МААМ-картинки

Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Серафима Чередниченко
Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Тип проекта :

По доминирующей деятельности: познавательный, творческий.

• По времени проведения – долгосрочный.

Участники проекта : дети второй младшей группы, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель.

Актуальность:

Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры. Без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности. Без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности.

Публикация «Педагогический проект во второй младшей группе „Приобщение детей к истокам русской народной культуры“» размещена в разделах

В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственном, эстетическом воспитании детей. Тенденции современного мира таковы, что первое место в жизни человека занимают не духовные, а материальные ценности. В постоянном беге человек забывает заповеди, данные ему свыше. Человек перестал задумываться о том, что без знаний своих корней, истории прошлого, нет, и не может быть благодатного и плодотворного будущего. Поскольку мышление и сознание начинают формироваться с раннего возраста, ребенок нуждается в грамотной и заботливой помощи взрослых наставников – педагогов, воспитателей, родителей.

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с произведений устного народного творчества – потешек, прибауток, песен, народных сказок. Особую значимость фольклор приобретает в период привыкания к новой обстановке детского сада, когда он скучает по дому, маме, еще не может общаться с взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка, порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания.

Язык произведений фольклора отличается образностью, выразительностью, он воздействует не только на мысли, но и на чувства ребенка. Именно ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка.

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, то это будет способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашего народа.

Проблема:

В настоящее время, народная культура, традиции русского народа стираются. Понимая это нельзя быть равнодушным к истокам – национальной культуры. Именно сейчас, возникает необходимость знакомить детей с лучшими традициями нашего народа.

Ранний период жизни ребёнка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малышей. Прекрасно, если родители способны обогатить среду, в которой он растёт. А народное поэтическое слово, как раз и сможет обогатить эту духовную среду.

Цель:

• Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему.

• Формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к культурному наследию.

• Воспитывать уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей

• Воспитывать чувство собственного достоинства как представителя своего народа и уважительное отношение к представителям других национальностей.

Задачи:

• Познакомить детей с устным народным творчеством, русским народным бытом и костюмами, с русской народной игрушкой, с музыкальными инструментами, с народными играми, танцами;

• Воспитывать интерес и любовь к родной культуре и к народному творчеству, вызвать желание активно использовать его в повседневной жизни; воспитывать патриотическое чувство, чувство гордости за свою страну — Россию через малые фольклорные формы, художественную литературу.

• Развивать познавательную активность детей, любознательность, эстетические способности и духовный потенциал.

Продукт проекта : Уголок в русском народном стиле "Русское народное творчество". Альбом «Фольклор для самых маленьких» (потешки, колыбельные песни, загадки, считалки, пальчиковые игры, прибаутки). Создание фотоальбома. Презентация проекта. Папка-передвижка для родителей «Роль сказки в воспитании детей», консультация «Приобщение к истории, традициям и культуре России»; творческие работы детей.

Формы реализации проекта : чтение русских народных сказок, разучивание потешек, беседы, хороводные игры, прослушивание народных напевов и наигрышей, колыбельных, игра на шумовых народных инструментах.

Прогнозируемый результат: дети называют любимые сказки, рассматривают иллюстрации к ним, драматизируют сказки и отрывки, рассказывают потешки, считалки, отгадывают загадки, поют русские народные песни, исполняют хороводы и народные танцы, эмоционально отзывчивы, играют в народные подвижные игры.

Работа с родителями:

- Привлечение родителей к изготовлению разных видов театра (на палочках, пальчиковый).

- Участие родителей в пополнении экспонатов для уголка -"Русское народное творчество"

- Итоговое мероприятие. Фольклорный праздник.

I этап. Подготовительный

Задачи:

1. Анализ состояние воспитательно-образовательного процесса детского сада по использованию фольклора.

2. Подбор литературы по фольклору: сказок, потешек, колыбельных песен, загадок, считалок, пальчиковых игр, прибауток в соответствии с возрастом детей.

3. Изучение программно-методического обеспечения.

4. Организация предметно-развивающей среды в группе :

Оформление уголка в русском народном стиле - "Русское народное творчество"

II. Основной этап реализации проекта :

Перспективный план

План реализации проекта.

№ п/п Образователь-ная область

1. «Физическое развитие»

Формирование ЗОЖ • Упражнения для утренней гимнастики «Петушок», «Гуси»;

• Упражнение для профилактики плоскостопия «Мишка косолапый»;

• Пальчиковая гимнастика (Приложение № 1);

Физическая культура • Метание в цель мешочков с песком;

• Упражнения с платочками;

2. «Социально-коммуникатив-ное развитие» • Театрализованные игры

Настольные игры: паззл «Вершки и корешки» и «Колобок», пришнуруй «Курочка Ряба» и «Лисичка-сестричка», «Весёлые истории. Шаг за шагом», «Расскажи сказку», кубики «Собери картинку. Русские народные сказки»;

• Дидактические игры «Четвёртый лишний», «Чудо-мешочек», «Найди дымку», «Чего не хватает»

Подвижные и хороводные игры: «У медведя во бору», «Кот и мыши», «Лиса и зайцы», «Каравай», «Лохматый пёс», «Карусели», «Волк и гуси», «Волшебный платок», «Кто первый», «Пирог», «Наноси воды» - носим воду в деревянных ложках

• Принимаем участие в общесадовских досугах «Святки» и «Широкая Масленица»;

• Разучивание ролей и репетиция осенней сказки «Репка», пасхальной сказки «Курочка Ряба».

Самообслуживание и трудовое воспитание • Сервируем стол для чаепития.

3. «Познаватель-ное развитие» • Интегрированное занятие «Первый ледок»;

• Знакомство с русской народной игрушкой Матрёшкой и дымковской игрушкой;

4. «Речевое развитие»

Развитие речи

Чтение художественной литературы • Рассматриваем иллюстрации к сказкам, книги разных изданий;

Дидактические упражнения: «Один – много», «Назови ласково», «Скажи наоборот», «Назови героя и сказку»; Разгадывание загадок;

• Драматизация сказок, кукольный театр;

• Чтение и разучивание потешек и колыбельных;

• Чтение русских народных сказок;

5. «Художествен-но-эстетическое развитие»

Рисование, лепка, аппликация, конструирование

Музыка • Раскраски к сказкам,

«Укрась платочек»,

• «Дымковский петушок (уточка)»,

«Матрёшка»,

«Рукавичка»,

«Красивая тарелочка»,

«Теремок»,

«Заюшкина избушка»,

«Домик в деревне»,

«Домик трёх медведей»;

Слушание: А. Белоруков (Балалайка-Комаринская); «Барыня»; русский народный наигрыш «Полянка»; звуки деревни; пасхальный Колокольный звон; «Ой, блины»;

Песенное творчество: колыбельные;

Музыкально-ритмические движения: «Танец с платочками», «Берёзонька», «Мы веселые матрешки», «Русские матрёшки», «На полянке зайки танцевали»;

Развиваем танцевально-игровое творчество: «Во саду ли в огороде», русская народная мелодия «Лучинушка» ;

Музыкальные игры: «Курочка и цыплята», «Лиса и зайцы», Олефтинова «Мы Матрешки – вот какие крошки».

Игра на музыкальных инструментах: Е. Железнова «Игра на ложках», «Ложкари».

Режимные моменты Умываемся с потешкой: Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Знаем, знаем - да-да-да!

В кране прячется вода!

Выходи, водица!

Мы пришли умыться!

Лейся понемножку

Прямо на ладошку!

Будет мыло пениться

И грязь куда-то денется!

Кушаем с потешкой:

Утка-утёнка,

Кошка - котёнка,

Мышка - мышонка

Зовут на обед.

Утки поели,

Кошки поели,

Мышки поели,

А ты ещё нет?

Где ложечка?

Ешь на здоровьице!

Это - ложка,

Это - чашка.

В чашке - гречневая кашка.

Ложка в чашке побывала -

Кашки гречневой не стало!

• Засыпаем со сказкой и колыбельной;

• Динамические паузы – музыкальные игры;

• В группе звучит музыка - народные песни, напевы и наигрыши;

• На прогулке играем в подвижные и хороводные игры;

• В свободное время играем в настольные игры;

В творческом уголке: куклы в русских костюмах, матрёшка и дымка;

• В театральном уголке кукольный и пальчиковый театр.

III. Заключительный этап:

1. Подведение итогов проекта.

- Выставка детских работ «Мы мастера своего дела»;

- Папка передвижка «Роль сказки в воспитании детей»;

- Консультации для родителей «Приобщение к истории, традициям и культуре России»

- Участие в фольклорном празднике;

Публикации по теме:

Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» В августе, после отпуска, я работала на средней, уже почти старшей, группе. Пробовала с детьми играть в свои игры. Однажды одна девочка.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Представляю вашему вниманию еще одну игру, сделанную к проекту. Я немножко отошла от традиционного лото, но все-таки принцип игры тот же.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Опубликовано: 19 сентября 2024 в 06:51
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»» (включая файлы) размещена пользователем Серафима Чередниченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 сентября. Передвижка «День воссоединения Донбасса и Новороссии с Россией»

30 сентября в нашей стране отмечается особая памятная дата — День воссоединения Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области с Российской...

27 сентября. День работников дошкольного образования

Сегодня свой профессиональный праздник отмечают все дошкольные работники. Этот праздник сравнительно молодой, но с каждым годом он приобретает всю большую важность для нашего общества и страны.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД