Анжелика Хаметова
Педпроект «Песочное волшебство»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
Характеристикой особенностей детей с нарушениями речи являются быстрая утомляемость, рассеянность, возбудимость или вялость, безучастность на занятиях, в играх и другой деятельности. Следствие ограничения речевой практики – задержка в формировании коммуникативных навыков и развитии эмоционально-волевой сферы.
Метод песочной терапии обладает мощным ресурсом для образовательной работы с детьми данной категории. Основные преимущества этого метода:
• в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка;
Публикация «Педпроект „Песочное волшебство“» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2021
• перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу существенно повышает мотивацию к занятиям;
• игры с песком развивают коммуникативные навыки; песок обладает свойством «заземлять» негативную психическую энергию; игры и упражнения в песке гармонизируют психоэмоциональное состояние детей;
• следствием решения проблем в социально-эмоциональной сфере является развитие монологической и диалогической речи;
• игра в песочнице активизирует потенциальные творческие способности.
Цель проекта: оптимизация условий логопедической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
Задачи:
- совершенствование предметно-игровой деятельности,
- формирование учебной деятельности,
- развитие познавательных функций (восприятие, внимание, память, мышление, речи и моторики,
- коррекция речи и поведения,
- повышение интереса к логопедическим занятиям;
- создание ситуации успеха.
Методы и формы работы с песком:
- рассказ
- беседа
- коммуникативные, символические, ролевые игры,
- моделирование ситуации,
- пальчиковая гимнастика, логоритмические упражнения,
- конструирование из дидактического материала.
Приемы, используемые на занятии:
«Поскользить» по поверхности песка (как змейка, машина, и т. д.);
«пройтись» ладошками, оставляя свои следы; оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, создавая узоры (солнышко, цветок, и т. д.);
«пройтись» каждым пальчиком поочередно, правой и левой руки, провести массаж рук ребенка (можно использовать растирание рук, различные массажёры, а так же самомассаж с помощью сосновой или еловой шишки).
Организацию игр-занятий с песком можно разделить на 3 типа:
1) совершение определенных манипуляций с песочной поверхностью (дети заполняют песком формочки, трафареты, рисуют на песчаной поверхности, делают отпечатки, собирают песок в комочки и создают горки);
2) проникновение в толщу песка, рытье ямок и тоннелей, прятанье в песок предметов с их последующим извлечением;
3) организация сюжетов, создание композиции, моделирование игровых ситуаций.
Основные направления пескотерапии, используемые в логопедической работе:
- формированию фонематического слуха и восприятия,
- работа над слоговой структурой,
- развитие языкового анализа и синтеза
- расширение словарного запаса,
- развитию связной речи,
- развитие высших психических функций,
- развитие моторики, конструктивного праксиса.
Условия работы с детьми:
1. Согласие и желание ребенка.
2. Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий.
3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
4. Для работы можно использовать передники.
5. Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.
Примерный режим работы:
-1-2 раза в неделю индивидуальное занятие (по усмотрению логопеда тема занятия повторяется).
Сроки реализации проекта: долгосрочный
Состав группы: постоянный (Дети с ОНР 4-5лет)
Оборудование для игр с песком
Стол для пескотерапии с подсветкой, глубокая песочница с бортами
Дополнительный материал:
- формочки для работы с песком,
- наборы тематических игрушек,
- бросовый, природный материал (картон, бумага, шишки, каштаны, жёлуди,
- дидактические игры (счётные палочки, магнитная азбука, строительный материал, трафареты.
Частичный перенос логопедических занятий в песочницу дает следующие результаты:
- возрастает интерес к логопедическим занятиям;
- дети чувствуют себя более успешными;
- нет места монотонности и скуке.
- усиливается личностная заинтересованность ребенка в происходящем.
- песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка.
- ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.
- более легко проходит адаптационный период, напряжение и страх исчезают.
- усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
- совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
- в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а главное - речь и моторика.
Содержание проекта
Основные этапы проекта:
Первый этап – (организационный) поисково-теоретический – посвящен изучению и анализу психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.
Второй этап – диагностическо-методический.
-Диагностическое обследование дошкольников; анкетирование родителей, анализ полученных диагностических данных;
-Составление и обсуждение поэтапного плана работы, анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;
-Создание банка идей и предложений;
-Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса;
-Определение задач воспитательно-образовательного процесса
Третий этап – реализация проекта – в процессе чего был реализован педагогический проект.
Четвертый этап – (аналитический) подведение итогов и анализ результатов проекта.
Литература:
1. Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю. Игры-занятия с песком и водой: Пособие для педагогов и родителей. - СПб. : 2008.
2. Грабенко Т. М., Зинкевич - Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. -СПб. :ИСПиП, 1998.
3. Кобзарева, Л. Г., М. П. Резунова. Игры и упражнения для развития речи на 1 этапе коррекционного обучения детей с ОНР.
7. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005
8. Пятница Т. В., Башинская Т. В. Система коррекционного воздействия при моторной алалии. Москва 2010г.
9. Сакович Н. А. - Тенденции песочной терапии.
10. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.
11. Штейнхард Ленор. - Юнгианская песочная психотерапия