Серафима Чередниченко
Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта :
• По доминирующей деятельности: познавательный, творческий.
• По времени проведения – долгосрочный.
Участники проекта : дети второй младшей группы, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель.
Актуальность:
Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры. Без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности. Без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности.
Публикация «Педагогический проект во второй младшей группе „Приобщение детей к истокам русской народной культуры“» размещена в разделах
В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственном, эстетическом воспитании детей. Тенденции современного мира таковы, что первое место в жизни человека занимают не духовные, а материальные ценности. В постоянном беге человек забывает заповеди, данные ему свыше. Человек перестал задумываться о том, что без знаний своих корней, истории прошлого, нет, и не может быть благодатного и плодотворного будущего. Поскольку мышление и сознание начинают формироваться с раннего возраста, ребенок нуждается в грамотной и заботливой помощи взрослых наставников – педагогов, воспитателей, родителей.
Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с произведений устного народного творчества – потешек, прибауток, песен, народных сказок. Особую значимость фольклор приобретает в период привыкания к новой обстановке детского сада, когда он скучает по дому, маме, еще не может общаться с взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка, порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания.
Язык произведений фольклора отличается образностью, выразительностью, он воздействует не только на мысли, но и на чувства ребенка. Именно ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка.
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, то это будет способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашего народа.
Проблема:
В настоящее время, народная культура, традиции русского народа стираются. Понимая это нельзя быть равнодушным к истокам – национальной культуры. Именно сейчас, возникает необходимость знакомить детей с лучшими традициями нашего народа.
Ранний период жизни ребёнка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малышей. Прекрасно, если родители способны обогатить среду, в которой он растёт. А народное поэтическое слово, как раз и сможет обогатить эту духовную среду.
Цель:
• Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему.
• Формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к культурному наследию.
• Воспитывать уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей
• Воспитывать чувство собственного достоинства как представителя своего народа и уважительное отношение к представителям других национальностей.
Задачи:
• Познакомить детей с устным народным творчеством, русским народным бытом и костюмами, с русской народной игрушкой, с музыкальными инструментами, с народными играми, танцами;
• Воспитывать интерес и любовь к родной культуре и к народному творчеству, вызвать желание активно использовать его в повседневной жизни; воспитывать патриотическое чувство, чувство гордости за свою страну — Россию через малые фольклорные формы, художественную литературу.
• Развивать познавательную активность детей, любознательность, эстетические способности и духовный потенциал.
Продукт проекта : Уголок в русском народном стиле "Русское народное творчество". Альбом «Фольклор для самых маленьких» (потешки, колыбельные песни, загадки, считалки, пальчиковые игры, прибаутки). Создание фотоальбома. Презентация проекта. Папка-передвижка для родителей «Роль сказки в воспитании детей», консультация «Приобщение к истории, традициям и культуре России»; творческие работы детей.
Формы реализации проекта : чтение русских народных сказок, разучивание потешек, беседы, хороводные игры, прослушивание народных напевов и наигрышей, колыбельных, игра на шумовых народных инструментах.
Прогнозируемый результат: дети называют любимые сказки, рассматривают иллюстрации к ним, драматизируют сказки и отрывки, рассказывают потешки, считалки, отгадывают загадки, поют русские народные песни, исполняют хороводы и народные танцы, эмоционально отзывчивы, играют в народные подвижные игры.
Работа с родителями:
- Привлечение родителей к изготовлению разных видов театра (на палочках, пальчиковый).
- Участие родителей в пополнении экспонатов для уголка -"Русское народное творчество"
- Итоговое мероприятие. Фольклорный праздник.
I этап. Подготовительный
Задачи:
1. Анализ состояние воспитательно-образовательного процесса детского сада по использованию фольклора.
2. Подбор литературы по фольклору: сказок, потешек, колыбельных песен, загадок, считалок, пальчиковых игр, прибауток в соответствии с возрастом детей.
3. Изучение программно-методического обеспечения.
4. Организация предметно-развивающей среды в группе :
Оформление уголка в русском народном стиле - "Русское народное творчество"
II. Основной этап реализации проекта :
Перспективный план
План реализации проекта.
№ п/п Образователь-ная область
1. «Физическое развитие»
Формирование ЗОЖ • Упражнения для утренней гимнастики «Петушок», «Гуси»;
• Упражнение для профилактики плоскостопия «Мишка косолапый»;
• Пальчиковая гимнастика (Приложение № 1);
Физическая культура • Метание в цель мешочков с песком;
• Упражнения с платочками;
2. «Социально-коммуникатив-ное развитие» • Театрализованные игры
• Настольные игры: паззл «Вершки и корешки» и «Колобок», пришнуруй «Курочка Ряба» и «Лисичка-сестричка», «Весёлые истории. Шаг за шагом», «Расскажи сказку», кубики «Собери картинку. Русские народные сказки»;
• Дидактические игры «Четвёртый лишний», «Чудо-мешочек», «Найди дымку», «Чего не хватает»
• Подвижные и хороводные игры: «У медведя во бору», «Кот и мыши», «Лиса и зайцы», «Каравай», «Лохматый пёс», «Карусели», «Волк и гуси», «Волшебный платок», «Кто первый», «Пирог», «Наноси воды» - носим воду в деревянных ложках
• Принимаем участие в общесадовских досугах «Святки» и «Широкая Масленица»;
• Разучивание ролей и репетиция осенней сказки «Репка», пасхальной сказки «Курочка Ряба».
Самообслуживание и трудовое воспитание • Сервируем стол для чаепития.
3. «Познаватель-ное развитие» • Интегрированное занятие «Первый ледок»;
• Знакомство с русской народной игрушкой Матрёшкой и дымковской игрушкой;
4. «Речевое развитие»
Развитие речи
Чтение художественной литературы • Рассматриваем иллюстрации к сказкам, книги разных изданий;
• Дидактические упражнения: «Один – много», «Назови ласково», «Скажи наоборот», «Назови героя и сказку»; Разгадывание загадок;
• Драматизация сказок, кукольный театр;
• Чтение и разучивание потешек и колыбельных;
• Чтение русских народных сказок;
5. «Художествен-но-эстетическое развитие»
Рисование, лепка, аппликация, конструирование
Музыка • Раскраски к сказкам,
• «Укрась платочек»,
• «Дымковский петушок (уточка)»,
• «Матрёшка»,
• «Рукавичка»,
• «Красивая тарелочка»,
• «Теремок»,
• «Заюшкина избушка»,
• «Домик в деревне»,
• «Домик трёх медведей»;
• Слушание: А. Белоруков (Балалайка-Комаринская); «Барыня»; русский народный наигрыш «Полянка»; звуки деревни; пасхальный Колокольный звон; «Ой, блины»;
• Песенное творчество: колыбельные;
• Музыкально-ритмические движения: «Танец с платочками», «Берёзонька», «Мы веселые матрешки», «Русские матрёшки», «На полянке зайки танцевали»;
• Развиваем танцевально-игровое творчество: «Во саду ли в огороде», русская народная мелодия «Лучинушка» ;
• Музыкальные игры: «Курочка и цыплята», «Лиса и зайцы», Олефтинова «Мы Матрешки – вот какие крошки».
• Игра на музыкальных инструментах: Е. Железнова «Игра на ложках», «Ложкари».
Режимные моменты Умываемся с потешкой: Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Знаем, знаем - да-да-да!
В кране прячется вода!
Выходи, водица!
Мы пришли умыться!
Лейся понемножку
Прямо на ладошку!
Будет мыло пениться
И грязь куда-то денется!
• Кушаем с потешкой:
Утка-утёнка,
Кошка - котёнка,
Мышка - мышонка
Зовут на обед.
Утки поели,
Кошки поели,
Мышки поели,
А ты ещё нет?
Где ложечка?
Ешь на здоровьице!
Это - ложка,
Это - чашка.
В чашке - гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала -
Кашки гречневой не стало!
• Засыпаем со сказкой и колыбельной;
• Динамические паузы – музыкальные игры;
• В группе звучит музыка - народные песни, напевы и наигрыши;
• На прогулке играем в подвижные и хороводные игры;
• В свободное время играем в настольные игры;
• В творческом уголке: куклы в русских костюмах, матрёшка и дымка;
• В театральном уголке кукольный и пальчиковый театр.
III. Заключительный этап:
1. Подведение итогов проекта.
- Выставка детских работ «Мы мастера своего дела»;
- Папка передвижка «Роль сказки в воспитании детей»;
- Консультации для родителей «Приобщение к истории, традициям и культуре России»
- Участие в фольклорном празднике;