Татьяна Шабалина
Исследовательский творческий проект «Будь природе другом»
▼ Скачать + Заказать документы
Будь природе другом
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 5 «СКАЗКА» Г. МЕДНОГОРСКА,
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ, ТВОРЧЕСКО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ.
«Будь природе другом»
Проект
«Будь природе другом»
Автор: старший воспитатель Т. И. Шабалина
высшая квалификационная категория
Вид проекта : педагогический, творческо-исследовательский.
Публикация «Исследовательский творческий проект „Будь природе другом“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Тип проекта : долгосрочный.
Сроки проведения: с 01.09.2020г по 31.08.2021г
Участники проекта : педагоги ДОУ, воспитанники, родители воспитанников, социальные партнеры.
Актуальность:
Экологическое образование и воспитание — чрезвычайно актуальная проблема современности. Ведь небрежное и даже жестокое отношение к природе всегда начинается с недостатка экологического образования и воспитания. Познавательная, исследовательская и творческая деятельность призвана восполнить эти пробелы, научить любить и понимать природу, сформировать у детей основы экологической культуры.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 5 января 2016 г. № 7 в 2017 году в Российской Федерации проводится Год экологии, целью проведения которого является привлечение внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения объектов природного наследия, и сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности.
Воспитывая в детях добрые чувства, любознательность, эстетическое восприятие, связанные с красотой природы; умение реализовать свои впечатления в трудовой деятельности, применяя современные образовательные технологии проектной деятельности можно решить проблемы экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Цель проекта : формирование у детей системы ценностных отношений к природе, животному и растительному миру, воспитание любви к природе и бережного отношения к ней.
Задачи:
- создание методической системы работы в ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста;
- формирование у детей системы ценностных отношений к природе, животному и растительному миру, воспитание любви к природе и бережного отношения к ней;
- способствовать развитию понимания детьми неразделимого единства человека и природы, понимания общечеловеческой ценности природы;
- расширять общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
- повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста;
Ожидаемые результаты:
Для педагогов
Для воспитанников
Для родителей
Для социальных партнеров
-Повышение образовательного ценза и уровня квалификации педагогов в вопросах экологического воспитания детей дошкольного возраста;
-Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей.
- - расширение знаний о растительном и животном мире;
- бережное отношение к природе, овладение навыками экологически безопасного поведения в природе;
- формирование стремления к исследованию объектов природы;
- развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Повышение компетенции родительской общественности в вопросах экологического воспитания детей для соблюдения единства семейного и общественного воспитания.
Родители содействуют созданию комфортной предметно-пространственной развивающей среды группы, территории ДОУ.
Расширение форм сотрудничества и взаимодействия.
Современные образовательные технологии, используемые при реализации проекта :
Здоровьесберегающие технологии
Применение физкультминуток на экологическую тему, проведение физкультурных занятий и развлечений.
ИКТ - технологии
Разработка презентаций на экологическую тему, изучение образовательных интернет порталов. Позволяют отправиться в путешествие по разным странам и городам, селам, заповедным зонам. Позволяют просматривать развивающие мультфильмы, играть в дидактические игры. Подбор иллюстративного материала к занятиям, для оформления стендов группы. Создание презентаций в программе Power point для повышения эффективности образовательной деятельности.
Личностно-ориентированные технологии
Позволяют ребенку проявить собственную активность, иметь свободу выбора деятельности, партнеров совместной деятельности, наиболее полно выразить себя. Учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, гендерный подход, уровня развития детей.
Технологии проектной деятельности
Детские творческие и исследовательские проекты «Во саду ли в огороде» «Огород на окне», «Экологический калейдоскоп» и другие.
Технологии исследовательской деятельности
Метод каталога (обучение творческому рассказыванию, метод «Системный анализ» (позволяет рассмотреть мир как систему, метод обоснования новых идей «Золотая рыбка» (разделение ситуации на реальную и фантастическую, метод ММЧ (моделирование маленькими человечками.).
Технология проблемного обучения
Побуждение детей выдвигать гипотезы, делать выводы, не бояться допускать ошибки, самостоятельно искать способы решения проблемы. Картотека проблемных ситуаций, проблемных вопросов.
Теоретическая и практическая значимость проекта :
Данный проект может быть использован в работе как методические рекомендации педагогами дошкольных образовательных учреждений различной направленности.
Мастер-классы педагогов по изготовлению пособий и дидактических материалов могут применяться в работе педагогами других ДОУ.
Теоретическая часть проекта может быть представлена как доклад или консультация для педагогов ДОУ по вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Разработанные формы работы с родительской общественностью и социальными партнерами могут применяться во всех возрастных группах ДОУ.
План реализации проекта :
(В плане реализации проекта возможны изменения, перенос даты проведения мероприятий, изменение наименований мероприятий).
Подготовительны этап
Сентябрь 2020г
Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов.
Изучение современных научных разработок в области экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Анализ предметно-развивающей среды во всех возрастных группах. Выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в уголках природы.
Создание творческой группы по реализации проекта : старший воспитатель, педагоги ДОУ, музыкальный руководитель.
Разработка плана проекта.
Составление рабочего плана реализации проекта и определение ответственных лиц.
Анализ подготовки педагогических кадров, участников творческой группы по реализации проекта.
Основной этап
сентябрь – август 2021г
Мероприятия
Ответственный
Тематическое оформление коридора ДОУ по теме проекта.
В течении года
Старший воспитатель
Беседы с детьми по вопросам охраны природы во всех возрастных группах
Педагоги ДОУ
Занятия, образовательные события, путешествия на экологические темы во всех возрастных группах
Педагоги ДОУ
Конкурс «Лучший плакат на экологическую тему»
Старший воспитатель
Развлечение «Путешествие в лес» для детей.
Музыкальный руководитель, педагоги ДОУ
Труд и наблюдения детей в природе, уголках природы
Педагоги ДОУ
Педагогический совет: «Новые подходы по организации экологического воспитания в ДОУ»
Старший воспитатель
Тематическое оформление групп и приемных во всех возрастных группах.
Педагоги ДОУ
Акция: «Интересно, что у нас под ногами?»
Цель: обучение детей основам поддержания чистоты в различных местах: дома, в детском саду, на природе.
Педагоги ДОУ
Конкурс «Экологический калейдоскоп». Защита экологических проектов.
Педагоги ДОУ
Конкурс «Весенний букет» в разновозрастной группе
Проект «Огород на окне» во всех возрастных группах
Педагоги ДОУ
Акция: «Капелька воды»
Цель: Формирование представлений о значении воды в нашей жизни, обучение бережному отношению к ней. Акция: «Капелька воды»
Педагоги ДОУ
Проект «Озеленение территории ДОУ»
Педагоги ДОУ
Проект «Экологическая тропа» на участках групп
Педагоги ДОУ
Конкурс поделок «Наш дом – природа» в средней группе
Конкурс поделок «Удивительный мир природы» в средней группе
Конкурс поделок «Вторая жизнь не нужных вещей» во второй младшей группе
Конкурс поделок из бросового материала «Вторая жизнь не нужным вещам»
Фотоконкурс «Природа и мы» 2 младшая группа
Акция: «Ёлочка-краса»
Цель: обучение общению с природой, бережному отношению к елям.
Педагоги ДОУ
Акция: «Столовая для пернатых»
Цель: развитие наблюдательности, чувства сопереживания и причастности к судьбам птиц зимой, любви к природе родного края.
Работники заповедника
Педагогический совет: «Новые подходы по организации экологического воспитания в ДОУ»
Выступление: «Развитие творческой, исследовательской активности дошкольников в процессе экологического воспитания дошкольников»
Старший воспитатель
Открытый просмотр занятии по экологическому развитию
Педагоги ДОУ
Конкурс «Весенний букет» в разновозрастной группе
Проект «Озеленение территории ДОУ»
Педагоги ДОУ
Оформление паспорта комнатных растений в группе.
Педагоги ДОУ
Разработка картотек игр по экологическому воспитанию во всех возрастных группах
Педагоги ДОУ
Изготовление дидактических пособий по экологическому воспитанию. Во всех возрастных группах
Педагоги ДОУ
Консультация для педагогов «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
Старший воспитатель
Городской семинар - практикум «Экологическое воспитание в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО.»
Старший воспитатель
Анализ и контроль за реализацией проектной деятельности
Конкурс «Экологический калейдоскоп». Защита экологических проектов.
Заведующая, старший воспитатель, педагоги ДОУ
Закрытие проекта по экологии.
Музыкальный руководитель
Заключительный этап
август 2021 г.
Описание опыта построения системы экологического воспитания в ДОУ
Старший воспитатель
Презентация проекта на педагогическом совете ДОУ
Старший воспитатель
Создание фотоотчета по проекту
Старший воспитатель
Публикации в педагогических сборниках, размещение информации о проекте и его результатах на сайте ДОУ, на личных сайтах, на сайтах педагогических образовательных порталов.
Педагоги ДОУ
1.
Педагогический совет: «Новые подходы по организации экологического воспитания в ДОУ»
Выступление: «Развитие творческой, исследовательской активности дошкольников в процессе экологического воспитания дошкольников»
Разработка картотеки дидактических игр по экологии
Февраль 2021
Шабалина Т. И.
2.
Городской семинар - практикум «Экологическое воспитание в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО.»
Мастер-класс из опыта работы «Создание дидактической игры по экологии».
Разработка положения о конкурсах «Лучшая дидактическая игра по экологическому развитию»
Практические рекомендации
Март 2021
Шабалина Т. И.
3.
Консультация «Экологическое воспитание дошкольников в режиме дня и в различных видах деятельности»
Выступление: «Формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию. Презентация памятки
Памятки для родителей по теме:
«Экологическое воспитание дошкольников через игровую деятельность»
Октябрь 2020
4.
Открытый просмотр занятия
Показ занятия
Конспект занятия
Декабрь 2020
Воспитатели групп
5.
Заседание творческой группы «Развитие познавательных способностей дошкольников»
Обмен опытом, поиск новых эффективных форм методической работы.
создание картотек игр в группах.
Декабрь 2020
Воспитатели групп
Мониторинг
- Проведение мониторинга реализации проекта проводится 2 раза (на основном – подготовительном и заключительном этапах) путем экспресс – анализа.
- Критериями положительных результатов выполнения проекта являются анализ выполнения поставленной цели, уровня реализации поставленных задач.
- Отслеживание результатов эффективности проходит через самоконтроль педагогов, через контроль со стороны администрации ДОУ, по итогам проведения конкурсной работы.
- Результаты мониторинга могут использоваться исключительно для оптимизации дальнейшей работы по созданию системы работы в ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Перспективы дальнейшего развития проекта :
- Процесс создания системы экологического воспитания детей дошкольного возраста длительный и творческий. Поэтому в завершении проекта будет проведен анализ полученных результатов, и будет принято решение о необходимости продолжения проекта в следующем учебном году.
-Вовлечение в проект всех педагогических работников ДОУ.
- Привлечение социальных партнеров ДОУ.