Майя Малинина
Педагогический проект по формированию у детей дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни
▼ Скачать + Заказать документы
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Движение – это жизнь. Двигаясь, ребёнок познаёт окружающий мир, учится любить его и осмысленно действовать в нём, обретает опыт организации игр, т. к. игра для дошкольника также является неотъемлемой частью его развития. Ограничения детей в движении неблагоприятно сказывается на всех жизненных процессах. Правильно организованная двигательная активность создаёт благоприятные условия для развития и совершенствования крупной моторики детей, формирования нравственных качеств, умения общаться со сверстниками. У детей вырабатываются элементарные умения согласовать свои действия с движениями других играющих. Движения помогают ребёнку преодолеть робость, застенчивость. Насыщенная двигательная активность становится важным средством для оздоровления детей.
Публикация «Педагогический проект по формированию у детей дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни» размещена в разделах
«В каждом маленьком ребенке,
И мальчишке, и девчонке
Есть по двести грамм взрывчатки
Или даже полкило!
Должен он бежать и прыгать,
Все хватать, ногами дрыгать
А иначе он взорвется
Неизвестно от чего!»
Эта смешная песенка из мультфильма подтверждает интенсивную двигательную активность, свойственную детям дошкольного возраста.
В младшем дошкольном возрасте формируются различные по структуре и характеру основные движения. Развитие и совершенствование их обусловлено повседневностью их применения.
Наилучшим образом для удовлетворения потребностей в движении подходит время в режиме дня, отведённое на прогулку.
Правильно организованная двигательная активность ребёнка на прогулке способствует улучшению его здоровья. Организация различных игр-упражнений на воздухе в первую очередь является важным средством оздоровления детей. Исследование особых возможностей зимнего периода (снег, лёд) поможет создать благоприятную среду для развития двигательной активности. И что может быть лучше и интереснее для малыша, чем разнообразные снежные постройки. Да ещё, если ребёнок знает, что в этом принимает участие кто-то из родителей, то всё становится немного интересней. Тогда прогулка для ребёнка станет праздником.
Золотое правило: не запрещать, а регулировать. Мастерство воспитателя в сочетании с творчеством и фантазией, а главное – любовь к детям, сделают прогулку удивительной и неповторимой.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
г. Владимира «Детский сад №116»
Педагогический проект по формированию у детей дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни
Тема: «Чтоб здоровым, сильным стать, надо весело гулять!»
По доминирующей деятельности: Игровой + практико-ориентированный
По количеству участников: Групповой
Характер контактов: Среди детей одной группы
По продолжительности: Долгосрочный (декабрь 2016 – январь 2017)
Заявитель:дети II младшей группы
Автор проекта : воспитатель Малинина Майя Евгеньевна 2017 год
Проблема
1. Ограничение детей младшего дошкольного возраста в движении негативно сказывается на физическом и психическом состоянии ребенка.
Причина: не созданы соответствующие условия для двигательной активности детей на прогулочном участке.
2. Родители детей группы не уделяют должного внимания зимним играм и прогулкам с ребенком.
Причина: Недостаточно сформирована культура здоровья в семье, а также большая занятость родителей.
3. Анализ проблемы
Мы знаем, что надо больше двигаться на прогулке зимой "Зимой надо кататься на санках, чтобы было весело", "Надо прыгать, чтобы согреться", "Чтобы не догнали", "Чтобы не болеть и чтобы щечки были румяными!", "Копать лопаткой и чистить снег"
Мы хотим узнать, чтобы было интереснее гулять зимой, что надо сделать? "Пригласить Деда Мороза", "Нарядить елочку", "Не есть снег, а то заболеешь", "Построить снежный дом", "Играть в игры", "Построить большую горку","Позовем папу помочь строить"
Актуальность: игры-упражнения детей на прогулке положительно сказывается на формировании практических навыков здорового образа жизни, как у ребёнка, так и у его родителей.
Цель: способствовать сохранению и укреплению здоровья детей младшего дошкольного возраста через оптимизацию двигательной активности на прогулке в холодный период года.
Задачи:
1. Совместно с родителями создать благоприятные двигательно-игровые условия для самостоятельной реализации детьми их естественного двигательного потенциала.
2. Сформировать умения и навыки здоровьесберегающего поведения посредством игр-упражнений, способствующих укреплению детского организма.
Этапы проекта
Этап организации и планирования деятельности
Воспитатель Дети Родители
- Изучение здоровьесберегающих технологий;
- Сооружение снежных построек;
- Разработка игр-упражнений для обыгрывания;
- Подбор художественной литературы;
- Проведение экспериментов со снегом;
- Диагностические беседы с детьми;
- Анкетирование родителей
- Рассматривание иллюстраций, картинок;
- Беседа;
- Наблюдения (погода, труд взрослых, за детьми старших групп);
- Разучивание стихов, песенок, музыкальных игр;
- Изучение свойств снег (холодный, липкий, грязный и т. д.);
- Рисование зимних деревьев, снеговиков;
- «Снежная мастерская» (горка для кукол, снеговик и т. д.); помощь воспитателю - Помощь в подготовке построек;
- Участие в организации игр-упражнений на прогулке;
- 1 раз в месяц физкультурный досуг с родителями «Так играет, веселится наша дружеская семья»
Организация предметно – развивающей среды для реализации проекта
Место Воспитатели Родители
Уголок изодеятельности Макет прогулочного участка с постройками Раскраски по теме проекта, трафареты (снежинки, снеговики)
Уголок природы Фотовыставка "Наши зимние забавы" Фотографии совместных с ребенком игр на прогулке
Игровой уголок Внесение атрибутов для сюжетно-ролевых игр "Больница", "Новогодняя елка для игрушек"
Книжный уголок Подбор литературы по теме проекта, выставка книг и альбомов
Прогулочный участок Создание снежных построек, подбор инвентаря для игр со снегом Помощь воспитателю в создании снежных построек
Заключительный этап
• Создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей проявлению инициативы и самостоятельности детей.
• Разработки и апробация системы игр-упражнений, способствующих физическому развитию и повышению двигательной активности детей на прогулке
• Вовлечение родителей в участие в здоровьесберегательном проекте.
Паутинки проекта :
Социально-коммуникативное развитие:
Формируются и закрепляются положительные эмоции, развиваются навыки общения и партнерства.
Познавательное развитие:
Игры-упражнения в совместных действиях с воспитателем на прогулке способствуют расширению представлений детей о свойствах снега. Закрепление математических представлений.
Речевое развитие:
Активизируется и обогащается словарь, развиваются коммуникативные навыки.
Физическое развитие:
Совершенствуютсяфизические навыки, начинается формирование культуры здоровья.
Художественно-эстетическое:-
План осуществления проекта
Содержание деятельности Итог Взаимодействие
Декабрь Тема:«Вот и к нам пришла зима»
Беседа: «Как одеться нам зимой на прогулку»;
Наблюдения: за снегом, птицами, трудом взрослых;
Дидактическая игра: лото «Временя года», «Кому что нужно»;
Сюжетно-ролевая игра: «Больница»
Двигательная деятельность: Зарядка «Мы – малыши-крепыши»; Русская народная прибаутка «Валенки»; Подвижные игры: «Зимний хоровод», «Зайка беленький сидит»; Гимнастика пробуждения «Путешествие снежинки» (1 часть); Игровой массаж по Уманской А. перед прогулкой «Поиграем с носиком»
Чтение художественной литературы:
Галкина Г. «Мы зимою не скучаем», Липецкая А. «Снежинка», Сказка «Заюшкина избушка»
Труд: помощь в расчистке снега.
Экспериментальная деятельность: полив горки горячей водой, наблюдение за изменением агрегатного состояния снега.
Художественное творчество: Рисование «Горка»; Лепка «Снежная баба» Коллективная аппликация «Снеговик»
Музыка: «Зимние забавы» (М. Иорданский, Игра с пением «Мы погреемся немножко» (Старокадамский, «Санки» (Теличеева Е.) Развлечение
Катание с горки
Музыкальный руководитель, родители
Декабрь Тема «Новый год у ворот, Дед Мороз всех в гости ждёт»
Беседа: «Хорошо – плохо» (пришла зима, выпал снег, кататься с горки, есть снег и т. д.)
Наблюдение за снегопадом, игрой старших детей, работой дворника, снегоуборочной машины
Дидактическая игра: «Подбери пару» (варежки, сапоги, «Здоровый малыш».
Сюжетно-ролевая игра: «Наряжаем ёлку»
Двигательная деятельность: Зарядка «Ёлочка», физкультминутка «Ёлка» (М. Дружинина, Пальчиковая игра «Наряжаем ёлку», Подвижная игра «Лови-лови»(снежинку, «По ровненькой дорожке», Гимнастика пробуждения:«Путешествие снежинки» (2 часть). Игровой массаж по Уманской перед прогулкой «Поиграем с ручками»
Экспериментальная деятельность: «Чья лопата длиннее»
Чтение художественной литературы:Сказка «Снегурочка и лиса», «Кто пришёл?» (Е. Блашнина)
Художественное творчество:
Аппликация: «Бусы на ёлку», раскрашивание «Витамины для Зайки», лепка: «Морковка».
Музыка: «Дед Мороз» А. Ермолова, «Игра в снежки» Б. Вересокина, «Игра со снеговиком» Н. Махманцева Вечерняя прогулка
«Весело катаемся, здоровья набираемся».
Инструктор по физовспитанию, родители
Январь Тема «Много снега во дворе, вот веселье детворе»
Беседа: «Что зима нам принесла?», Рассматривание иллюстраций с зимними развлечениями.
Дидактическая игра «Собери снеговика», «Что лишнее?»
Сюжетно-ролевая игра: «Концерт»
Двигательная деятельность: Зарядка «В лесу», Подвижная игра «Лохматый пёс», «По ровненькой дорожке»; Ритмическая игра «Снегирь»;Стихотворение с движениями «Снеговик» Н. Пикулева; Речевая игра «Какого цвета моя ледянка»; Физкультминутка «Снежок» (1 вариант) Гимнастика пробуждения: «Лесные приключения» (1 часть) Игровой массаж по Уманской перед прогулкой «Поиграем с ушками»
Труд: помощь в ремонте построек.
Экспериментальная деятельность: «Какой снег лепится»
Чтение художественной литературы: «Маша варежку надела» Н. Соконская, Сказка «Рукавичка»
Художественное творчество:лепка «Угощение для Шарика», аппликация «Украсим горку», рисование «Снежные деревья».
Музыка: «Вот собачка Жучка» муз. Е. Теличеева, «Зима» В. Карасёва.
Январь Тема «Дружные, добрые, здоровые».
Беседа: «Добрые слова», Рассматривание альбома с фото родителей и детей
Дидактическая игра «Чья тень?», «На что похоже?», «Кому что нужно?».
Сюжетно-ролевая игра:«Ждём гостей»
Двигательная деятельность: Физкультминутка «Снежок» (2 часть, Пальчиковая игра «Семья», Подвижная игра: «А на улице зима», «Мы весёлые ребята», «Шарик», «Скатись с гусеницы», Игра со снежком «Ласковые слова» (санки – саночки, Речевая игра «Что я делал на прогулке?» (катался, прыгал и т. д.)
Гимнастика пробуждения «Лесные приключения» (2 часть)Игровой массаж по Уманской «Поиграем с ножками»
Труд: собрать веточки для метлы Снежной бабы
Чтение художественной литературы: «Два жадных медвежонка», «Медвежонок Снежок»
Художественное творчество: лепка «Угощение другу», аппликация «Подарок», рисование «Разноцветные шары»
Музыка: колыбельная из мультфильма «Умка», «Жучка» муз. И. Кукловской Развлечение для детей
«Праздник участка» Родители, воспитатели группы
Ожидаемый результат:
Оптимизация двигательной активности детей на прогулке в зимнее время будет способствовать укреплению здоровья детей, поможет сформировать умения и навыки здоровьесберегающего поведения посредством игр-упражнений, в результате совместной деятельности родители становятся активными участниками образовательного процесса и получают неоценимый опыт педагогического сотрудничества не только со своим ребенком, но и с педагогами и другими родителями.
Продукт проекта (см. ПРЕЗЕНТАЦИЮ)
Разработка и апробация системы игр-упражнений, способствующих физическому развитию детей на прогулке в холодный период года.
Создание развивающей предметно-пространственной среды способствующей проявлению инициативы и самостоятельности детей на прогулке.
Презентация проекта
Совместное с родителями развлечение для детей «Праздник участка», в ходе которого родители познакомились с играми, в которые можно играть с ребенком на прогулке, используя имеющиеся ресурсы.
Рефлексия:
Дети: Чтобы быть здоровыми и сильными надо много гулять, играть, кататься на санках и ватрушках с папой, строить из снега горку и клоуна, кушать лук и чеснок, не есть снег, чистить зубы, делать зарядку.
Родители: Дети с большим желанием идут в детский сад, потому что «Майя Евгеньевна даст большую лопату, и мы будем делать кита», а также родители вспомнили свое детство, свои любимые игры и забавы зимой и смогли научить своих детей и лучше узнать друг друга и воспитателей.
Воспитатель: Получила большое удовольствие от процесса создания снежных построек и от того, что сумела увлечь родителей и детей.
Литература:
1. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - М. : Просвещение, 1991.
2. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
3. Подольская Е. И. Оздоровительная гимнастика. Вторая младшая группа. - Волгоград: Учитель, 2012.
4. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». - М. : Мозаика-Синтез, 2015.
5. Потапчук А. А., Овчинникова Т. С. Двигательный игротренинг для дошкольников. Санкт-Петербург: Сфера, 2009.
6. Уланова Л. Н., Иордан С. О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет. Пособие для педагогов. – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2009.
7. Успех. Методические рекомендации. – М. : Просвещение, 2011.