ГАЛИНА ИВАНКИНА
Педагогический проект «Путешествуем по северу нашей страны»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта :
Вид проекта : познавательно-творческий
Продолжительность проекта : краткосрочный, в течение месяца
Участники проекта : дети подготовительной к школе группы, воспитатели, музыкальный работник, инструктор по физкультуре
Образовательные области: социализация, познание, коммуникация, художественная деятельность, физическая культура, труд, чтение художественной литературы, музыка
Актуальность проекта
Публикация «Педагогический проект „Путешествуем по северу нашей страны“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
Каждая страна уникальна. И задача каждого поколения сохранить эту самобытность. А сохранить её можно, если приобщать ребёнка с раннего возраста к ценностям духовной культуры, выбрать нужные ориентиры для его воспитания. В “Конвенции о правах ребёнка” в ст. 29 сказано, что образование должно быть направлено на “воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения, и к цивилизациям, отличным от него собственной”.
В современном обществе присутствуют люди разных национальностей и, поэтому с самых ранних лет, требуется формирование национального самосознания, толерантных отношений у детей. Так как основу культуры человечества составляют национальные культуры, то приобщая детей к истории, традициям, обычаям разных народов мы помогаем детям в освоении общечеловеческих ценностей - культурных, социальных, моральных. Нам важно научить детей строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, быть готовыми принять других людей, их взгляды, обычаи такими, какие они есть.
Мы живем в очень сложное время, когда отклонения становятся нормой: неуважение старшего поколения, уничтожение памятников истории, праздная жизнь, безразличие и многое другое. Как в наших детях сохранить духовность, разобраться во всем и выбрать необходимые ориентиры, научить их любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть? Что может заинтересовать ребёнка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это наша многовековая история и культура.
«Завтра начинается сегодня» - это высказывание, по-моему, точно выражает сущность педагогики и объясняет, почему задача снижения агрессивности в обществе ложится на нас, воспитателей и на родителей наших воспитанников.
Умение жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, т. е. толерантность не передается по наследству. В каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начнется формирование соответствующих качеств личности, тем большую устойчивость они приобретают.
Наша страна относится к поликультурным и полиэтническим сообществам. Необходимость обеспечить в ней толерантное сосуществование больших и малых народов порождает потребность в поликультурном воспитании как инструменте и принципе образовательной политики.
Поликультурное воспитание – это ознакомление детей с культурными традициями, обычаями других наций и народностей.
Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости.
Культура народов Севера является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями народов Севера, духовно – нравственного воспитания, способности видеть красоту и гармонию, но и способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально – положительное отношение к объектам эстетического содержания.
Цель проекта :
изучение культуры народов Севера, особенностей взаимодействия человека с природой в культуре народов Севера, прививание ребенку зачатков толерантности, уважения к культуре народов Севера.
Задачи проектной деятельности :
Расширить представления детей об окружающем мире
Способствовать развитию познавательных интересов
Способствовать воспитанию у детей уважения к народам Севера
Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, их речевую культуру
Создать в группе предметно-развивающую среду, способствующую ознакомлению детей с культурой народов Севера
Вовлечь родителей в проектную деятельность по ознакомлению детей с традициями народов Севера
Предполагаемый результат:
Будут иметь представления об обычаях, традициях, праздниках, особенностях жизни коренных народов, о взаимосвязях настоящего и прошлого в жизни народа.
Сформируется уважительное отношение к народам, живущим на севере нашей страны.
Будет создана материально-техническая база для плодотворной работы по данной теме.
Родители детей станут активными участниками педагогического проекта.
Этапы реализации:
1. Подготовительный этап
• Определение цели и задач проекта
• Составление перспективного плана по реализации данного проекта
• Подбор литературы, пособий, атрибутов, сбор информации из различных источников по теме
• Создание развивающей среды в группе, диагностирование участников проекта
2. Практический этап
• Разработка конспектов занятий, бесед
• Создание мультимедийных презентаций по темам: «Природа Севера», «Животные Севера», «Растительный мир Севера», «Народы Севера : традиции и быт», «Жилища народов Севера», «Одежда народов Севера»
• Подбор подвижных игр для детей
• Сбор и оформление наглядного материала
• Сбор и оформление аудиокниги «Сказки народов Севера»
• Сбор и оформление сборника с мультипликационными фильмами «Сказки народов Севера»
3. Заключительный этап
• Проведение непосредственно организованной деятельности «Путешествие на север России»
• Обобщение результатов работы
• Презентация опыта работы по проекту
Используемые в проекте виды детской деятельности:
Игровая
Коммуникативная
Трудовая
Познавательно-исследовательская
Продуктивная
Музыкально-художественная
Чтение художественной литературы
Перспективное планирование
проектной деятельности
Образовательная
область Содержание совместной деятельности воспитателя с детьми Взаимодействие с родителями, другими специалистами детского сада
Познание Беседа и просмотр презентаций по темам:
«Природа Севера»,
«Животный мир Севера»,
«Растительный мир Севера»,
«Народы Севера»
Проведение дидактических игр:
«Угадай по описанию»,
«Четвертый лишний»,
«Кто где живет?»
Просмотр совместно с родителями познавательной литературы по данной теме
Социализация Беседа и просмотр презентаций по темам:
«Культура и быт северных народов»
«Одежда народов Севера»
Беседа по темам:
«Профессии народов Севера»
«Народные северные промыслы»
Просмотр мультфильмов из альбома «Сказки народов Севера» Просмотр дома мультфильмов на выбор, обсуждение с родителями увиденного:
«В яранге горит огонь»
«Сармико»
«Таежная сказка»
«Дочь Солнца»
«Северная сказка»
Коммуникация Драматизация сказок «Почему у белого медведя черный нос?» (юкагирская сказка)
«Айога»
(нанайская сказка)
Заучивание загадок о севере На занятиях с логопедом составление описательного рассказа по картинке «На Севере»
Чтение художественной литературы Чтение с детьми произведений о Севере :
«Кукушка»
(ненецкая сказка)
Н. Сладков «Разноцветная земля»
Г. Снегирев «Про оленя»
Чтение родителей с детьми сказок народов Севера (на выбор) :
«Мышка»
(ненецкая сказка)
«Пропавшая песенка»
(эскимосская сказка)
«Медведь, росомаха и волк»
(эвенская сказка)
«Почему олень быстро бегает»
(эвенкийская сказка)
Художественное творчество Рисование
«Рисуем белого медведя»
Коллективное рисование «На Севере»
«Рисуем жителей Севера»
«Знакомство с северными орнаментами. Украшаем фартук»
Лепка
«Лепим животных севера»
«Лепим жителей Севера»
Аппликация
«Варежки для оленевода»
Коллективная аппликация «На Севере» Выставка совместного творчества родителей и детей
«Сияние Севера»
Физическая культура Разучивание народных подвижных игр Проведение физкультурного досуга с инструктором по физкультуре
«Игры народов Севера»
Музыка Беседа «Музыкальные инструменты народов Севера»
Прослушивание музыки народов Севера На музыкальном занятии прослушивание народной музыки и разучивание народного танца
Результаты работы: в ходе работы над проектом происходило активное освоение и познание детьми культуры народов севера нашей страны (прослушание национальной музыки, чтение художественной литературы, демонстрация мультипликационных фильмов, демонстрация слайдов, проведение познавательных бесед и др.). Всё это способствовало овладению дошкольниками элементарной этикой межнациональных отношений, формированию представления об окружающем мире.
Для реализации проекта использовался интегрированный подход – включение сведений об особенностях жизни северных народов во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.
В процессе ознакомления с жизнью и бытом северных народов у большинства детей формировалась готовность к познавательной деятельности, возникала потребность детей к новой информации, готовность к ее переработке, «проснулась» любознательность.