Татьяна Фефилова
Педагогический проект «Светлая Пасха» для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Светлая пасха»
Составитель: воспитатель
Фефилова Татьяна Сергеевна
Тип проекта: познавательно-творческий, практико-ориентированный, игровой.
Продолжительность: краткосрочный (1неделя)
Участники проекта: воспитатели, дети средней группы, родители, специалисты.
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие»
Публикация «Педагогический проект „Светлая Пасха“ для средней группы» размещена в разделах
- Пасха, пасхальная тема
- Пасха. Проекты, планы
- Проекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2021
Познакомить с народными играми, традиционно проводимыми в период празднования Пасхи. Формирование интереса к русской национальной культуре у детей, как к окружающей действительности, как к объекту изучения, как средству развития толерантности.
«Речевое развитие»
Содействовать расширению и активизации словаря дошкольников; Расширять читательский интерес детей, помогать правильному восприятию литературного текста, организовывать творческую деятельность на его основе.
«Познавательное развитие»
Познакомить детей с обычаями, традициями празднования праздника Пасхи. Развивать познавательные интересы, в том числе творческое мышление. Развивать интерес к русской национальной культуре. Воспитывать патриотические чувства к традициям русского народа.
«Художественное-эстетическое развитие»
«Художественно – эстетическое развитие» Познакомить с произведениями искусства, посвященные празднику Пасхи. Развивать творческие умения необходимые в декоративно- прикладном искусстве.
«Физическое развитие»
Содействовать развитию двигательной координации, мелкой моторики рук.
Актуальность: Мы живем в веке огромного технологического прогресса и в погоне за новыми возможностями, теряем самое главное, мы забываем свои обычаи и традиции, свое прошлое.
А как сказал Михаил Ломоносов: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».
Мы обучаем наших детей практически с пеленок пользоваться всевозможными гаджетами, и вместо совместных прогулок и бесед просто даём в руки малышу планшет, телефон или сажаем перед телевизором. И так изо дня в день, из года в год. И вот ребенок уже вырос и, естественно, ему уже совсем неинтересны совместные с родителями праздники и вообще что-либо совместное. Его вообще уже ничего не интересует, кроме виртуальных игр и виртуального общения. Это страшно, но всё еще можно исправить. Мы можем учить своих детей чему угодно, но они впитают в себя наш пример, наше поведение и культуру. И пока мы, родители (мамы и папы, бабушки и дедушки) уважаем, чтим и соблюдаем наши обычаи и традиции, историю своей Родины, наши дети будут следовать за нами и с нами.
Одним из самых радостных и почитаемых праздников, как и раньше на Руси, так и сейчас в России, является «Пасха». Это особенное время, сама природа всегда в этот день будто ликует вместе с людьми. Все вокруг оживает и цветет. Становится светло и радостно как на улице, так и в душе каждого христианина. Это, в первую очередь, семейный праздник. Но много ли наши дети знают об этом празднике? И как его отмечают в своей семье? Этим вопросом я и задалась, и решила подробнее познакомить детей с православным праздником «Светлое Христово Воскресение» и его обычаями и традициями.
Проблема: Не секрет, что приходится заново учиться праздновать наши традиционные праздники. Когда-то традиции передавались в поколение – «из уст в уста». Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа.
Основная идея: В ходе бесед было выявлено, что дети не знакомы с историей праздника –Пасха, незнание традиций празднования праздников.
Цель: Приобщать детей к нравственным и духовным ценностям православной культуры. Привлечь родителей в воспитательно- образовательный процесс через знакомство с традициями русского народа. Продумать собственное отношение к этому празднику.
Задачи:
• Познакомить детей с православным праздником «Светлое Воскресение Христово», с его историей.
• Развивать интерес к культуре и традициям своего народа;
• Познакомить детей с обычаями и традициями «Пасхи»;
• Воспитывать патриотические чувства к православным традициям русского народа и любовь к своей Родине;
• Развивать познавательные и творческие способности детей;
• Обогащать, расширять и активизировать словарь детей за счет загадок, пословиц, поговорок, стихов, народных игр.
• Развивать творческие способности через продуктивную деятельность.
• Привлечь родителей к совместной деятельности
• Развивать творческое воображение, фантазию через продуктивную деятельность
Краткое содержание проекта:
Данный проект, рассчитанный на детей средней группы, поможет получить знания и представления о православных обычаях, традициях празднования Светлой Пасхи; конкретизирует знания о пасхальных песнях, стихах, закличках, приметах; сформирует интерес к русскому народному творчеству и фольклору по данной теме; дети научатся играть в пасхальные игры и устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Методы и формы работы по реализации проекта:
• словесный
• метод обследования, наглядности
• проблемно-мотивационный
• практический
• сотворчество
Ожидаемые результаты:
• Получение новых знаний о празднике Светлой Пасхи, о его возникновении.
• Творческое самовыражение воспитанников и их родителей в процессе реализации проекта
• Понимание детьми значимости праздника, обычаев и традиций для верующих людей
• Умение организовывать пасхальные игры, русские народные игры, на основе имеющихся знаний.
• Проявление интереса к истории христианского праздника Пасхи.
Продукт проекта: Выставка семейных поделок «Светлая Пасха», Развлечение «Пасху радостно встречаем»
Этапы реализации:
1 этап – подготовительный:
Знакомство с темой проекта «Светлая пасха»
Изучение методических материалов, материалов сети интернет
Выявление проблемы, цели, задачи проекта
Подбор методического материала по данной теме
Создание развивающей среды для работы
Настроить детей и их родителей на совместную работу, создать положительный эмоциональный фон
Выявление знаний детей о русском традиционном празднике «Светлая пасха»
2- этап – основной (практический)
Образовательная область: «Физическое развитие»
Утренняя гимнастика.
Развлечение «Пасху радостно встречаем» с участием специалиста по физической культуре
Пасхальная физкультминутка
Пасхальная игра «Красная горка»
Подвижная игра «Пронеси яйцо в ложке»
Подвижная игра «За двумя зайцами»
Пасхальная игра «Катание яиц»
Пасхальная игра «Чоканье яйцами»
Хороводная игра «Солнышко-ведрышко»
Хороводная игра «Ты по кругу иди-себе друга найди»
Подвижная игра «Не урони яйцо»
Цели: Развивать интерес детей к спортивно-массовым мероприятиям, поддерживать интерес к физической культуре и спорту. Совершенствовать технику основных движений, добиваясь естественности, лёгкости, точности. Формировать морально-волевые качества (целеустремленность, смелость, выдержка, организованность, самостоятельность, настойчивость в достижении результатов). Создать детей радостное настроение, вызвать эмоциональный подъем, формировать праздничную культуру, знакомит с традициями праздника.
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Мастер-класс для педагогов «Кукла вербница»
Анкетирование Родителей «Что вы знаете о Пасхе»
Консультация для родителей «Способы окраски пасхальных яиц»
Консультация для родителей «Пасхальные обычаи и традиции для детей на Руси».
Экскурсия за вербой
Цель: формирование у детей знаний о вербе, ставшей символом «Светой Пасхи».
Задачи. Образовательные:
- учить анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязи в природе;
- закреплять знания детей о том, как дерево «дышит».
- углублять знания о березе весной.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к весенним наблюдениям в природе;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
Ознакомление с окружающим миром «Что такое Пасха?» (познавательная беседа)
Ознакомление с окружающим миром «Как в старину люди готовились к празднику, Пасхе» (просмотр фильма)
Рассматривание иллюстраций, картинок, альбомов, и муляжей по данной теме.
Пасхальные приметы (просмотр презентации)
Цель: Узнать о традиции празднования Пасхи, приобщение детей и родителей к народному культурному празднованию Светлого Христова Воскресенья.
Занятие по ФЭМП на пасхальный лад (яйца) «Угадай сколько», «Найди пару по цвету», «Найди пару по рисунку», «Найди лишнее»
Цель: развивать познавательные способности, внимание, память, мышление, закреплять счет, состав чисел; закреплять умение решать задачи, примеры;
Дидактическая игра «Собери сказку»
Дидактическая игра «Собери яйцо»
Опытно – экспериментальная деятельность:
Эксперимент «С яйцом».
Эксперимент «Определи, где сырое, где вареное яйцо»
Цель: показать детям зависимость глубины погружения яйца от плотности воды (соль).
Образовательная область: «Речевое развитие»
Цели: Приобщение детей дошкольного возраста к народному культурному наследию празднованию Светлого Христова Воскресенья. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Активизировать и обогащать словарный запас детей.
Беседа «Почему мы красим яйца?»
Составление рассказов «Как мы дома праздновали Пасху?»
Чтение р. н. с. «Курочка - Ряба»
Чтение и разучивание фольклорных произведений (стихов, потешек, закличек, поговорок, пословиц, считалок о Пасхе)
Образовательная область: «Художественно-этетическое развитие»
Чтение с детьми художественной литературы по соответствующей теме
Прослушивание музыки «Пасхальный звон колоколов»
Стихи о Пасхе, о весне.
Загадки
Слушание пасхальной музыки (звон колоколов)
Цель: знакомить детей с разнообразием музыкальных композиций.
Рисование «Украшаем пасхальное яйцо»
Цели: Вызвать интерес к рисованию новых фантазийных образов по замыслу. Совершенствовать технику рисования гуашью. Продолжать учить планировать работу и осуществлять замысел. Систематизировать и уточнить примеры создания фантазийных образов.
Аппликация: «Украсим яички»
в технике папье маше с использованием техники мозаика из салфеток и яйцо (контейнер из киндера)
Цель: рассказать детям о православном празднике пасха, познакомить с традициями русского народа.
Задачи: воспитывать интерес к русским пасхальным традициям; создавать условия для формирования у детей умений расписывать объёмное яйцо, самостоятельно придумывать орнамент по представлению или по замыслу;
Развивающая: развивать мелкую моторику, творческое мышление и воображение; координировать движение руки и глаза;
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»
Цели: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой пекарей, воспитать коммуникативные навыки: умение договариваться, радоваться успехам других, смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «Кулич», «Пасха», «Светлое Христово Воскресенье» (в новом значении этого слова, «предки», «традиции», «обряды», обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру. Формирование умений комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.
Сюжетно-ролевая игра «Лепим куличи»
Сюжетно-ролевая игра «Ждем гостей, накрываем на стол»
3-этап заключительный
Обработка результатов по реализации проекта
Выставка поделок и рисунков «Светлая пасха»
Развлечение «Пасху радостно встречаем»
Самоанализ
Презентация проекта «Светлая пасха»
Сюрпризный момент: в конце развлечение «Пасху радостно встречаем»
родители испекли маленькие куличики на каждого ребенка.
Конечный результат.
Повышение уровня мотивации к занятиям, компетентности детей и родителей по теме «Светлая пасха»
Выставка творческих работ детей совместно с родителями,
Позитивные изменения в поведении и настроении детей.
Обобщение и распространение опыта.
Презентация проекта.
Выводы и самоанализ: Проект реализован полностью, цель достигнута: дети уяснили, что Пасха- традиционный православный праздник. Дети проявили большой интерес к беседам о Пасхе, о традициях и истории, все беседы сопровождались показом наглядностей, организована выставка, к которой проявили интерес и родители воспитанников и охотно пополнили ее работами. В ходе работы были найдены ответы на многие детские вопросы, которые они задавали при постановке проблемы проекта («почему красят яйца? Почему говорят «Христос Воскрес?»). В работе был использован наглядный материал. Практическая значимость результатов заключается в том, что ребята познакомились с историей и традициями православного праздника, поиграли в игры. До детей были доведены знания о разновидности пасхальных яиц. Выходом из проекта стала выставка творческих работ детей и совместных работ родителей и детей.
Но самое важное, что дети стали более чуткими, внимательными. Ведь Пасха – это день всеобщего равенства, любви и милосердия. Я желаю и Вам быть внимательными, чуткими и милосердными, послушными старшим, быть щедрыми к бедным и добрыми с братьями нашими меньшими.
Пусть в ваших душах всегда царит любовь и милосердие. Христос Воскрес! (Воистину Воскрес)
Использованная литература:
1. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-Синтез, 2010.
2. 100 занимательных экспериментов Дж. Андруз и К. Найтон
3. Энциклопедия для детей «Научные эксперименты»
4. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом»
5. «Пасха. Традиции. Обряды. Рецепты.» Авторы: Козлова И. С., Давыдова О. С. ООО ТД «Издательство. Мир книги» 2008.
6. Салищева М. Н. «Пасха» издательство «Карапуз» 2009 г. Наталья Рыжова «Лаборатория в детском саду и дома» Учебно-методический комплект, Москва, Линка-Пресс
7. Развивающие занятия с детьми 4-5 лет под редакцией Л. А. Парамоновой
Интернет ресурсы:
8. http://naukaveselo.ru/5-uvlekatelnyih-eksperimentov-s-yaytsom.html•http://www.paskha.net/,