Любовь Александровна Новикова
Педагогический проект «Русский пряник»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект «Русский пряник»
Автор:
Новикова Любовь Александровна,
воспитатель
Информационная карта проекта
МДОУ ЦРР – д/с №11 д. Шаталово
Полное название
Авторы проекта Новикова Л. А. ,
Руководитель проекта Колесова Л. М.
Кадры воспитатели, музыкальный руководитель, воспитатель по ИЗО
Населенный пункт,
район, представивший
проект
Публикация «Педагогический проект „Русский пряник“» размещена в разделах
Телефон д. Шаталово
216491, Смоленская обл., Починковский р-н,
д. Шаталово, д. 239
3 – 25 - 19
Вид, тип проекта Исследовательско – творческий, групповой, краткосрочный
Направление
деятельности Приобщение дошкольников к традициям русской национальной культуры (синтез познавательно – речевого и художественно – творческого развития)
Цель, задачи проекта Цель : познакомить детей с историей возникновения пряника на Руси.
Задачи:
- сформировать у детей представления об истории пряника, элементами технологии его приготовления, многообразии видов;
- развивать познавательные и творческие способности старших дошкольников;
- создать условия по формированию у дошкольников и их родителей ценностного отношения к культуре своего народа;
- развивать инициативу, самостоятельность, интерес к данному виду деятельности
- воспитывать уважительное отношение к труду
Краткое содержание
проекта - знакомство с историей возникновения пряника;
- вхождение в мир народной пряничной традиции;
- накопление знаний, умений и навыков самостоятельного изготовления пряников;
- обучение необходимым коммуникативным навыкам для работы в группе;
- создание семейных мини – проектов, активное сотрудничество детей и взрослых;
- организация экспериментирования (с технологическими картами, продуктами, пряностями);
- оформление результата своей работы в виде карт, таблиц, схем;
- презентация проекта для детей других групп и родителей, не принимавших участия в проекте
Сроки проведения 1 месяц
Участники проекта Дети старшей – подготовительной группы, родители, воспитатели
Возраст детей 5 – 7 лет
Форма проведения - на занятиях,
- во второй половине дня
Ожидаемые результаты - повышение этнокультурной компетентности дошкольников;
- расширение кругозора воспитанников и их родителей;
- развитие у детей интереса к поисково-исследовательской деятельности
- накопление практического материала по формированию и приобщению дошкольников к народному творчеству;
- оптимизация применения ИКТ;
- вовлечение родителей в педагогический процесс, помощь в формировании правильного отношения родителей к всестороннему развитию своих детей, укрепление заинтересованности семьи в сотрудничестве с детским садом
План реализации проекта
Учебно-познавательная
деятельность Художественно-эстетическая деятельность Театрализованная деятельность
1. Цикл интегрированных занятий, знакомящих с
историей возникновения пряника, многообразием форм и способов выпечки, пряничными традициями
2. Экспериментирование:
- смешивание ингридиентов
- работа с мерными стаканами (соль, мука, сахар)
- с весами
- с пищевыми красителями
- с пряностями
- с технологическими картами
3. Моделирование (составление оригинальных рецептов)
4. Придумывание сказок, рассказов, загадок по теме ИЗО – деятельность
Лепка пряников из пластилина, глины
Роспись готовых изделий
Овладение технологией работы с соленым тестом
Использование приема «печатания» с помощью формы
Музыкальная деятельность
Разучивание малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, частушки, пестушки, приговорки, чистоговорки) по теме
Знакомство с русскими народными хороводными играми
Разучивание песен о пряниках Инсценировка с использованием различных видов кукольного театра:
- «Как солнышко в пряник попало»
- «Волшебное путешествие зернышка»
Работа с родителями
1. Оформление сюжетной композиции и подбор материалов для центра экспериментирования
2. Разучивание инсценировок: «Как солнышко в пряник попало», «Волшебное путешествие зернышка»
3. Разработка семейных мини – проектов «Традиции чаепития в нашей семье», «Мой любимый рецепт пряника», «Его Величество Пряник».
Презентация проекта «Русский пряник»
1. Выставка детских работ «Испеку я прянички»
2. Конкурс семейных мини – проектов
3. Вечер развлечений «Пряники русские»
4. Альбом «Какие пекут пряники на Руси»
Конспект спектакля «Пряники русские»
с использованием кукольного театра.
В спектакле участвуют: Сказочница – воспитатель группы
Малаша
Царь
Барашек – куклы
Мастера – пряничники, танцоры, кукловоды – дети
подготовительной группы
Сказочница приглашает детей и гостей в Комнату старины, где стоит ширма для показа театра и приготовлены необходимые атрибуты.
Сказочница: Здравствуйте, взрослые и ребята!
Хотите знать, чем я сегодня богата?
Только сначала друг другу улыбнитесь,
Поклонитесь, да скорее садитесь.
Пряники я вчера купила,
Только чуть надкусила….
Ой, что со мной было!
Смотрю – сарафан на мне какой! Просто загляденье!
Я еще кусочек откусила…Да в стародавних временах очутилась!
А там…сказки по воздуху летают, а люди их за крылышки хватают!
Я за ними на пряничном коне скакала, да в лукошко собирала!
Одну из них я припасла и вам в лукошке принесла.
А называется сказка – «Русский пряник»
Достает из лукошка и показывает
большой печатный пряник, угощает
детей и гостей.
Звучит музыка. На ширме появляется
кукла Малаша.
Сказочница: Жила – была Малаша – девочка наша.
Малаша пряники пекла, да на базар продавать их несла,
Приговаривала:
Малаша: Ой, пряники медовые,
Мягкие, фунтовые.
Не жуй, не глотай,
Только брови поднимай!
Ой, для малых ребятишек,
Для девчонок и парнишек,
Шалунам, озорникам
И беззубым старикам!
Сами печем, отдаем нипочем –
С пылу, с жару, алтын за пару!
Сказочница: Охотно брали люди Малашины пряники. Дивились все:
«Ай да пряник баской!
Что за секрет в нем такой?»
Малаша: В нем солнышко да водичка,
Да медок, да ржаная мукичка,
Да любви частичка,
Да доброе пожелание – слово –
Вот и готово!
Сказочница: Остановился возле Малаши барашек с крутыми рожками и
говорит:
Барашек: Как так солнышко в прянике очутилось? Не бывает такого!
Сказочница: А кто по-другому думает? Давайте-ка докажем Барашку, что
он не прав. ( Варианты ответов: - колос солнцем пропитался
- мед на солнышко похож,
пчелы в цветках – солнышках
его собирали)
Сказочница: Вот и выходит, что и вправду солнышко в прянике прячется.
Малаша прянички пекла, старался пахарь, что поле пахал, сеял,
колоски растил, старался бортник, что мед собирал, - каждый
вложил частичку своей души в это пряничное творение, поэтому
и оказался пряник чудом. Верили люди, что пряник излечивает
от тяжелых болезней, волшебной силой обладает…Конечно, он
волшебный, если он даже говорить умеет, вот, сами смотрите:
Показ слайдов «Печатные
пряники с пожеланиями»
Звучит музыка. На ширме
появляется Царь.
Сказочница: Наша Малаша умела такие пряники делать, что слава о них шла
по всей земле. Услышал Царь про Малашины прянички.
Вызывает ее в столицу, спрашивает:
Царь: Такая ль ты умница, как мастерица?
Дай-ко я тебя спытаю!
Чего я в своем царстве не знаю?
Малаша: Да про пряники ты, царь, не знаешь!
Царь: Как не знать? Знаю!
Я их в день по пуду съедаю!
Вяземские да тульские печатные,
Тверские белые, мятные, ароматные,
Городецкие с горохом и теремные,
Да архангельские расписные!
Малаша: А пряниками почему их зовут?
Царь задумывается.
Малаша: А вы, ребята, знаете?
( Варианты ответов:
- в них добавляют пряности : ваниль, гвоздика, шафран, корица
- до того, как пряности в них добавлять стали, звали коврижками -
хлебным лакомством на меду (пр В. И. Далю)
Сказочница: Насупился Царь, а Малаша ему говорит:
Малаша: Что ты, царь – батюшка, смотришь на меня будто пряник печатный?
Отпусти ты меня лучше поглядеть на дело рук пряничных
мастеров, что тебе пряники шлют к царскому столу
Сказочница: Царь дал ей три дня сроку да пряничную ладью, да пряничного
коня, чтоб, знать, скорее обернулась-то. Малашенька к ладье
идет, да нас за собой ведет. Выходи-ка, народ, становись в
хоровод.
Хороводный танец «Вдоль да по речке»
Сказочница: (с пряничной ладьей подходит к карте)
Ты плыви, моя ладья, во заволжские края!
Ладья «останавливается» у города Городца.
Малашу встречают мастера – пряничники
с Городецкими пряничными досками
1 Мастер: Есть у нас в стране местечко,
Где изготовят вам дощечки,
А на них растут цветы
Небывалой красоты!
2 Мастер: Вы по Волге вниз спуститесь,
На крут берег поднимитесь,
Вас встретит, как родной отец,
Славный город Городец.
Мастера проводят мастер – класс по
обучению желающих технологии
изготовления пряников с помощью
оттисков с пряничных досок. Тесто
жмут, печатают, бьют. Поэтому
пряники до сих пор называют
печатными, коврижками, жемками.
Показ слайдов «Вяземские, тульские
печатные фигурные пряники»
1 Мастер: Имеют пряники самую разную форму – фигуру, разный размер –
с ноготок – самые маленькие и теремные – самые большие.
2 Мастер: Городские мастера царю к свадьбе испекли пряник, который пришлось везти на двух подводах, а толщиной он был 19 сантиметров.
Малаша: Хочу еще поглядеть, как архангельские пряники делают!
Сказочница: Оседлала Малаша пряничного коня. Давайте и мы оседлаем
своих коней, поскачем вслед за Малашей
Проводится русская народная игра «Таратушки»
Сказочница: Словно птица летит пряничный конь. Все дальше и дальше на
север, ко граду Архангельску (Слайд) Заснеженный город на
берегу, искрится снежок на крышах домов, дым валит из труб –
печки топятся, в печках пряники пекутся.
Малашу и детей встречают мастера –
пряничники
Сказочница: А вот и то, ради чего мы такое путешествие совершили –
пряники архангельские. Посмотрите, отличаются ли они
от печатных городецких?
Мастера – пряничники проводят мастер
класс по обучению гостей технологии
изготовления пряников.
Показ слайдов.
1 Мастер: У таких пряников много имен : колядки, коровки, козульки,
рогушки. Колядки – потому что их пекли на праздник, который
Колядой называется.
2 Мастер: А это козульки. Их делали несладкими, размером – махонькие.
Причем чем меньше, тем сложнее козулю изготовить. Остался у вас
Кусочек теста. Как раз на козульку. В волшебном комочке сидит
маленький олень – в старину его называли лесным козлом, козюлей
- отсюда и название пряника.
1 Мастер: Поможем ему выбраться из комочка – одну ножку вытянем, вторую. Выправим рожки. Сушить поставим
2 Мастер: Жители Севера рассказывают, что весной солнышко приходит, (возвращается – там ведь полярная ночь) на землю в виде оленя с золотыми рогами. Мы с вами пряники лепили? Значит, пряник такой как назовем?
Дети: Лепной.
1 Мастер: Пряники предназначались для дарения. Их дарили на родины, на крестины, на свадьбах молодым и родителям, в знак уважения и даже на память. Ведь правильно приготовленный пряник может храниться и год, и два…
2 Мастер: Видите, ребятишки, пряники учат нас трудиться с любовью, дарить людям радость, желать добра.
Сказочница: А теперь пора прощаться нам с мастерами – пряничниками.
Научилась многому Малаша в дальней стороне
И отправилась домой на пряничном коне.
Про обжору – царя люди забыли,
А про пряничных дел мастеров сказки да песни сложили.
Артисты и мастера поют песню «Пряники русские»
А за то, что вы не ленились,
Да пряники лепить учились,
Дарят вам наши мастера по вкусному пряничку на память.
Артисты (друг за другом читают стихи) :
Не книга он, а его печатают,
Бьют его, а он от этого все краше становится,
Не лекарь он, а лечит,
Языка нет, а говорить может,
С рогами, а не бодает,
Не знает топора, а его вырубают,
Зреет дольше, чем поспевает,
Не ледяной, а во рту тает,
С ним играют, а после съедают,
Он не только сладость,
Но и в доме радость! Что это?
Отвечаем вместе: ПРЯНИК!
Дети угощаются пряниками, желают друг другу приятного аппетита.