Ольга Киреева
Систематизация работы педагогов ДОУ в области организации образовательной деятельности по финансовой грамотности
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕДСОВЕТ «Систематизация работы педагогов ДОУ в области организации образовательной деятельности по финансовой грамотности»
Повестка педсовета
1. Педсовет Систематизация работы педагогов ДОУ в области организации образовательной деятельности с детьми по финансовой грамотности;
Итоги решения предыдущего педсовета
1. Актуальность темы педсовета
2. Разминка: «Экономические сказки, кейсы»
3. Итоги тематической проверки
Публикация «Систематизация работы педагогов ДОУ в области организации образовательной деятельности по финансовой грамотности» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
4. Опыт работы с семьями воспитанников по формированию финансовой грамотности у детей
5. Деловая игра: Разработка финансовых кейсов
6. Проект решения педсовета
Актуальность работы с детьми по финансовой грамотности Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2017 N 2039-р
<Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы>
В современных условиях расширения использования финансовых услуг, усложнения и появления новых и трудных для понимания финансовых инструментов вопросы финансовой грамотности населения стали чрезвычайно актуальными для большинства стран мира. Обеспечение личной финансовой безопасности становится важным фактором экономического благополучия людей.
С 2012 года Центральный банк Российской Федерации ведет системную работу (в том числе в рамках реализации Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016 - 2018 годов) по выработке и реализации образовательных моделей повышения уровня финансовой грамотности населения, обобщению лучших частных и общественных инициатив в сфере финансового образования, доработке учебников для образовательных организаций и созданию учебных пособий по основам финансовой грамотности. Совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации проводится доработка образовательных программ, запущены программы повышения квалификации преподавателей образовательных организаций и подготовки тьюторов по финансовому образованию.
В чем заключатся актуальность включения основ экономического воспитания в образовательную деятельность на уровне дошкольного образования.
Необходимость принятия в повседневной жизни тех или иных финансовых
решений, а также затруднения, возникающие при использовании современных финансовых инструментов, обуславливают важность приобретения каждым человеком знаний и навыков в области финансов.
Недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям привить
детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему
позитивных установок, которые позволят им в будущем принимать грамотные решения. Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Включение в образовательную деятельность ДОО основ экономического воспитания может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи.
Пассивное, безответственное поведение в сфере личных и семейных финансов выступает главной причиной денежных проблем и неудач во взрослой жизни.
Для эффективной организации деятельности необходимо обеспечить:
актуализацию и внедрение элементов финансовой грамотности в образовательные программы образовательных организаций на базе федеральных государственных образовательных стандартов и (или) примерных основных образовательных программ различных уровней образования;
содействие внедрению элементов финансовой грамотности в основные и дополнительные образовательные программы;
подготовку и апробацию современных учебно-методических материалов по актуальным и приоритетным темам финансовой грамотности для различных возрастных групп, а также их актуализацию;
обеспечение постоянно действующей подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации методистов, тьюторов, учителей и преподавателей по основам финансовой грамотности на базе федеральных и региональных методических центров, формируемых в рамках проекта, а также федерального государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования"; оценку качества и эффективности образовательных программ;
Образовательное направление
Для формирования компетенций в сфере финансовой грамотности у всех возрастных и целевых групп необходимо продолжить разработку и внедрение образовательных программ повышения финансовой грамотности для дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального и высшего образования, а также для дополнительного образования (в том числе с учетом результатов международного исследования по оценке образовательных достижений 15-летних учащихся по финансовой грамотности).
Наш детский сад реализует программу В. Т. Кудрявцева «Тропинки», в состав которой входит парциальная программа «Тропики в экономику». Эту программу мы реализуем с детьми старшего дошкольного возраста.
Также банком России и Министерством образования РФ была разработана парциальная программа «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» для воспитанников 5-7 лет, а к ней приложением методические рекомендации и демонстрационный материал. Эта программа разработана в соответствии с ФГОС ДО и способствует социально-коммуникативному и познавательном развитию. Так как в группу разработчиков входит Шатова, разработчик программы «Тропики в Экономику», то эти программы очень схожи и по задачам, планируемым результатам, формам работы, структуре, содержание и наполнение программы наполнена дополнительным практическим материалом
Правильное отношение к деньгам закладывается в детстве. Человек с рациональным отношением к деньгам выберет наиболее подходящую финансовому устройству общества стратегию финансового поведения.
С точки зрения включения экономического воспитания в образовательную
деятельность дошкольников 5-7 лет речь не идет и не может идти о полноценных знаниях, умениях или навыках рационального обращения с деньгами. Однако именно этот возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые в дальнейшем будут необходимы для воспитания финансово грамотного гражданина. Эти свойства личности способствуют успешности решений, принимаемых взрослым человеком.
2. Разминка: «Экономические сказки, кейсы»
Игра «Верю - не верю»
Каждой команде по очереди задается вопрос, а они должны ответить верят или нет. 1. Верите ли вы, что существовали «съедобные «деньги»? (Да. Съедобными деньгами считалось зерно, треска, растительное масло, какао, сахар, плиточный чай, рисовые зерна, грецкие орехи, сушеная кожура бананов).
2. Верите ли вы, что жители островов Санта-Крус применяли деньги в виде перьев? (Да. Деньги в виде перьев применялись в обороте жителей островов Санта-Крус. Представляли они собой тонкие красные перья длиной до 10 сантиметров).
3. Верите ли вы, что на Руси в качестве денег использовали бронзовые колокольчики? (Нет. На Руси в качестве денег использовали шкурки белок, лис, куниц)
4. Верите ли вы, что в бескрайнем Тихом океане среди тысяч островов Океании есть «Остров каменных денег»? (Да, там есть огромный регион Микронезии, включающий архипелаг Каролинских островов. На западе этого архипелага лежит небольшой остров с кратким названием Яп, известный всему миру как «Остров каменных денег».)
Сказки.
Напишите вывод. Чему учит сказка исходя из решения финансовых задач
«Тяжелые деньги»
Евреи во всем мире славятся предпринимательской жилкой. Их народные сказки направлены на воспитание в детях финансовой грамотности и правильного отношения к средствам.
Сказка «Тяжелые деньги» рассказывает о человеке, который отправился на ярмарку. К нему пришли купцы и попросили приобрести для них товары согласно списку, но только один из торговцев принес деньги. Остальные сказали, что заплатят после его возвращения.
Когда человек приехал с ярмарки, то привез товары только тому купцу, который отдал деньги. Остальным рассказал, что их списки унес ветер. На вопрос торговцев, почему одному из них он все же привез товар, человек ответил: «В этот список были завернуты деньги, поэтому ветер не мог его унести».
Вывод. Сказка учит, что финансовая деятельность не должна основываться исключительно на доверии. Партнеры или клиенты обязаны предоставить гарантии, прежде чем получить товар или услугу. Щедрость несовместима с успешным бизнесом. А предоставлять товары в долг, ведя торговлю, и вовсе себе в убыток.
Буратино
Сюжет этой популярной сказки известен многим, поэтому пересказывать его полностью нет нужды. Чтобы формировать у деток финансовую грамотность, важно, чтобы они осознали смысл эпизода, в котором Буратино закапывает деньги на поле в Стране Дураков.
Напомним, что мальчик встречает лису Алису и кота Базилио, которые рассказывают ему о чудесном месте. Если в полночь там зарыть деньги, из них вырастет денежное дерево, на котором вместо плодов будет висеть множество монет. Доверчивый Буратино следует совету, а кот и лиса поджидают момент, чтобы выкопать золотые и забрать их себе.
Вывод. Сказка учит детей не доверять мошенникам и не вкладывать деньги в сомнительные авантюры. Прежде чем делать инвестиции, нужно убедиться в надежности финансового учреждения, оценить риски, посоветоваться со специалистами, чтобы самому не оказаться в «стране дураков». Также не стоит хвастаться своим богатством, поскольку всегда найдутся люди, которые захотят заполучить его обманным путем.
«Три поросенка»
Казалось бы, какие финансовые уроки можно извлечь из сказки, в которой три поросенка строят домики из соломы, хвороста и камня, чтобы защититься от волка и холодов? В сюжете речь не идет напрямую о деньгах, но он весьма поучительный.
Вывод. Сказка учит детей отдавать предпочтение качеству, а не количеству или дешевизне, ведь известно: скупой платит дважды. Этот навык пригодится и в бизнесе, и в быту. Лучше построить добротный дом, приобрести хорошую вещь, которая прослужит долго, чем впоследствии подсчитывать убытки, пытаясь сэкономить на качестве.
«Сказка о рыбаке и рыбке»
Великое творение А. С. Пушкина школьная программа не обходит стороной, поэтому сюжет сказки многим известен с детства. Старик-рыбак вместе с неводом вытягивает из моря золотую рыбку, которая за собственную свободу обещает ему исполнение любых желаний.
Но старику ничего не нужно было. Жадность обуяла его супругу, которая хотела все больше и больше. Но в итоге рыбка устала выполнять растущие желания старухи и оставила ее ни с чем.
Вывод. С одной стороны, сказка учит не быть жадными и довольствоваться тем, что дается тебе судьбой. Но опытный бизнесмен способен усмотреть в сюжете и другой смысл: никто не запрещает стремиться к большему, ведь рыбка не отказала старику в первый и второй раз. Однако важно помнить, что в погоне за несметными благами можно все потерять. Нужно делать посильные инвестиции, формировать «финансовую подушку», чтобы подстраховаться на случай неудачи.
4. Опыт работы педагогов с семьями воспитанников по формированию финансовой грамотности у детей
Основные направления и формы работы с родителями (законными представителями) :
Информационное: тематические стенды, создание странички на сайте дошкольной образовательной организации, родительский лекторий, консультации, создание библиотеки.
Познавательное: создание предметно-пространственной среды, семейные проекты, конкурсы, папки-передвижки, театрализованные постановки. Досуговое: Праздники, выставки, ярмарки, экскурсии, встречи с интересными людьми, родительский клуб. Аналитическое: анкетирование, тестирование, личные беседы, родительская почта, анализ мнений и запросов родителей.
Отчет педагогов о системе работы по результатам самоанализа (прилагается)
Совместные проекты, акции, ярмарки, конкурсы
«Гость группы», Мастер-классы, практикумы, совместная ООД
Виртуальные экскурсии, реальные экскурсии на производство
Мастер-классы, практикумы
Информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и в семье
Изучение основ финансовой грамотности в ДОО должно осуществляться в тесной взаимосвязи с родителями (законными представителями) дошкольников. Семья и ДОО передают ребенку первый социальный опыт. Дошкольное образование является первым этапом в образовательном маршруте ребенка. Современная система образования провозгласила родителей субъектами этого процесса и возложила на них солидарную ответственность за качество образования своих детей. В процессе организации образовательной деятельности необходимо обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой грамотности ребенка. Перед родителями стоит задача помогать ребенку разбираться в наиболее сложных и важных вопросах, создать условия для совместного творческого освоения учебного материала и личностного развития. На родителях лежит ответственность первоначально познакомить ребенка с финансовой стороной жизни семьи: Кто и как зарабатывает деньги в семье. Как формируется семейный бюджет. Как распределить заработанные деньги, чтобы хватило на все необходимое. 46 Как принять решение – потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих покупок. Как научиться экономить деньги. Перед воспитателем стоит задача привлечь родителей (законных представителей) к плодотворному взаимодействию в качестве помощников в процессе изучения ребенком основ финансовой грамотности. С этой целью ДОО должна: быть максимально «открытой» для родителей (законных представителей) ребенка; предоставлять исчерпывающую информацию об образовательных программах, включая программу «Основы финансовой грамотности»; разъяснять специфику образовательной деятельности и регулярно информировать о ходе реализации образовательных программ; предоставить возможность открытого обсуждения вопросов, связанных с реализацией программ по финансовой грамотности; по возможности привлекать родителей к проведению занятий с дошкольниками. Воспитателю следует разъяснять родителям необходимость регулярно беседовать с детьми на финансово-экономические темы, прививать бережное отношение к продуктам питания, вещам, игрушкам, ко всему, что создано человеком. Нельзя допускать, чтобы у детей стихийно складывались представления о том, что родители обязаны удовлетворять все их капризы и желания. Это приводит к потребительскому отношению к родителям, появляются желания, которые родители не в состоянии удовлетворять. Дошкольник должен чувствовать себя полноценным членом семейного «хозяйственного коллектива», знать, откуда в семье денежные средства, что покупается, почему это можно купить, а это нельзя, почему необходимо иметь запас (денег, продуктов и пр., как копить и экономить. Наибольший эффект дает обучение ребенка рациональному отношению к финансам именно в семье. Чтобы получить необходимые результаты, в семье необходимо воспитывать уважение к труду, труду людей, честно заработанным деньгам. Тесный контакт между семьей и воспитателем помогает выстроить отношения взаимопонимания и выработать общий подход, а также обеспечить большую логичность и последовательность в изучении основ финансовой грамотности, обучении и развитии самого ребенка.
5. Аналитическая правка (прилагается0
6. Деловая игра: Экономика и жизнь. Финансовые кейсы
Практическая часть
(проводится в форме мини квест-игры «Денежные кейсы») Участники делятся на 2 команды. Игра предполагает общение педагогов. Цель для команд – двигаться по остановкам маршрутного листа и собрать «Кейсы», в которых находятся знания по финансовой грамотности. В маршрутном листе указаны путь и название остановок. За лучшее прохождение каждой остановки маршрутного листа, команда получает символические деньги.
1. 1. Остановка. Триз игры «Как это делалось, Почему так произошло?»
Игра «Как это раньше делалось?»
Цель: Учить определять временную зависимость объекта и его функции.
Ход игры
Ведущий называет современный объект, изготовленный человеком. Вопрос: зачем это придумано и как раньше данная функция выполнялась. Например:
- деньги. Для чего они придуманы?
-Как люди приобретали товар, когда не было денег?
-Зачем человек придумал деньги?
-Что заменяло деньги раньше на Руси?
Игра «Почему так произошло?»
Цель: учить устанавливать причинные связи между событиями.
Ход игры
Ведущий называет 2 события, на первый взгляд, не связанные между собой и задает вопрос: «Объясни, почему так произошло?»
варианты:
Мама смотрела в телефон- мама не нашла кошелек
Бабушка смотрела рекламу- у бабушки закончилась пенсия
папа смотрел на скидки – холодильник в семье маленький
Папа захотел машину новую- в семье появилась на несколько лет еще одна статья расходов
2. 2. Остановка Проблемная ситуация: «Куда утекают деньги в семейном бюджете»
Определите, почему чаще всего доходы превышают расходы, напишите советы, как нужно чтобы доходы и расходы совпадали
3. Остановка «Кто кем работает?» (в сказке герои по-разному приобретают богатства, средство для жизни. Одни трудятся физически, другие-предприниматели, третьи) Напишите героев сказок и определите их профессию. Распределите их на 5 подгрупп: рабочие, крестьяне. Предприниматели, бизнесмены, воры и хитрецы. Сказочные герои: Золушка, Иван-Царевич, Змей Горыныч, Мама Красной шапочки, Царь, Илья Муромец, Мойдодыр
1. Три поросенка, Лиса Патрикеевна, Кащей Бессмертный, Морозко, Гена Крокодил, Иван дурак, Василиса Прекрасная
4. Остановка. Викторина «Час финансов»
Что поможет избежать незапланированной траты денег, например на лечение в результате несчастного случая?
Где кроме ювелирных изделий используются драгоценные металлы?
Чем можно расплатиться в магазинах, перечислите
Объясните, как вы понимаете слово «Бюджет»?
Когда был осуществлен первый в мире денежный перевод? В 1940. 1956, 1918,
Как называют людей, которые обманным путем похищают у людей деньги?
Куда можно обратиться, чтобы занять деньги на приобретение дорогой, нужной вещи, недвижимости? (какие варианты получения денег)
Человек приобрел в магазине товары для рукоделия. Какое действие совершил человек в магазине? Можно ли сказать. Что это приобретение является не только приобретением но и вложением? Если да, то почему?
5. Остановка. «Получить и заработать»
- Что означает слово «Заработать»? Что мы можем получить или заработать?
- Предлагаю вам подумать, что можно получить или заработать в данных жизненных ситуациях: (показываем картинки с разными сюжетами)
- помыли полы;
- упали с роликов;
- участие в выставке;
- участие в соревнованиях;
- нарисовали на обоях;
- ходим на работу;
- починили самостоятельно;
- помогли близким.
В ходе игры используется активно слово «заработать», смысл этого слово не тольков том, что применяется вместе со словом деньги, заработать можно и какое-либо вознаграждение, приз, похвалу, а также и в тех случаях, когда человек заработал наказание, провинность.
6. Остановка. «Интеллект-карты»
Нарисовать интеллект карту «Реклама», «Деньги»
7. Остановка «Кейс-технология»
Составить кейс-ситуацию для детей по предложенному алгоритму
1-й шаг – определите цель кейса: компетенции, умения или способности, которые вы хотите выявить или сформировать у детей.
2-й шаг – опишите кейс: сюжет, содержащий проблемный фактор, завязку. Это необязательно конфликт. Кейс может содержать обстоятельства, которые определяют проблему: острые и внезапно возникающие события, парадокс явлений окружающего мира.
3-й шаг – обозначьте кульминацию кейс -ситуации: это еще не вопрос, но из сюжета дети должны почувствовать дилемму. Этот этап является отправной точкой для поиска решения.
4-й шаг – определите момент проблемного включения: это вопрос или задание, которые вы предложите детям
7. Итоги тематической проверки
Тематический контроль: ««Система работы по организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности»
6. Проект решения педсовета
1. Использовать в работе с детьми по финансовой грамотности СОТ (ТРИЗ, интеллект- карты, кейс-технологии)
2. Создавать проблемные ситуации, используя кейс- технологии при формировании экономической грамотности у детей
3. Систематически использовать в своей работе с детьми игры, упражнения на закрепление полученных знаний в ООД по экономике
4. Создать условия для самостоятельных игр детей с целью закрепления знаний по экономике: картотека ситуаций, карточки-задания, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, развивающие пособия
5. Систематически использовать с детьми такие формы работы как : экономические проекты, акции, проблемные ситуации, игры сюжетно-ролевые и т. д.
6. Создать в группе с детьми продукты детской деятельности, тематические альбомы, карточки, по каждому блоку финансовой грамотности
8. РЕФЛЕКСИЯ
Сундук с золотом.
Педагоги оценивают сегодняшнее мероприятие положив в сундук золотую (если все хорошо, серебряную если остались вопросы, медную если ничего не поняли)