Алеся Поливода
Педагогический проект «Маленькие исследователи»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
Педагогический проект «Маленькие исследователи» является долгосрочным (рассчитан на учебный год с сентября по май). Он познавательно-исследовательский характер. Проект направлен на создание условий для развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.
Данный проект содержит пояснительную записку, перспективный план и методические разработки по развитию исследовательских умений детей старшей группы через разнообразные виды детской деятельности: беседы, чтение художественной литературы, наблюдения, игры с водой, песком, глиной, снегом, изобразительную деятельность.
Пояснительная записка
Темочки:
Экспериментирование – это истинно детская деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста. В ней ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их более полного познания и освоения.
В дошкольной педагогике принято рассматривать экспериментирование дошкольников с новым объектом как вид познавательно-исследовательской деятельности. Это деятельность, в основе которой лежит выдвижение идей, постановка проблемы, выработка гипотез, поиск вариантов решения. В старшей группе у детей «формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить, инициатива по экспериментированию и проведению опытов переходит в руки детей. Чем разнообразнее и интенсивнее эта деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие.
Педагог должен поддерживать познавательную активность детей, заинтересованность, побуждать к самостоятельности и экспериментированию с разнообразными материалами и выстраивать образовательную среду таким образом, чтобы дети могли учиться на собственном опыте экспериментировать с различными объектами.
Педагогические условия для развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования:
1. Систематическая и целенаправленная работа с детьми по календарно-тематическому плану.
2. Организация развивающей предметно-пространственной среды группы детского сада.
3. Взаимодействие педагогов детского сада с родителями.
Актуальность проекта
Актуальность исследования.
Экспериментирование наряду с игровой, является ведущей деятельностью детей старшего дошкольного возраста. Оно способствует становлению у дошкольников целостной картины окружающего мира, основ его культурного познания, формированию познавательного интереса, развитию умений познавательно-исследовательской деятельности и речевому развитию, в том числе и обогащению активного словаря.
В ФОП ДО в разделе 15.3. «Планируемые результаты в дошкольном возрасте» отмечено, что к 5-ти годам ребенок задает много вопросов поискового характера, активно включается в деятельность экспериментирования, использует исследовательские умения и действия.
Организуя целенаправленное экспериментирование и опыты для детей 5-7 лет ПЕДАГОГ:
в области познавательного развития:
знакомит детей со свойствами объектов неживой природы (вода, воздух, песок, глина) и объектов живой природы (комнатные растения);
расширяет представление детей о многообразии предметов и материалов окружающего мира (магнит, металл, стекло, бумага, картон, кожа и т. п.) и их свойствами и качествами;
продолжать учить детей использовать приемы экспериментирования для познания объектов живой и неживой природы и их свойств и качеств.
Новизна проекта состоит в том, что педагогические условия, созданные в ходе его реализации, обеспечивают развитие у детей старшего дошкольного возраста целого комплекса исследовательских умений. Эти умения являются основой для последующего развития базовых исследовательских действий в процессе обучения в школе.
Цель проекта: создание условий для развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.
Задачи проекта:
1. Расширить представления детей о том, что такое опыты и эксперименты.
2. Ознакомить детей со свойствами объектов неживой природы (вода, воздух, песок, глина) и живых (комнатные растения).
3. Расширить представления детей о многообразии предметов и материалов окружающего мира (магнит, металл, стекло, бумага, картон, кожа и т. п.) и их свойствами и качествами.
4. Продолжать учить детей использовать приемы экспериментирования для познания объектов живой и неживой природы и их свойств и качеств.
5. Развивать исследовательские умения:
- видеть и выделять проблему;
- принимать цель деятельности, поставленную взрослым, и ставить цель самостоятельно;
- выдвигать гипотезы, предположения;
- пользоваться материалами и оборудованием для проведения экспериментов, соблюдая при этом правила безопасного поведения;
- наблюдать за проведением эксперимента: анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки и устанавливать причинно-следственные связи;
- описывать, рассказывать о ходе эксперимента, рассуждать, делать вывод, высказывать свое мнение;
- самостоятельно проводить простейшие опыты и эксперименты в аналогичных условиях.
6. Воспитывать целеустремленность, настойчивость, аккуратность, самостоятельность.
Основные направления проекта – образовательные области, включенные в ФГОС ДО:
Познавательное развитие
Социально-личностное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие.
Краткое описания проекта
Тип проекта:
- по количеству участников: групповой;
- по содержанию: интегративный;
- по продолжительности: долгосрочный (весь учебный год: сентябрь – май);
- по доминирующей деятельности: познавательно-исследовательский.
В ходе экспериментирования педагоги развивали у детей следующие исследовательские умения:
видеть и выделять проблему;
принимать цель деятельности, поставленную взрослым, и ставить цель самостоятельно;
выдвигать гипотезы, предположения и выбирать способы их проверки;
пользоваться материалами и оборудованием для проведения экспериментов, соблюдая при этом правила безопасного поведения;
наблюдать за проведением эксперимента;
анализировать, выделять существенные признаки и связи; сопоставлять, сравнивать различные факторы; устанавливать причинно-следственные связи;
описывать, рассказывать о ходе эксперимента, рассуждать, делать вывод, высказывать свое мнение;
самостоятельно проводить простейшие опыты и эксперименты в аналогичных условиях.
Тематические блоки проекта:
Блок 1. Тема «Вода»
Блок 2. Тема «Песок»
Блок 3. Тема «Глина»
Блок 4. Тема «Воздух»
Блок 5. Тема «Магнит»
Блок 6. Тема «Комнатные растения».
Темы для экспериментирования выбраны с учетом того, что все вещества, предметы и объекты хорошо знакомы детям, они встречаются с ними постоянно в обыденной жизни, в своей деятельности. Эти вещества и предметы, с которыми проводятся опыты и эксперименты, дети могут увидеть, потрогать, наблюдать за их свойствами и изменениями. Детям интересно узнать новое об этих предметах экспериментирования, рассказать то, что они о них уже знают и то, что узнали нового – в ходе наблюдений за экспериментами. Благодаря этому у детей развиваются исследовательские умения.
Режим проведения: занятия по экспериментированию проводились с детьми 2 раза в месяц: в первую и третью недели каждого месяца (в январе – во вторую и третью недели).
Длительность занятия-экспериментирования – 30 минут.
Структура занятия-экспериментирования (основные этапы):
1. Мотивация детей на предстоящую деятельность (экспериментирование).
2. Сообщение темы эксперимента.
3. Постановка проблемы.
4. Формулирование цели экспериментирования (что хотим узнать? проверить? доказать). Рассматривание детьми материалов и оборудования, необходимых для проведения эксперимента.
5. Проведение эксперимента (воспитателем или детьми) и наблюдение в ходе эксперимента. Рассказы-описания детей о том, что они наблюдали.
6. Формулировка вывода (результат эксперимента, связанный с поставленной целью).
7. Подведение итогов, рефлексия.
Методы и приемы работы с детьми:
Словесные методы: беседы (вопросно-ответный метод, объяснения, метод диалога – совместное обсуждение возникающих вопросов;
Наглядные методы: наблюдения за физическими явлениями и свойствами предметов, близких к опыту детей (таяние льда и снега, образование льда, движение воздуха – сквозняк и т. п.); схемы экспериментов; рисование этапов экспериментов;
Практические методы: показ и проведение опытов и экспериментов;
Игровые методы: познавательные организация игр с водой, песком, глиной, снегом.
Проблемные ситуации.
Основные формы реализации проекта:
- коллективные: наблюдения за опытом или экспериментом, которые проводит воспитатель;
- групповые, парные и индивидуальные: работа в малых группах по 3 человека, или в паре, или одно ребенка – самостоятельное проведение экспериментов;
- рассматривание картинок, фотографий, иллюстраций;
- просмотр презентаций, мультфильмов;
- чтение художественной литературы;
- продуктивная деятельность: рисование, аппликация, лепка;
-физкультминутки;
- детские проекты.
Организация развивающей предметно-пространственной среды старшей группы по детскому экспериментированию включает:
1. Уголок природы в группе – центр ознакомления и проведения опытов с комнатными растениями.
2. Уголок исследовательской деятельности (мини-лаборатория) – материалы и оборудование для экспериментов и опытов с водой, песком, глиной, воздухом, магнитами.
3. Библиотека в группе в виде книжного уголка – центр расширения представлений и знаний детей о воде, песке, глине, воздухе, магнитах, комнатных растениях и ухода за ними.
4. Картотека опытов и экспериментов.
В мини-лаборатории для проведения экспериментов и опытов выделены:
1. Место для сменной выставки книг и картинок по определенной теме (вода, песок, глина, воздух, магниты, комнатные растения).
2. Место для приборов и оборудования для детского экспериментирования.
3. Место для выращивания растений.
4. Место для проведения опытов.
5. Место для неструктурированных материалов (стол «песок – глина – вода» и емкости для песка, воды и т. д.)
Приборы и оборудование для мини-лаборатории:
1. Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, весы и гирьки для взвешивания, мерки длины, пипетки, линейки, щетки, мыло, песочные часы, бумага, клей и т. д.
2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы и величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки и т. д.
3. Материалы: песок, глина; природные (шишки, веточки, семена, дерево и др., бросовые (палочки, пробки, резиновые трубочки и др.).
4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, сухие листья, пенопласт, надувные шарики и др.
В мини-лаборатории на видном месте вывешены Правила безопасности при проведении экспериментов (проиллюстрированные картинками):
• Перед началом работы надевать халаты, фартуки, нарукавники.
• Во время опыта не разбрасывать песок, не тереть глаза грязными руками.
• Аккуратно пользоваться емкостью для воды.
• Своевременно поддерживать порядок на рабочем месте (подтирать разлитую на пол или стол воду).
• Нельзя брать в рот полученные в ходе опыта приготовленные растворы.
• На пипетку не следует давить сильно, может треснуть стекло.
• Нельзя брать в рот лед.
• После опыта обязательно прибраться на рабочем месте, аккуратно разложив все по своим местам.
О необходимости строгого соблюдения этих правил безопасности воспитатель напоминает детям перед проведением каждого эксперимента или опыта
Взаимодействия с родителями
Беседы.
Анкетирование и опросы родителей.
Родительские собрания.
Экскурсия в уголки экспериментирования, природы и мини-лабораторию группы. Пополнение их экспозиции.
Групповые и индивидуальные консультации.
Посещение открытых видов детского экспериментирования.
Выдача памяток и брошюр.
Семинар-практикум.
Пополнение РППС группы и детского сада.
Участие в конкурсах, проводимых в детском саду по детскому экспериментированию.
Совместные досуги и развлечения с использованием детского экспериментирования.
Этапы проекта (календарно-тематическое планирование)
№ пп Тема и форма мероприятия (деятельность воспитателя и детей) Взаимодействие с родителями Сроки Ожидаемый результат
Информационно-аналитический, организационный этап (1ая неделя сентября)
1. Ознакомительная беседа «Введение в проект» Анкетирование и опросы родителей. Установочное родительское собрание. Внесение корректив в проект по предложениям родителей. 1 неделя сентября Включённость в проект детей и родителей. Мотивация на предстоящую деятельность.
Развитие исследовательского умения видеть и выделять проблему
Внедренческий этап – основной (3я неделя сентября – 1я неделя мая)
2. Занятие-экспериментирование «Вода и ее свойства» Экскурсия в уголки экспериментирования, природы и мини-лабораторию группы. Пополнение их экспозиции. 3 неделя сентября Расширение представлений детей о том, что такое опыты и эксперименты.
Ознакомление со свойствами воды.
Развитие исследовательских умений: принимать цель деятельности, поставленную взрослым, и ставить цель самостоятельно.
3 Занятие-экспериментирование «Вода и ее свойства» Групповые и индивидуальные консультации.
Посещение открытых видов детского экспериментирования. 1 неделя октября
4 Занятие-экспериментирование «Вода и ее свойства» Помощь воспитателям по организации РППС старшей группы. 3 неделя октября
5 Занятие-экспериментирование «Вода и ее свойства» Информационный стенд для родителей. Памятки и брошюры.
Семинар-практикум по теме «Детское экспериментирование в детском саду и в домашних условиях». 1 неделя ноября
6 Занятие-экспериментирование «Песок и его свойства» Пополнение РППС группы и детского сада. 3 неделя ноября Ознакомление со свойствами песка.
Развитие исследовательских умений: выдвигать гипотезы, предположения и выбирать способы их проверки.
Будут воспитаны целеустремленность, настойчивость, аккуратность, самостоятельность.
7 Занятие-экспериментирование «Песок и его свойства» Ознакомление с картотекой экспериментов и опытов, рекомендациями по проведению экспериментирования в домашних условиях. 1 неделя декабря
8 Занятие-экспериментирование «Песок и его свойства» Посещение открытых видов детского экспериментирования. Обсуждение и анализ. 3 неделя декабря
9 Занятие-экспериментирование «Глина и ее свойства» Информационный стенд для родителей. Памятки и брошюры. 2 неделя января Ознакомление со свойствами глины.
Развитие исследовательских умений: пользоваться материалами и оборудованием для проведения экспериментов, соблюдая при этом правила безопасного поведения.
Будут воспитаны целеустремленность, настойчивость, аккуратность, самостоятельность.
10 Занятие-экспериментирование «Глина и ее свойства» Родительское собрание «Семейный опыт по детскому экспериментированию» 3 неделя января
11 Занятие-экспериментирование «Глина и ее свойства» Групповые и индивидуальные консультации. 1 неделя февраля
12 Занятие-экспериментирование «Глина и ее свойства» Помощь воспитателям по организации РППС старшей группы. 3 неделя февраля
13 Занятие-экспериментирование «Воздух и его свойства» Участие в конкурсах, проводимых в детском саду по детскому экспериментированию. 1 неделя марта Ознакомление со свойствами воздуха.
Развитие исследовательских умений: наблюдать за проведением эксперимента: анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки и устанавливать причинно-следственные связи.
14 Занятие-экспериментирование «Воздух и его свойства» Информационный стенд для родителей. Памятки и брошюры.
3 неделя марта
15 Занятие-экспериментирование «Магнит» Групповые и индивидуальные консультации. 1 неделя апреля Ознакомление со свойствами магнита.
Развитие исследовательских умений: описывать, рассказывать о ходе эксперимента, рассуждать, делать вывод, высказывать свое мнени
16 Занятие-экспериментирование «Комнатные растения» Посещение открытых видов детского экспериментирования. Обсуждение и анализ. 3 неделя апреля Ознакомление со свойствами комнатных растений (влагоустойчивость и засухоустойчивость).
Развитие исследовательских умений: самостоятельно проводить простейшие опыты и эксперименты в аналогичных условиях.
Будут воспитаны целеустремленность, настойчивость, аккуратность, самостоятельность.
17 Занятие-экспериментирование «Комнатные растения» Совместные досуги и развлечения с использованием детского экспериментирования.
1 неделя мая
Рефлексивно-обобщающий – заключительный этап (3я неделя мая)
18 Научная конференция «Эксперименты: что мы знаем, что умеем» Родительское собрание «Подведение итогов работы за год». 3 неделя мая Закрепление представлений о свойствах объектов живой и неживой природы и исследовательских умений.
Будут воспитаны целеустремленность, настойчивость, аккуратность, самостоятельность.
Результаты реализации проекта
В работе с дошкольниками:
Расширятся представления детей о том, что такое опыты и эксперименты.
Дети ознакомятся со свойствами объектов неживой природы (вода, воздух, песок, глина) и живых объектов (комнатные растения).
Расширятся представления детей о многообразии предметов и материалов окружающего мира (магнит, металл, стекло, бумага, картон и т. п., их свойствах и качествах.
Дети научатся использовать приемы экспериментирования для познания объектов живой и неживой природы, их свойств и качеств.
5. Разовьются исследовательские умения:
- видеть и выделять проблему;
- принимать цель деятельности, поставленную взрослым, и ставить цель самостоятельно;
- выдвигать гипотезы, предположения;
- пользоваться материалами и оборудованием для проведения экспериментов, соблюдая при этом правила безопасного поведения;
- наблюдать за проведением эксперимента: анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки и устанавливать причинно-следственные связи;
- описывать, рассказывать о ходе эксперимента, рассуждать, делать вывод, высказывать свое мнение;
- самостоятельно проводить простейшие опыты и эксперименты в аналогичных условиях.
6. У детей будут воспитаны целеустремленность, настойчивость, аккуратность, самостоятельность.
В работе с родителями:
Расширятся знания о детском экспериментировании.
Родители овладеют умениями проведения экспериментов детьми в домашних условиях.
Повышение уровня удовлетворенности родителей взаимодействием с педагогами детского сада по вопросам детского экспериментирования.
В перспективе:
Разработать методические рекомендации для педагогов ДОО и родителей по использованию детского экспериментирования как средства развития исследовательских умений старших дошкольников.
Подобрать диагностический инструментарий для определения уровня сформированности исследовательских умений у старших дошкольников и провести с его помощью педагогическую диагностику.
Разработать аналогичный проект для детей подготовительной к школе группы, включить в него новые тематические блоки: камни, семена растений; металл, стекло, бумага, картон и др.