Светлана Подя
Педагогический проект «Мой родной русский язык»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Мой родной язык».
Цели:
- Обратить внимание детей на величие родного языка, его многообразие;
Задачи:
- Сплотить детско-родительские взаимоотношения через совместную деятельность;
- Развивать фонематический слух детей, восприятие, творческое воображение;
- Формировать способность творчески относиться к речевой деятельности, самостоятельно контролировать произношение;
- Воспитывать доброжелательность, умение выслушивать до конца ответы других.
Этапы создания проекта:
Публикация «Педагогический проект „Мой родной русский язык“» размещена в разделах
- День родного языка. 21 февраля
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2015
Подготовительный этап:
- Планирование работы;
- Подбор методического материала;
- Подбор игр и материала для продуктивного этапа.
Основной этап:
- Проведение с детьми игр «Скажи, наоборот» с усложнением с простых слов до предложений; отгадывание разнообразных ребусов;
- Знакомство детей со словами паронимами, омонимами с опорой на картинки;
- Закрепление материала в домашнем задании.
Итог проекта:
- Проведение логопедической игры-викторины;
- Консультация для родителей, воспитателей с подборкой игр на обогащение речи дошкольников синонимами и антонимами.
План проведения мероприятий в течение месяца.
- Дидактические игры и игровые упражнения, направленные на формирование фонетико-фонематической стороны речи. Игры «Скажи наоборот», «Подбери словечко», «Объясни…»
- Продолжать учить детей разгадывать ребусы;
- Проведение логопедической игры-викторины. Задания для игры подобраны с усложнением. Сначала, при проведении игры «Скажи наоборот» детям предложено подобрать слова-антонимы, на следующей неделе словосочетания, на третьей неделе работы ребенку было предложено сказать целое предложение из 3-4 слов.
С детьми, испытывающими затруднения проводилась индивидуальная работа, в домашних заданиях предложен материал на закрепление.
Конспект логопедической игры-викторины.
Цель: формировать умения подбирать слова-синонимы, антонимы, паронимы, омонимы; объяснять сделанный выбор. Продолжать учиться разгадывать ребусы, делать звукобуквенный анализ слов. Продолжать подбирать слова-признаки.
План проведения логопедической игры.
Создание мотивирующей ситуации.
Сегодня у нас будет необычное занятие, игра-викторина. Предлагаю вам разделиться на 2 команды. Представляю вашему вниманию членов жюри. Если команда, верно, выполняет задание, то получает 5. Выигрывает команда, получившая больше всех пятерок.
1 задание. Скажи наоборот (поочередно каждой команде). Ребята, послушайте первое задание. Я сейчас прочитаю вам словосочетания, вы внимательно послушайте, и назовите противоположное по смыслу.
- Съедобный боровик;
- Построили высокий небоскреб;
- Едет быстрая машина;
- Холодное мороженое;
- Конфеты сладкие;
- Рыба плавает в воде.
2 задание. Ребята, послушайте задание. Перед вами картинки, вам нужно найти пары словам, которые отличаются одним звуком.
Картинки с изображением слов-паронимов.
Лук-люк, коса-коза, роза-роса, кит-кот, мак-рак, мишка-мышка.
3 задание. Ребята, в следующем задании вам нужно найти пары слов, одинаковых по звучанию, но разные по смыслу.
Картинки с изображением слов-омонимов Лук (оружие, овощ) коса (орудие труда, у девочки, кран (подъемный, для воды, кисть (рябины, руки, ключ (нотный, от замка, конь (шахматный, животное)
4 задание. Предложить ребус каждой команде.
Ребята, перед вами ребус, вам нужно разгадать ребус, сделать схему слова. После того, как ребус разгадан, спросить получившееся слова, уточнить, сколько в словах слогов, букв, звуков, гласных, согласных (Лампочка, ленточка)
А К П Л А М Ч О
2 7 4 1 8 3 6 5
Н Ч Л О А Е Т К
3 6 1 5 8 2 4 7
5 задание «Слушайте внимательно». Ребята, я сейчас буду называть слова, вам нужно хлопнуть, когда услышите братья-слова. Давайте вспомним, какие слова называются братьями? (перечисляются слова-синонимы)
1. Хороший, добрый, злой, капризный, вредный
2. Красивый, страшный, грязный, прекрасный, великолепный
3. Вежливый, грубый, неряшливый, воспитанный
4. Храбрый, смелый, отважный, трусливый, слабый
5. Дисциплина, лень, грубость, ответственность
6. Ученик, дедушка, школьник, малыш.
6 задание «Вставь пропущенную букву». Ребята, перед вами слова, только посмотрите, у них убежала буква, вам нужно найти ее и вставить. Объясните свой выбор, почему вы выбрали эту букву. Прочитайте слово, которое у вас получилось. (Слова написаны на карточках, по 3 слова каждой команде. Рядом написаны гласные буквы А, О, И, Ы, Я)
Слова: Ш_ПОВНИК, Ч_ЙНИК, МОЛЧ_Н,Ж_РАФ, Ч_ШКА, Щ_КА
7 задание. «Составь красивое предложение»
Ребята, давайте с вами вспомним, какие слова называются словами-признаками? На какие вопросы отвечают слова-признаки? Я вам прочитаю предложение, вам нужно подобрать слова-признаки, чтобы предложение получилось красивым. (Читаю по очереди предложения командам, дети подбирают слова-признаки, выигрывает команда, подобравшая суммарно больше слов)
Идет дождь.
Светит солнце.
Расцвел цветок.
Растет дерево.
Подведение итогов (желательно, чтобы счет был равным).
Приложение.
Задание «Вставь пропущенную букву»
А У И Ы Я Ю
Ш _ ПОВНИК
Ч _ ЙНИК
МОЛЧ _ Н
А У И Ы Я Ю
Ж _ РАФ
Ч _ ШКА
Щ _ КА
РЕБУС
Задание. Отгадайте слово, сделайте схему
А К П Л А М Ч О
2 7 4 1 8 3 6 5
Н Ч Л О А Е Т К
3 6 1 5 8 2 4 7
Игры на обогащение речи дошкольников синонимами и антонимами.
Чтобы научить подбирать синонимы, обращают внимание детей на то, что не интересно слушать, когда повторяют одно и то же слово, и предлагают заменить. Например: весна идет, человек идет, дождь идет. Дети подбирают близкие по смыслу слова (наступает, движется, шагает) дошкольники приходят к выводу, что одно и тоже слово «идет» имеет разное значение.
Чтобы научить детей сопоставлять, т. е. подбирать антонимы, сначала подбираются пары слов с ярко выраженными контрастными признаками. При показе взрослый интонацией подчеркивает их качественную противоположность.
Например: длинная - короткая дорога, высокое – низкое дерево.
При объяснении слов-антонимов детям можно показывать предметы и картинки. Учить сравнивать величину, форму, цвет.
Ребенку необходимо давать возможность тактильно почувствовать разницу в характеристике свойств предметов (пушистый – гладкий, учить прислушиваться, сравнивать по ощущениям (громкий – тихий, сладкий – соленый).
Основная цель лексических упражнений по подбору синонимов, антонимов к слову – приучить детей к правильному и осмысленному употреблению слов в спонтанной речи.
«Все наоборот»
Цель: учить детей отрабатывать глаголы-антонимы с помощью приставок.
Материал: Два котенка (игрушки)
Ход игры:
Сегодня мы поиграем в упрямых и послушных детей. Послушайте мой рассказ. У мамы-кошки были два сыночка-котенка, одного звали Послушник, а другого Упрямец. Упрямец любил делать все наоборот, послушник соберет все игрушки, а Упрямец их разбросает. Если брат откроет дверь, то другой… (интонация незавершенности, педагог стимулирует детей к ответу, отроет). Если один принесет, то другой (унесет,пришьет (оторвет, вычистит… (испачкает, замолчит (заговорит, повесит… (снимет)и т. д.
«Говори наоборот»
Цель: развитие мышления, активизация словарного запаса.
Ход игры:
Ведущий кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок
бросает мяч обратно и называет слово с противоположным
значением.
Веселый – грустный
Быстрый – медленный
Красивый – безобразный
Пустой – полный
Худой – толстый
Умный – глупый
Трудолюбивый – ленивый
Тяжелый – легкий
Трусливый – храбрый
Твердый – мягкий
Светлый – темный
Длинный – короткий
Высокий – низкий
Острый – тупой
Горячий – холодный
Больной – здоровый
Широкий – узкий
«Найди другое слово»
Цель: развивать у детей умение подбирать наиболее точное обозначение к заданной ситуации, учить подбирать синонимы и антонимы к прилагательным.
Ход игры: Папа стал делать детям качели. Миша принес папе веревку. Папа сказал, нет, эта веревка не годится, она оборвется. Папа взял другую веревку. Какую веревку принес папа? Как можно про нее сказать?
- Послушайте два предложения. «Ваня рос крепким мальчиком. Он почувствовал под ногами крепкий лед». Как можно назвать эти предложения по-другому? Придумайте предложение со словом «крепкий».
Аналогично рассматриваются другие предложения.
Зайчишка дрожит от страха. Мальчик дрожит от холода.
«Игра с мячом»
Цель: развитие мышления, активизация словарного запаса, учить подбирать антонимы к прилагательным и глаголам
Ход игры:
- Я буду бросать каждому мяч, называя слово. Вы
будете возвращать мне мяч, называя противоположное
слово.
Длинный -… короткий, глубокий - мелкий, мягкий – твердый, легкий – тяжелый, густой – редкий…
Говорить - … молчать, смешить - …огорчить, разрешить – запретить, падать – вставать, смеяться – плакать, зажечь – потушить, помогать – мешать.
«Найди противоположное слово»
Цель: развивать умение находить слова-антонимы в пословицах и поговорках.
Речевой материал:
Ученье свет, а неученье тьма.
Меньше говори, а больше делай.
Труд кормит, а лень портит.
Готовь сани летом, а телегу - зимой.
Большая работа лучше большого безделья.
Лето собирает, а зима подъедает.
Чужбина – калина, родина – малина.