Приложение МААМ

Педагогический проект «Маленькие исследователи»

Алеся Поливода
Педагогический проект «Маленькие исследователи»
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация

Педагогический проект «Маленькие исследователи» является долгосрочным (рассчитан на учебный год с сентября по май). Он познавательно-исследовательский характер. Проект направлен на создание условий для развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.

Данный проект содержит пояснительную записку, перспективный план и методические разработки по развитию исследовательских умений детей старшей группы через разнообразные виды детской деятельности: беседы, чтение художественной литературы, наблюдения, игры с водой, песком, глиной, снегом, изобразительную деятельность.

Пояснительная записка

Темочки:

Экспериментирование – это истинно детская деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста. В ней ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их более полного познания и освоения.

В дошкольной педагогике принято рассматривать экспериментирование дошкольников с новым объектом как вид познавательно-исследовательской деятельности. Это деятельность, в основе которой лежит выдвижение идей, постановка проблемы, выработка гипотез, поиск вариантов решения. В старшей группе у детей «формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить, инициатива по экспериментированию и проведению опытов переходит в руки детей. Чем разнообразнее и интенсивнее эта деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие.

Педагог должен поддерживать познавательную активность детей, заинтересованность, побуждать к самостоятельности и экспериментированию с разнообразными материалами и выстраивать образовательную среду таким образом, чтобы дети могли учиться на собственном опыте экспериментировать с различными объектами.

Педагогические условия для развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования:

1. Систематическая и целенаправленная работа с детьми по календарно-тематическому плану.

2. Организация развивающей предметно-пространственной среды группы детского сада.

3. Взаимодействие педагогов детского сада с родителями.

Актуальность проекта

Актуальность исследования.

Экспериментирование наряду с игровой, является ведущей деятельностью детей старшего дошкольного возраста. Оно способствует становлению у дошкольников целостной картины окружающего мира, основ его культурного познания, формированию познавательного интереса, развитию умений познавательно-исследовательской деятельности и речевому развитию, в том числе и обогащению активного словаря.

В ФОП ДО в разделе 15.3. «Планируемые результаты в дошкольном возрасте» отмечено, что к 5-ти годам ребенок задает много вопросов поискового характера, активно включается в деятельность экспериментирования, использует исследовательские умения и действия.

Организуя целенаправленное экспериментирование и опыты для детей 5-7 лет ПЕДАГОГ:

в области познавательного развития:

знакомит детей со свойствами объектов неживой природы (вода, воздух, песок, глина) и объектов живой природы (комнатные растения);

расширяет представление детей о многообразии предметов и материалов окружающего мира (магнит, металл, стекло, бумага, картон, кожа и т. п.) и их свойствами и качествами;

продолжать учить детей использовать приемы экспериментирования для познания объектов живой и неживой природы и их свойств и качеств.

Новизна проекта состоит в том, что педагогические условия, созданные в ходе его реализации, обеспечивают развитие у детей старшего дошкольного возраста целого комплекса исследовательских умений. Эти умения являются основой для последующего развития базовых исследовательских действий в процессе обучения в школе.

Цель проекта: создание условий для развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.

Задачи проекта:

1. Расширить представления детей о том, что такое опыты и эксперименты.

2. Ознакомить детей со свойствами объектов неживой природы (вода, воздух, песок, глина) и живых (комнатные растения).

3. Расширить представления детей о многообразии предметов и материалов окружающего мира (магнит, металл, стекло, бумага, картон, кожа и т. п.) и их свойствами и качествами.

4. Продолжать учить детей использовать приемы экспериментирования для познания объектов живой и неживой природы и их свойств и качеств.

5. Развивать исследовательские умения:

- видеть и выделять проблему;

- принимать цель деятельности, поставленную взрослым, и ставить цель самостоятельно;

- выдвигать гипотезы, предположения;

- пользоваться материалами и оборудованием для проведения экспериментов, соблюдая при этом правила безопасного поведения;

- наблюдать за проведением эксперимента: анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки и устанавливать причинно-следственные связи;

- описывать, рассказывать о ходе эксперимента, рассуждать, делать вывод, высказывать свое мнение;

- самостоятельно проводить простейшие опыты и эксперименты в аналогичных условиях.

6. Воспитывать целеустремленность, настойчивость, аккуратность, самостоятельность.

Основные направления проекта – образовательные области, включенные в ФГОС ДО:

Познавательное развитие

Социально-личностное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие.

Краткое описания проекта

Тип проекта:

- по количеству участников: групповой;

- по содержанию: интегративный;

- по продолжительности: долгосрочный (весь учебный год: сентябрь – май);

- по доминирующей деятельности: познавательно-исследовательский.

В ходе экспериментирования педагоги развивали у детей следующие исследовательские умения:

видеть и выделять проблему;

принимать цель деятельности, поставленную взрослым, и ставить цель самостоятельно;

выдвигать гипотезы, предположения и выбирать способы их проверки;

пользоваться материалами и оборудованием для проведения экспериментов, соблюдая при этом правила безопасного поведения;

наблюдать за проведением эксперимента;

анализировать, выделять существенные признаки и связи; сопоставлять, сравнивать различные факторы; устанавливать причинно-следственные связи;

описывать, рассказывать о ходе эксперимента, рассуждать, делать вывод, высказывать свое мнение;

самостоятельно проводить простейшие опыты и эксперименты в аналогичных условиях.

Тематические блоки проекта:

Блок 1. Тема «Вода»

Блок 2. Тема «Песок»

Блок 3. Тема «Глина»

Блок 4. Тема «Воздух»

Блок 5. Тема «Магнит»

Блок 6. Тема «Комнатные растения».

Темы для экспериментирования выбраны с учетом того, что все вещества, предметы и объекты хорошо знакомы детям, они встречаются с ними постоянно в обыденной жизни, в своей деятельности. Эти вещества и предметы, с которыми проводятся опыты и эксперименты, дети могут увидеть, потрогать, наблюдать за их свойствами и изменениями. Детям интересно узнать новое об этих предметах экспериментирования, рассказать то, что они о них уже знают и то, что узнали нового – в ходе наблюдений за экспериментами. Благодаря этому у детей развиваются исследовательские умения.

Режим проведения: занятия по экспериментированию проводились с детьми 2 раза в месяц: в первую и третью недели каждого месяца (в январе – во вторую и третью недели).

Длительность занятия-экспериментирования – 30 минут.

Структура занятия-экспериментирования (основные этапы):

1. Мотивация детей на предстоящую деятельность (экспериментирование).

2. Сообщение темы эксперимента.

3. Постановка проблемы.

4. Формулирование цели экспериментирования (что хотим узнать? проверить? доказать). Рассматривание детьми материалов и оборудования, необходимых для проведения эксперимента.

5. Проведение эксперимента (воспитателем или детьми) и наблюдение в ходе эксперимента. Рассказы-описания детей о том, что они наблюдали.

6. Формулировка вывода (результат эксперимента, связанный с поставленной целью).

7. Подведение итогов, рефлексия.

Методы и приемы работы с детьми:

Словесные методы: беседы (вопросно-ответный метод, объяснения, метод диалога – совместное обсуждение возникающих вопросов;

Наглядные методы: наблюдения за физическими явлениями и свойствами предметов, близких к опыту детей (таяние льда и снега, образование льда, движение воздуха – сквозняк и т. п.); схемы экспериментов; рисование этапов экспериментов;

Практические методы: показ и проведение опытов и экспериментов;

Игровые методы: познавательные организация игр с водой, песком, глиной, снегом.

Проблемные ситуации.

Основные формы реализации проекта:

- коллективные: наблюдения за опытом или экспериментом, которые проводит воспитатель;

- групповые, парные и индивидуальные: работа в малых группах по 3 человека, или в паре, или одно ребенка – самостоятельное проведение экспериментов;

- рассматривание картинок, фотографий, иллюстраций;

- просмотр презентаций, мультфильмов;

- чтение художественной литературы;

- продуктивная деятельность: рисование, аппликация, лепка;

-физкультминутки;

- детские проекты.

Организация развивающей предметно-пространственной среды старшей группы по детскому экспериментированию включает:

1. Уголок природы в группе – центр ознакомления и проведения опытов с комнатными растениями.

2. Уголок исследовательской деятельности (мини-лаборатория) – материалы и оборудование для экспериментов и опытов с водой, песком, глиной, воздухом, магнитами.

3. Библиотека в группе в виде книжного уголка – центр расширения представлений и знаний детей о воде, песке, глине, воздухе, магнитах, комнатных растениях и ухода за ними.

4. Картотека опытов и экспериментов.

В мини-лаборатории для проведения экспериментов и опытов выделены:

1. Место для сменной выставки книг и картинок по определенной теме (вода, песок, глина, воздух, магниты, комнатные растения).

2. Место для приборов и оборудования для детского экспериментирования.

3. Место для выращивания растений.

4. Место для проведения опытов.

5. Место для неструктурированных материалов (стол «песок – глина – вода» и емкости для песка, воды и т. д.)

Приборы и оборудование для мини-лаборатории:

1. Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, весы и гирьки для взвешивания, мерки длины, пипетки, линейки, щетки, мыло, песочные часы, бумага, клей и т. д.

2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы и величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки и т. д.

3. Материалы: песок, глина; природные (шишки, веточки, семена, дерево и др., бросовые (палочки, пробки, резиновые трубочки и др.).

4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, сухие листья, пенопласт, надувные шарики и др.

В мини-лаборатории на видном месте вывешены Правила безопасности при проведении экспериментов (проиллюстрированные картинками):

• Перед началом работы надевать халаты, фартуки, нарукавники.

• Во время опыта не разбрасывать песок, не тереть глаза грязными руками.

• Аккуратно пользоваться емкостью для воды.

• Своевременно поддерживать порядок на рабочем месте (подтирать разлитую на пол или стол воду).

• Нельзя брать в рот полученные в ходе опыта приготовленные растворы.

• На пипетку не следует давить сильно, может треснуть стекло.

• Нельзя брать в рот лед.

• После опыта обязательно прибраться на рабочем месте, аккуратно разложив все по своим местам.

О необходимости строгого соблюдения этих правил безопасности воспитатель напоминает детям перед проведением каждого эксперимента или опыта

Взаимодействия с родителями

Беседы.

Анкетирование и опросы родителей.

Родительские собрания.

Экскурсия в уголки экспериментирования, природы и мини-лабораторию группы. Пополнение их экспозиции.

Групповые и индивидуальные консультации.

Посещение открытых видов детского экспериментирования.

Выдача памяток и брошюр.

Семинар-практикум.

Пополнение РППС группы и детского сада.

Участие в конкурсах, проводимых в детском саду по детскому экспериментированию.

Совместные досуги и развлечения с использованием детского экспериментирования.

Этапы проекта (календарно-тематическое планирование)

№ пп Тема и форма мероприятия (деятельность воспитателя и детей) Взаимодействие с родителями Сроки Ожидаемый результат

Информационно-аналитический, организационный этап (1ая неделя сентября)

1. Ознакомительная беседа «Введение в проект» Анкетирование и опросы родителей. Установочное родительское собрание. Внесение корректив в проект по предложениям родителей. 1 неделя сентября Включённость в проект детей и родителей. Мотивация на предстоящую деятельность.

Развитие исследовательского умения видеть и выделять проблему

Внедренческий этап – основной (3я неделя сентября – 1я неделя мая)

2. Занятие-экспериментирование «Вода и ее свойства» Экскурсия в уголки экспериментирования, природы и мини-лабораторию группы. Пополнение их экспозиции. 3 неделя сентября Расширение представлений детей о том, что такое опыты и эксперименты.

Ознакомление со свойствами воды.

Развитие исследовательских умений: принимать цель деятельности, поставленную взрослым, и ставить цель самостоятельно.

3 Занятие-экспериментирование «Вода и ее свойства» Групповые и индивидуальные консультации.

Посещение открытых видов детского экспериментирования. 1 неделя октября

4 Занятие-экспериментирование «Вода и ее свойства» Помощь воспитателям по организации РППС старшей группы. 3 неделя октября

5 Занятие-экспериментирование «Вода и ее свойства» Информационный стенд для родителей. Памятки и брошюры.

Семинар-практикум по теме «Детское экспериментирование в детском саду и в домашних условиях». 1 неделя ноября

6 Занятие-экспериментирование «Песок и его свойства» Пополнение РППС группы и детского сада. 3 неделя ноября Ознакомление со свойствами песка.

Развитие исследовательских умений: выдвигать гипотезы, предположения и выбирать способы их проверки.

Будут воспитаны целеустремленность, настойчивость, аккуратность, самостоятельность.

7 Занятие-экспериментирование «Песок и его свойства» Ознакомление с картотекой экспериментов и опытов, рекомендациями по проведению экспериментирования в домашних условиях. 1 неделя декабря

8 Занятие-экспериментирование «Песок и его свойства» Посещение открытых видов детского экспериментирования. Обсуждение и анализ. 3 неделя декабря

9 Занятие-экспериментирование «Глина и ее свойства» Информационный стенд для родителей. Памятки и брошюры. 2 неделя января Ознакомление со свойствами глины.

Развитие исследовательских умений: пользоваться материалами и оборудованием для проведения экспериментов, соблюдая при этом правила безопасного поведения.

Будут воспитаны целеустремленность, настойчивость, аккуратность, самостоятельность.

10 Занятие-экспериментирование «Глина и ее свойства» Родительское собрание «Семейный опыт по детскому экспериментированию» 3 неделя января

11 Занятие-экспериментирование «Глина и ее свойства» Групповые и индивидуальные консультации. 1 неделя февраля

12 Занятие-экспериментирование «Глина и ее свойства» Помощь воспитателям по организации РППС старшей группы. 3 неделя февраля

13 Занятие-экспериментирование «Воздух и его свойства» Участие в конкурсах, проводимых в детском саду по детскому экспериментированию. 1 неделя марта Ознакомление со свойствами воздуха.

Развитие исследовательских умений: наблюдать за проведением эксперимента: анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки и устанавливать причинно-следственные связи.

14 Занятие-экспериментирование «Воздух и его свойства» Информационный стенд для родителей. Памятки и брошюры.

3 неделя марта

15 Занятие-экспериментирование «Магнит» Групповые и индивидуальные консультации. 1 неделя апреля Ознакомление со свойствами магнита.

Развитие исследовательских умений: описывать, рассказывать о ходе эксперимента, рассуждать, делать вывод, высказывать свое мнени

16 Занятие-экспериментирование «Комнатные растения» Посещение открытых видов детского экспериментирования. Обсуждение и анализ. 3 неделя апреля Ознакомление со свойствами комнатных растений (влагоустойчивость и засухоустойчивость).

Развитие исследовательских умений: самостоятельно проводить простейшие опыты и эксперименты в аналогичных условиях.

Будут воспитаны целеустремленность, настойчивость, аккуратность, самостоятельность.

17 Занятие-экспериментирование «Комнатные растения» Совместные досуги и развлечения с использованием детского экспериментирования.

1 неделя мая

Рефлексивно-обобщающий – заключительный этап (3я неделя мая)

18 Научная конференция «Эксперименты: что мы знаем, что умеем» Родительское собрание «Подведение итогов работы за год». 3 неделя мая Закрепление представлений о свойствах объектов живой и неживой природы и исследовательских умений.

Будут воспитаны целеустремленность, настойчивость, аккуратность, самостоятельность.

Результаты реализации проекта

В работе с дошкольниками:

Расширятся представления детей о том, что такое опыты и эксперименты.

Дети ознакомятся со свойствами объектов неживой природы (вода, воздух, песок, глина) и живых объектов (комнатные растения).

Расширятся представления детей о многообразии предметов и материалов окружающего мира (магнит, металл, стекло, бумага, картон и т. п., их свойствах и качествах.

Дети научатся использовать приемы экспериментирования для познания объектов живой и неживой природы, их свойств и качеств.

5. Разовьются исследовательские умения:

- видеть и выделять проблему;

- принимать цель деятельности, поставленную взрослым, и ставить цель самостоятельно;

- выдвигать гипотезы, предположения;

- пользоваться материалами и оборудованием для проведения экспериментов, соблюдая при этом правила безопасного поведения;

- наблюдать за проведением эксперимента: анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки и устанавливать причинно-следственные связи;

- описывать, рассказывать о ходе эксперимента, рассуждать, делать вывод, высказывать свое мнение;

- самостоятельно проводить простейшие опыты и эксперименты в аналогичных условиях.

6. У детей будут воспитаны целеустремленность, настойчивость, аккуратность, самостоятельность.

В работе с родителями:

Расширятся знания о детском экспериментировании.

Родители овладеют умениями проведения экспериментов детьми в домашних условиях.

Повышение уровня удовлетворенности родителей взаимодействием с педагогами детского сада по вопросам детского экспериментирования.

В перспективе:

Разработать методические рекомендации для педагогов ДОО и родителей по использованию детского экспериментирования как средства развития исследовательских умений старших дошкольников.

Подобрать диагностический инструментарий для определения уровня сформированности исследовательских умений у старших дошкольников и провести с его помощью педагогическую диагностику.

Разработать аналогичный проект для детей подготовительной к школе группы, включить в него новые тематические блоки: камни, семена растений; металл, стекло, бумага, картон и др.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Маленькие исследователи» в первой младшей группеКонспект НОД «Маленькие исследователи» в первой младшей группе В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных.

Фотоотчет «Маленькие исследователи во второй младшей группе. Опыт с сахарным и речным песком»Фотоотчет «Маленькие исследователи во второй младшей группе. Опыт с сахарным и речным песком» Фотоотчет во второй младшей группе. Маленькие исследователи. Опыт с сахарным и речным песком. Цель: -показать детям растворимость сахарного.

Фотоотчёт об элементарном экспериментировании «Эколята-дошколята — маленькие исследователи неживой природы»Фотоотчёт об элементарном экспериментировании «Эколята-дошколята — маленькие исследователи неживой природы» Фотоотчёт по элементарному экспериментированию «Эколята-дошколята-маленькие исследователи неживой природы»[/b] Лето – самое хорошее время.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Маленькие исследователи»
Опубликовано: 6 января 2025 в 17:11
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект «Маленькие исследователи»» (включая файлы) размещена пользователем Алеся Поливода (УИ 949949) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
09 января 2025 четверг
10 января 2025 пятница
Международный день благодарности комнатным растениям
Буратино - герой самой популярной детской книги А.Н.Толстого



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД