Костина Алла Александровна
Педагогическое эссе «Современный воспитатель детского сада»
Профессия педагога одна из самых важных и значимых в жизни современного общества. Быть воспитателем – это призвание. Это значит, хотеть и уметь снова и снова проживать детство с каждым ребенком, видеть мир его глазами, удивляться и познавать вместе с ним, быть не заметным, когда малыш занят своим делом, и незаменимым, когда ему нужна помощь и поддержка.
Публикация «Педагогическое эссе „Современный воспитатель детского сада“» размещена в разделах
Выбор профессии педагога был обусловлен примером моей мамы, которая всю жизнь проработала в детском саду. Когда пришло время выбирать учебное заведение, то я, не задумываясь, выбрала педагогический университет. Уже в ходе обучения проявился интерес к изучаемым предметам и я стала понимать, что более глубокое знание психологии и педагогики поможет мне дать объективное объяснение поступкам людей, их поведению. Я поняла, что полученные знания я могу применять и в своей профессии, и в жизни. В дальнейшем я получила еще и экономическое образование, но все-таки остаюсь в педагогической профессии. Профессия воспитателя очень сложная, но необходимая в любое время и в любой экономической ситуации. Делая свои первые шаги в работе, робко и несмело, порой ошибаясь, я мечтала стать хорошим воспитателем. А хороший воспитатель - это, прежде всего хороший человек, чуткий, искренний и честный.
Мой рабочий день начинается с игры и заканчивается игрой. Ведь именно в игре ребенок развивается как личность. Игровые моменты, ситуации и приемы включаю во все виды детской деятельности. Веселые хороводные игры, игры с сюжетными и заводными игрушками организую в утренние часы, так как они поднимают настроение, помогают забыть минуты расставания с родителями. Сюжетно-ролевые игры, в основном, проводятся днем или вечером. Игровые моменты я включаю во время выполнения режимных процессов. В играх я стремлюсь пробудить у детей способность к импровизации, насыщение сюжетов оригинальными событиями.
Современный воспитатель детского сада должен быть грамотным специалистом, разбирающимся в многообразии программ, технологий и методических разработок. Именно поэтому я стараюсь постоянно совершенствовать свою педагогическую компетенцию, осваиваю новые технологии, для того чтобы дать детям как можно больше знаний. В своей работе пользуюсь одной из технологий, направленных на личностное развитие ребёнка. Основой этой технологии лежит субъективное взаимодействие педагога с детьми, предполагающей уважение к ребёнку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества в группе. Поэтому в своей работе я стремлюсь реализовать принцип сотрудничества и партнерства. Ребенку нужны понимание и принятие педагогом его личности, его индивидуальности, педагогическая помощь и поддержка. При организации совместных игр и игровых ситуаций стараюсь учитывать различия и индивидуальные особенности каждого ребенка, иначе многое из того, что он запланировано сделать, просто не состоится. Дети робкие и застенчивые, с заниженной самооценкой больше нуждаются в специально организованных «ситуациях успеха», маленьких победах, признании друзей. Непременным условием технологии личностно-ориентированного воспитания является умение выдвигать реальные цели деятельности детей, умение строить разнообразные формы деятельности, чтобы она была успешной для каждого ребенка.
На сегодняшний день актуальна проблема развития коммуникативных навыков у детей. Дети, не имеющие навыков конструктивного общения со сверстниками, часто становятся причиной ссор и конфликтов. Одной из наиболее эффективных форм взаимодействия детей считаю совместные коммуникативные игры, в которых отсутствует соревновательное начало, а существует общность действий и эмоциональных переживаний. Активно использую игры, направленные на создание мира и гармонии в ребенке.
Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, необходимо вовремя поддержать их стремление исследовать все вокруг. 3адача воспитателя и родителей – не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательскую деятельность. В своей группе я провожу мероприятия «Путешествия в лабораторию Знатоков», где мы вместе с детьми выполняем простейшие опыты с песком, воздухом, водой, бумагой, магнитами. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, детям нравится измерять, считать, сравнивать. В процессе исследовательской деятельности идёт развитие познавательной активности и любознательности, обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, накапливаются умственные умения, развиваются изобразительные способности.
Значительно расширяют возможности воспитателя детского сада информационные технологии. Информационно-методические электронные ресурсы я активно использую во время подготовки к занятиям, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий. Но воспитатель должен не только сам пользоваться компьютером и мультимедийным оборудованием, но и активно использовать их в педагогической деятельности. В своей работе я использую мультимедийные презентации, которые позволяют сделать занятие эмоционально окрашенными, интересными, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности.
Конечно, самый главный пример для детей - это их родители, поэтому в своей профессиональной деятельности я стараюсь проводить активную работу по вовлечению родителей в совместную деятельность.
Работа с родителями проводится по следующим направлениям:
консультации, занятия с участием родителей, выставки детских работ, изготовление поделок вместе с родителями, изготовление папок-передвижек, проведение совместных праздников. Семья и детский сад – это два воспитательных мира, каждый из которых по-своему дает ребенку знания, социальный опыт, развитие, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Воспитатель – это не просто профессия, это состояние моей души. Выбранная мной профессия, заставляет меня все время двигаться вперед, искать и находить что-то новое, развивать свои творческие способности, дает возможность окунуться в атмосферу счастливого детства.