Коломыцева Ирина Владимировна
Перспективный план по экологическому воспитанию (средняя группа)
Сентябрь 1,2 неделя- диагностика
3 неделя Познавательно-исследовательская деятельность
Песочные струйки. Чудесные фигурки Знакомство со свойствами песка: сухой песок – сыпучий, влажный песок можно формировать. Опытная деятельность
1. Узнаем, какая вода. Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества.
2.
Что любят растения? Выявить необходимость света в жизни растений.
С. -ролевая игра
Публикация «Перспективный план по экологическому воспитанию (средняя группа)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Планирование. Планы работ
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
«К нам гости придут» (приготовление угощений из песка и глины) Продемонстрировать свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость; изменение их свойств при взаимодействии с водой.
Опытная деятельность
Делаем дорожки и узоры из песка. Почему не получился пирожок? Ознакомление со свойствами песка (из сухого песка можно выполнить любой узор, из мокрого – нет) Песок сухой – сыпучий, из него нельзя приготовить куличики, а из влажного песка -можно).
Во саду ли, в огороде Дидактические игры: «Чего не стало», «Узнай по описанию»
Сбор семян бархатцев Рассмотреть осенние цветы на клумбе (астры, бархатцы).
Учить различать стебель, листья, цветок.
Беседа
«Что нам осень принесла»
Внесение астры или бархатцев с участка в группу.
Закреплять представления детей об овощах и фруктах; Учить их классифицировать, правильно называть и различать;
Знать их место произрастания;
Проектная деятельность
«Зелёная аптека»
Д. и. «Кто принесёт нужное растение»
Учить детей засушивать растения Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой и подорожником;
«В хороводе деревьев»
П. игра «Беги к дереву, которое назову»
Собрать листья для гербария с берёзы, осины Определять взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение);
Развивать сенсорные чувства, речь, внимание.
Накапливать впечатления о деревьях;
5 Решение проблемных ситуаций с применением знаков
«Идем на экскурсию (пешая экскурсия)»
Сбор камешков для детского творчества
Дать знания о правилах безопасности во время пеших экскурсий в лес, учить
подчиняться требованиям безопасности.
Октябрь
1 неделя Рассматривание
Семена растений
У кого какие детки.
Д. и. «Разложи по коробочкам» Выделить общее в строении семян (наличие ядрышка).
Побудить к называнию частей строения семян: ядрышко, оболочка.
Разложить собранные семена по коробочкам для хранения
День защиты животных: Формирование знаний детей о животных.
Опытная деятельность
1.Почему песок хорошо сыплется? Игры с песком по замыслу Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.
2. Где вода? Выявить, что песок и глина по разному впитывают воду.
Собрать песок после игры
Занятие
Гуляем по лугу
(беседа о травянистых растениях (ромашка, трава)
Д. и. «Назови растение» Сбор растений для гербария Способствовать формированию представлений о травянистых растениях, о связи потребностей растений с условиями; воспитанию интереса к растениям, желанию узнавать, как они себя чувствуют, как влияют на них сезонные изменения, и заботиться о них; прививать желание заботиться о растениях.
Наблюдение
за насекомыми на участке детского сада Д. и. «Угадай по описанию» Расширять представление детей о насекомых – бабочка, муравей, Способствовать формированию общих представлений о насекомых (тело состоит из трех основных частей – голова, брюшко, имеют шесть ног)
2 неделя Занятие
«Куда исчезают насекомые?»
Загадки о насекомых
развитию представлений о приспосабливаемости насекомых к сезонным изменениям;
Продолжаем собирать коллекцию камешков
«Осторожно: грибы и растения на участке д/с»
Д. и. «Назови гриб»
Собрать съедобные грибы (работа в перчатках) для белочки повесить на ветки. Познакомить с растениями нашего участка. Научить различать ядовитые растения, дать знания о том, что ядами этих растений человек может отравиться.
Беседа: «Здравствуй, осень золотая». Сбор осенних листьев для составления гирлянды
П. и. с гирляндами из листьев Расширять представление детей о природе, учить узнавать и называть виды растений. Учить замечать изменения в природе.
Занятие Дары природы
(сравнительный рассказ об овощах и фруктах) Д. и. «Где, что растёт» Просмотр презентации «Осенние работы на огороде»
Способствовать расширению представлений детей об овощах и фруктах на основе сенсорного обследования; развитию представления о среде обитания: сад – огород;
«Парад овощей и фруктов» Создать у детей и родителей эмоционально-положительное, настроение, закрепить знания детей об овощах и фруктах через различные виды музыкальной деятельности, в форме увлекательных соревнований. П
3 неделя Рассматривание
листьев, коры, плодов деревьев Отгадывание загадок Игра "Дорисуй листочек", Способствовать расширению представлений детей о деревьях.
Фестиваль-карнавал «Грибы, ягоды, овощи и фрукты –полезные продукты».
Экскурсия В берёзовую рощу «Лес и его значение в жизни человека» Д. и. Детки на ветке"
"Какая сегодня погода" Сбор шишек для детского творчества
Занятие
«Как звери готовятся к зиме» Дидактическая игра «Кто, где живёт?»
Заготовка семян растений для корма птиц
Рассматривание
«Какие бывают сосновые шишки?»
Собрать шишки на участке Выяснить, что шишки у сосны бывают мужскими и женскими; женские шишки с семенами, а мужские с жёлтой пыльцою, о том какие шишки остаются на сосне, а какие опадают.
Сочинение сказки
Выбор сюжета для сказки Нарисовать придуманную сюжет Составление экологических сказок сочиненных детьми
Посредством экологических сказок прививать детям экологическую культуру поведения; формировать систему элементарных экологических научных знаний, доступных пониманию ребенка.
Ноябрь
1неделя Образовательная ситуация
«Что растет в лесу?»
Чтение стихов, рассказов про лес
Дать детям первоначальные знания о лесе: в лесу растет много
разных деревьев, кустарников, растут ягоды и грибы. В лесу всегда
тень и прохладно, осенью листва на деревьях желтеет и краснеет,
поэтому лес становится красивым, в нем пахнет грибами.
Познакомить с произведениями искусства – картинами и
репродукциями на тему осеннего леса; учить замечать красоту
картин, рассказать, что картины пишут художники.
Наблюдение
«Как узнать ель?»
Д. и. «Назови знакомое дерево»
Наблюдение
«Как узнать сосну?»
Д. и. «Скажи различия ели и сосны»
Собрать опавшие иголки сосны
Занятие
Деревья и кустарники на участке детского сада
И г р а - и м и т а ц и я «Мы – листики осенние». Собрать листочки для детского творчества
Способствовать формированию представлений детей о деревьях и кустарниках, сезонных изменениях;
Образовательная
Ситуация
«Воздух»
Опыт с растениями (как воздух в почве влияет на рост и развитие растения)
2 неделя Опытная деятельность
1.Поиск воздуха -Что в пакете? Рассказ о значении чистого воздуха на жизнь людей Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, легкий
2.Обнаружить воздух. Выдувание мыльных
пузырей. Ветер Ознакомление со свойствами воздуха (движение, направление).
Наблюдение (самостоятельное) Нарисуй, что видел Закрепить умение видеть и запоминать движения живых существ (поплыла, повернула и поплыла в др. сторону, махнула хвостом) Кормим рыбку под присмотром воспитателя
3 неделя Образовательная ситуация
Вода. Узнаем, какая вода.
Опытная деятельность
1. Работа с водой Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества.
2. Для чего нужна вода Просмотр презентации
Беседа об охране воды Рассказать детям, для чего нужна вода.
Занятие «Волшебница вода»
3. «Вода может изменить свой цвет»
Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть).
4 неделя На бабушкином дворе
Д. и. «Кто как кричит?» Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Д
Образовательная ситуация
«Познакомить с козой и коровой»[/b] Д. и. «кто что ест?»
Чтение стихов про домашних животных
Образовательная ситуация
1.Познакомить детей с овцой и лошадью
Д. и. «Скотный двор» Обыграть ситуацию «как ухаживать за домашними животными»
2.«Кто живет в лесу?» Настольная игра «Дикие животные»
Декабрь
1неделя Образовательная
ситуация
«Путешествие в зимнем
лесу» Рассматривание иллюстраций «Деревья зимой»
Рассказ как люди помогают животным зимой
«Вот и пришли
морозы» Рассматривание экологической тропы
Учимся работать с календарём природы
«Вот и пришли
морозы». Экскурсия, по Экологической тропе.
Продолжаем работу с календарём природы Познакомить с понятиями: хвойные деревья, лиственные деревья;
Беседа
«Вспомним осень»
Д. и. «Что было осенью» Учить детей сравнивать прошлое и настоящие. развивать память, мышление.
экскурсия "Зимушка-зима,Зима снежная была".
Покормить птиц в роще
П. и. на природе Расширить и упорядочить представления детей о признаках
парка в зимний период (земля, покрытая снегом,
растительность исчезла); закрепить понятия: хвойные
деревья, лиственные деревья, их отличия в зимний период.
Воспитывать бережное отношение к природе, чуткость к восприятию зимнего пейзажа.
2 неделя Образовательная ситуация
«В гостях у курочки Рябы»
(знакомство с птичьим
двором) Лото «Домашние животные» Уточнить представления детей о домашней птице: курах, утках,
гусях (как выглядят, какие звуки издают, как передвигаются, чем
питаются, какую приносят пользу, чем отличаются взрослые особи
от детенышей).
Рассказ воспитателя –как люди ухаживают за домашними птицами Занятие
«Знакомство с куриным семейством» Настольно-печатная игра «Домашние птицы»
Домашнее задание : понаблюдать за домашними птицами дома, покормить их под присмотром родителей.
Наблюдение
«Делаем цветные льдинки»
«Как лед превращается в
воду»
Наблюдение за цветными льдинками на солнце. Развешиваем льдинки для украшения площадки Показать детям, что вода прозрачная, бесцветная, сквозь нее видны предметы, что вода может быть разноцветной, красивой, если в нее
добавить краску, что из воды можно делать украшения на елку, что
вода легко проливается, но и легко впитывается.
Показать детям, что в тепле лед тает и превращается в воду, цветной лед становится цветной водой.
Образовательная ситуация «Путешествие, в зимнем лесу»
Экскурсия в берёзовую рощу. Развесить угощение для птиц и белочек.
5 Драматизация песни «Два весёлых гуся»
3 неделя «Как готовятся звери к зиме» Дидактическая игра «Кто, где живёт?» Беседа о том, нужно ли помогать животным зимой. Закреплять знания детей о диких животных. Расширять представление об их образе жизни. Познакомить с тем, как звери готовятся к зиме.
Наблюдение
«Поможем нашей елочке». Чтение стихов про елку Подкидывание снега под корни дерева Продолжать наблюдение за ёлочкой зимой, рассказать, как сберечь ее от сильных морозов
Наблюдение
за ветром. Чтение стихотворений Продолжаем сгребать снег под корни деревьев Продолжать совершенствовать навыки в определении наличия и направления ветра.
Наблюдение за деревьями. «Растения зимой» Рассмотреть иллюстрацию зимнего пейзажа. Беседа «Для чего растениям снег» Углублять знания детей о сезонных изменениях в природе, зависимость изменений в живой природе от изменений в неживой природе. Развивать познавательную активность детей.
"Ёлочка –красавица» Рассмотреть шишки (внести в познавательно – исследовательский уголок) Расширять представление детей о сосне, её полезных свойствах. Воспитывать бережное отношение к растениям, стремление заботиться. Дать понятие хвойные деревья.
Работа с календарём
Д. и. «Определи погоду по признакам» Закреплять умение детей правильно определять состояние погоды и отмечать в календаре
работа с календарём природы
Д. и. «Я дежурный» Продолжаем закреплять умение детей правильно определять состояние погоды и отмечать в календаре
Занятие «Глина и земля» Совместно с детьми посадить в землю цветок (комнатное растение). Наблюдение за ним Познакомить детей с природными материалами -земля, глина. Учить сравнивать землю и глину.
1. Рассказ о свойствах земли и глины. Как используются эти природные материалы.
2. Рассмотреть землю и глину. Чем они отличаются.
Новогодний праздник
Январь
2 неделя «Зимние забавы со Снеговиком» развлечение на свежем воздухе в зимний период.
Укрепление здоровья детей, совершенствование физических качеств.
- обогащать и совершенствовать двигательный опыт детей;
- развивать ловкость, координацию движений, внимание;
- воспитывать командный дух, интерес к играм – забавам на свежем воздухе.
Лесные жители Рассказ
Лесовичка о лесе
-Рассматривание картины "Звери в зимнем лесу Опыт "Как звери меняют шубку"
Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе;
-Воспитывать любовь и заботу к животным
-Игра- имитация "Звериная зарядка"
Диафильм "Зайцы", "Зима в лесу"
Игровое упражнение "Придумай ласковые слова
3 неделя Занятие «Зимние явления в неживой природе» Наблюдения на прогулке, работа с календарём природы Уточнить и закрепить знания детей о зимних явлениях в неживой природе. Развивать способность анализировать и обобщать,
1. Дать определение понятию – зимние явления
2. Беседа «Если на улице сильный мороз».
Наблюдение
«Какие птицы прилетают на участок? Как птицы
кормятся на кормушке?» Учить распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам. Показать сезонные изменения в жизни птиц.
1. Рассмотреть иллюстрации «Зимующие птицы»
2. Рассказ о жизни птиц зимой
Наблюдение
«Птичьи следы на снегу»
Развивать у детей интерес, умения определять птиц по их следам. читать по следам события уточнить представление о том,что следы остаются на свежевыпавшем снегу, так как он мягкий, пушистый, рыхлый, а на утоптанном снегу следов не видно.
Образовательная ситуация
«Кому нужна вода?» Уточнить представление детей о том, что вода нужна всем живым существам, без неё не могут жить ни растения, ни животные, ни человек.
Занятие «Вода вокруг нас»
1. Просмотр слайдов
«Вода в окружающей среде.
2. Рассказ о значении воды в нашей жизни, о необходимости бережного
отношения к. ней Формировать представление детей о значении воды в нашей жизни, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Воспитывать бережное отношение к воде
Полив цветов
4 неделя Наблюдения
«Морозные узоры» Сформировать представления о том, что вода бывает разной. Развивать познавательный интерес Наблюдение за морозными узорами на стекле. Что будет, если дотронуться ладошкой до окон с узорами? Чтение стихотворения «Ледяные цветы» Ю. Марцинкявичус
Наблюдения «Снег»
1. Наблюдение за свойствами снега
2. Беседа о защитных свойствах снега. Сгребаем снег для построек Формировать представление детей о свойствах снега, от чего они меняются. Вспомнить о защитных свойствах снега.
Образовательная деятельность
«Воздух»
1. Познакомить детей с воздухом и его свойствами,
способами его обнаружения.
2. Рассказ «Значение воздуха в жизни всего живого
Игра – эксперимент «Дуем – играем» Формировать знания о свойствах воздуха и способами его обнаружения. Уточнить значение воздуха в жизни человека и других живых организмов. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
Формировать навыки проведения опытов, способность сравнивать, делать выводы. Воспитывать бережное отношение к окр. среде.
«Как рождается ветер»
Видеофильмы «Что такое воздух?», «Как рождается ветер?» Наблюдение за ветром (использование вертушек) Конструирование «вертушек» Дать представление о движении воздуха (ветре). Показать детям роль ветра в природе и жизни человека. Закреплять знания детей о воздухе. Развивать познавательную активность
Работа с календарём природы
Февраль
1неделя Занятие
вода Байкала «Байкал – богатое озеро», рассказ воспитателя с рассматриванием фотографий «Байкал – гордость нашего края». Рисование «Красота байкальской воды». Познакомить с озером Байкал, его обитателями, дать некоторые исторические знания о Байкале; расширять словарный запас; воспитывать бережное отношение к природному наследию Сибири
Беседа: «Ангара – дочь Байкала»; Путешествие по географической карте Иркутской области: «Найди и покажи озеро Байкал и реку Ангара».
Конструирование из бумаги:«Корабли на Ангаре» Познакомить детей с легендой о дочери Байкала. Упражнять в умении внимательно слушать и запоминать. развивать интерес к истории родного края
Беседа «Байкал - священный дар природы». Просмотр презентации «Священный Байкал» Проектная деятельность: выкладывание из мозаики «Вода Байкала в разные сезоны» Познакомить детей с поговорками и пословицами о воде, Сюжетная игра: «Путешествие по озеру Байкал»; - отгадывание загадок.
2 неделя Занятие «Серебристое богатство» Просмотр презентации по теме
Коллективное творческое дело взрослых и детей по созданию поделок для выставки «Рыбы Байкала» расширять представление детей о многообразии рыбного богатства озера. Обогащать знаниями о сибирских рыбах: омуль, сиг, хариус. Вызывать интерес к среде обитания рыб. Уточнить представления о строении рыб, размножении (икринками) Чтение легенд, стихов о Байкале
Рассматривание картин А. П. Иванов «Братское море»,
Г. Е. Новикова «Рыба и море»
Совместное изготовление плаката
«Защита обитателей озера»
Игра-путешествие «Обитатели озера Байкал».
3 неделя
Образовательная деятельность. «Путешествие по зимнему лесу» Игра –путешествие по сказочному лесу Продолжать знакомить детей с лесом; формировать реалистические представления о жизни лесных растений и животных в зимнее время.
Работа с родителями задание на дом «Прогулка по зимнему лесу» Покормить белок. Полюбоваться красотой зимнего леса; измерить глубину снега; кто и какие следы оставил на снегу.
Беседа «Моя семейная прогулка по зимнему лесу» Д. и. «Расскажи, что увидел».
Чтение произведения Е. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву –р-»
Комплексное занятие «Айболит в гостях у детей» Д. и. «Определи какой воздух» Посадка лука Продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровым, вести здоровый образ жизни, воспитывать сочувствие к болеющим детям.
Март 1 неделя Наблюдение
Звук. Угадай, чей голосок?
Работа с календарём природы Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.
Организованная деятельность «Посещение зоопарка»
Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк» Продолжаем работать с календарём природы Формировать преставление о диких, экзотических животных: льве, тигре, слоне, обезьянах, крокодиле; дать общее сведения о том, где живут, чем питаются; развивать игровые умения.
Наблюдение Сажаем лук Д. и. «Для чего нужен лук?» Развивать внимательность, трудолюбие, желание узнавать новое.
2 неделя
Занятие «Рисуем подарок маме» Д. И. «Кто живёт в зоопарке?» Работа с рисунком Воспитывать у детей желание готовить подарок любимому человеку с радостью дарить его; расширять представление о Е. И. Чарушине учить обводить контур трафарета, закрашивать красками методом тычка.
Беседа «Как я дарил подарок маме» Развивать у детей связную речь, память, умение выражать свои мысли
Занятие «Где обедал воробей?» Познакомить детей с произведением С. Маршака; уточнить и расширить представление о животных зоопарка; развивать игровые умения.
Наблюдения за погодой Отметить изменения в погоде. Уточнить какой месяц и время года.
3 неделя Наблюдение «Белочка» Уточнить представление детей о белочке, учить выделять части тела, называть их признаки, воспитывать чувство симпатии к зверьку; желание кормить его, наблюдать за ним.
Уголок природы: наблюдение за ростом лука Учить видеть изменения в росте растения, связывать их с окружающей средой (тепло, полит, солнечно)
Наблюдение за погодой и её изменениями.
Работа с календарём погоды. Упражнять детей наблюдать и определять состояние погоды, отмечать её.
Наблюдение : «Чем питается белочка?» Уточнить разнообразие корма, который ест лесной зверёк.
Наблюдение : «Угощаем белку овощами» Дать детям представление о том, что любить животное означает заботиться о неё, подкармливать
4 неделя Занятие «Советы доктора Айболита» Продолжать воспитывать у детей потребность бережно относится к своему здоровью; формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезна богатая витаминами пища, (зелёный лук, солнце, что растения живые и могут расти если создать условия.
В гостях у Веснянки
-Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей. Резина и пластмасса Познакомить с новым материалом (резина и пластмасса).
-Учить детей определять признаки и свойства материалов.
-Способствовать определению материала, из которого сделан предмет.
Наблюдение за погодой и её изменениями.
Работа с календарём погоды. Упражнять детей наблюдать и определять состояние погоды, отмечать её.
Береги живое!
Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных;
-Вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе.
-Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей.
Апрель
1 неделя Весна
Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца.
-Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям
Беседа о зимующих и перелётных птицах
-Отгадывание загадок
-Рассматривание иллюстраций с изображением птиц
-Наблюдения за птицами на участке
-Дидактические игры:
"Кто, где живёт",
"Нарисуй птицам дорожку в сказку" Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач);
- Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании; -Воспитывать сочувствие, сопереживание к "братьям нашим меньшим"
Уголок природы: наблюдение за ростом лука закрепить Учить видеть изменения в росте растения, связывать их с окружающей средой (тепло, полит, солнечно)
Наблюдение за погодой и её изменениями.
Работа с календарём погоды. Продолжаю упражнять детей наблюдать и определять состояние погоды, отмечать её.
2 неделя Задание на дом Наблюдение: за кошкой и собакой
Рассказы из личного опыта Упражнять детей в рассказывании наблюдений которые они провели дома. Помочь выразить свои мысли, эмоции и чувства
Наблюдение «Одуванчики» Учить детей находить и узнавать растение. Радоваться первому цветку, определят его особенности.
Наблюдение: «В каких местах растёт одуванчик» Обратить внимание детей на то, что перые весенние цветы появляются на солнечной стороне, где снег уже растаял и земля прогрелась.
Комплексное занятие : «Починка деревянных предметов» Уточнить представление детей о деревьях растущих на участке. Дать представление о том, что деревья служат материалом для появления различных деревянных предметов.
3 неделя Недельный цикл наблюдений за сезонными явлениями природы Формировать умение замечать сезонные изменения в природе находить картинки с их изображением. Развивать наблюдательность. Расширять представление о весенних растениях.
Акция : «Украсим землю цветами» Развитие практических умений по выращиванию растений.
Досуг «День Земли» Приобщать детей к праздничной культуре
4,1,2 неделя Мониторинг
Май
3 неделя Наблюдение за одуванчиком Развивать у детей наблюдательность, способность замечать изменения.
Занятие Весна в лесу Расширять представление о лесе, жизни его обитателей весной.
Чтение рассказа Е,И. Чарушина «Про зайчат» Расширять представление о писателе.
Продолжаем наблюдать за одуванчиками Развиваем интерес к природе, закреплять умение видеть изменения в природе.
Комплексное занятие «Рисуем животное»- создаём книгу по мотивам рассказа Е. И. Чарушина Развитие интереса к природе, умение творчески передавать свои впечатления о ней. Расширение представления о творчестве Е. И. Чарушина
4 неделя Недельный цикл наблюдений за сезонными явлениями природы Формировать умение замечать сезонные изменения в природе находить картинки с их изображением. Развивать наблюдательность. Расширять представление о весенних растениях.