Лидия Воронцова
Перспективное планирование занятий изостудии «Очумелые ручки»
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ «Детский сад №25»
Перспективное планирование изостудии
«Очумелые ручки»
(нетрадиционные техники художественного творчества)
Воспитатель: Воронцова. Л. А
Шадринск 2014 -2015г.
Пояснительная записка.
Публикация «Перспективное планирование занятий изостудии „Очумелые ручки“» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- ИЗО. Планирование
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планирование. Планы работ
- Темочки
Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Цель: развивать у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
Задачи: - Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.
- Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.
- Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
- Развивать творчество, фантазию.
- Активизировать детей при выборе тематики.
- Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.
- Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке.
Новизной и отличительной особенностью программы по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Организация занятий кружка :
Возраст детей, участвующих в образовательной деятельности 4 – 5 лет (средняя группа).Занятия по данной программе проводятся два раза в месяц в вечерний отрезок времени продолжительностью 25 минут. По окончанию каждого занятия организуются выставки детских работ для родителей, и тематические выставки в ДОУ. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае).
Техническое оснащении
Листы бумаги.
Гуашь.
Трафареты.
Кисточка с коротким ворсом (тычок).
Тампон
Нитки.
Подносы.
Обои
Использованные фломастеры.
Печатки, штампы (подручный материал, растения, листья).
Акварельные краски, гуашь.
Восковые и масляные мелки, свеча.
Ватные палочки.
Поролон.
Трубочки коктельные.
Палочки или старые стержни для процарапывания.
Матерчатые салфетки.
Стаканы для воды.
Подставки под кисти.
Кисти.
Природный материал (листья, семена, шишки и т. д)
Содержание работы программы:
Программа рассчитана на три года обучения (для детей с 4 до 7лет, содержит перспективное планирование, которое представлено помесячно, включает занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования, включает предметное, сюжетное, декоративное рисование, рисование по замыслу, включает необходимое оборудование.
Реализация программы происходит через интеграцию деятельности в образовательных областях «Художественно –эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»
1. «Художественно – эстетическое развитие» - рисование, где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжета рисунка, учатся рисовать разными материалами; дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; дающее возможность более полно оценить и понять образ изображаемого
2. «Социально – коммуникативное развитие» - художественная литература - где дети знакомятся с литературными произведениями, которые связаны по тематике занятий, с повседневной деятельностью детей, в праздниках и развлечениях; дети приобщаются к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
3. «Речевое развитие» – где используется на занятиях художественное слово, рисование иллюстраций к потешкам, сказкам, к стихотворениям, развивается монологическая речи при описании репродукции картин художников, собственных работ и работ своих товарищей.
4. «Познавательное развитие» – ознакомление с окружающим – где дошкольники знакомятся с историко-культурным наследием. Расширяется кругозор в процессе рассматривания картин местных художников, различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир).
5. «Физическое развитие»- Накопление и обогащение двигательного опыта детей.
Методика организации работы детей дошкольного возраста по изобразительной деятельности основывается на принципах дидактики:
• систематичность;
• последовательность;
• доступность;
• учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Формы проведения
1. Различные техники нетрадиционного рисования: пальцем или ватной палочкой, ладошкой, методом тычка, тампонирование, печатка, цветными ниточками, оттиск печатками из картофеля, оттиск поролоном, оттиск листьев, оттиск печатками из картофеля, рисование восковыми мелкими + акварель, рисование свечой +акварель, рисование по наждачной бумаге, экспериментирование.
2. Выставки.
Методы и приёмы обучения нетрадиционному рисованию
1. Создание игровой ситуации.
2. Показ воспитателя.
3. Использование движения руки.
4. Сравнение двух техник.
5. Проговаривание последовательности работы.
6. Педагогическая диагностика.
При рисовании нетрадиционными техниками широко используются стихи, загадки, а также игры.
Методические рекомендации
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
- Использование нестандартных техник рисования с элементами аппликации и лепки. Многие техники интересны и сложны, поэтому подготавливается необходимый материал к работе с учётом возможностей каждого ребёнка.
Планируемые результаты освоения программы:
Использование нетрадиционной техники рисования, позволяет ребенку создавать свои художественно-творческие работы, в которых он отображает свое видение образа, свое отношение к увиденному. Очень важно, чтобы ребенок путем старания и желания добивался достижения нужного результата.
К концу учебного года обучающиеся должны знать:
• названия основных цветов (красный, желтый, синий) и элементарные правила их смешивания;
• создавать свои художественные образы в работах;
• основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);
• название материалов и инструментов и их назначение;
• правила безопасности и личной гигиены.
Обучающиеся должны уметь:
• правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения; пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски);
• определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки;
• получать простые оттенки (от основного к более светлому);
• рисование предмета с натуры и по представлению, передавая характерные особенности (форму, строение, цвет);
• изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.
Работа с родителями:
• Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке.
• Просветительскую работу с родителями в форме родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций, викторин, наглядной информации.
• Анкетирование.
Ожидаемый результат работы кружка:
• Организация выставок детских работ для родителей.
• Тематические выставки в ДОУ.
• Участие в городских и областных выставках и конкурсах в течение года и т. д