Шаралапова Марина
Педагогический проект по познавательному развитию «Тико-конструирование»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
по образовательной области: «Познавательное развитие»
«Тико – конструирование»
сроки реализации 2022-2024 учебный год
Подготовила воспитатель
первой квалификационной категории:
Шаралапова Марина Вячеславовна
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Публикация «Педагогический проект по познавательному развитию „Тико-конструирование“» размещена в разделах
Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации в целом. Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой, познавательной деятельности -главные задачи, которые стоят перед педагогом в рамках ФГОС. Эти задачи требуют создания особых условий в обучении, в связи с этим огромное значение отведено-конструированию.
Актуальность ТИКО-технологии и робототехники значима в свете внедрения ФГОС, так как являются отличным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей.
Технология работы с конструктором ТИКО предполагает развитие у детей навыков конструкторской и проектной деятельности на основе исследования геометрических фигур и интеграции изученных геометрических модулей с целью моделирования объектов окружающего мира.
Конструктор ТИКО используя детьми в собственной деятельности помогает ориентироваться на плоскости и в пространстве, дети общаются, работают в паре, в группе, в коллективе, конструируют поделки обьемные, плоскостные, увлекаются самостоятельным техническим моделированием.
Для ребенка очень важен результат его творческой деятельности, который можно наглядно продемонстрировать, что повышает самооценку и положительно влияет на мотивацию к развитию инженерного мышления, к познанию нового.
Цель: Формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире.
Образовательные задачи:
-Формировать представления о плоскостных и объемных (понятия «объем», «куб»)геометрических фигурах.
-Расширение кругозора об окружающем мире, обогащение эмоциональной жизни, развитие художественно-эстетического вкуса;
-Развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);
-Развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через формирование практических умений;
-Создавать условия для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
-Формировать представления о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой.
Ожидаемый результат: 1 год обучения (3-4 года)
По окончании дети должны знать:
-основные геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник);
-понятия «один» - «много»;
-числа от 1 до 3.
По окончании дети должны уметь:
-сравнивать и классифицировать фигуры по одному свойству;
-ориентироваться в свойствах: большой - маленький, высокий - низкий, широкий - узкий, длинный - короткий, красный - синий - желтый - зеленый;
-считать и сравнивать числа от 1 до 3;
-ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «сбоку», а также - над, -под, -в, -на, -за, -перед;
-конструировать плоские фигуры по образцу, по схеме.
Ожидаемый результат: 2 год обучения (4-5 лет)
По окончании дети должны знать:
-плоские геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция);
-различные виды многоугольников;
-числа от 1 до 5.
По окончании дети должны уметь:
-сравнивать и классифицировать многоугольники по 1-2 свойствам;
-ориентироваться в понятиях «вперед», «назад», «далеко», «близко», «около», «выше», «ниже», «между»;
-считать и находить нужное количество геометрических фигур (от 1 до5);
-конструировать плоские и объёмные конструкции по образцу, по схеме.
Объем образовательной нагрузки
Программа разработана для детей дошкольного возраста.
Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 15 мин/ 20мин
Группа включает 15 детей.
Занятия проводятся вне образовательной деятельности.
Форма обучения очная.
Срок реализации программы 2 учебных года.
Содержание проекта
Проект «ТИКО - мастера» позволяет системно формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные, зрительные и математические представления через игровой формат занятий с «ТИКО» - Трансформируемым Игровым Конструктором для Обучения
Проект «ТИКО – мастера» включает в себя по 18 занятий.
Учебный план
Наименование услуги Кол-во часов в неделю,
возрастная группа
Вторая младшая Средняя
Проведение занятий по направлению «Познавательное развитие» «ТИКО – мастера» 15 минут 20 мин
Расписание занятий
Дни недели
Вторая младшая Средняя
Вторник / Четверг 15.25-15.40 15.30-15.50
Вторая младшая группа 3-4 года
Название темы Цель
1. Занятие
«Знакомство с Зайчонком ТИКО» Цель: Классификация геометрических фигур по цвету.
Учить соединять ТИКО-детали.
Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу.
Развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО-фигур.
ТИКО-поделки : Зайчонок ТИКО
2. Занятие
«Печенье для Зайчонка» Цель: Классификация геометрических фигур по цвету.
Учить соединять ТИКО-детали.
Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу.
Развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО-фигур.
ТИКО-поделки : Печенье для Зайчонка.
3. Занятие
«Ёжик в гостях у Зайчонка ТИКО»
Цель: Классификация геометрических фигур по цвету.
Развивать умение классифицировать по цвету.
Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу.
Развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО-фигур.
ТИКО-поделки : Ёжик.
4. Занятие
«Грибы» Цель: Классификация геометрических фигур по цвету.
Развивать умение классифицировать по цвету.
Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу.
Развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО-фигур.
ТИКО-поделки : грибы.
5. Занятие
«Зайчонок с Ёжиком соревнуются» Цель: Классификация геометрических фигур по размеру.
Развивать умение классифицировать по размеру.
Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу.
Осваиватьпонятия «короткий - длинный».
ТИКО-поделки : - грибы
6. Занятие
«Беговые дорожки»
Цель: Классификация геометрических фигур по размеру.
Развивать умение классифицировать по размеру.
Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу.
Осваиватьпонятия «короткий - длинный».
ТИКО-поделки : беговые дорожки.
7. Занятие
«Морковка для Зайчонка ТИКО»
Цель: Классификация геометрических фигур по форме.
Развивать умение классифицировать по форме.
Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу.
Осваивать понятия «треугольник - четырёхугольник», «большой - маленький».
ТИКО-поделки : морковка.
8. Занятие
«Домик для Зайчонка ТИКО» Цель: Классификация геометрических фигур по форме.
Развивать умение классифицировать по форме.
Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу.
Осваивать понятия «треугольник - четырёхугольник», «большой - маленький». ТИКО-поделки : домик.
9. Занятие
«Лиса в гостях у Зайчонка ТИКО» Цель: Учить классифицировать диких и домашних животных.
Развивать умение классифицировать диких и домашних животных.
Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу.
Осваивать понятие «пятиугольник». ТИКО-поделки : лиса
10. Занятие
«Угощение для Лисы»
Цель: Учить классифицировать диких и домашних животных.
Развивать умение классифицировать диких и домашних животных.
Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу.
Закреплять понятие «пятиугольник».
ТИКО-поделки : рыба – скалярия.
11. Занятие
«Мышка в гостях у Зайчонка ТИКО»
Цель: Учить классифицировать диких и домашних животных.
Развивать умение классифицировать диких и домашних животных.
Учить конструировать по схеме.
Повторить понятия «треугольник» и «четырёхугольник».
ТИКО-поделки : мышка.
12. Занятие
«День рождения у Мышки»
Цель: Учить классифицировать диких и домашних животных.
Развивать умение классифицировать диких и домашних животных.
Учить конструировать по схеме. Учить различать многоугольники (треугольник, четырёхугольник, пятиугольник).
ТИКО-поделки : цветок.
13. Занятие
«Птицы – наши друзья!» Цель: Учить различать многоугольники.
Повторить понятие «шестиугоугольник».
Учить конструировать объёмные ТИКО-фигуры.
Развивать мелкую моторику. ТИКО-поделки : птичка.
14. Занятие
«День рождения Зайчонка ТИКО»
Цель: Учить выделять и называть 1 – 2 свойства геометрической фигуры.
Развивать умения сравнивать геометрические фигуры и выделять их свойства. Учить конструировать по схеме.
Знакомить с приёмом «превращения» плоскостной фигуры в объёмную конструкцию.
Воспитывать чуткое, внимательное отношение к окружающим и друг к другу.
ТИКО-поделки подарок для Зайчонка ТИКО – конфета (плоскостная и объёмная фигура).
15. Занятие
«Котёнок в гостях у Зайчонка ТИКО»
Цель: Учить выделять и называть 2 свойства геометрической фигуры.
Развивать умения сравнивать геометрические фигуры и выделять их свойства.
Учить конструировать по схеме и по образцу.
Классификация: дикие и домашние животные.
ТИКО-поделки : кот, блюдечко (объёмная фигура).
16. Занятие
«Щенок в гостях у Зайчонка ТИКО» Цель: Учить выделять и называть 2 свойства геометрической фигуры.
Развивать умения выделять и называть свойства геометрической фигуры.
Учить конструировать по схеме и по образцу.
Классификация - дикие и домашние животные.
ТИКО-поделки : собака, будка (объёмная фигура).
17. Занятие
«Техника Победы!»
Цель: Учить конструировать сложные конструкции по образцу.
Развивать умения выделять и называть свойства геометрической фигуры.
Учить конструировать по схеме и по образцу.
Знакомить с военной техникой.
ТИКО-поделки : танк, самолёт (объёмная фигура).
18. Занятие
«Сундучок со сказками: русская народная сказка «Курочка Ряба» Цель: Учить использовать ТИКО-конструкции в рассказывании сказки.
Учить рассказывать в процессе инсценировки сказки.
Развивать умения использовать ТИКО-конструкции в рассказывании сказки.
Учить конструировать по схеме и по образцу.
ТИКО-поделки : золотое яичко, тарелочка (объёмная фигура).
Средняя группа 4-5 лет
Темы Цель
1. Занятие
«Летнее путешествие
Зайчонка
ТИКО» Цель: учить классифицировать различные виды транспорта и конструировать по собственному выбору.
Развивать умение классифицировать.
Учить делать выбор.
Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу.
Развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО-фигур.
ТИКО-поделки : корабль, автомобиль, самолёт (по выбору ребёнка).
2. Занятие
«Осень»
Цель: Учить классифицировать фигуры по 2 – 3 свойствам.
Знакомить детей с многоугольниками.
Учить конструировать по образцу.
Развивать умение находить взаимосвязь между климатическими изменениями и характерными природными особенностями.
Развивать речь детей с помощью игрового общения.
ТИКО-поделки : дерево, листья.
3. Занятие
«Осенний
урожай в лесу, в
саду и на
огороде»
Цель: учить сравнивать и называть многоугольники
(3-х, 4-хугольник, конструировать ТИКО-фигуры по образцу.
Познакомить с многоугольниками (3-х, 4-хугольник, научить их различать.
Развивать умение классифицировать свойства геометрических фигур по двум свойствам.
Учить конструировать плоскостные ТИКО-фигуры по образцу.
ТИКО-поделки : корзина, грибы.
4. Занятие
«Друзья
Зайчонка ТИКО
- лесные
животные»
Цель: учить классифицировать диких и домашних
животных.
Развивать умение классифицировать диких и домашних животных.
Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу.
Осваиваем понятие «пятиугольник».
ТИКО-поделки : лиса.
5. Занятие
«Домашние
животные»
Цель: учить классифицировать диких и домашних животных.
Развивать умения сравнивать геометрические фигуры и выделять их свойства.
Учить конструировать по схеме и по образцу.
Классификация - дикие и домашние животные.
ТИКО-поделки : котенок.
6. Занятие
«Домик для
человека»
Цель: учить выделять и называть свойства геометрических фигур.
Развивать умения выделять и называть свойства геометрических фигур.
Учить конструировать по схеме и по образцу.
Знакомить с частями конструкции (дом – стены,
крыша, пол). ТИКО-поделки : человек, дом (объёмная фигура).
7. Занятие
«В геометрическом
лесу - зима»
Цель: учить взаимодействовать в процессе коллективной деятельности.
Учить договариваться друг с другом, распределять обязанности в процессе совместного конструирования (коллективная работа).
Осваивать способы соединения ТИКО-деталей.
ТИКО-поделки : ёлочка
8. Занятие
«Детская
площадка»
Цель: учить конструировать по образцу.
Учить подбирать для моделирования необходимые ТИКО-детали.
Учить взаимодействовать, общаться, договариваться в процессе конструкторской деятельности (работа в парах).
ТИКО-поделки : горка.
9. Занятие
«Мастерская
Деда Мороза»
Цель: Учить различать многоугольники.
Знакомить с понятием «шестиугольник».
Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу.
Закрепить приметы зимы. ТИКО-поделки : снежинка
10. Занятие
«Зимние
№10
забавы»
Цель: учить сравнивать и называть многоугольники (3-х, 4-х, 5-тиугольник, конструировать ТИКО-фигуры по образцу.
Знакомить с многоугольниками (пятиугольник, научить их различать.
Развивать умение ориентироваться в пространстве (вверх – вниз, вправо - влево).
Развивать игровое общение детей друг с другом посредством «оживления» ТИКО-поделок. ТИКО-поделки : снеговик.
11. Занятие
«Наши пернатые
друзья»
Цель: учить сравнивать и называть многоугольники (3-х, 4-х, 5-ти, 6-тиугольник, конструировать ТИКО-фигуры по схеме, по образцу.
Знакомить с многоугольниками (шестиугольник, учить их различать.
Учить конструировать плоскостные ТИКО-фигуры по схеме.
Учить сопереживать, сочувствовать, помогать птицам, нуждающимся в помощи. ТИКО-поделки : птица.
12. Занятие
«Подарок папе!»
Цель: учить сравнивать и называть четырёхугольники (квадрат, прямоугольник, конструировать ТИКО-фигуры по схеме, по образцу.
Знакомить с различными четырёхугольниками (квадрат, прямоугольник, учить их сравнивать и называть.
Знакомить с различными видами военного вооружения.
ТИКО-поделки : танк.
13. Занятие
«Подарок маме!»
Цель: учить конструировать симметричные узоры.
учить сооружать и украшать поделки с помощью конструирования симметричных узоров из ТИКО- деталей разных цветов.
Расширять представлений о разных видах цветущих растений.
ТИКО-поделки : цветок.
14. Занятие
«Транспорт:
водный
транспорт»
Цель: учить находить и называть треугольники (остроугольный треугольник, конструировать ТИКО-фигуры по схеме, по образцу.
Знакомить с различными треугольниками, научить находить и называть остроугольный треугольник.
Знакомить с различными видами водного транспорта.
ТИКО-поделки : парусник.
15. Занятие
«Транспорт:
наземный
транспорт» Цель: учить конструировать с помощью словесной инструкции.
Учить определять форму ТИКО-деталей с помощью осязания (наощупь).
Знакомить с различными видами наземного транспорта.
Повторить правила дорожного движения.
Развивать навыки ориентирования: вверх – вниз, вправо - влево.
ТИКО-поделки : автомобиль, светофор, пешеходный переход
16. Занятие
«Техника Победы!» Цель: Учить конструировать сложные конструкции по образцу.
Развивать умения выделять и называть свойства геометрической фигуры. Учить конструировать по схеме и по образцу.
Знакомить с военной техникой.
ТИКО-поделки : танк, самолёт (объёмная фигура).
17. Занятие
«Цветы» Цель: учить подбирать цветовое оформление для ТИКО-конструкции на основе симметрии.
Знакомить с различными видами цветущих растений.
Развивать умение выбиратьТИКО-детали по цветовому сочетанию.
Учить конструировать симметричные узоры. ТИКО-поделки : цветы
18. Занятие
«Насекомые» Цель: учиться ориентироваться в пространстве – направо, налево.
Учить определять форму геометрических фигур с помощью осязания (на ощупь).
Развивать представления о взаимосвязи и взаимозависимости живых организмов в природе.
Познакомить со стадиями развития бабочки.
Развивать навыки ориентирования: вверх – вниз, вправо - влево.
ТИКО-поделки : бабочка.
Формы и методы занятий
Проект рассчитан на реализацию содержания такими методами и приемами:
-Практический (различные упражнения с конструктором, с игровым материалом ТИКО; моделирование);
-Наглядный (показ правил работы с конструктором, демонстрация готовых работ, обучение с помощью мультимедийной презентации; работа с технологическими картами);
-Словесный (как ведущий, беседы, разъяснения).
Мониторинг
Для отслеживания знаний, умений и навыков у воспитанников были разработаны критерии и дана характеристика уровней.
Уровни сформированности творческой активности воспитанников
в различных видах деятельности
Высокий уровень Ребенок самостоятельно без ошибок, справляется с заданием
Достаточный уровень Ребенок самостоятельно справляется с заданием, допуская ошибки
Средний уровень Ребенок выполняет задания с помощью взрослого
Низкий уровень
Ребенок даже с помощью взрослого допускает ошибки в выполнении задания
Педагогическая диагностика проводится два раза в год: 1 – вводная (октябрь); 2 - итоговая (май). Уровни усвоения оцениваются по 4х балльной системе:
Высокий уровень –4; Достаточный уровень – 3; Средний уровень – 2; Низкий уровень – 1;
Используемая литература
Логинова И. В. "Сборник схем для плоскостного конструирования".
Схемы для работы для детей второй младшей группы
Раскрась дорожку для Зайчонка
Сконструируй гриб для Ёжика. Раскрась схему.
Сконструируй фигуру лисы и раскрась схему:
Сконструируй фигуру рыбы и раскрась схему:
Сконструируй фигуру мышки и раскрась схему:
Сконструируй цветок и раскрась схему:
Сконструируй Снежинку и раскрась схему. Внизу раскрась геометрические фигуры, из которых сконструирована Снежинка.
Сконструируй Ёлочку и раскрась схему. Внизу раскрась геометрические фигуры, из которых сконструирована Ёлочка.
Сконструируй Птичку и раскрась схему. Внизу раскрась геометрические фигуры, из которых сконструирована Снежинка.
Сконструируй фигуру (собака) и раскрась схему. Внизу раскрась ТИКО-детали, из которых составлена фигура.
Сконструируй фигуру (кот) и раскрась схему. Внизу раскрась ТИКО-детали, из которых составлена фигура.
Сконструируй фигуру (человек) и раскрась. Внизу раскрась ТИКО-детали, из которых составлена фигура.
Сконструируй фигуру (танк) и раскрась схему. Внизу раскрась ТИКО-детали, из которых составлена фигура.
Сконструируй фигуру (дом) и раскрась схему. Внизу раскрась ТИКО-детали, из которых составлена фигура
Сконструируй фигуру (собака) и раскрась схему. Внизу раскрась ТИКО-детали, из которых составлена фигура
Сконструируй фигуру (медведь) и раскрась схему. Внизу раскрась ТИКО-детали, из которых составлена фигура
Сконструируй фигуру (бабушка) и раскрась схему. Внизу раскрась ТИКО-детали, из которых составлена фигура
Сконструируй фигуру (волк) и раскрась схему. Внизу раскрась ТИКО-детали, из которых составлена фигура.
Схемы для работы для детей средней группы
КОТ ВОРОНА
ПТИЦА ЁЛОЧКА
ЦВЕТОК СНЕГОВИК
МАШИНА ПАРУСНИК
ТАНК ДОМИК
СНЕЖИНКА БАБОЧКА
ЛИСА САМОЛЁТ