Оксана Образцова
Педагогический проект «Птицы — вестники весны»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
«Птицы-вестники весны!»
Выполнила:
воспитатель группы раннего возраста
Образцова Оксана Анатольевна
Пояснительная записка
В период дошкольного детства происходит становление личности, формирование экологической культуры у дошкольников. Поэтому очень важно разбудить у детей интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Публикация «Педагогический проект „Птицы — вестники весны“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Проекты
- Перелетные птицы. Проекты, тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2019
Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете- птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, дать детям элементарные знания о том, чем подкармливать птиц, какие птицы остаются зимовать в нашем крае, какие прилетают весной.
В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Поэтому, принято решение реализовать проект. Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах, зимующих и перелетных, послужит формированию любознательности и бережного отношения к птицам. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребёнка. Родителям было предложено сделать кормушки совместно с детьми. Необходимо, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё мнение по этой проблеме.
Актуальность проекта
Ранний возраст – самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей, для совершенствования деятельности органов чувств.
Этот период важен для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка.
Самостоятельно, с помощью пособий и игрушек, ребёнок не сможет достичь высокого уровня, все его действия необходимо направлять и объяснять.
Задача воспитания детей раннего возраста — подвести их к усвоению общепринятых сенсорных эталонов, величин, форм, цветовых тонов.
Данный проект направлен на формирование коммуникативных навыков и обеспечение познавательной информации детей раннего возраста по теме «Птицы-вестники весны!» через дидактический материал, манипулирование им, выполнение заданий на начальном этапе с помощью взрослого. В процессе индивидуальных занятий с ребёнком или подгруппой проводить наблюдение, как дети осваивают те или иные навыки.
Предлагаются конспекты занятий, дидактические игры, консультация для родителей. Представлены основные методы и приемы, используемые на занятиях, а также перечислены умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития восприятия.
Проект составлен в рамках календарно – тематического планирования воспитательно-образовательной работы с 25.03. по 29.03. 2019 года по теме: «Международный День птиц»
Методический паспорт проекта
Тема: «Птицы-вестники весны!»
Вид проекта: познавательно -развлекательный
Длительность: краткосрочный
Возрастная группа: дети группы раннего возраста (2-3 года)
Образовательные области: познавательно – речевое развитие, социально – личностное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Сроки: с 25.03.19 по 29.03.19 г.
Участники проекта: дети, их родители, воспитатели.
Итоговое мероприятие проекта: развлечение «Веснянка»
Цель проекта: Формирование представления о птицах, прилетающих в край весной с целью полноценного восприятия окружающего мира.
Задачи:
Для детей:
• Развивать элементарные представления о птицах и пополнять активный словарь глаголами (летают, поют, клюют, чистят пёрышки, вьют гнезда);
• Закрепить знания о положении в пространстве (верх-низ, вправо-влево)
• Закрепить умение выделять основные цвета, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и величину (большой, маленький, как особые признаки предметов, об отношении между двумя предметами по величине (поменьше, побольше);
• Развивать интерес к природе, познавательную активность, двигательную активность, коммуникативные навыки;
• Воспитывать любовь к пернатым, вызывать желание оберегать птиц и ухаживать за ними.
Для педагога:
• Создать благоприятную атмосферу и условия для всестороннего развития, воспитания детей раннего возраста;
• Вести наблюдение за развитием навыков и интересов воспитанников;
• Активизировать пассивный и активный словарь детей (летает, прыгает, клюёт, сидит, чистит пёрышки);
• Приобщать родителей к воспитанию сенсорной культуры, бережного отношения к природе.
Для родителей:
• Формировать компетентность в области сенсорного развития их детей;
• Принять активное участие в жизни ребенка, быть осведомленными о его опыте, приобретенном в дошкольном учреждении.
• Вовлекать родителей в общий образовательный процесс.
Продукты проекта
Для детей:
• Изобразительная деятельность: рисование ладошками коллективной композиции «Птички прилетели, на березу сели»;
• Лепка по теме «Зёрнышки для птичек»;
• Мозаика из геометрических фигур «Скворечник».
Для педагогов:
• Памятка для родителей «Воспитание любви к природе»;
• Оформление фотовыставки по проектной деятельности;
• Подборка бесед, игр, упражнений, стихов, песен к теме;
• Презентация проекта.
Для родителей:
• Участие в конкурсе «Домики для птиц», в выставке поделок «Птицы прилетели»;
• Создание альбома «Птицы-вестники весны» с иллюстрациями птиц, с использованием художественной литературы, согласно возрасту детей по данной теме.
Ожидаемые результаты по проекту:
Для детей:
• Формирование элементарных представлений о птицах (летают, поют, клюют, прыгают, чистят пёрышки, вьют гнездо);
• Проявление заботливого отношения: оберегать птиц и ухаживать за ними;
• Закрепление умения выделять цвет, форму и величину, как особые признаки предметов, представления об отношении между двумя предметами по величине.
Для педагогов:
• Умение планировать проектную деятельность;
• Пополнение развивающей предметно-пространственной образовательной среды дидактическими играми, наглядными пособиями, фонотеки аудиозаписями с голосами птиц нашего края.
Для родителей:
• Заинтересованность и сотрудничество родителей, как участников педагогического процесса;
• Осведомлённость родителей о знаниях, умениях и опыте своих детей, приобретенных в дошкольном учреждении.
I этап: Предварительная работа
Подбор методической литературы по теме;
Подбор художественной литературы по теме;
Подбор и изготовление дидактического материала, наглядных пособий по теме;
Информирование родителей о предстоящем проекте.
II этап: Выполнение проекта
Познавательно – речевое развитие:
Тематическая беседа «Птицы прилетели». Просмотр презентации по
данной теме (Приложение 1);
Беседа по сюжетным картинкам «Что делают птички?»
(Приложение 2).
Дидактические игры: «Чей голос?» (2, «Яйца в гнездах» (4, «Сложи
яйцо из частей» (5, «А что внутри яйца?» (6, «Кто здесь не птица?»
(12, «Белая ворона» (13, «Найди пару» (14, «Большая и маленькая
птички» (15, «Чье перышко?» (16, «Сколько птичек?» (23,
Конструирование «Скворечник» (9) из геометрических фигур, игра с
прищепками «Птичка» (7) (Приложение 3).
Стихи (Приложение 4):
«Села птичка на окошко» А. Барто
«Кто как кричит?» А. Барто
«Воробей по лужице» А. Барто,
«Ласточки» Н. Забила,
«У кукушки» Т. Белозёров
«Скворцы» З. Александрова.
Социально – личностное развитие:
Наблюдение за птицами на улице (птицы маленькие, беззащитные, пугливые, (картотека прогулок).
Рассматривание картин из серии «Птицы прилетели» (Приложение 5).
Дидактическая игра: «Покормим птичек».
Упражнение: «Помоги дятлу найти еду» (19).
Конструирование из строительного материала: «Домик для птиц» (24)
Пальчиковая игра: «Две маленькие пташки» (22).
Настольная игра: «Картинки – половинки» (26).(Приложение 3).
Художественно – эстетическое развитие:
Изобразительная деятельность, рисование «Птички прилетели, на березу сели», (НОД-приложение 10)
Лепка «Зёрнышки для птичек» (НОД-приложение 6).
Выкладывание геометрической мозаики «Скворечник»
Слушание аудиозаписи голосов птиц (1)
Слушание музыки Алябьева «Соловей» (11)
Музыкальное упражнение «Мы насыплем птичкам крошки» (8) .
Прослушивание песенок: «Воробей» А. Руббах, «Птичка» муз. Тухманова, «Воробушки» М. Красева.
Развлечение для детей «Веснянка» (Приложение 8).
Физическое развитие:
Подвижные игры: «Пригрелись птички» (18, «Птички-невелички» (21,
«Птички и дождик» (25).
Дыхательная гимнастика: «Чья птичка дальше улетит?» (17)
Динамическая пауза «Что я за птица?» (10)
Гимнастика для глаз «Журавлик» (20)
Работа с родителями:
Консультация на тему: «Воспитание любви к природе»
(Приложение 7);
Привлечение родителей к участию: в конкурсе «Домики для птиц», в
выставке поделок «Птицы прилетели»;
Создание альбома «Птицы-вестники весны» с иллюстрациями птиц, с
использованием художественной литературы, согласно возрасту детей
по данной теме.
III этап: Подведение итогов
У детей формируется восприятие сенсорных эталонов: они различают и правильно показывают шесть основных цветов, чередуют предметы по величине;
формироваться самостоятельность в познавательной и практической деятельности;
развиваются элементарные представления о птицах (летают, поют, клюют, строят себе домики - вьют гнёзда);
появился интерес к природе;
дети имеют представления о строении птиц, о том, чем их можно покормить;
активизируется речь;
большой интерес проявляется у детей в подвижных играх, так же вызывает радость и восторг дыхательная гимнастика «Чья птичка дальше улетит?»;
у детей усовершенствовалось восприятие, умение активно использовать осязание, зрение, слух.
Вывод: У некоторых детей на данный момент внимание недостаточно устойчивое, не могут еще заставить себя делать то, что не вызывает их интереса на занятиях с дидактическим материалом. Важно обратить на это внимание и продолжать деятельность в этом направлении, чтобы у всех детей повысился интерес и познавательная активность. Следовательно, у детей вырастет уровень знаний по сенсорному развитию.
Родители приняли активное участие в выставке «Домики для птиц» и конкурсе поделок «Птицы прилетели». Некоторые работы были использованы в качестве дидактического материала. Так же с помощью родителей был оформлен альбом «Птицы-вестники весны» с красочными иллюстрациями и стихами, соответствующими возрасту детей.
Перспективы развития проекта
• В дальнейшем планирую работу по дополнительному образованию на тему: «Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста в процессе предметно-игровой деятельности».
• Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста;
• Пополнение предметно-развивающей среды дидактическими играми и материалами;
• Продолжение работы по использованию проектных технологий.