людмила пархоменко
Педагогический проект «Воспитание сказкой» для младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Воспитание сказкой»
Педагоги : Пархоменко Л. И., Кутняк Е. В., помощник воспитателя
Скоробогатова Н. А.
Проблема
Необходимость развивать у детей желание как можно больше узнать о народном фольклоре, воспитывать духовно-нравственные качества.
Тип проекта : познавательный, творческий, среднесрочный.
Публикация «Педагогический проект „Воспитание сказкой“ для младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Участники: воспитанники 2 младшей группы «Почемучки», педагоги, родители, музыкальный руководитель, городской социум-коллектив народного театра «Сказка» под руководством Скопцова А. А.
Актуальность темы: родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Сейчас к нам возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное их своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Суть патриотического воспитания в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, верности, трудолюбии. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем самым мы приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.
Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Цель: создание условий для всестороннего развития ребенка-дошкольника, воспитание нравственных качеств через совместную деятельность детей, педагогов, родителей, используя жанры устного народного творчества.
Задачи: учить детей слушать произведения устного народного творчества и понимать их смысл;
-эмоционально обогатить детей теплом русского народного фольклора;
-формировать интерес к произведениям русского народного фольклора, навыки общения с взрослыми и детьми;
-воспитывать добрые отношения, отзывчивость, любовь и уважение к ближнему.
Предполагаемый результат:
- знакомство с устным народным творчеством;
-обогащение и активизация словарного запаса детей;
-совместная деятельность детей, педагогов, родителей в достижении цели – развитии познавательного интереса и воспитании духовно-нравственных качеств;
-поисковая работа и ее результат: создание картотеки (народные, пальчиковые игры, загадки, пословицы, поговорки, потешки, скороговорки и т. д., подбор художественной литературы, дидактических и настольно-печатных игр).
Сроки реализации проекта : с 24 02. по 30 04. 2014г.
Направления: познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, физического развития.
Этапы проведения и реализации проекта
1 этап подготовительный:
-Изучение методической литературы;
-определение темы, целей, задач, содержания проекта, прогнозирование результатов;
-обсуждение проекта с родителями, выявление возможностей, средств необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта;
-объединение результатов коллективной деятельности в логике общего замысла.
2 этап Реализация проекта
Воспитатель – дети
-Разучивание потешек, прибауток, песен, закличек, загадок, пословиц, поговорок, пальчиковых игр.
-Подбор иллюстраций по русским народным сказкам и потешкам.
-Чтение и рассказывание русских народных сказок согласно возрасту детей с использованием аудиозаписей.
-Просмотры сказок, мультфильмов с использованием современных технологий.
-Обыгрывание сказок, потешек, закличек и т. д., используя кукольный, теневой, настольные, пальчиковые театры.
-Просмотр кукольных спектаклей «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Маша и медведь».
-Использование дидактических игр «Назови сказку», «Собери сказку», «Вспомни потешки», «Сказочный куб»; настольно-печатных «Сказки», «Ассоциации», «Любимые сказки», «Загадки для малышей», пазлы по русским народным сказкам.
-Использование пальчиковых игр в НОД и в свободной игровой деятельности: «Курочка-рябушка», «Любимые сказки», «Колобок», «Бараны», «Мыши» и т. д.
-План-программы НОД:
-По сказке «Теремок» с элементами моделирования.
-«В гостях у бабушки Арины».
-«По дорогам сказок».
Продуктивная деятельность:
-«Лепим сказочных героев»
-«Расписываем матрешек»
-«Птичка-невеличка»(соленое тесто)
-«Расписываем птичку»
-«Рисуем потешки»
-«Расписываем яйцо (пасхальное) курочки рябы»
-Аппликация «Доброе сердце»
Городской социум. Встречи с народным театром «Сказка» под руководством Скопцова Алексея Алексеевича.
Защита проекта. Развлечение «В гостях у сказки».
Воспитатель – родители – дети
-Консультации для родителей:
-«Приобщайте детей к истокам русской культуры»
-«Как разыграть с ребенком сказку дома»
-«Сказкотерапия - один из способов преодоления страхов, застенчивости у детей»
Участие родителей в пополнении предметно-развивающей среды:
-приобретение дидактических, развивающих игр, настольного театра «Колобок», голосовой книги «Лесные сказки», художественных произведений (сказки, потешки, загадки, скороговорки).
Совместная деятельность родителей с детьми:
-просмотр мультфильмов по народным сказкам;
-беседы о героях сказок;
-посещение городского народного театра «Сказка»;
-изготовление книги «Любимая сказка моего ребенка»;
-тренинг для родителей «Хорошая речь – слаще меда»;
-информационный стенд «Воспитание сказкой»
3 этап заключительный:
-анализ и классификация собранного материала;
-печатание продукции;
-выставка наглядного материала:
-творческие работы детей;
-папка-передвижка «Мы рисуем потешки»;
-книжки «Любимая сказка моего ребенка»;
-информационный стенд «Воспитание сказкой»
Самоанализ: проделанная работа достигла своей цели. У детей появился еще больший интерес к окружающему миру, русской культуре. Они многое узнали о жанрах устного народного творчества. Активное участие в жизни группы приняли родители.