Легкова Ольга
Педагогический проект «Используемый метод «тычка» нетрадиционного рисования с детьми на занятиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Развивать творческие способности у детей средствами нетрадиционных техник рисования – методом "тычка".
Задачи:
1. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе.
2. Формировать у детей изобразительные знания, умения и навыки, развивать у них творческую активность, желание рисовать.
3. Совершенствовать технику рисования, развивать мелкую моторику пальцев рук.
Планируемые результаты:
Публикация «Педагогический проект „Используемый метод „тычка“ нетрадиционного рисования с детьми на занятиях“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нетрадиционные техники рисования
- Проекты. Проектная деятельность
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
- Дети должны уметь правильно держать кисть.
- Рисовать тычки кисточкой по контуру, не оставляя промежутка между тычками.
- Закрашивать произвольными тычками внутри контура.
Мое педагогическое кредо - слова восточного мудреца: «Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь».
И я, стараюсь придерживаться этих слов. Детишки, с которыми я работаю, пока малыши. Не просто малыши, а маленькие исследователи, которые с каждым днем открывают для себя незнакомый окружающий мир. Дети любят – заниматься, играть, танцевать, и, конечно же, рисовать!
А рисовать они любят не только стандартно, но и нетрадиционными способами. Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Я поняла, что нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.
Осваивая нетрадиционные методы рисования, я пришла к выводу: если тебе нравится, когда глаза твоих детей блестят от восторга на занятиях, если ты хочешь, чтобы каждое занятие было праздником, если ты желаешь смеяться, удивляться и общаться с умными, творчески думающими детьми – нужно больше с ними наблюдать, рисовать и импровизировать.
Много способов нетрадиционной техники рисования, но самым доступным я считаю рисование – методом тычка. Преимущества метода тычка в том, что:
- Позволяет развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму.
- Дает возможность почувствовать многоцветное изображение предметов что, несомненно, важно для наиболее полного восприятия окружающего мира.
- Формирует эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования (ребенок успокаивается от ритма рисования, у него возникает чувство удовлетворения от своей работы.)
- Способствует более эффективному развитию воображения и восприятия, а следовательно и познавательных способностей – рисунки, созданные способом тычка, эстетичны и понятны как самому ребенку, так и окружающим.
Метод тычка позволяет высвободить время, которое можно эффективно использовать для познавательного и увлекательного рассказа об изображаемых предметах и сюжетах, а также для подвижных и дидактических игр.
Прежде чем приступала к обучению детей рисованию способом тычка, заранее готовила материал к занятию :
Для рисования этим способом гуашь я делала густой, раскладывала понемногу 3-4 мм в маленькие розетки.
На каждого ребенка две кисточки: одну тонкую, другую обязательно жесткую из натуральной щетины. Для большего эффекта кисть подрезала на 2-3 мм.
Бумагу использовала любых цветов и размеров. Тонирование бумаги делала накануне занятия – акварельными красками широкой кистью. Заранее на листе у детей рисовала простым карандашом контур какого – либо предмета.
Небольшой лист бумаги для проверки тычка и правильности выбора цвета, банку с водой, подставку для кисточек, тканевую салфетку.
Во второй младшей группе, работа начиналась постепенно, как и принято «от простого к сложному», по подсказке пословицы:
«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать – и я пойму». И я начала не только говорить, но и показывать, и дала возможность, сделать малышам.
Рисовала на альбомном листе простым карандашом горизонтальную линию. Набирали с детьми на кисточку гуашь любого цвета, чтобы убрать лишнюю краску, выполняли несколько произвольных тычков на маленьком листочке бумаги. Затем начинали рисовать тычками прямо по линии делая, их рядом друг с другом. Доводила до детей, что рисовать надо по линии, нарисованной карандашом, не оставляя промежутка между тычками. При нанесении тычка следила, чтобы дети кисть держали в вертикальном положении, тогда ворс расплющивается и получается большая «пушистая» точка. Потом на этом же листе рисовала круг и, набрав гуашь на кисть, снова начинали делать тычки по линии круга, а потом внутри его.
Занятия проводила от 1-2 раз в месяц, длительность в младшей группе 15 минут, в средней 17 минут, в старшей 25 минут. Каждое занятие делала комплексным. Чтобы материал был доступен детям, я заранее рисовала простым карандашом контур какого-либо предмета.
Затем вместе рассматривали и обводили пальцем контур данного предмета (изображение животного, птицы, называли вслух его части (голова, уши, спина, хвост и др.). Начав рисовать, дети делали тычки кисточкой по линии контура слева – направо, затем произвольными тычками закрашивали поверхность внутри контура.
Остальные необходимые детали рисунка (глаза, нос, усы, лапы и тд.) они рисовали концом тонкой кисти. В процессе закрашивания тычками нарисованные предметы приобретали форму и объем, приближенные к реальным, в чем можно убедиться, рассмотрев детские рисунки.
Процесс рисования сопровождала познавательными моментами, пробуждающими у детей интерес к теме рисования : это загадки, стихи, сказки, рассказы, беседы; и паузами: это физкультурные минутки, дидактические игры, корригирующая гимнастика.
На каждом занятии делала с детьми упражнение – разминку с кисточкой, проговаривая слова:
Кисточку возьмем вот так:
Это трудно? Нет, пустяк.
С этими словами следила, чтобы правая рука у детей опиралась на локоть, кисточку держали тремя пальцами, выше металлической части.
Вверх – вниз, вправо – влево
Гордо, словно королева.
Выполняли движения кистью руки.
Кисточка пошла тычком
Застучала «Каблучком».
Кисточку ставили вертикально. Делали несколько тычков без краски.
А потом по кругу ходит,
Как девица в хороводе.
Вы устали? Отдохнем.
И опять стучать начнем.
Мы рисуем: раз, раз
Все получится у нас.
Структура занятия может быть гибкой и изменялась от целей задач, но включала в себя 3 части: вводная, основная, заключительная.
Вводная часть – каждое занятие начиналось с организационного момента. Именно здесь я создавала эмоциональное настроение у детей и объясняла новый материал. В основной части или практической дети выполняли задание, а я при необходимости помогала советом и проводила индивидуальную работу.
Очень важна заключительная часть, т. к. в ней подводила итог занятия и анализировала работу. Просмотр и анализ детских работ в конце занятия – важное условие успешного развития детского изобразительного творчества.
Во – первых, детям это нравится, а во- вторых, позволяет ребенку полнее осмыслить результат своей деятельности, учит его задуматься над тем, что у него получилось, как рисунок выглядит среди работ других детей и как оценивается.
Развивая интерес к занятию, предоставляла детям как можно больше самостоятельности, помогала в выполнении поставленных задач. Я не ставила задачу точно повторить образец, а с его помощью стремилась вызвать у детей желание творить самому, изменять, усовершенствовать.
Данную работу я буду продолжать проводить в следующих возрастных группах, т. к. использование метода тычка, показало, что эмоции, вызванные изобразительным искусством, способны творить чудеса. Они приобщают детей к высоким духовным ценностям, развивают их способности, творчество. Работы детей в предложенной технике получаются интересными, выразительными, красочными и радуют как самих маленьких художников, так и их родителей.
План работы
1. Вступление.
2. Используемый метод тычка нетрадиционного рисования с детьми на занятиях.
3. Преимущества метода тычка.
4. Техника рисования тычком.