Галина Луняка
Педсовет-деловая игра «Развитие социально-коммуникативных способностей детей через игровую деятельность в свете ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.
Цель :
Определение проблем, путей и способов улучшения работы педагогического коллектива по социально-коммуникативному развитию обучающихся; направление: самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.
План проведения:
1. Коммуникативная игра «Что за руки, чудеса».
Формирование творческих команд по результатам музыкальной игры «Приглашение»
Публикация «Педсовет-деловая игра „Развитие социально-коммуникативных способностей детей через игровую деятельность в свете ФГОС“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
2. Презентация «Особенности реализации образовательной области
«Социально-коммуникативной развитие» в условиях введения ФГОС»
3. Практическая часть
Блиц - игра : работа в творческих командах педагогов созданных по результатам коммуникативной игры «Приглашение». Решение педагогических ситуаций по направлениям:
самообслуживание
самостоятельность
трудовое воспитание
4. Рефлексия
Ход - деловой игры:
Счастье – это когда тебя понимают!
Вся наша жизнь проходит в общении. От того, как мы умеем общаться, выражать свои просьбы и чувства, - зависит очень многое.
Тема сегодняшнего педсовета «Развитие социально-коммуникативных способностей детей через игровую деятельность»
Прежде чем мы начнем работу, мы хотим, чтобы все мы позитивно настроились на работу, и для этого приглашаем встать в круг.
Коммуникативная игра «Что за руки, чудеса».
Что за чудо - чудеса
Раз рука и два рука!
Это ручка левая,
Это ручка правая,
И, скажу вам, не тая,
Руки всем нужны друзья!
Крепко за руки беритесь,
И друг другу улыбнитесь!
Мы предлагаем вам сегодня вспомнить, систематизировать знания о работе по воспитанию ребенка в мире социальных отношений. Для этого разделимся на команды посредством игры.
Музыкальная коммуникативная игра «Приглашение»
Приглашаем занять свои места согласно жетонам своих команд. А какие команды получились, мы услышим от вас.
Все участники команд выкладывают на столе из букв название своей команды.
Слайд 2
Перейдем к вопросу Реализации образовательной области «Социально-коммуникативной развитие» в условиях введения ФГОС».
Детство – уникальный, самоценный период становления личности, который определяет развитие человека на протяжении всей его жизни.
Современным дошкольникам интересен не только мир предметов и игрушек, дети хотят узнать многое о человеке, окружающем мире, природе, они живут в мире, в котором компьютеризированы многие стороны жизни человека. Использование компьютера расширяет возможности интеллектуального развития ребёнка, создаёт условия для обогащения его кругозора при грамотном использовании. Современные дошкольники стали более раскованными, раскрепощёнными, открытыми, самостоятельными, инициативными, у них появляется чувство свободы и независимости.
Слайд 3
В ФГОС предусматривается развитие дошкольников по усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.
Слайд 4
Педагоги дошкольных образовательных учреждений обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном развитии дошкольников, их поведении. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребёнка).
Слайд 5
Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются, в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием. Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия с взрослыми и сверстниками
Социально – коммуникативные навыки дети получают через все виды трудовой деятельности
Мы предлагаю вам сегодня вспомнить, систематизировать знания о работе по воспитанию ребенка по направлениям: самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.
Желаем вам хорошего настроения!
Слайд 6
«Самообслуживание»
Самообслуживание (один из первых видов труда, осваиваемых дошкольником направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей).
Основными задачами работы в данном виде труда являются:
- воспитание привычки к опрятности, развитие потребности в самостоятельности,
- формирование умений и навыков самообслуживания;
- развитие желания оказывать посильную помощь сверстникам.
Самообслуживание направлено на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка: одевание, раздевание, умывание. Ежедневное выполнение данных операций приучает дошкольника к систематическому труду, подводит к осознанию своих трудовых обязанностей. Важной особенностью самообслуживания является наглядность результата – вымыл руки – можно садиться обедать, оделся – можно идти гулять и т. д.
Основным методом формирования навыков самообслуживания является показ и объяснение педагога, наряду с активными действиями ребенка. При этом показ того или иного действия должен быть всегда один и тот же, чтобы навык постепенно становился автоматизированным. Например, мытье рук выполнять всегда в таком порядке: намылить руки, положить мыло, намылить каждый пальчик от мизинца к большому, смыть мыло, отжать руки, вытереть их полотенцем. Хорошо сопровождать данный процесс потешкой или четверостишием, чтобы зрительный образ сочетался со звуковым. Это позволит в дальнейшем (по мере взросления детей) отказаться от показа и использовать только словесные указания.
В старшем возрасте на помощь педагогу могут придти наглядные методы. Например, схема «Одевайся по порядку» при обучении одеванию на прогулку или «Каждой вещи – свое место» - при раздевании
Важным моментом является оценка выполнения трудового действия. Она может быть словесной: «Таня хорошо вымыла руки», «Антон правильно держит вилку». Можно использовать игровой прием, привлекая к оценке результата труда, например, игровой персонаж. Тогда малыш, намылив руки, обращается к такому персонажу: «Посмотри, Буратино, как я намылил ручки!».
Не менее важно привлекать детей к помощи сверстникам, у которых что-то не получается. В таких ситуациях у детей не только совершенствуются навыки самообслуживания, но и формируются нравственные качества.
1. Что включает в себя самообслуживание?
(культура одевания и раздевания, самостоятельно готовить рабочее место)
С какого возраста дети должны самостоятельно готовить рабочее место? (ср. гр.) (готовить место, убирать, мыть баночки, протирать)
Игра
Слайд 7
2. Культурно- гигиенические навыки
Первоочередной задачей воспитательно-образовательной работы с дошкольниками является формирование навыков личной гигиены. Педагог обращает внимание детей на опрятность во внешнем виде, подчеркивая, что нельзя ходить в мокрой обуви, влажной одежде; знакомит с тем, как сберечь и укрепить здоровье с помощью зарядки, закаливания, соблюдения режима. Нельзя забывать и о ценностном отношении к своему здоровью, а значит, в содержание работы необходимо включить информацию о строении человеческого тела, его органах и о том, для чего каждый из них нужен.
Одним из основных средств укрепления здоровья является двигательная активность, поэтому особенно важно формировать у дошкольников привычку к ежедневным физическим нагрузкам: утренняя зарядка, подвижные игры, физкультурные занятия, самостоятельная двигательная деятельность, спортивные игры и упражнения, достаточное пребывание на воздухе.
Важно уделить внимание вопросам правильного питания, дать детям знания о том, какие продукты полезны для здоровья, какие витамины помогают человеку сохранять здоровье. Необходимо уделить внимание и вредным, столь популярным сегодня продуктам (чипсам, газированным напиткам и т. п., представляющим реальную опасность для здоровья человека.
Назовите, над формированием, каких КГН осуществляется работа в д\с? (культура умывания, еды, внешнего вида)
• С какого возраста детей надо приучать пользоваться расческой и носовым платком? (мл. гр.)
• Какими столовыми приборами должны уметь пользоваться дети в детском саду? (ложка, вилка, нож, чайная ложка).
• С какого возраста дети должны пользоваться салфеткой? (1 мл. гр.)
• С какого возраста дети должны пользоваться вилкой? (2 мл. гр.)
• С какого возраста дети должны пользоваться ножом? (ст. гр.)
• С какого возраста дети должны учиться полоскать рот после еды? (ср. гр.)
• С какого возраста детей надо учить следить за чистотой ногтей? (ст. гр.)
• С какого возраста надо учить детей пользоваться зубной щеткой? (ср. гр)
Игра
Слайд 8
«Трудовое воспитание»
1. Хозяйственно-бытовой труд предполагает умения поддерживать порядок в групповой комнате, дома и на участке, участвовать в организации бытовых процессов и образовательной деятельности.
Особенность хозяйственно - бытового труда - его общественная направленность,
т. е. удовлетворение потребностей других детей и взрослых.
Основные задачи:
- развивать стремление к чистоте и порядку;
- воспитывать стремление к аккуратности, желание беречь результаты труда других людей: не ломать игрушки, не рвать книги, соблюдать чистоту;
- развивать желание трудиться, быть полезным окружающим;
- способствовать формированию трудовых умений и навыков;
- формировать качества личности, необходимые для осуществления коллективного труда: выполнять работу, направленную на достижение общей цели; умение планировать работу, договариваться, распределять обязанности, согласовывать действия, помогать друг другу в случае необходимости;
- формировать первоначальные представления о хозяйственно-бытовой деятельности человека.
Дошкольники уже в младшей группе способны оказывать посильную помощь в подготовке к приему пищи, занятиям, уборке игрушек. Одним из важнейших методов здесь является наблюдение за трудом помощника воспитателя, наблюдая за которым, дети усваивают элементарные трудовые операции, запоминают их названия и способы выполнения. В обучении трудовым действиям оптимальным является индивидуальная форма работы – трудовое поручение, когда педагог может дать детальный показ действия и проконтролировать его выполнение. Наряду с освоением трудовых действий, важно осознание значимости хозяйственно-бытового труда детьми.
В средней группе вводится организованная форма хозяйственно-бытового труда – дежурство. За детьми закрепляется постоянная обязанность: они по очереди заботятся об остальных детях, накрывая для них столы. Здесь, кроме показа и словесных указаний, необходимы организующие моменты, например, экран дежурства, где указано кто и когда дежурит. Здесь же можно оценивать качество дежурства детей, к примеру, с помощью цветных кружков: красный – отлично, зеленый – хорошо, синий – есть ошибки. В качестве наглядной помощи можно предложить детям использовать схему «Сервируем стол», на которой показано, в каком порядке ставится на стол посуда (пример – рис. 2).
Как говорилось выше, для дошкольника важно видеть результат своего труда, но результат рассматриваемого нами хозяйственно-бытового труда не всегда нагляден, что может снизить у ребенка мотивацию. Здесь на помощь приходят игровые методы. Например, мытье кубиков можно организовать в форме сюжетно-ролевой игры «Кораблестроители». Воспитатель предлагает детям построить корабль, но выясняется что строительные материалы долгое время «пылились» на складе, и их необходимо помыть.
По мнению воспитателей, большой проблемой является уборка игрушек – дети делают это неохотно. Здесь на помощь тоже придет игровой прием – «Письмо от игрушек», в котором они пишут, что им очень неприятно жить в таком беспорядке, и они уходят в другую группу, где дети убирают игрушки хорошо.
В старшем дошкольном возрасте большое внимание уделяется коллективному труду, где дети объединяют усилия для того, чтобы сделать группу более чистой и уютной, отремонтировать порванные книги, вымыть кукол и постирать их одежду. Здесь важно создать условия для равноправного участия каждого ребенка в общем деле, предлагать детям высказывать предложения по выполнению трудовой задачи. Важно также воспитывать культуру труда: применять рациональные приемы, грамотно использовать оборудование.
Слайд 9
Труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде).
Уход за растениями, выращивание овощей, озеленение участка и т. д.
Значение: благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.
Особенности:
- результатом этого вида труда может быть материальный продукт (урожай). Это сближает детский труд с трудом взрослых;
- чаще всего этот вид труда имеет отсроченный результат;
- труд в природе всегда связан с живыми объектами, поэтому формирует бережное, ответственное, осторожное отношение к окружающему;
- даёт возможность одновременно развивать познавательные интересы.
Труд в природе, как никакой другой вид труда, сочетает в себе умственные, физические и волевые усилия. Он связан с расширением кругозора, развитием опытно-экспериментальной деятельности. Труд в природе развивает познавательную активность и наблюдательность у детей. Основными задачами являются:
- воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться;
- воспитание основ экологической культуры: приобщение к природоохранной деятельности, воспитание бережного отношения к окружающей природе, освоение правил поведения в природной среде;
- развитие познавательно-исследовательского интереса к природным объектам, формирование представлений о закономерностях развития природы и умения учитывать их в процессе труда.
Основным содержанием труда в природе является уход за растениями в группе и на участке детского сада. Детей привлекают к посильной уборке участка и газонов; к озеленению клумб, работе в саду и на огороде. Педагог организует выращивание в группе рассады, цветов, зеленого лука и т. д., при этом дети усваивают, что жизнь окружающей природы зависит от природных, погодных и иных условий.
Слайд 10
Ручной труд Направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека. Развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность справится с ней, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее). Ручной труд требует умения владеть ножницами, иглой. Поэтому он вводится со старшей группы. После того, как дети приобрели навыки работы с ножницами, клеем, бумагой и другими материалами на занятиях по конструированию и аппликации. В этой деятельности развивается конструктивное мышление ребенка
Ручной (художественный) труд – один из важнейших разделов трудового воспитания – изготовление детьми поделок, игрушек из различных материалов. Этот вид труда тесно связан с конструированием и другими продуктивными видами деятельности. В его процессе развиваются технические навыки работы с различными материалами, усваиваются элементарные представления о свойствах материалов, совершенствуются конструктивные способности детей.
Задачи работы по ручному труду:
- развитие творческого мышления и воображения;
- развитие умственных и сенсорных способностей;
- овладение техническими приемами преобразования различных материалов с целью создания поделки, образа;
- воспитание аккуратности, самостоятельности, интеллектуальной активности.
Содержанием ручного труда являются: работа с картоном и бумагой, тканью и нитками, природными материалами, дополнительными материалами (проволока, древесина, пластик и др.). Такой вид труда способствует развитию способности к постановке цели, выбору путей ее осуществления, преодолению трудностей, воспитывает умение доводить начатое дело до конца.
В процессе организации ручного труда, важно отрабатывать с детьми каждый новый способ отдельно, и только затем демонстрировать разнообразие поделок, которые можно изготовить с применением этого способа. После освоения того или иного приема воспитатель может дать детям творческое задание, объявив тему или предложив изготовить поделку по замыслу.
Работу с природным материалом можно начать с анализа его как основы для создания образа, при этом педагог знакомит детей с приемами изменения пространственного положения основы, ее дополнения и извлечения лишнего. После овладения указанными навыками возможен переход к более творческим заданиям: по теме, по замыслу, коллективный ручной труд.
1. Что включает в себя общественно- полезный труд?
(поручения, дежурства, поддержание порядка в группе и на участке)
• С какого возраста вводится дежурство по столовой? (мл. гр. – 2 половина года)
• С какого возраста вводится дежурство по занятию? (ср. гр.)
• С какого возраста вводится дежурство по центру природы?
• С какого возраста вводится поддержание порядка в группе и на участке? (мл. гр.)
• С какого возраста дети участвуют в подклеивании книг и коробок? (ср. гр.)
• Какие трудовые действия должны выполнять дети по уборке участка в ст. гр.? (подметать дорожки, очищать от мусора, от снега, поливать песок в песочнице)
Задание: Каждой команде предлагается рассказать, какие действия входят в обязанности дежурных: Учитывая возраст детей
1 команде - Дежурных по столовой.
2 команде - Дежурных по занятию
3 команде - Дежурных по центру природы,
2. Какие виды деятельности определены в ТМ «Труд в природе»?
- мл. гр.? (поручения по уходу за растениям в уголке и на огороде,
- ср. гр.? (подкормка птиц, приводить в порядок трудовое оборудование)
- ст. гр.? (дежурство по уголку природы, создание построек из снега)
- под. гр.? (сгребание снега к стволам деревьев, посев и высадка рассады, полив грядок и клумб, выращивание корнеплодов).
Слайд 11
«Самостоятельность»
Социально-коммуникативное развитие в игровой деятельности
Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования социально - коммуникативных способностей дошкольников. В игре ребёнок учится согласовывать свои действия с действиями партнёра. Это помогает ориентироваться во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самостоятельности и самооценки.
Когда дошкольник овладевает игрой на уровне самостоятельности, игра превращается из предмета познания в самодеятельность ребенка – творческую форму выражения его индивидуальности.
Слайд 12
1. Сюжетно-ролевая игра – одна из важнейших форм социализации дошкольника, поэтому от умелого руководства педагога зависит эффективность работы в данном направлении.
Важно соблюдать ряд требований, способствующих эффективному руководству игрой :
- игру нужно организовывать так, чтобы в каждом ее виде предчувствовался будущий урок – нравственный идеал, соответствующий общечеловеческим ценностям (цель ставит воспитатель перед собой, но не перед детьми);
- необходимо содействовать накоплению у дошкольников представлений об образцах для подражания (герои, люди разных профессий, спортсмены, артисты и т. д.);
- необходимо продумывать средства игры (роль, атрибуты, игровое пространство) – только в этом случае игра станет средством социализации, а не простой забавой;
- игра – «лаборатория познания» педагогом своих воспитанников;
- организация детской игры должна быть направлена на то, чтобы каждый ребенок приходил к ее результату – оценке и самооценке созданного образа.
2. Коммуникативные игры – игры, в ходе которых для выполнения игрового действия необходим речевой, тактильный или иной контакт взрослого с ребенком, детей между собой. Таких игр достаточно много, это игры различной степени подвижности, к ним можно отнести некоторые хороводные игры, много среди них словесных и ролевых игр.
3. Игры с правилами – здесь дошкольник не только получает удовольствие от процесса игры, но и обязан соблюдать правила, заданные взрослым, обговоренные со сверстниками или предусмотренные самой игрой. Ребенок запоминает правила, действует в соответствии с ними, контролируя свои действия и действия сверстников, учится эмоционально приемлемо оценивать результат игры, принимать успех и неудачу.
Основными формами работы в реализации рассматриваемой области являются: организованная образовательная деятельность, личный пример взрослого, игровые ситуации, беседа, этическая беседа, наблюдение, сюжетно-ролевая игра, коммуникативная и словесная игра, наглядные методы, чтение и обсуждение художественной литературы.
1. Игра «Сиамские близнецы»
Использование инновационной технологии «лего- конструирование»
2. Игра «Кто быстрее?»
Умение договариваться, игра по инструкции
Рефлексия:
1. Уважаемые педагоги! Вам предстоит ответить на данный вопрос, используя карточки с началом предложения:
«Я не задумывалась над этим вопросом раньше, но могу сказать, что….»
«Мне кажется, что в этом вопросе главным является….»
«Я считаю, что заниматься воспитанием детей следует с родителями потому, что…»
2. Воспитатель в группе – самый главный человек для маленького ребенка. Ребенок безоглядно доверяет воспитателю, наделяет его достоинствами: умом, красотой, добротой. Это неудивительно, поскольку вся жизнь ребенка в детском саду зависит от «главного взрослого». Сегодня мы хотим, чтобы наши педагоги с нашей деловой игры ушли с прекрасным настроением, знали, что их любят и уважают в коллективе.
Музыкальная коммуникативная игра «Признание в любви»
Спасибо за внимание! Творческих успехов!
3. «Размышлянкино» (Педагогические ситуация для размышления).
Ситуация 1. Вы – воспитатель. Наблюдая за игрой девочки, вы замечаете, что она, одевая куклу, раздраженно разговаривает с ней: «Ну что так медленно одеваешься! Трудно, что ли, колготки натянуть?. А почему платье наизнанку повесила, когда снимала его?.» – и резко надевает белье на куклу. Объясните возможные причины такого поведения ребенка. Какие выводы вы сделали для себя?
Ситуация 2. За ребенком в детский сад пришла мама. Сын показывает ей сложенный из бумаги стаканчик и радостно сообщает: «Посмотри, мама! Я сегодня научился складывать стаканчик из бумаги! Когда мы пойдем в парк, захотим пить, я достану этот стаканчик и мы попьем из него». Мама, посмеиваясь над ребенком, говорит: «Ну что за глупости, разве у нас стаканов нет? Да и бумажные всегда купить можно». Мальчик грустно смотрит на свой стаканчик. Радость в его глазах погасла. Как вы объясните маме ребенка неправильность такого отношения к сыну?
Ситуация 3. Вы – воспитатель старшей группы. Наблюдая за действиями некоторых детей-дежурных, вы отмечаете небрежность в их работе, дети часто отвлекаются. О чем могут свидетельствовать такие недостатки? Какие выводы сделаете для себя? Какие методы окажут положительное влияние на детей?
Ситуация 4. Поливая растения, ребенок действовал неосторожно, торопливо – пролил воду, намочил костюм, обувь. Воспитатель раздраженно замечает: «Ну сколько налил воды вокруг! Да и сам весь мокрый. Никогда больше не разрешу тебе поливать растения!» В чем ошибка воспитателя? Какие советы вы дадите ему?
Ситуация 5. Пятилетний Гена впервые пришел в детский сад, к труду он не был приучен. Воспитатель сразу потребовал от него убрать свою постель после сна. Мальчик сопротивлялся, взялся за работу неохотно и в конце концов не справился с нею.
Проанализируйте ситуацию, сделайте выводы как педагог должен себя вести?