Марина Мешалкина
Перспективный план по развитию речи в старшей группе за 2 полугодие
▼ Скачать + Заказать документы
ЯНВАРЬ
Занятие №1
ТЕМА: Беседа по теме «Одежда. Профессии людей, работающих в ателье.»
ЦЕЛЬ: Формировать обобщающие понятия — одежда. Активизировать словарь по теме. Формировать грамматический строй речи. Учить составлять рассказ-описание об одежде по схеме.
Занятие №2
ТЕМА: Пересказ рассказа Н. Носова «Заплатка»
ЦЕЛЬ: Учить пересказывать текст, правильно передавать содержание, диалоги, учить выразительно пересказывать текст.
Занятие №3
ТЕМА: Составление описательных рассказов по теме «Обувь»
Публикация «Перспективный план по развитию речи в старшей группе за 2 полугодие» размещена в разделах
ЦЕЛЬ: Формировать обобщающие понятия —обувь. Активизировать словарь по теме. Формировать грамматический строй речи. Учить составлять рассказ-описание об обуви по схеме.
Занятие №4
ТЕМА: Игровые упражнения на расширение словаря по теме «Обувь. Одежда»
ЦЕЛЬ: Упражнять в образовании относительных прилагательных с существительным в роде, числе, падеже; образовании существительных в форме именительного и родительного падежей множественного числа.
ФЕВРАЛЬ
Занятие № 1
ТЕМА: Зима. Зимние виды спорта
ЦЕЛЬ: Расширять представление о зимних видах спорта. Активизировать и обогащать словарь детей по данной теме. закреплять умение составлять распространённые предложения, образовывать однокоренные слова, подбирать слова-синонимы.
Занятие № 2
ТЕМА: Пересказ сказки «Заячья дорожка»
ЦЕЛЬ: Активизировать использование в речи сложных предложений, обращать внимание на использование в тексте имен прилагательных в краткой форме. Активизировать употребление в речи синонимов и антонимов.
Занятие № 3
ТЕМА: «Огонь – друг или враг?»
ЦЕЛЬ: Развивать творческое воображение, речь и память детей. Развитие словаря : словообразование; активизация глагольных форм объяснение значений многозначного слова «огненный». Звуковая культура речи : закрепление произношения и дифференциация звуков «ш» и «с».
Занятие № 4
ТЕМА: Творческое рассказывание «Почемучки»
ЦЕЛЬ: Закреплять умение составлять вопросительные предложения, самостоятельно пользоваться словами-вопросами: «почему?», «отчего?», «когда?», «сколько?». Ознакомить со способами словообразования. Учить различать на слух и дифференцировать звуки [г, г’], [к, к’].
Занятие №5
ТЕМА: Пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра2
ЦЕЛЬ: Учить передавать литературный текст, рассказывающий о высоких гражданских чувствах
Занятие № 6
ТЕМА: «Защитники нашей Родины»
ЦЕЛЬ: 1. Закрепить представления детей о том, кто такие защитники Отечества.
2. Воспитывать у детей чувство гордости и уважение к защитникам Отечества.
3. Развивать связную речь детей.
Занятие № 7
ТЕМА: «Транспорт»
ЦЕЛЬ: Уточнять и закреплять знания детей о транспорте. О профессиях людей, которые работают на транспорте. Упражнять в согласованиях существительных с глаголами, прилагательными, в образовании сложных слов, употреблении в речи предлогов, антонимов.
МАРТ
Занятие № 1
ТЕМА: Рассказывание по картинке «Подарки маме к 8-му марту» и на основе личного опыта.
ЦЕЛЬ: Учить придумывать начало и конец к сюжету изображенному на картинке.
Активизировать употребление в речи названий профессий, связанных с ними действий.
Занятие № 2
ТЕМА: Составление описательных рассказов по картинам «Первые цветы»
ЦЕЛЬ: Формировать умение придумывать рассказ на заданную тему. Упражнять в подборе определений, сравнений, синонимов, антонимов.
Занятие № 3
ТЕМА: «Бабушка Федора в гостях у детей» (По лексической теме «Посуда»)
ЦЕЛЬ: активизировать словарь по теме, расширять словарь прилагательных по теме;
развивать навык словообразования;
вводить в активный словарь детей слова: сервиз, сервировать, фарфоровый.
закреплять знания о различных видах посуды
Занятие № 4
ТЕМА: Составление рассказа по сюжетным картинкам «Накрываем на стол»
ЦЕЛЬ: Совершенствование грамматического строя речи через упражнения в образование имен существительных во множественном числе в именительном падеже, единственного и множественного числа глаголов настоящего времени, слоговой структуры слов, согласования числительного с существительным.
Занятие № 5
ТЕМА: «Удивительные вещи»
ЦЕЛЬ: закрепить знание названий мебели, её отдельных частей и обобщающее слово «мебель»; расширить знания о назначении мебели, о различных её видах; учить пониманию предлогов в сочетании с названиями мебели; развивать логическое мышление; слуховое внимание и координацию движений;учить согласовывать числительные от одного до пяти с существительными.
Занятие № 6
ТЕМА: «Ярмарка мебели и посуды» (Составление рассказов по схеме)
ЦЕЛЬ: Совершенствовать умение кратко и точно отвечать на вопросы, грамматически правильно строить предложения, замечать смешное;
Активизировать словарь по теме «мебель» и «посуда»;
Упражнять в составлении рассказов по алгоритмической схеме;
Развивать фонематический слух.
Занятие №7
ТЕМА:»Дом, в котором я живу»
ЦЕЛЬ: познакомить детей с разными типами домов и частями дома; дать представление о строительных профессиях; пополнить знания о конструкциях домов. Продолжать учить детей составлять творческие рассказы, сложные распространенные предложения.
АПРЕЛЬ
Занятие № 1
ТЕМА: Составление рассказа по схеме о комнатном растении
ЦЕЛЬ: Учить детей составлять рассказ о комнатном растении при помощи схемы, используя распространенные сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. закрепить умения в словообразовании (светолюбивые-теневыносливые, влаголюбивые - засухоустойчевые) Продолжать отрабатывать в речи предлоги : на, с, за, из-за, над, под, из-под.
Занятие № 2
ТЕМА: «Путешествие в страну цветов»
ЦЕЛЬ: Активизировать, расширять словарь (в том числе с помощью загадок);
Развивать умение подбирать к предмету как можно больше признаков;
Развивать умение согласовывать существительное с прилагательными в роде, числе и падеже;
Закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных;
Развивать умение составлять короткие описательные рассказы о предмете по картинкам;
Занятие № 3
ТЕМА: Рассказывание по картинке «В открытом космосе»
ЦЕЛЬ: Учить придумывать начало и конец к сюжету изображенному на картинке. Активизировать употребление в речи название профессий, связанных с ними действий. Учить различать на слух. Учить дифференцировать в произношении звуки (с,с’)
Занятие № 4
ТЕМА: «Путешествие в космос»
ЦЕЛЬ: Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса. Продолжать развивать речь, как средство общения в повседневной жизни в играх.
Осуществлять словарную работу, расширяя и уточняя знания детей об окружающем. Обогащать речевой словарь. Упражнять детей в подборе прилагательных к существительному. Помогать, детям употреблять слова активно, правильно, в точном соответствии со смыслом. Закреплять правильное отчетливое произношение звуков «с», «ш», «р».
Воспитывать усидчивость, внимание, любовь к окружающему миру
Занятие № 5
ТЕМА: рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции А. Саврасова «Грачи прилетели»
ЦЕЛЬ: Развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы
Учить составлять описательные рассказы о пейзажах, обогащать словарный запас определениями, глаголами, синонимами. Формировать умение понимать и подбирать образные выражения.
Занятие № 6
ТЕМА: «Весна идет»
ЦЕЛЬ: 1. Уточнить и расширить словарь по теме «Весна».
2. Совершенствовать грамматический строй речи.
3. Совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление предложений по картинкам).
4. Совершенствовать умение делить слова на слоги.
5. Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление.
7. Развивать общую моторику.
8. Воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.
Занятие №7
ТЕМА: «Сравнение веток деревьев и кустарников»
ЦЕЛЬ: Уточнить знания детей о знакомых деревьях
и кустарниках. Учить рассматривать и сравнивать ветки, составлять загадки
описания, узнавать ветки деревьев по плодам. Закрепить знания о лечебных качествах этих растений. Воспитывать бережное отношение к деревьям и кустарникам. Развивать речь детей : учить описывать ветки по характерным признакам (расположению почек, окраске коры, толщине, связно рассказывать об изменениях, которые произошли
с ветками в тепле.
Занятие № 8
ТЕМА: Пересказ рассказа «Елочка»
ЦЕЛЬ: Закреплять умение пересказывать небольшой по объёму текст с опорой на картинно-графический план.
Формировать активный зрительный и слуховой контроль за составлением пересказа с помощью иллюстративного материала, размещенного на фланелеграфе.
Упражнять детей в образовании относительных прилагательных, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Учить думать, размышлять, рассуждать на заданную тему, Оборудование: картинно-графический план рассказа, изображение листьев разных деревьев.
МАЙ
Занятие № 1
ТЕМА: «Юный пешеход»
ЦЕЛЬ: Расширять знания детей об улице, дороге, перекрестке. Знакомить с понятием: «пешеход», «наземный (подземный) переход».
Учить детей различать элементы дороги: разделительная полоса, пешеходный переход, полоса движения, остановка общественного транспорта. Расширять словарный запас по теме. Учить подбирать антонимы, синонимы.
Учить выполнять требования сигналов светофора: красный, зеленый,желтый.
Занятие № 2
ТЕМА: «Веселые загадки по ПДД»
ЦЕЛЬ: Продолжать учить отличать загадки от других произведений малых фольклорных форм, учить осмысливать загадки, закреплять умение подбирать антонимы и синонимы к словам.
Занятие № 3
ТЕМА: «Рассказ-беседа о Дне Победе» (Пересказ рассказа)
ЦЕЛЬ: Закреплять знания о том, как защищали свою Родину русские люди в годы войны. Учить пересказывать от третьего лица.
Упражнять в согласовании имен существительных и прилагательных. Расширять словарь.
Занятие № 4
ТЕМА: Обучение рассказыванию «День Победы»
ЦЕЛЬ: рассказать детям о том, какой праздник отмечают в нашей стране 9 мая;
рассказать о героях Великой Отечественной войны;
рассмотреть иллюстрации;
учить детей пересказу.
Занятие № 5
ТЕМА: «Мои любимые книги. История создания книги.»
ЦЕЛЬ: Расширить знания детей об истории создания книги. Продолжать развивать у детей способность к устной связной речи. Активизировать познавательную деятельность. Воспитывать бережное отношение к книгам. Приобщать детей к развитию художественного восприятия и эстетического вкуса. Расширять словарь по теме. Учить отвечать на вопросы полным предложением.
Занятие № 6
ТЕМА: «В гостях у писателя Маршака»
ЦЕЛЬ: Обобщить знания детей о писателе, его произведениях.
Продолжать учить детей заучивать наизусть стихотворения, отгадывать загадки.
Развивать артистические способности детей.
Воспитывать интерес к литературе, желание знакомиться с творчеством Маршака.
Занятие №7
ТЕМА: «Весенние цветы»
ЦЕЛЬ: Расширять словарь детей через речевые игры.
Развитие связной речи : развивать умение детей составлять рассказы-описания о цветах.
Воспитание звуковой культуры речи : развивать умение детей выделять звуки в начале, середине и конце слова.
Учить подбирать подходящие по смыслу определения