 «Притягивание через предметы»
Цель: выяснить, через какие препятствия может действовать магнит. Изготовить с детьми игру с использованием магнитов. «Как человек использует магниты»
Цель: познакомить с различными сторонами приме-нения магнитов человеком.
апрель 1 «Свет повсюду»
Цель: дать представление о свете и его свойствах: движение, проходит сквозь предметы. «Свет путешествует»
Цель: дать представление о движении света.
2 Что такое зеркало?
Цель: дать представление о зеркалах и их свойствах отражать предметы. «Электричество»
Цель: познакомить детей с понятием «электричество»
3 «Планета Земля. Смена времен года, дня и ночи»
Цель: познакомить с нашей планетой. Показать, как происходит смена дня и ночи, времен года. «Далеко-близко»
Цель: познакомить с тем, как удаленность от Солнца влияет на температуру воздуха.
4 «Тайна стекла»
Цель: продолжать знакомить с предмета ми из разных материалов, со стеклом, его происхождением. «Разноцветные огоньки»
Цель: формировать первичные представления из каких цветов состоит солнечный свет.
май 1 «Гроза в природе»
Цель: продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы; формировать представления о грозе; познакомить с правилами поведения во время грозы. Эксперимент «Гром и молния»
Цель: помочь детям понять природные явления: гром и молния; развивать интерес к исследовательской деятельности.
2 «Электричество в природе. Как увидеть молнию»
Цель: выявить, что молния это проявление электричества в природе. Опыт: «Волшебные шары»
Цель: выявить взаимодействие наэлектризованных предметов.
3 «Почему светит лампочка?
Цель: в ходе опыта выявить, что такое электричество, принцип работы электроприборов. «В мире электричества»
Цель: в ходе опыта выяснить, что такое электрический ток, формировать основы безопас-ности при взаимодействии с электричеством.
4 «Как увидеть притяжение?»
Цель: в ходе опыта дети познакомятся с понятиями «притяжение», «вес», установят взаимосвязь земного притяжения и веса предмета. «Волшебные пробки»
Цель: в ходе опыта дети установят, как действует сила притяжения.