Ольга Долматова
Педагогический проект «Воспитание у детей любви к родному городу»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
Воспитание у детей любви
Автор:
Долматова Ольга Викторовна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 10 «Чайка»»
г. Междуреченск
Содержание
Введение. Актуальность…. 3
Цель и задачи проекта…. 4
Формы работы…. 5
Материально – технические ресурсы….5
Взаимодействие детского сада с социальными партнерами…6
Этапы осуществления проекта….7
Публикация «Педагогический проект „Воспитание у детей любви к родному городу“» размещена в разделах
План мероприятий по взаимодействию детского сада и социальных партнеров…9
Ожидаемый результат…. 11
Заключение…. 12
Литература….13
Приложение 1. Дидактические игры….…. 14
Приложение 2. Беседы с дошкольниками о городе….…. 16
Приложение 3. Выставка поделок из природного материала…. 21
Приложение 4. Мастер-класс по нетрадиционным техникам художественно-эстетического развития…24
Введение.
Актуальность:
В молодых современных семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают недоумение. В связи с этим стала очевидной проблема воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста, приобщение к педагогическому процессу их родителей.
Знакомство детей с родным городом, с историей его возникновения, с достопримечательностями, с городскими зданиями и учреждениями, трудовой деятельностью людей, с памятниками и мемориалами, со знаменитыми земляками формируют у детей такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного города, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении «Родина» пишет: «Ты помнишь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты помнишь Родину такую, какой её ты в детстве увидал».
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает своё чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос: улица, по которой ходил не раз; двор, где посадил первое деревце.
Хочется вовлечь в процесс, как родителей, так и бабушек и дедушек, прикоснуться к «живым» документам истории семьи пробудить мысль ребенка и взрослого, вызвать эмоции у маленького человека, заставить сопереживать, внимательно относясь к памяти прошлого, своим историческим корням.
Решением данной проблемы стала реализация проекта, т. к. Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи.
Цель проекта :
Расширение и уточнение знаний детей о родном городе, местных достопримечательностях, воспитание чувства любви и привязанности к своей малой Родине.
Задачи проекта :
1. Способствовать формированию у детей интереса к истории родного города, знакомство с символикой, достопримечательностями.
2. Организовать сотрудничество с родителями, ориентировать их на патриотическое воспитание детей в семье.
3. Воспитывать любовь к родному городу, чувство гордости за своих земляков; объяснить, что город - это результат труда людей разных поколений, что мы — хозяева города, и каждый житель должен о нем заботиться.
Продолжительность проекта : 4 месяца
Технологичность: данный проект может быть использован в любом дошкольном учреждении города Междуреченска.
Направленность проекта : информационно - практико - ориентированный.
Образовательная область: познавательное развитие
Области интеграции: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Участники проекта : дети подготовительной группы, родители воспитанников, педагоги группы, музыкальный руководитель.
Формы работы:
С детьми С родителями
беседы
объяснения
экскурсии
целевые прогулки
непрерывная образовательная деятельность
знакомство с поэзией
чтение художественной литературы
выставки
конкурс
изготовление тематических альбомов
организация музыкального праздника беседы
экскурсии
конкурсы
консультирование
объяснения
совместная деятельность с детьми
мастер-класс по изготовлению творческих работ «Любимое место отдыха» (нетрадиционные техники)
день открытых дверей
развлечения, досуги,
фотовыставки
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта
Подбор исторической литературы
Подбор наглядного материала (иллюстраций, фотографии, зарисовки)
Подготовка разного вида бросового материала
Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности
Дидактические игры
Выставки книг, рисунков, поделок
Создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала)
Словотворчество с родителями «Сочини стихотворение или рассказ о родном городе».
Необходимые условия реализации проекта :
Интерес детей и родителей
Методические разработки
Интеграция со специалистами детского сада.
Взаимодействие детского сада с социальными партнерами:
Взаимодействие с партнерами базируется на принципах:
Добровольности
Равноправия сторон
Уважения интересов друг друга
Гуманизации отношений
Деятельностного подхода
Этапы осуществления проекта
Этапы Мероприятия
1 этап
Организационный - Обсуждение целей и задач проекта.
- Составление плана работы.
- Побуждение интереса к проекту всех его участников.
2 этап
Подготовительный - Привлечь родителей к сбору материалов о родном городе, для выставки.
- Подобрать фотоматериалы, иллюстрации, литературу по соответствующей тематике.
- Совместный поиск информации по теме.
- Разработка рекомендаций для родителей о закреплении и активизации знаний у детей по данной теме.
3 этап
Основной - Фотовыставка «Какой был наш город?» Оформление альбома
- Проведение с детьми НОД и бесед: «Рассказ о Междуреченске», «Природа родного края», «Междуреченск - шахтерский город», «Город спортивный», «Коренной народ нашего края», «Достопримечательности нашего города», «Улицы города», «Охраняй природу!»
- Экскурсии в краеведческий музей.
- Конкурс чтецов «Мой любимый город».
- Участие в городском конкурсе по проведению Дней защиты от экологической опасности на территории МГО.
- Участие в городском экологическом шествии «Скажи свое слово в защиту природы».
- Экскурсия в заповедник «Кузнецкий Алатау».
- Конкурс рисунков «Город, в котором я родился».
- Викторина «Я знаю свой город»
- Открытое мероприятие: мастер – класс по нетрадиционным техникам художественно-эстетического развития «Это моя Родина»
4 этап
Заключительный - Фото – газета «Наша природа».
- Изготовление тематических альбомов: «Птицы Кемеровского края»; «Животные Кемеровской области»; «Деревья и растения Кемеровской области».
- Детско-родительский праздник с показом презентации «Междуреченск – моя малая Родина».
- Объявление благодарности семьям, принимавшим активное участие в проекте.
План мероприятий по взаимодействию детского сада и социальных партнёров
Социальные партнеры Проводимые мероприятия
Школа - совместный конкурс стихотворений о родном городе
- совместная викторина с привлечением учеников 1 класса, бывших выпускников «Знатоки города Междуреченска»
Городской краеведческий музей - экскурсии
- непрерывная образовательная деятельность: «В гостях у шорской хозяйки», «Между Томью и Усой вырос город небольшой»
- мастер-классы
- выставки
Городская детская библиотека - экскурсии
- непрерывная образовательная деятельность
- мастер-классы
- тематические выставки
МБОУ ДОД «Центр детского творчества» - мастер-классы
- выставки
- кружковая работа
- экологическая акция «Мой двор - моя забота!»
МБОУ ДОД «Детско-юношеский центр» -фотовыставка «Мы и город»
- конкурс листовок «Сохраним Елочку»
- конкурс «Новоселье у птиц» (совместная деятельность родителей и детей по изготовлению птичьих домиков)
- совместная деятельность педагога-эколога с детьми старшего дошкольного возраста.
Городской комитет по охране окружающей среды и природопользованию - экологическая акция «Миллион деревьев Кузбассу»
- участие в городском экологическом шествии «Скажи свое слово в защиту природы».
Экологический центр природного заповедника «Кузнецкий Алатау» - экскурсия
- кинолектарий «Кузнецкий Алатау»
- непрерывная образовательная деятельность
Ожидаемые результаты:
расширение и активизация знаний у детей о родном городе, его истории, природе;
развитие познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков у детей;
пробуждение интереса к истории и культуре своего города, любви к родному краю;
формирование чувства национального достоинства, ответственности, семейной и гражданской принадлежности;
расширение кругозора детей через экскурсии в Краеведческий музей, заповедник, к памятникам нашего города;
повышение уровня компетентности всех участников проекта по теме;
воспитание экологически грамотных детей, умеющих логически мыслить, предвидеть последствия своих поступков, своего поведения в природе.
Гипотеза:
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Выводы.
В результате
1. Дети получили краеведческие знания о родном городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, городских зданиях и учреждениях, расположении и названии улиц, трудовой деятельности людей. Познакомились с символикой города, выучили гимн.
2. Большое влияние на воспитание любви к родному городу оказали занятия, беседы, экскурсии, встречи с интересными людьми.
3. Данное направление оказало большое влияние на воспитание у детей нравственно-патриотических чувств.
4. Воспитание патриотических чувств имеет большое влияние на становление и развитие личностных качеств в каждом ребенке, а также способствует укреплению межличностных отношений как со взрослыми, так и со сверстниками.
5. Свои знания, впечатления дети воплотили в своих работах по изодеятельности, в создании поделок, организации фотовыставок, альбомов, выставок творческих работ, организации мини-музея в группе.
6. Родители переосмыслили проблему патриотического воспитания в семье, у них появился интерес к тому, чем заняты их дети в детском саду, они смогли проявить себя как партнеры и активные участники, тем самым показывая детям пример и заинтересованность в таком важном деле, как воспитание у детей нравственно-патриотических чувств.
Список литературы
1. Ветохина, А. Я. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст] : методическое пособие для педагогов / А. Я. Ветохина, З. С. Дмитренко, Е. Н, Краснощекова, В. К. Полынова, О. В. Савельева. - Спб. : ООО Изд- во «Детство – пресс», 2010. – 192с.
2. Зеленова, Н. Г. Мы живем в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников [Текст] : пособие для воспитателей ДОУ / Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 96с.
3. Казакова, И. Воспитываем любовь к малой родине [Текст] / И. Казакова // Обруч. – 2003. - №6. – С. 8 – 9
4. Манкова, Н. И. Маленький горожанин [Текст] : Программа краеведческого образования старших дошкольников / Н. И. Манкова, Н. С. Ряпосова. – Кемерово: Изд – во КРИПКиПРО, 2003. – 52с.
5. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. - 2009. - №11. – С. 24 -29
6. Писарева, А. Е. Живем в «Ладу» : Патриотическое воспитание в ДОУ [Текст] : Методическое пособие /А. Е. Писарева, В. В. Уткина. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 128с.
7. Рыбалова, И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания [Текст] /И. Рыбалова // Дошкольное воспитание. – 2003. - №6. – С. 45 – 55
8. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики : путешествие на машине времени [Текст] / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. – 2005. - №3 – С. 6 -13
Приложение 1
Дидактические игры
«Узнай по описанию»
Цель: закрепить представление детей о достопримечательностях города, активизировать мышление и воображение.
Ход. Воспитатель предлагает послушать короткий рассказ – описание и назвать где это находится. «Знатоки Междуреченска»
Цель: закреплять знания о памятниках города, развивать память, воображение.
Ход. По фрагменту открытки, фотографии узнать памятник и рассказать, где он находится.
«Кто подберёт больше слов»
Цель: формировать быструю реакцию на слово, развивать умение подбирать подходящие по смыслу слова.
Ход. Воспитатель подбирает существительное – дети – подходящее по смыслу определение. Например, Междуреченск какой? (красивый, уютный, любимый, родной и т. д.). Река какая? (быстрая, глубокая, рыбная, красивая)
«Найди отличия»
Цель: учить сравнивать характерные особенности старого и современного города, развивать мышление, речь, закреплять знания о родном городе, воспитывать интерес к настоящему и прошлому.
Ход. Воспитатель предлагает сравнить старые и современные улицы города, одежду людей, транспорт, найти различия.
«Загадки Междуреченска»
Цель: в ходе отгадывания загадок закреплять знания о городе. Развивать воображение, фантазию, память.
Ход. Воспитатель начинает : «Это здание стоит на проспекте Строителей, оно большое, красивое с множеством окон. Это главное здание города» (администрация) и т. п
Игровое упражнение «Продолжи»
Цель: формировать умение быстро схватывать смысл услышанного, запоминать, составлять высказывание.
Ход. Наш город называется…
Жителей города называют…
В парке много…
На коммунистическом проспекте есть…
Проспект Строителей – это…
Игровое упражнение
«Всё ли верно, докажи»
Цель: закрепить знания о городе, активизировать мышление, учить строить фразы – доказательства.
Ход. Воспитатель предлагает детям послушать высказывания и определить верно, оно или нет, привести аргументы. Например, река Уса больше, чем Томь. Наш город – Междугорск. Главная профессия – строитель. Самая первая улица города – проспект Коммунистический.
«Собери картинку»
Цель: упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей, через содержание картинок закреплять знания детей о родном городе, воспитывать любовь к малой Родине.
Ход. Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки с изображением достопримечательностей города. Объясняя правила игры, педагог напоминает уже известное правило, как из отдельных частей сложить целую картинку. Раздав картинки, по числу играющих, воспитатель говорит : «Начали!». Дети выбирают нужные части своей картинки. Кто первым сложил картинку, получает фишку.
Приложение 2
Рассказ о Междуреченске. Знакомство с историей возникновения города.
Цель: познакомить с историей возникновения города, закрепить название улиц, воспитывать любовь и уважение к родному городу.
Ты был рождён среди болот –
Судьба великих городов.
Для описания красот
Не хватит всех хвалебных слов.
И кто хоть раз увидел город мой
На улице с шахтёром говорил
Коснулся речки голубой
Тот край родной мой полюбил.
- Осень 1947 года. Это было, когда ваши дедушки и бабушки были такого же возраста, как вы сейчас. По берегам речек Майзас и Ольжерас началось интенсивное строительство. Строили жилые бараки, бани, пекарни и другие здания. Вокруг было много леса и поэтому все здания были деревянные. Несколько бригад заключённых добывали в карьере камень. Он шёл на фундамент домов. На таких фундаментах стоят дома на Коммунистическом проспекте.
- Кто знает, какая самая первая улица в городе?
- Правильно, это проспект Коммунистический, города еще не было, а дома на проспекте уже строили.
- Бараки, так называли дома, строили быстро, но и народу в Томусу прибывало всё больше. Жилья не хватало, зато много было строительного материала и люди, в свободное от работы время, строили себе дома сами. Вырос целый посёлок, который долгое время назывался Междуречье. Когда город был построен, к «Междуречью» добавилось слово «Старое».
- А вы знаете, где Старое Междуречье? (дети отвечают, смотрим на карте)
- Город рос, и нужна была железная дорога. А для чего? (По железной дороге грузы перевозить быстрее и больше).
- Стали строить железную дорогу. Строители жили в вагончиках. В них было холодно и тогда стали строить двухэтажные дома вдоль железной дороги. Появилась улица Вокзальная.
- Почему её так назвали?
- Какие улицы вы знаете ещё?
- Почему они так названы, в честь кого?
- Итак, строились улицы, появились посёлки и постепенно, не сразу, вырос город. Он не был похож на тот город, в котором мы с вами живём, он был меньше, не было девятиэтажных зданий, но это был уже город. Но у города не было названия. Вариантов было несколько.
- А назвали - Междуреченск. Почему дали такое название городу, как вы думаете?
- Как бы вы назвали наш город?
- Послушайте стихотворение «Наш город»
Где цветёт черёмуха весной
Встал над Томью наш горняцкий город.
Навсегда любимый и родной,
Он всегда красив и вечно молод.
Прохожу я между гор,
Между гор и между речек,
Почему ты Междуреченск,
Почему не Междугорск?
Рассматривание фотографий улиц города.
Рассказ воспитателя : «Междуреченск – шахтёрский город
Цель: уточнить знания детей о родном городе, о жизни людей – шахтёров, строителей. Вызвать чувство гордости трудовыми достижениями своего народа. Приучать запоминать памятные и красивые места,учить рассказывать о них. Воспитывать любовь к своему городу.
- Что такое Родина?
- Родина для каждого человека начинается с родного дома, с улицы, на которой он живёт, с города, в котором прошло его детство.
- Как называется наш город?
«… И странствий не переча,
Я в летний кинулся простор,
И как награда Междуреченск
Встал предо мною между гор.
Встал между Томью и Усою»
- Почему же такое название получил город?
- А вы знаете, почему реку назвали Усой?
- Слово «Уса» по шорски означает «мастер». Реку так назвали потому, что она с большим мастерством пробила себе путь в горах, среди камней и вышла на равнину. Гора «Югус» в переводе с шорского означает медведь. «Балыксу» - рыбная река. Вот как интересно отразился характер рек и гор в их названиях.
- А что было раньше на месте нашего города?
- Верно, болота, непроходимая тайга. По берегам рек были небольшие селения, где жили шорцы. Первыми пришли геологи, нашли большие запасы угля. Тогда-то и решили построить шахтёрский город. Первые строители добирались на лодках, продукты, строительные материалы тоже доставляли водным путём. Отстроили дорогу, которая связывала с Новокузнецком. Её называли драгоценной нитью, которая связывала будущий город с большим миром. Строителей становилось всё больше. Появился самый первый построенный проспект Коммунистический. Строители трудились не только на строительстве домов, но и строились шахты.
- Какие шахты и разрезы вы знаете?
- Правильно, шахта имени Ленина, Ольжерасская – Новая, и самая мощная – Распадская.
Разрезы – Красногорский, Томусинский, Междуреченский, Ольжерасский, Сибиргинский, Распадский.
- Чем шахта отличается от разреза?
- Верно, разрез добывает уголь открытым способом, а в шахту спускаются люди и работают там – это подземный способ.
- Какие подземные богатства хранит наша земля?
- Для чего нужен уголь?
«Уголь идёт в домны, в дом, на пароход
Идут гружённые из шахты вагонетки
Везут всё больше день за днём
Угля для пятилетки»
- Уголь необходим всюду и в нашей стране и за рубежом. На добыче угля трудятся много людей, большая часть нашего города.
- У кого родители работают на шахте?
«Изо всех профессий величавых,
Что с собою люди в жизнь берут,
Самой громкой, самой гордой славы
Удостоен он, шахтёрский труд.
Он тяжёл, как каменная глыба,
Он красив, как солнечный восход.
Слава им, сердечное спасибо,
Кто тепло и свет нам достаёт».
- Давайте ещё раз вспомним, почему наш город называется Междуреченск?
- Чем славен наш город?
- Город Междуреченск – это красивое, благозвучное имя будет постоянно напоминать жителям о том, что на земле Кузнецкой, в таёжных дебрях горной Шории, построили в тяжких условиях город для того, чтобы давать высококачественный уголь.
«Расправляет гордо плечи
Юный город Междуреченск.
День за днём, за годом год
Шепчут, шепчут удивлённо
Томь и быстрая Уса:
«На болоте, на зелёном
Чудо-город родился»
Приложение 3
Выставка поделок из природного материала
Приложение 4
Мастер-класс по нетрадиционным техникам художественно-эстетического развития