Дидык Юлия Владимировна
Педагогика на асфальте. Игровое пособие «Цветочная полянка»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Она благотворно влияет на развитие и здоровье ребёнка. А игра на свежем воздухе направлена на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей и относится к здоровьесберегающим технологиям, реализуемым в дошкольных учреждениях.
Игры на асфальте – отличный способ сочетать приятное с полезным. Игры на асфальте - позволяют поиграть с пользой, реализовать принцип - играя, развиваем.
Публикация «Педагогика на асфальте, Игровое пособие „Цветочная полянка“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Игры на асфальте, классики
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» июнь 2018
Данное игровое пособие является многофункциональным, т. к. может быть использовано для решения разных педагогических задач, а в контексте речевого развития может быть использовано для решения задач по развитию всех сторон речи в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте. Дети старшего дошкольного возраста могут самостоятельно организовать подобные игры в своем дворе и на прогулке.
Организовать игру «Цветочная полянка» летом на территории детского сада совсем не трудно. Необходимо на асфальте нарисовать цветы - ромашки. А дальше все зависит от того, какие задачи вам необходимо решить с помощью этой игры. Можно с помощью этой игры закрепить полученные знания на занятии по развитию речи или по обучению грамоте, а можно играя провести индивидуальную работу с теми детьми, у которых есть речевые нарушения (по рекомендациям учителя-логопеда). Используя данное игровое пособие можно решить практически любые задачи по развитию речи.
Задачи речевого развития (образовательная область «Речевое развитие):
- Овладение речью, как средством общения
- Обогащение активного словаря
- Развитие звуковой культуры речи
- Развитие связной речи
- Развитие речевого творчества
- Знакомство с художественной литературой
- Формирование звуковой аналитико-синтетической активности
Развитие активного словаря
Игра «Овощи – фрукты»
Цель: обогащение и активизация словарного запаса по лексическим темам, закрепление обобщающих понятий (младший, средний дошкольный возраст).
Ход игры: Нарисовать две ромашки. Детям необходимо распределить овощи на лепестки одного цветка, фрукты – на лепестки другого (взять из корзинки муляж овоща или фрукта и встать с ним на лепесток нужной ромашки). Повторить все названия и дать обобщающее понятие. Можно использовать три ромашки, распределяя овощи, фрукты и ягоды (можно складывать их в коробочки в центре цветка). В старшем дошкольном возрасте можно использовать другие лексические темы, например, «Транспорт», «Головные уборы» и другие. Правила игры можно изменить: просим детей вспомнить и назвать предметы по теме и занять место на соответствующей ромашке (в теме «Транспорт» можно использовать три ромашки – назови наземный, воздушный и водный транспорт).
Развитие связной речи
Игра «Сад - огород»
Цель: закрепить умение составлять предложения с предлогами (в, на). (средний и старший дошкольный возраст)
Ход игры: Используем две ромашки. Раскладываем овощи и фрукты на лепестки ромашек и составляем предложения: «Огурец растет на огороде». «Яблоко растет в саду» и т. д. Составил предложение и встал на лепесток ромашки.
Игра «Времена года»
Цель: закрепить признаки времен года, закрепить умение составлять предложения с противопоставляющим союзом «а» (старший дошкольный возраст).
Ход игры: Используем по две ромашки. В центр ромашки кладётся картинка изображающая время года (например, «зима» и «лето»). Сначала просим детей назвать признаки каждого из времен года, назвал – встал на лепесток ромашки. Затем просим детей сравнить признаки времен года, составляя предложения: «Летом земля покрыта травой, а зимой снегом», «Зимой дети катаются на санках, а летом на велосипедах» и т. д.
Развитие звуковой культуры речи
Игра «Жуки и комары»
Цель: автоматизация изолированных звуков [з], [ж] (средний дошкольный возраст).
Ход игры: Одна группа – комарики, другая – жуки (можно надеть детям шапочки с изображением комара или жука). По команде «Комары полетели!» дети бегают по участку, и произносить: «з – з – з». По команде «Жуки полетели» комары улетают на свой цветок, а жуки вылетают и произносят: «ж – ж – ж».
Игра «Самолеты и машины»
Цель: дифференциация звуков [Л]-[Р] (старший дошкольный возраст)
Ход игры: Используем две ромашки, в центре которых мелом написаны буквы «Л» («песенка самолетика») и «Р» («песенка моторчика»). Дети придумывают слова со звуками [Л] и [Р] и встают на лепестки ромашек.
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности
Игровое упражнение «Назови слова на звуки [А] [О] [У]»
Цель: закреплять умение подбирать слова на заданный звук.
Ход игры: Используем любое количество ромашек. Буква написана мелом в центре цветка. Ребенок, называющий слово, начинающееся на заданный звук, становится на лепесток цветка. Другой вариант задания: Подбираем слова заканчивающиеся на заданный звук.
Игровое упражнение «Подбери слово со слогом СО»
Цель: закрепить умение подбирать слова, начинающиеся на заданный слог (старший дошкольный возраст).
Ход игры: Используем любое количество ромашек. Слог написан мелом в центре цветка. Ребенок, называющий слово, начинающееся на заданный слог, становится на лепесток цветка. Другой вариант задания: На лепестках ромашек написано начало слов. Детям необходимо угадать, какой слог добавить в центр ромашки, чтобы получилось слово.
Игровое упражнение «Определи место звука [Л] в слове»
Цель: закрепить умение определять место заданного звука в слове. (старший дошкольный возраст).
Ход игры: В центре ромашек рисуем мелом схемы слова (звук в начале, в середине, в конце слова). Педагог называет слово, а ребёнок определяет место заданного звука в слове и встает на лепесток нужного цветка.
Развитие речевого творчества
Игра «Посчитай»
Цель: закрепить умение согласовывать в роде, числе и падеже имена существительные с именами прилагательными.
Ход игры: На лепестках ромашки мелом рисуем цифры. В центр цветка кладем любой предмет или игрушку. Ребенок должен правильно сосчитать увеличивающееся количество предметов: «одна машинка, две машинки, три машинки, четыре машинки, пять машинок и т. д.»
Знакомство с художественной литературой
Игра «Отгадай героя сказки»
Цель: закреплять умение узнавать героя произведения по описанию, закрепить названия художественных произведений.
Ход игры: Играют двое детей (две ромашки). Педагог дает характеристику героя произведения или загадку о герое, отгадавший кладет камешек на лепесток своего цветка. Выигрывает тот, кто больше отгадает героев и быстрее соберет камешки на лепестки цветка.
Такие игры активизируют умственную деятельность, закрепляя полученные знания, способствуют расширению кругозора детей, пополняют их словарный запас. Используя данное игровое пособие «Цветочная полянка» просто, интересно и поучительно можно провести прогулку в детском саду.
Список литературы
1. Власова, Т. М. Фонетическая ритмика [Текст]/ Т. М. Власова, А. Н. Пфафенродт. – М. : Учебная литература, 1997. – 376 с., ил.
2. Нищева Н. В «Играем, развиваемся, растем» (дидактические игры для детей дошкольного возраста) Спб. Детство –Пресс 2010
3. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - Спб., 2001
4. Смирнова Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». Москва: Мозаика-синтез. 2004
5. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. -, 1983