Люция Абайдуллина
Конспект занятия по рисованию «Пейзажные миниатюры»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: «ПЕЙЗАЖНЫЕ МИНИАТЮРЫ НА КАМНЯХ»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ (согласно ФГОС, ВЕДУЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ СОГЛАСНО ЦЕЛИ)
Выполнила: Абайдуллина Л. М.
воспитатель МАДОУ «Сказка» с Октябрьское Октябрьского р-на
СОДЕРЖАНИЕ
№ Раздел Стр.
I. Пояснительная записка
II. Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей:
1) организационно-методическая информация;
Публикация «Конспект занятия по рисованию „Пейзажные миниатюры“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
2) примерный ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей;
3) дальнейшая разработка темы;
III. Список литературы
IV Приложение
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Важнейшая цель современного образования одна из приоритетных задач государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного, компетентного и творческого гражданина ориентированного на общечеловеческие ценности. Новые требования к системе образования предъявляются уже на первой возрастной ступени – в дошкольном детстве.
Именно с дошкольного возраста необходимо вкладывать в детей представление о том, что человек воспринимается в единстве природных, социальных, духовных начал. От человека в дальнейшем зависит сохранность земли, мира на земле, умножение ее богатств. Каким будет наш край, зависит от всех нас сегодня.
Реализация программы способствует изучению правил композиции в живописи, развитию навыков постановки цветовой гаммы, учит соблюдать соотношение пропорций на плоскостных и объемных формах, помогает выражению творческих начал обучающихся средствами изобразительного искусства, так как представленные разделы позволяют: живопись – формировать цветовое видение, отрабатывать (цвет) и его оттенки, помогать понять цветовые отношения в восприятии окружающей природы. Изображение природы (пейзаж) в разных состояниях, с прорисовкой деталей композиции с учетом пространственного видения. Рисунок способствует развитию глазомера, правильному композиционному построению рисунка, его ориентировки по размеру и масштабу на плоскостных и объемных предметах. Роспись – знакомит с особенностями составных частей декоративной росписи, формировать характерный рисунок элементов в разных видах орнамента. Роспись формы – практическая работа по отработке прописи элементов орнаментов по собственным эскизам и образцам.
Изучение разделов представленных в программе позволяет – расширить кругозор ребенка, определяет основы понимания окружающей природы – развивает воображение, формирует усидчивость внимание трудолюбие – выявляет способности ребенка к творческой деятельности.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
№ Организационно-методическая
информация Содержание Примечание
1. Тема образовательной
деятельности Пейзажные миниатюры на камнях
2. Доминирующая
образовательная область Художественно-эстетическое развитие
2. Виды деятельности детей
Художественно – творческая (роспись камней по мотивам, наблюдаемым в природе)
3 Методы и приемы реализации содержания занятия
3.1 Общепедагогические методы и приемы
Методы формирования сознания: беседа по сказкам П. Бажова (фрагменты описания природы)
Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: предоставление возможности выбора основы для творчества (камень, изобразительных материалов
Методы стимулирования и мотивации деятельности: изучение сувенирной продукции уральских мастеров.
3.2 Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности Словесные методы: обсуждение пейзажных зарисовок, выбор каждым ребенком.
Наглядные методы: рассматривание рисунка на природных явлениях.
Практические методы: создание композиции для росписи камешка (модель)
3. Интеграция образовательных областей
Познавательное развитие (особенности внешнего вида яшмы, змеевика, оникса)
Речевое развитие (образное описание пейзажей и природных явлений, лексика: профессиональная терминология)
Социально-коммуникативная: оценка результатов творчества с позиции композиционного решения, выразительность линий и форм
4. Возрастная группа Старший дошкольный возраст (5-6)
5. Цель Формирование эстетического отношения к природе в процессе наблюдений и создания пейзажных миниатюр на камне (роспись камней)
6. Задачи Планируемые результаты
6.1 Формировать представления жанре живописи пейзаж в процессе наблюдений в природе и чтения литературы
Видит красоту и разнообразие камней в процессе наблюдений в природе. Испытывает потребность, интерес к росписи.
6.2 Развивать эстетическое восприятие природы и эстетическую оценку в процессе создания пейзажных миниатюр и анализа рисунка. Формируется эмоционально – положительная отзывчивость к восприятию окружающей природы.
6.3 Воспитывать охранно-созидательную позицию в процессе созерцания природных явлений и объектов, создания их аналогов и обеспечения условия для сохранности Формируются навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.
7. Возможные затруднения детей и способы их преодоления
Затруднения Способы преодоления
Дошкольник с нарушением интеллекта (умственная отсталость)
Затруднения при обсуждении, при воспроизведении
конкретных черт, при росписи камней. предоставление большего количества времени на рассматривание пейзажных миниатюр,
предоставление возможности обследовать камень сопровождение создания росписи камешка, рекомендации по подбору элементов пейзажа.
Предоставить план (опора) на ответ.
8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) Литературный ряд: сказы П. П. Бажова «Хозяйка медной горы».
Изобразительный ряд: Выставка камней.
Материалы и оборудование: Уличные камни, акриловые краски, гуашь, акварель, фломастеры, карандаши, кисти, вода, салфетки.
9. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты Наблюдения на прогулке: сбор камешков на территории участка, описание особенностей формы, цвета; сравнение (по памяти) особенностей камешков с полудрагоценными камнями (яшма, агаты)
Семейная прогулка в любимый уголок парка (сквера, зарисовки деревьев, кустарников, травинок, цветов (для последующего обсуждения со сверстниками на утреннем сборе) в зависимости от времени года.
Просмотр мультфильмов «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», обсуждение особенностей труда художника по обработке камня (мастера, своеобразия природного рисунка на камнях.
Просмотр видео ролика «Пейзажные агаты. Очаровательные рисунки на камнях».
ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
№ Этап Содержание Примечание
I. Вводная часть
1.1
Введение в тему Поставить в центре группы на ковре шкатулку с полудрагоценными и корзину с уличными камешками, приготовленными для рисования. Акцентировать внимание детей на красоте линий, форм, цвета полудрагоценных камней, обсудить завораживающие переходы цвета на камнях. Предложить поразмышлять над тем, где эти камни могут быть использованы. Сравнить уличные камешки с полудрагоценными и отметить, что яшма, змеевик, оникс встречаются в Уральских горах, на улице их не увидишь.
Порассуждать над тем, как нравились нам уличные камешки, когда мы их нашли, отметить, как они «потерялись на фоне полудрагоценных». На ковре
1.2 Мотивация деятельности детей Предложить послушать сказочную историю, очень похожую на сегодняшнюю ситуацию.
Спросить детей, в силах ли они взять на себя роль волшебников, обсудить их возможности в преобразовании уличных камешков. См. приложение
1.3 Целеполагание Изучить средства украшения камней и расписать уличные камешки для дарения родным и знакомым.
II. Основная часть:
2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний Продемонстрировать детям роспись камней различными средствами художественного творчества, обсудить композицию, цветовое решение и изобразительные материалы. Рассмотреть эскизы детей, посоветоваться друг с другом о выборе сюжета. У столов стоя
2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания Предложить детям сделать набросок на формате, напоминающем форму камня и равном ему по величине (эскиз).
Проэкспериментировать с различными материалами (устойчивость при рисовании на камне). Проводя эксперимент при росписи камня акварельной, гуашевой, акриловой краской сделали выводы, что оптимальным вариантом является акриловая краска.
2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания Создание пейзажной миниатюры при соблюдение законов композиции (с опорой на эскиз)
Напомнить детям об особенностях росписи тонкой кистью (положение кисти, дать рекомендации по композиции, наиболее оптимальной для формата. За столами
III. Заключительная часть 5 мин
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей Организовать «любование» миниатюрами, рассмотреть с детьми разнообразие композиций, остановиться на разнообразии цветовой гаммы и настроении пейзажа, отметить выразительность линий при рисовании образа (растительный мир).
Вспомнить с детьми цель, которую поставили, обсудить рациональность путей ее достижения, побесе5довать о том, что творческие продукты должны увидеть и родители, и воспитатели, и дети в детском саду. Поразмышлять над возможными формами презентации продукта.
ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ
№ Культурные практики/
виды деятельности детей/
мероприятия Содержание Примечание
I. Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах
1.1 Выставка.
Художественно-творческая (роспись камней) Подготовить детей к презентации собственного творческого продукта и восприятию рассказов сверстников; фотосъемки выставки. Обсуждение результатов выставки на утреннем сборе В детском саду
II. Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности
2.1 Ребенок сам
Изготовление игрушек и сувениров Проявление интереса к природному и бросовому материалу как изобразительному, потребность в создании сувениров и игрушек, обращение за разъяснениями и рекомендациями к педагогу и родителям.
Дома
2.2 Ребенок по приглашению педагога Беседа о предметах расписанных Уральской росписью (вазы, кружки, избы). Подготовка искусствоведческого рассказа по собственной творческой работе (пейзажная миниатуюра)
В детском саду
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Рыжова Н. А. Наш дом - природа. /Рыжова Н. А. : Карапуз-Дидактика,2005 по программе Васильевой М. А. «От рождения до школы» под ред. Комаровой Т. С., Вераксы Н. Е.
2. Курочкина, Н. А. Знакомим с пейзажной живописью [Электронный ресурс] / Н. А. Курочкина, Э. В. Никитина, Р. М. Чумичева. – Режим доступа https://voeto.ru/nuda/chumicheva-r-m-1-doshkolenikam-o-jivopisi-1-e-v-nikitina-2-o-n
3. Интернет-ресурсы