Ольга Чубукина
Педагогический Проект на тему: «Путешествие в страну Сенсорику»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический ПРОЕКТ на тему :
«Путешествие в страну Сенсорику»
во второй младшей группе «Радость»
Разработчик проекта :
воспитатель Чубукина О. А.
Псков 2019г.
Данный педагогический проект будет полезен педагогам в работе с детьми младшего дошкольного возраста, а также родителям, т. к. в проекте указаны основные направления и способы работы для формирования и развития сенсорных эталонов. Также материал будет полезен и интересен педагогам, ищущим различные формы взаимодействия с родителями.
Публикация «Педагогический Проект на тему: „Путешествие в страну Сенсорику“» размещена в разделах
На этапе младшего дошкольного возраста ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения в школе, связана с недостаточной точностью и гибкостью сенсорного восприятия. В результате, возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.
Таким образом, сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Поэтому задача сенсорного развития детей в младшем дошкольном возрасте, является одной из наиболее актуальных.
Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Отсюда вытекает проблема – какие необходимо создать условия для эффективного использования дидактических игр, как средства формирования представлений о сенсорных эталонах.
Предварительная работа с детьми данной возрастной группы, выявила недостаточный уровень представлений и знаний детей о форме, цвете, величине, положении в пространстве, времени и т. п., а также недостаточные представления родителей воспитанников о значении сенсорного развития. Так и появилась идея разработки и реализации проекта, который поможет развить сенсорно – математические представления у детей, и позволит расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.
Решение данной проблемы формирует цель данного проекта : формирование и развитие сенсорно – математических эталонов у воспитанников младшего дошкольного возраста.
В соответствии с выявленной проблемой и поставленной целью, были сформулированы следующие задачи проекта :
• Проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам сенсорного развития детей второй младшей группы;
• Содействовать развитию сенсорной, психомоторной сферы детей посредством игровых технологий;
• Сформировать у детей зрительные способы обследования предметов, цветоразличение, формовосприятие, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам.
• Дополнить дидактический материал по сенсорному развитию детей второй младшей группы;
• Разработать систему игр, обеспечивающих последовательное развитие сенсорных навыков в условиях игровой деятельности;
• Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению с данной темой;
• Развить зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;
• Сформировать знания соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел;
• Обогатить активный и пассивный словарь детей: сформировать знания понимать и использовать в речи слова: «цвет», «такой же», «разный»;
• Развить познавательные процессы, мелкой моторики, памяти, внимания и воображения у детей.
Новизной проекта станет использование информационно-коммуникационных технологий, способствующих повышению качества, доступности и эффективности сенсорного воспитания, а также использование подручных материалов для формирования сенсорно-математических представлений у детей. Это позволит формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также учитывая индивидуальные особенности детей, что делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.
Сроки реализации: краткосрочный: октябрь 2019г.
Тип проекта : познавательно - игровой.
Участники проекта : воспитанники второй младшей группы «Радость», родители, воспитатели.
По количеству участников: коллективный.
Форма организации детей: групповая, подгрупповая и индивидуальная.
Необходимое оборудование и материалы: ноутбук, книги, иллюстрационный материал, аудиозаписи, атрибуты для сюжетно – ролевых игр, цветная и белая бумага, карандаши, краски, пластилин.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, продуктивная, познавательная, музыкально-художественная.
Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми в ходе проекта :
Словесные Беседы;
Вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности;
Загадывание и отгадывание загадок;
Указание, пояснение, объяснение, разъяснение.
Педагогическая оценка (поощрение, одобрение; похвала);
Наглядные Демонстрация наглядных пособий;
Показ способа действий;
Показ образца;
Рассматривание иллюстраций;
Практические Игровые действия;
Внезапное появление объектов;
Художественное творчество;
Конструирование;
Введение элементов соревнования;
Создание игровой ситуации, упражнение, тренировка, моделирование.
Основные принципы реализации проекта :
- Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям детей);
- Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры);
- Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;
- Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные);
- Соревновательность (создает у ребёнка или подгруппы стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой);
- Элемент новизны (внесение новых атрибутов, схем, образцов, возможность проявления творчества, изменение правил).
Рабочая гипотеза - предполагается, что организованная работа по развитию математических способностей дошкольников в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей.
Предполагаемый результат:
• Повысить у детей уровень сенсорного развития.
• Сформировать у детей устойчивый интерес к дидактическим играм, способствующим сенсорному развитию.
• Обогатить предметно – развивающую среду по сенсорному развитию.
• Сотрудничество воспитателей и семьи по проблемам развития сенсорных способностей у детей.
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный.
На данном этапе были осуществлены следующие мероприятия:
Изучение уровня знаний по теме;
Составление плана работы по реализации проекта «Формирование сенсорно-математических представлений детей второй младшей группы»;
Создание предметно-развивающей среды по теме проекта;
Подбор методического материала, иллюстраций, фотографий, стихов, аудио и видеозаписей по данной теме;
Подготовка консультаций, сообщений и методических пособий для родителей;
Взаимодействие с родителями:
• Совместное изготовление дидактических игр «Найди домик для мышек», «Ёжики с иголками (прищепками)», «Каждому ежу свою еду», «Открой коробочку» и др. ;
• Помощь в создании и оформлении выставки
Для того чтобы определить у воспитанников уровень представлений и знаний детей о форме, цвете, величине, положении в пространстве, времени и т. п. использовали целевые ориентиры, прописанные в ФГОС, определяющие уровень освоения сенсорно - математических эталонов в этом возрасте.
2. Основной. На данном этапе провелась вся практическая работа, с целью получения качественного результата данного проекта. А именно:
Беседы с детьми, отгадывание загадок;
Рассматривание иллюстраций, открыток, книг на данную тему;
Чтение художественной литературы и заучивание считалок;
Проведение дидактических, подвижных и пальчиковых игр;
Консультации для родителей на тему : «Сенсорное развитие и воспитание ребенка 3-4 лет» и «Картотека игр по сенсорному развитию».
Творческо-продуктивная деятельность: лепка, рисование, аппликация (совместная работа детей с родителями, самостоятельная деятельность детей;
Прослушивание и разучивание музыкальных произведений.
Деловая игра с родителями: «Как познать мир математики?». Проведение родительского собрания, разработка рекомендаций и пособий для родителей.
3. Заключительный. Подведение итогов. Презентация проекта.
Содержание проекта по образовательным областям
Образовательные области
по ФГОС ДО Содержание проекта
Познавательное развитие
1. Беседа с детьми «На какую фигуру похож предмет».
2. Чтение математических сказок - рассказов.
3. Дидактические игры: «Найди домик для мышек», «Открой коробочку», «Варим варенье», «Один - много», «Подбери по размеру».
4. Просмотр мультфильма про рыбку Малыша из серии «Геометрические фигуры. Квадрат. Треугольник».
Художественно - эстетическое развитие 1. Занятие по ИЗОдеятельности «Рисуем пальчиками».
2. Аппликация «Большие и маленькие мячи».
3. Лепка «Собери разноцветные бусы на ниточку».
4. Прослушивание и заучивание (ритмические упражнения для рук) : «Часики», «Мышки».
Речевое развитие 1. Отгадывание загадок на тему : «Геометрические фигуры», «Загадки на цвета».
2. Чтение художественной литературы А. Барто «Мяч», «Бычок» и др.,
Г. Сташевская «Цвет, величина, форма»., Громова О., Павлова Л. "Еще про зайку" и др.
3. Чтение РНС «Колобок», «Рукавичка»», «Теремок», «Три медведя».
4. Чтение и заучивание считалок, скороговорок, пословиц и поговорок на данную тему.
5. Разгадывание загадок, развить чувство рифмы в стишках о формах, цветах, и величинах.
Социально – коммуникативное развитие 1. Дидактическая игры «Волшебный зонтик», «Собери картинку», «Подбери пару», «Чего не стало?», «Геометрическая полянка», «Закрути ленточку».
2. Сюжетно – ролевые игры «Накрываем на стол», «Полечим куклу Аню», «Дочки - матери».
3. Коллективная игра «Найди мышку», «Наряди солнышко».
4. «Создай картину». Игра на воображение.
Игра – экспериментирование с водой «Веселое путешествие».
5. Конструирование с использованием блоков Дьенеша, палочек Кьюзикера, разного вида конструкторов.
6. «Величина, цвет, форма. Карточки для детей 3 лет».
Физическое развитие 1. Физкультурное занятие «Веселый мяч».
2. Психогимнастические этюды на выражение эмоций: «Воздушные шарики», «Солнышко проснулось», «Теплый дождик».
3. Подвижные игры: «Солнышко и дождик»» (на прогулке, «Автомобиль и воробышки», «У медведя во бору», «Мой веселый звонкий мяч», «Зайцы и охотник», «Сердитый пёс», «Кот и мыши».
4. Построение в круг, в колонну, парами.
5. Физкультминутки: «Часы», «Тучи дождевые», «Листопад», «Детский сад».
6. Пальчиковая гимнастика «Птички», «Есть у каждого свой дом», «Ботинки», «Машина каша» и др.
Данный проект «Путешествие в страну Сенсорику» был успешно осуществлен в период октября 2019 года, и работа в направлении данной темы продолжается по настоящее время.
Проект поспособствовал развитию сенсорно – математических представлений, уточнить и закрепить представления о геометрических формах, основных цветах и положении в пространстве. Разнообразные ситуации, применяемые в данном проекте, у воспитанников пробуждают интерес, любознательность, формируют внимание.
В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробированы новые игры. Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр в домашних условиях, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр, поскольку с помощью игр, пособий дети дошкольного возраста незаметно для себя войдут в мир математики. Увлекательные игры помогут сделать образовательный процесс не трудным и не скучным, а интересным и занимательным!
Реализуя данный проект, мы постарались помочь каждому ребенку расширить свой кругозор на базе ближайшего окружения, а также создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Данный проект предоставил каждому ребенку возможность не только получить знания, но и развивать творческие способности, формировать коммуникативные навыки, формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности. Постепенно, проект из познавательно - игрового, превращался в социально – личностный: дети стремились поделиться полученной информацией. В свою очередь, у родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
Список используемой литературы:
1. Детство. Примерная образовательная программа дошкольного образования. Под ред. Бабаевой Т. И., А. Г. Гогоберидзе – М. : Издательство «Детство – пресс», 2014.
2. ФГОС ДО: практика реализации. – М. : Издательство «Учитель», 2014.
3. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 2007;
4. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М. : Просвещение 2005;
5. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М. : ТЦ Сфера, 2008.
6. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. 2011.
7. Михалевская И. А., Мастеркова Е. А. Большая хрестоматия для дошкольников. – М. : Мой мир, 2008.
8. Сборник русских народных сказок. Под ред. Р. Кобзарева. – М. : Издательство «Алтей»,2012.
12. Соболева А. В., Загадки – смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей – М. : “Издательство ГНОМ и Д”, 2000
Дидактические игры по сенсорному развитию
Творческо-продуктивная деятельность
Аппликация: «Наклей большие и маленькие мячи»
Лепка: «Собери разноцветные бусы на ниточку»
Нетрадиционное рисование пальчиками: «Листопад»
Игры с водой и песком