Людмила Миронычева
Педсовет «Роль воспитателя в работе с детьми и родителями по развитию речи»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ:
- способствовать осознанию первостепенного значения педагога в формировании речи как «учителя» ребенка, так и родителей
- создавать условия анализа своей работы и работы с родителями
- расширять знания педагогов о методах работы по развитию речи
ПЛАН ПЕДСОВЕТА
I часть – Вступительное слово
о важности взаимодействия педагогов детского сада и родителей при формировании речи детей, о необходимости строить работу исходя из индивидуальных особенностей детей.
Публикация «Педсовет „Роль воспитателя в работе с детьми и родителями по развитию речи“» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
II часть – 1. Обсуждение вопросов:
1/ - В чем заключается работа педагога по развитию речи в детском саду?
(в создании оптимальной речевой развивающей среды)
2/ - Из чего складывается речевая развивающая среда
Создание развивающей речевой /или языковой/ среды, способствующей развитию речи детей в соответствии с возрастными и программными требованиями складывается из трех направлений:
- речь самого воспитателя, постоянное общение с детьми
- создание в группах развивающих центров, игр и пособий
- специальные занятия по развитию речи
3/ – Почему мы утверждаем, что какова речь взрослого, такова и речь ребенка
4/ – Какова задача педагога по повышению интереса детей к овладению родным языком, т. е. какие методы и приемы можно для этого использовать
(Задания, игры, в решении которых максимально задействовано мышление, мыслительные операции:
- викторины, - использование ТСО, - использование музыки, - организация литературных вечеров, досугов, - создание музея книги, - создание периодических выставок взрослых и детских книг, журналов, книг одного писателя, художника-иллюстратора, - постановка спектаклей с участием взрослых и детей, - знание педагогами наизусть потешек, загадок, стихов, перевертышей, считалок, дразнилок, закличек, поговорок, пословиц.)
Развлекательная пауза:
Воспитатели наизусть читают стихотворения (задание давалось до педсовета)
2. «Педагогический словарь»
1/ - Что такое «образная речь»? (употребление эпитетов, синонимов, прилагательных, художественного слова)
2/ - Что такое «культура речи»? (- Знание и соблюдение языковых норм: норм произношения, ударения, словоупотребления и т. д.
- Выразительность речи)
3/ - Что такое «невербальные средства», их значение
(1. помогают уточнить значение слов, связанных с эмоциональным восприятием, 2. помогают эмоционально объяснить и запомнить значение слов, меткий жест помогает запомнить значение слов. Иногда можно наблюдать как ребенок не отвечает, например, какой формы, а показывает рукой, т. е. у ребенка пассивный словарь есть, а вслух как сказать он не знает, 3. служат образцом поведения ребенка, у слепых невербальные средства скудные)
Развлекательно – познавательная пауза:
Назовите варианты: - приветствий - прощаний
III часть – «Педагогическая копилка»
- Из чего складывается разговор с детьми? (-умение задавать вопросы
- умение активно слушать)
- Что такое «активно слушать»? (значит все внимание уделить ребенку, смотреть ему в глаза, чувствовать, понимать ребенка, давать понять, что вы его слушаете)
Взрослый может поддержать ребенка словесно, как это можно сделать?
-«Понимаю, тебе больно…» - «Надо же…»
- «Чувствую, что ты рассержен…» - «Да неужели…»
- «Как интересно…»
Такое активное слушание повышает самооценку ребенка: «Меня слушают, значит мои проблемы значимы»
IY часть – «Встречаем – провожаем»
Нам порой не хватает времени на общение с детьми, в группе детей много и с каждым поговорить индивидуально «серьезно, глубоко» каждый день не удается, однако, что-то мы можем сделать в этом направлении
- Что на ваш взгляд, поможет увеличить время общения с детьми?
1)- Утренние ритуалы /по типу минут вхождения в день из опыта Н. Метеновой/
- Кратковременные беседы с детьми по мере прихода в д/с по типу: а/- Какое у тебя настроение? Почему? б/- Что ты ждешь от сегодняшнего дня в д/с?
в/- Что интересного случилось у тебя вчера вечером дома?
2)- Вечерние ритуалы а/- Чем понравился сегодняшний день в д/с?
б/- За что ты можешь поблагодарить сегодняшний день?
в/- Что бы ты хотел изменить, исправить в сегодняшнем дне?
г/-Кого бы ты хотел поблагодарить сегодня?
Можно в конце дня составить перекидной календарь (один лист - один день, на котором отмечается все это в виде пиктограмм, схем, детских рисунков
3)- можно провести игру «Кто у нас хороший»
Дети садятся в круг вместе с воспитателем:
«День завершается, дети домой собираются
Сядем в кружок, поглядим друг на друга еще разок
Про себя поговорим, кто у нас хороший
Кто у нас пригожий:
Женечка хороший, Женечка пригожий»
(далее о хорошем что сделал ребенок в д/саду, можно уже в прозе – говорить о небольшом количестве детей) В завершении слова воспитателя:
«О милый друг
Как был бы мир и чуден и хорош
Когда бы каждый был на вас хоть чуточку похож»
Y часть – Домашнее задание
Каждая группа провела внутреннюю экспертизу развивающего речевого центра, проводится анализ её результатов.
YI часть –
Работа воспитателя по развитию речи без участия родителей в этом процессе будет неполноценной, поэтому крайне важно успешное взаимодействие д/сада с семьей
Перед семьей и детским садом стоят одинаковые цели и задачи, разные только пути реализации их.
Вопрос: 1. -В чем конкретно вы видите роль семье в развитии речи?
2. – Что, по – вашему, значит: «Участие родителей в развитии речи ребенка не должно быть разовым»?
YII часть – Анализ анкет
Каждая группа провела анкетирование родителей по развитию речи детей
Воспитатели кратко доводят до сведения результаты анализа анкет
YIII часть – Работа в микрогруппах
Педагогам предлагаются вопросы к обсуждению, затем от каждой микрогруппы краткое выступление
• Оцените уровень работы с родителями по развитию речи детей. Обоснуйте
оценку
• Какие формы работы, мероприятия по развитию речи для родителей вы предлагаете