Воронина Татьяна
Перспективное планирование в образовательной области «Познание»
▼ Скачать + Заказать документы
Познание : формирование целостной картины мира/ конструктивно поисковая деятельность.
Сентябрь.
Период Тема занятия Программные задачи Методическая литература
2.09-9.09 «Детский сад наш так хорош – лучше сада не найдешь» Уточнить знания детей о детском саде. (Большое красивое здание, в котором много уютных групп, музыкальный и физкультурный залы; просторная кухня, медицинский кабинет. Детский сад напоминает большую семью, где все заботятся друг о друге.) Расширять знания о людях разных профессий, работающих в детском саду. О. В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром. В средней группе детского сада» стр. 17.
Публикация «Перспективное планирование в образовательной области „Познание“» размещена в разделах
10.09-16.09 К. «Вкусные цветы на тарелке-«клумбе»» Показать способ преобразования овощных срезов в цветы способом круговой высечки с помощью пластикового или столового ножа. Сделать перенос умения, освоенного в аппликации с помощью ножниц, в другой материал (овощи) с помощью ножа (стеки). Вызвать интерес к кулинарному искусству. Развивать координацию в системе «глаз-рука», ловкость, аккуратность. Воспитывать художественный вкус в процессе сервировки стола. И. А. Лыкова «Художественный труд в детском саду. Средняя группа» стр. 26.
17.09-23.09 «Что нам осень принесла» Расширять представления детей об овощах и фруктах. Закрепить знания о сезонных изменениях в природе. Дать представления о пользе природных витаминов. О. А. Соломенникова «Занятие по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада» стр. 8.
24.09-30.09 К. «Осенние картины из листьев и лепестков» Учить создавать сюжетные картины из осенних листьев и цветочных лепестков. Дать начальное представление о художественной технике «колажирование». Содействовать развитию ассоциативного восприятия, способности «читать» форму и наделять ее разными смыслами. Развивать чувство цвета, формы, гармонии, художественный вкус. И. А. Лыкова «Художественный труд в детском саду. Средняя группа» стр. 34.
Октябрь
Период Тема занятия Программные задачи Методическая литература
1.10-7.10 Мониторинг. «Флажки такие разные» Выявить уровень владения детьми трудовыми умениями: складывать бумагу, резать ножницами по сгибу, на «глаз», по условию, оформлять по своему замыслу, нанизывать на шнурок, участвовать в коллективной работе – создавать гирлянду флажков, находить применение в группе и на участке детского сада, оценивать личный и общий результат. И. А. Лыкова «Художественный труд в детском саду. Средняя группа» стр. 22.
8.10-10.10 «Моя семья» Ввести понятие «семья». Дать первоначальное представление о родственных отношениях в семье: каждый ребенок одновременно сын (дочь, внук (внучка, брат (сестра); мама и папа – дочь и сын, бабушки и дедушки. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи. О. В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром. В средней группе детского сада» стр. 9.
15.10-21.10 «Замечательный врач» Формировать понятия о значимости труда врача и медсестры, их деловых и личностных качествах. Развивать эмоциональное доброжелательное отношение к ним. О. В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром. В средней группе детского сада» стр. 24.
22.10-28.10 К. «Мебель для куклы Ани» Учить видеть возможности преобразования предметов; изменять их, используя дополнительные детали; получать результат. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» стр. 53.
29.10-4.11
«Поможем Незнайке вылепить посуду» Расширять представления детей о свойствах природных материалов. Учить сравнивать свойства песка и глины. Формировать представления о том, что из глины можно лепить игрушки и посуду. Закреплять умения детей лепить из глины. О. А. Соломенникова «Занятие по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада» стр. 42.
Ноябрь
Период Тема занятия Программные задачи Методическая литература
5.11-11.11 «Моя станица» Продолжать закреплять название родной станицы, знакомить с ее достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за свою станицу. О. В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром. В средней группе детского сада» стр. 35.
12.11-18.11 К. Инсталляция «Чудо-дерево» (тестопластика по замыслу и конструирование по условию) Вызвать интерес к созданию коллективной композиции по мотивам литературного произведения. Расширить опыт работы с тестом. Создать условия для экспериментирования (отпечатки на тесте, декорирование мелкими предметами). Формировать навыки сотрудничества при создании коллективной композиции: договариваться, обсуждать замыслы, размещать свои изделия на общей композиционной основе. И. А. Лыкова «Художественный труд в детском саду. Средняя группа» стр. 110.
19.11-25.11 «Скоро зима!» (беседа о жизни диких животных в лесу) Дать детям представления о жизни диких животных зимой. Формировать интерес к окружающей природе. Воспитывать заботливое отношение к животным. О. А. Соломенникова «Занятие по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада» стр. 20.
26.11-2.12 К. «Осенние салфетки для мамочки» (узор в круге) Учить детей создавать узоры из осенних листьев в технике «принт» : наносить краску на листья, стараясь передать их колорит, и ритмично ставить отпечатки, украшая «салфетки» (круглые формы). Пояснить зависимость орнамента от формы основы. Показать и сравнить варианты орнаментальных композиций на круглых салфетках. Развивать чувство цвета, ритма, композиции. И. А. Лыкова «Художественный труд в детском саду. Средняя группа» стр. 32.
Декабрь
Период Тема занятия Программные задачи Методическая литература
3.12-9.12 «Наш любимый плотник» Продолжать знакомить детей с трудом сотрудников детского сада (с трудом плотника). (Профессия плотника в детском саду необходима и значима, плотник ремонтирует сломанную мебель, ремонтирует игровое оборудование на участке.) Воспитывать чувство признательности и уважения к человеку этой профессии, к его труду. О. В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром. В средней группе детского сада» стр. 39.
10.12-16.12 К. «Зверушки в лесу» Упражнять детей в изготовлении плоских и объемных поделок. Научить отрывать кусочек цветной бумаги, скатывать его в комочек и оформлять игрушку, придавая им определенные образы. Оживлять поделки, прорисовывая фломастерами мелкие детали. Л. В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду» стр. 130.
17.12-23.12 «В гости к деду Природоведу» (экологическая тропа зимой.) Расширять представления детей о зимних явлениях в природе. Учить наблюдать за объектами природы в зимний период. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы. О. А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада» стр. 29.
24.12-30.12 Каникулярный период
Январь
Период Тема занятия Программные задачи Методическая литература
8.01-13.01 Каникулярный период.
14.01-20.01 «Изготовление цветных льдинок» (взаимодействие воды и снега) Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды – жидким и твердым. Выявить свойства и качества воды: превращаться в лед (замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой находится, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная). О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» стр. 28.
21.01-27.01 К. «Веселые зверюшки» Упражнять детей в изготовлении плоских и объемных поделок. Научить вырезать различные элементы из цветной бумаги и оформлять игрушку, придавая им определенные образы. Оживлять поделки, прорисовывая фломастерами мелкие детали. Л. В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду» стр. 130.
24.01-3.02 «Зачем утке такие лапки» Найти особенности внешнего вида некоторых животных, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» стр. 25.
Февраль
Период Тема занятия Программные задачи Методическая литература
4.02-10.02 «Мир комнатных растений» Расширять представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении. Учить различать комнатные растения по внешнему виду. О. А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада» стр. 35.
11.02-17.02 К. «Шапочка из бумаги» Учить складывать лист бумаги, совмещая углы и стороны, работать в технике «оригами»; развивать мелкие мышцы рук.
18.02-24.02 «Наша армия» Дать детям представление о воинах, которые охраняют нашу Родину; защищают свой народ, свою Родину; уточнить понятие «защитники Отечества» (у каждого народа, в каждой стране, в том числе и в России, есть армия, Российская армия не раз защищала свой народ от захватчиков). Познакомить с некоторыми военными профессиями (моряки, танкисты, летчики, пограничники). Воспитывать гордость за наших воинов. О. В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром. В средней группе детского сада» стр. 27.
25.02-3.03 «Почему растаяла снегурочка?» Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: сне тает в тепле и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед. О. А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада» стр. 24.
Март
Период Тема занятия Программные задачи Методическая литература
4.03-10.03 К. «Салфетки в подарок маме» Ближе познакомить с лоскутной техникой. Научить создавать композиции из ткани (ткань наклеивают на бумагу и вырезают элементы по разметке на бумаге). Дополнять композиции блестками, бисером, бусинками, нитками и другим материалом, который приклеивается. Л. В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду» стр. 132.
11.03-17.03 «Экологическая тропа весной» Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы. О. А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада» стр. 44.
18.03-24.03 К. «Тряпичная кукла» конструирование из ткани традиционным способом. Научить мастерить тряпичную куклу новым способом, более сложным, чем «пеленашки». Формировать умение самостоятельно создавать игровое пространство. Продолжать знакомить с традициями игрушечно ремесла. Развивать тактильное восприятие, координацию «глаз-рука». Научить разыгрывать с помощью тряпичных кукол различные ситуации, соответствующие традиционным обрядам. И. А. Лыкова «Художественный труд в детском саду. Средняя группа» стр. 108.
25.03-31.03 «Народная игрушка – матрешка» Знакомить с русской народной игрушкой (матрешкой) как символом русского народного искусства. Расширять словарь: народная игрушка, расписная, игрушка-неваляшка. Развивать интерес к народной игрушке, воображение, творчество. Н. В. Косарева «Народная культура и традиции. Занятия с детьми 3-7 лет» стр. 53.
Апрель
Период Тема занятия Программные задачи Методическая литература
1.04-7.04 К. «Жаворонки-веснянки» тестопластика по народным мотивам. Познакомить детей с технологией лепки жаворонков-веснянок: раскатывать комок теста в шар или жгут и оформлять птичку традиционным способом по выбору: узлом из жгута или надрезанием лепешки с последующим скручиванием. Предложить для освоения разные приемы оформления: насечки, вытягивание, налепы. Развивать интерес к истории и традициям народной культуры. И. А. Лыкова «Художественный труд в детском саду. Средняя группа» стр. 84.
8.04-14.04 Познавательная беседа «Первооткрыватели космоса» Рассказать детям, что первым космонавтом Земли был гражданин России Юрий Гагарин; подвести к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, образованный, настойчивый и бесстрашный человек. Воспитывать в детях гордость за нашу страну. Е. И. Панникова, В. В. Инкина «Беседы о космосе» стр. 41.
15.04-21.04 К. «Трамвай» Развивать интерес к конструированию. Научить анализировать постройки. Сформировать представление о строительных деталях их названиях и свойствах. Совершенствовать конструкторские навыки, развивать умение комбинировать детали. Л. В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду» стр. 50.
22.04-28.04 «Что такое улица» Формировать элементарные представления об улице; обращать внимание детей на дома, здания разно назначения, тротуар, проезжую часть. Закрепить знания о названии улицы, на которой находится детский сад; элементарные знания правил дорожного движения. О. В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада» стр. 21.
Май
Период Тема занятия Программные задачи Методическая литература
30.05-5.05 К. «Пригласительный билет» Познакомить детей со свойствами бумаги. Учить складывать прямоугольный лист пополам, совмещая при этом углы и стороны листа, приглаживать линию сгиба. Развивать творчество, эстетический вкус в оформлении работы с использованием аппликации. Воспитывать уважение и благодарность к ветеранам ВОВ. Л. В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду» стр. 54.
6.05-12.05 Мониторинг. Викторина «Хочу все знать» Выявить уровень знаний полученных в течение года в образовательной области «Познание»; развивать коммуникативные способности, умение отстаивать свою точку зрения
13.05-19.05 К. «Цветок из бумаги» Учиться видеть возможности преобразования объекта, проявлять стремление преобразовывать окружающую действительность; работать в технике «оригами». О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» стр. 52.
20.05-26.05 «В гости к хозяйке луга». Расширять представления о разнообразии насекомых. Закреплять знания о строении насекомых. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Учить отгадывать загадки о насекомых. О. А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада» стр. 38.
27.05-31.05 К. «Гриб» Учить детей мастерить игрушки из природного материала (шишки, скорлупа грецкого ореха, каштаны, веточки, мох). Научить способам склеивания деталей. Побудить проявлять аккуратность в процессе деятельности. Л. В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду» стр. 132.