Светлана Мандрыкина
Педагогический совет «Основы КЗ и БОЖ в жизни дошкольников и младших школьников»
▼ Скачать + Заказать документы
Период дошкольного детства – это на самом деле быстро заканчивающийся промежуток в жизни каждого человека. Одной из основных целей в этот период является формирование привычки к здоровому образу жизни. Что же такое здоровый образ жизни? Это важный фактор сохранения здоровья и своевременного, гармоничного развития ребенка.
Здоровый образ жизни это :
здоровый дух
здоровый ум
закаливание организма
рациональное питание
здоровое отношение к жизни
здоровое мировоззрение
Публикация «Педагогический совет „Основы КЗ и БОЖ в жизни дошкольников и младших школьников“» размещена в разделах
Здоровый образ жизни- это образ жизни, способствующий сохранению, укреплению и восстановлению здоровья человека.
Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что культура здорового образа жизни – это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.
Создание традиций БОЖ – это то, что должно лежать в основе валеологической работы в образовательных учреждениях, и то, к чему нужно стремиться в конечном итоге.
Зачастую у детей отсутствует заинтересованность к занятиям оздоровительного характера. Это связано с тем, что, во –первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, во –вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально- волевую сферу. Поэтому в работе с детьми важно помнить и соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссером К. С. Станиславским : трудное, надо сделать привычным, а привычное – лекгим и приятным.
Купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Но для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его, с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Сегодня в нашей прогимназии большое внимание уделяется системе воспитательно-оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий.
Использования здоровье сберегающих технологий дошкольного образования- это важная ступень в развитии полноценного и физически крепкого ребенка. Такие технологии применяются во всех видах деятельности. Направленны они на сохранение здоровья и формирование основных знаний БОЖ у детей. Я применяю следующие формы технологии сохранения и стимулирования здоровья:
динамические паузы
пальчиковая гимнастика
гимнастика для глаз
дыхательная гимнастика
подвижные игры
релаксация
Короткие динамические паузы в течение 2-5 минут необходимы для малышей. Они разнообразят занятия и снимают напряжение
Пальчиковая гимнастика у нас очень важна. Если для дошкольников разминка пальцев и кистей рук только снимает напряжение, то у малышей во время этих коротких занятий улучшается мелкая моторика, стимулируется речь, усиливается кровообращение.
Во время занятий требующих большого зрительного сосредоточения, необходимо устраивать паузы и давать отдохнуть глазам. Специальная гимнастика в течение 3-5 минут позволит снять напряжение с глазных мышц. Полезно делать круговые движения глазами, посмотреть в разные стороны, вдаль и перед собой.
Дыхательная гимнастика хорошо влияет на здоровье детей дошкольного возраста. Она активизирует кислородный обмен в тканях, нормализует дыхательную систему в целом.
Жизнь и здоровье – самое важное, что есть у человека, поэтому чтобы сохранить их необходимо выполнять правила безопасного поведения. С самого рождения взрослые опекают своего малыша, стараются, что бы ему было комфортно и безопасно, чтобы у него было крепкое здоровье. Конечно, ребенок всегда нуждается в охране здоровья со стороны взрослых. Однако, я считаю, что и ребенка надо приучать с раннего детства к тому чтобы он сам заботился о своем здоровье:
Воспитывать у него привычку к чистоте, аккуратности и порядку.
Способствовать овладению культурно- гигиенических навыков.
Знакомить с элементами самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности.
Учить понимать, как влияют физические упражнения на организм человека, на его самочувствие.
Формировать умение правильно вести себя в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, предупреждать.
В детском саду для этого созданы все условия.
Программа КЗ и БОЖ находиться в числе приоритетных направлений деятельности прогимназии и служит основой сотрудничества образования и здравоохранения, общественности, школы и родителей. При этом разработана методология и методика оценки здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.
Во время подвижных игр и прогулок знакомлю с элементами самоконтроля и безопасности двигательной активности (не толкать друг друга, смотреть под ноги во время бега и т. д). объясняю детям, что человеку нужно, чтобы жить, расти и развиваться, необходима пища, чтобы усвоилась организмом, ее необходимо переработать. Закрепляю навыки личной гигиены во время режимных моментов после туалета и перед едой мыть руки с мылом, во время приема пищи не разговаривать, хорошо пережевывать, чистить зубы 2 раза в день.
Объясняю детям, что врачи лечат заболевших людей, помогают им побороть болезнь и снова стать здоровыми. Сообщаю детям о лекарствах, о том. Какую пользу они приносят, как помогают бороться с микробами, проникшими в организм. Объясняю, что лекарства – это не игрушка: что их нужно принимать только по назначению врача и под присмотром взрозлых. Здоровый образ жизни- это не только все знания, усвоенные за определенное время, а целый стиль жизни, адекватное поведение в разных жизненных ситуациях. Ведь дети могут оказаться в абсолютно неожиданных ситуациях, и основная цель тут – развивать у них самостоятельность, ответственность, а иногда и автоматизм. Всё, чему родители и мы учим детей, должно применяться ими в реальной жизни.
Главным залогом успеха этой работы я считаю в том, чтобы родители вместе с педагогами стали носителями ценностей культуры здоровья, так как именно взрослый человек является образцом для подражания. Дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве заложить основы здорового образа жизни, используя д различные формы работы.
Мы любим наших детей и хотим видеть их счастливыми и здоровыми. Задания и упражнения помогут сформировать у них правильное отношение к своему здоровью, будут способствовать развитию умений и навыков, подскажут, как взаимодействовать с природой и людьми. Дети научаться понимать, как надо себя вести и как не надо, чтобы сохранить свое здоровье.