Эльвира Волкова
Педагогический проект «Открытый детский сад — открытые родители»
▼ Скачать + Заказать документы
quote]«Есть много хороших педагогов, но далеко не все они умеют работать с родителями, нужно учить их этому искусству». А. С. Макаренко[/quote]
Пояснительная записка
Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, со всем многообразием отношений между ее членами, богатством и непосредственностью чувств, обилием форм их проявления – всем тем, что создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.
Публикация «Педагогический проект „Открытый детский сад — открытые родители“» размещена в разделах
- Наш любимый детский сад. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Ребенок подрастает и поступает в детский сад. Теперь в его окружении появляются новые люди – взрослые и дети. И от того, как встретят ребенка взрослые, новые для него люди, от их стараний и усилий зависит эмоциональный комфорт и защищенность малыша, его своевременное развитие, умение общаться со сверстниками и взрослыми. Как бы ни были хороши педагогические методики образовательного учреждения, решающим фактором становления личности является семья. Ценностные установки и атмосфера семьи, ее традиции, культура взаимоотношений становятся почвой для созревания личности и основой ее жизненных ориентиров. А родители должны стать активными и равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.
Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Часто сталкиваемся с позицией самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания детей.
Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе совершенно необходимо для их собственного ребенка. Таким образом, анализ состояния данной проблемы взаимодействия специалистов ДОУ с родителями и определили актуальность темы проекта:
«Открытый детский сад - открытые родители
Актуальность:
Предполагаемый проект направлен на повышение профилактической компетентности педагогов и вовлечение родителей к участию в воспитательно – образовательном процессе ДОУ на основе двухстороннего взаимодействия.
Воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи, наполнить их соответствующим содержанием, выбрать активные формы и методы сотрудничества с семьями воспитанников; не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей.
Причины, которые обусловили выбор темы проекта:
1. Недостаточное знание специфики семейного воспитания;
2. Неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей и особенности воспитания детей;
3. Неумение планировать совместную работу с детьми и родителями.
Испытывают затруднения при вовлечении родителей в образовательный процесс.
В этом случае цель проекта –«Организация методической работы по созданию условий взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников ".
Далее определили перечень задач для решения проблемы:
Задачи:
1. Изучить трудности педагогов по организации взаимодействия с семьей.
2. Разработать пакет нормативно – правовых документов, регламентирующих и определяющих функции, права и обязанности семьи и дошкольного образовательного учреждения.
3. Создать условия для формирования благоприятного воспитательного пространства ДОУ.
4. Оценка эффективности и распространения опыта по организации взаимодействия с семьей.
Проектная часть
Проект: долгосрочный, открытый коллективный
Сроки реализации: 2013-2014 год
Участники проекта: педагоги, специалисты ДОУ
[h3]Условия реализации проекта:[/h3]
Заинтересованность педагогов в регулярности и систематичности взаимодействия с семьей.
Ресурсы:
1. Кадровый потенциал
2. Программно-методическое обеспечение.
3. Нормативно – правовое обеспечение
Предполагаемый результат:
1. Педагоги знают условия семейного воспитания.
2. При планировании взаимодействия с семьями воспитанников, учитывают воспитательный потенциал семьи.
3. Повысился уровень профессиональной компетентности в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
4. Созданы условия для формирования внешнего благоприятного воспитательного пространства ДОУ.
5. Определена система оценки эффективности взаимодействия ДОУ с семьей
План реализации проекта
«Открытый детский сад - открытые родители»
1.Подготовительный этап
1. Изучить трудности педагогов по организации взаимодействия с семьей.
Сбор информации и создание системы мониторинга, оценки качества взаимодействия для всех участников пед. процесса Диагностический инструментарий
1. Разработка анкет для выявления типичных трудностей педагогов во взаимодействии с родителями
2. Опрос «Сложности в общении с семьей» (составление карт педагогического мастерства)
3. Тестирование «Общительны ли Вы?»
4. Мониторинг социального состава семьи «Социальный портрет семьи»
5. Оценка уровня коммуникабельности педагога в общении с родителями
(на основе методики оценки уровня общительности педагога по В. Ф. Ряховскому)
6. Социологические срезы
• изучение потребностей родителей
• изучение удовлетворенности родителей
• анкетирование
• наблюдение
• изучение медицинских карт
• мониторинг
7. Обновление нормативно-правовой базы, функционирование ДОУ.
8. Приказ по ДОУ о создании творческой группы по данной проблеме
-Разработка положения и плана работы творческой группы ДОУ
2.Практический (методическое обеспечение)
Повысить профессиональную компетентность педагогов по взаимодействию с родителями ДОУ
1. Семинар-практикум «Взаимодействие с семьей»
2. Психолого-педагогический анализ проблемы;
3. Нормативно-правовой аспект;
4. Основная документация
5. Формы взаимодействия с семьями -педагогическое партнерство;
• Дни групп
• Мастер-класс родителей
• Совместные досуги
• Участие в проектной деятельности
• Встречи с интересными людьми
• Выставки совместного творчества
• Участие в конкурсах
• Совместные походы, экскурсии
• Психологические тренинги
• Социально-психологические игры как элементы родительских собраний
• Благотворительные акции
• Различные ярмарки
• Привлечение родительского сообщества к планированию совместной деятельности.
6. Исследование семей (семьи риска) –(приложение №7)
7. Педагогический совет «Взаимодействие с семьями воспитанников» (приложение №8)
8. Консультации для воспитателей по вопросам в работе с родителями.
9. Индивидуальные беседы по возникающим у педагогов вопросах.
10. Конференции для воспитателей и родителей.
11. Деловые игры и тренинги
12. Самообразование педагогов:
• Изучение методической литературы;
• Посещение курсов повышения квалификации, МО по данной проблеме.
• Пополнение методической литературы с учетом современных требований «Детский сад –семья»
2. Задача .
Создать условия для формирования благоприятного воспитательного пространства ДОУ
Повысить уровень оказываемых услуг и психолого-педагогическое просвещение родителей. Информационно-просветительская работа.
1. Рекламный стенд в группах и в ДОУ- ВИЗИТКА ДОУ
• Электронная презентация предметно-развивающей среды в данной возрастной группе
2. Стенд для родителей «Наши успехи» (грамоты, дипломы, благодарности)
3. Горячая линия (консультация по телефону)
4. Информационная корзина «Вы спрашиваете-мы отвечаем»
5. Публикации в СМИ, сайт ДОУ, группы, личные сайты воспитателей и специалистов, телевидение, радио.
• Рекомендации печатных изданий, педагогической литературы
6. Информационно-познавательное издание для педагогов и родителей «УМКА»
7. Смотр-конкурс родительских уголков
8. Предложения семей на странице группы (сайт ДОУ) по созданию условий для комфортного пребывания ребенка в группе.
Отв: Творческая группа, воспитатели
(август 2013)
Повысить авторитет педагога в глазах родителей путем привлечения родителей к активному участию в ВОП.
Совместное партнерство педагогов с родителями
1. Открытые просмотры
2. Участие родителей в совместных праздниках, конкурсах, и т. д
3. Мастер-класс
4. Родительские собрания
5. Дни групп
6. Мастер-класс родителей
7. Совместные досуги
8. Участие в проектной деятельности
9. Встречи с интересными людьми
10. Выставки совместного творчества
11. Участие в конкурсах
12. Совместные походы, экскурсии
13. Семейный клуб «ИСКОРКА»
3. Заключительный [/b]
Проанализировать результативность взаимодействия педагогов ДОУ с семьей 1. Мониторинг эффективности работы педагога ДОУ с семьей
• Критерий уровня владения воспитателем знаниями по работе с семьей (Т).
2. Обмен опытом среди педагогов
• Дискуссии
• Семинары
• Заседание круглого стола
• Неделя педагогического мастерства
• «Аукцион педагогических идей»
3. Выявить опыт работы педагогов по работе с семьей. Пропаганда положительного опыта семейного воспитания
4. Отчет творческой группы по реализации проекта на итоговом пед. совете (презентация)
5. Создание банка педагогических идей «Новые и эффективные формы взаимодействия с семьей»
6. Корректировка документационного обеспечения процесса взаимодействия с семьями воспитанников, плана повышения профессиональной компетентности педагогов на основе проведенного анализа.
7. Участие педагогов и семей в городских районных, региональных и Всероссийских мероприятиях.
ОТВ:Ст. в-ль (май 2014)Воспитатели, специалисты ДОУ (апрель2014) Участники образовательных отношений.
Продукт проекта
Публикации практических материалов в журналах, в интернет сайтах.